Беседа "Школьная форма"
материал на тему

Зуева Светлана Дмитриевна

Все о плюсах школьной формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_forma.rar2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Школьная форма

Каждый из родителей помнит то время, когда был ребёнком и ходил в школу. Школьная форма – платьица с фартучками у девочек, брючки с курточками у мальчиков – непременный атрибут школьного детства нынешних родителей современных школьников. Сейчас, когда прошло много времени после отмены школьной формы, вопрос о её возвращении поднимается всё чаще и чаще.

Нужна ли школьная форма в современной системе образования? Сейчас нет единой точки зрения по этому вопросу. О том, как должна выглядеть форма для школьников, мнения тоже расходятся.

        Какой должна быть школьная форма для девочек, чтобы школьницы не выглядели уныло и носили форму с удовольствием? При этом желательно, чтобы девочки имели возможность как-то разнообразить свой школьный гардероб, меняя те или иные детали в одежде. А какой должна быть современная школьная форма для мальчиков, чтобы они чувствовали себя в ней одинаково комфортно и на уроках, сидя за партой, и на переменке, когда им хочется дать выход своей энергии? И чтобы при этом форма мальчика всегда могла выглядеть опрятно?

Преимущества школьной формы

Для того чтобы определиться с вопросом, нужна ли вообще школьникам стандартная форма, стоит определить все плюсы и минусы возврата к её ношению. Сегодня вопрос о том, вводить или нет ношение формы для школьников, находится полностью в ведении администрации школ. И, как правило, почти все учителя считают преимущества школьной формы очевидными. Они говорят, что из-за отсутствия единой формы страдает даже дисциплина учащихся. Школьники не чувствуют себя причастными к своей школе, не осознают себя членами одного коллектива. Не случайно даже сегодня, когда не существует обязательного ношения формы, самым большим спросом пользуется школьная форма для 1 класса. Ведь, надев форму, малыши переполняются гордостью: «Теперь я школьник!»

Очевидным преимуществом школьной формы могло бы стать то, что она значительно ограничивает возможность учеников конкурировать друг с другом в одежде. Стильная школьная форма способна устранить визуальную разницу между детьми из семей с разным уровнем достатка, и каждый ученик будет чувствовать себя уверенно.

        Если будет существовать единая форма, то государство сможет дотировать её производство. Государственная дотация помогла бы поддерживать невысокие цены, а недорогая школьная форма существенно снизила бы расходы на обучение в бедных семьях. Кроме того, если единый стандарт на форму принимался бы на государственном уровне, то это служило бы гарантией соответствия школьной одежды санитарно-гигиеническим требованиям.

        В то же время все понимают, что введение школьной формы не должно вызвать у школьников, особенно старшего возраста, чувства протеста. Детям не всё равно, в чём они будут каждый день представать перед своими сверстниками. Необходимо, чтобы красивая школьная форма нравилась ученикам, а для этого она должна быть не только удобной, но и модной.

Минусы школьной формы

Называя преимущества, нельзя не упомянуть и минусы школьной формы. И самый главный минус формы в том, что она несёт в себе элемент уравнительности. Школьники, которые каждый день носят форму, лишены возможности выражать свою индивидуальность с помощью одежды (в конвенции о правах ребёнка говорится о том, что каждый из детей имеет право выражать свою индивидуальность любым способом).

        Требование носить ту или иную форму одежды само по семе является насилием над личностью. Опасно оно и тем, что может использоваться школьными работниками для давления на неугодных учеников.

        Приобретение формы может стать тяжёлым бременем для малообеспеченных семей. В семьях с небольшим достатком ежегодные покупки для школы отнимают значительную часть бюджета, даже если им предстоит только покупка учебников и тетрадей. Если же нужно будет купить ещё и комплект школьной одежды на каждого ребёнка, то это станет немалой проблемой для многих семей.

Ношение школьной формы никак не регламентируется государством. Решение о единой форме принимается администрацией школы и родительским комитетом. Сегодня единая форма – главный признак хорошей школы. В каждом городе и даже в каждой школе может быть своя форма. А было время, когда обязательная школьная форма не отличалась разнообразием, хоть и меняла свой вид в разные годы.

Как менялась школьная форма с течением времени?

Гимназическая форма в дореволюционной России. Униформа в школах и гимназиях России была обязательной для всех учащихся. А своё начало история школьной формы берёт в 1834 году, когда была утверждена общая для всех гражданских мундиров система, в том числе и для школ и средних учебных заведений. Форма учащихся носила полувоенный характер. Фуражки, шинели и гимнастёрки, которые надлежало носить учащимся разных учебных заведений, были сходны по фасону. Отличались они только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Летом на тулью фуражки надлежало надевать чехол. Зимой, в сильные морозы, учащиеся надевали башлык и наушники из фетра.

        Повседневная форма, которую носили гимназисты, представляла собой суконную синюю гимнастёрку с серебряными пуговицами, подпоясанную чёрным лаковым ремнём, и чёрные брюки без канта. Дополнялась форма чёрными ботинками на шнуровке. Летом, вместо синей суконной гимнастёрки, гимназисты носили светлые гимнастёрки из более лёгкой ткани.

Старшеклассникам разрешалось ходить не в гимнастёрках, а в похожих на морской китель курточках со стоячим воротником.Если куртки и гимнастёрки в некоторых гимназиях были не синего цвета, а серого, то брюки всегда и у всех были только чёрного цвета.

        Положение о форме для гимназисток было утверждено в 1896 году. Девочки должны были носить коричневое платье, поверх которого надевался чёрный, а в праздничные дни белый фартук. Дополняла гимназическую форму для девочек соломенная шляпка.Учителя и в первую очередь надзиратели строго следили за тем, чтобы учащиеся соблюдали все правила ношения гимназической формы.

        Школьная форма в Советском Союзе. В 1918 году гимназическую форму признали пережитком буржуазного прошлого, и она была отменена. Старая форма с презрением воспринималась как символ принадлежности к высшему сословию – с одной стороны, и как символ подневольности и полной несвободы учащегося – с другой стороны. На фоне классовой борьбы ненависть к старой форме вполне понятна. Но была и ещё одна причина отказа от формы – это бедность. Дети ходили в школу в той одежде, которую в состоянии были предоставить их родители.

        Со временем встал вопрос о необходимости школьной формы, и в 1948 году учащиеся вновь её получили. По внешнему виду она ничем не отличалась от гимназической формы – те же цвета, те же аксессуары, тот же покрой. Отличие было только в том, что девочкам не нужно было носить соломенные шляпки.

        С 1975-1976 учебного года у мальчиков изменилась ткань, из которой шили их брюки и курточки – теперь их шили из полушерстяной ткани синего цвета. Изменился и покрой курточек – они стали напоминать джинсовые куртки с погончиками на плечах и характерными нагрудными карманами. Сбоку на рукаве появилась эмблема.

 В начале 1980-х годов ввели форму для старшеклассников. Девочки же продолжали носить коричневое платье с фартуком. И только в 1984 году для девочек разработали и ввели костюм – тройку синего цвета. Он состоял из юбки со складками впереди, жилета и пиджака с накладными карманами. А в 1988 году школьницам Ленинграда и районам Сибири и крайнего севера разрешили носить зимой синие брюки.

Школьная форма в наши дни

В наши дни возрождается традиция ношения школьной формы, и единая форма опять становится актуальной. Все самые лучшие школы, лицеи и гимназии возвращаются к обязательному ношению школьного костюма. Но современная форма школьника совсем не имеет ничего общего с унылой и неудобной советской формой.

Современная форма школьника – это красивая и качественная одежда, которая шьётся по современным швейным технологиям. При пошиве такой одежды производители школьной формы соблюдают все требования современной моды и используют только качественные материалы. Сегодня школам и гимназиям доступна такая услуга, как школьная форма на заказ – специалисты помогут разработать и воплотить в жизнь корпоративный школьный стиль. И если ребёнку, который учится в такой школе, придётся по вкусу школьная форма, он будет гордиться своим внешним видом. Кроме того, единый корпоративный стиль – это не только чувство гордости за свой внешний вид, но и умение носить одежду делового стиля, и желание работать в одной команде. Кроме того, дети и их родители избавляются от ежедневного решения проблемы: «В чём сегодня идти в школу?»

Готовимся к школе заранее!

На российском рынке представлено множество производителей школьной формы. И покупки можно совершать, даже не выходя из дома – в интернете есть сайты, на которых можно посмотреть каталоги готовой одежды, подобрать и заказать понравившиеся модели через интернет-магазин.

Для девочек было бы лучше, чтобы вместо платьев это были юбка с жакетом или сарафан и светлые кофточки, которые можно было бы менять. Для мальчиков лучше подойдёт классический костюм-тройка. Ткань для костюмов надо подбирать натуральную, без аккумулирующих статическое электричество синтетических добавок. Для весны и осени больше подходит форма изо льна и хлопка, а для зимы – кашемир и шерсть.

        Следует принять во внимание, что школьная форма для детей – не праздничный наряд, а деловая повседневная одежда, которую школьник надевает 5 раз в неделю. Поэтому для неё предпочтительны спокойные, приглушенные тона. Яркие цвета будут утомлять ребёнка и могут вызвать чувство раздражения. Сочетание чёрного и белого цветов тоже лучше избегать, контрастные цвета способны вызвать головную боль. Больше всего подходят для школьной формы бежевый или приглушённый зелёный цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы государственного устройства и Формы государственного правления

Опорный конспект. Формы государственного устройства и Формы государственного правления.  10 класс....

Понятие формы. Многообразие форм окружаещего мира

Данный материал является разработкой урока с прменением компьютерных технологий (работа в Wordили в Paint)...

О СПЕЦИФИКЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Существующие образовательные программы не предполагают изучения иностранного языка с первого класса даже в школах с углубленным изучением иностранных языков. Учитывая  возраст обучающихся и прису...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

«Создание формы для многотабличной базы данных «Студенты». Создание и установка связи между главной и подчинённой формами». (Методическое пособие для выполнения практической работы)

Методическое пособие по выполнению практической работы по теме "Разработка форм в базе данных" содержит теоретическую часть,порядок  создания формы, практическое задание и вопросы для самок...

Планетарные формы рельефа. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

 Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом....

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

На данном уроке учащиеся проникают во «внутренний мир» предметов: знакомятся с понятиями формы и конструкции. Все предметы строятся из геометрических тел. Предметы простой формы (яблоко, книга) в свое...