Я и мир профессии
классный час (9 класс) по теме

Шипигусева Светлана Анатольевна

классный час по профориентации для учащихся 9 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_klassnyy_chas_poslednyaya_versiya.docx78.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Я и мир профессий»

(Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса)

Цели:

  1. активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Задачи:

1) Формировать у учащихся активного и ответственного отношения к жизни;

2) 3) Расширить знания учащихся о мире профтруда;

4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

Время: 45 мин.

Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Информационный блок (с элементами беседы, тренингом и проблемной ситуацией).

3. Практический блок.

4. Заключительная беседа.

Результат:

  1. Знакомство с новыми профессиями ( востребованными в классе).
  2. С помощью теста узнать о своих возможностях и склонностях.
  3. Развитие организаторских способностей ( ведущие).

Ведущий 1. Ребята,  тема нашей встречи "Я и мир профессий". Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем.

Ведущий 2. Да, это задача не из легких! Но паниковать не будем! Надо спокойно во всем разобраться для этого мы и собрались сегодня.

Ведущий 1. Тема нашего классного часа « я и мир профессий» Как вы думайте о чем сегодня пойдет речь .

Классный руководитель 

Ведущий 1. Для того чтобы правильно выбрать профессию, во-первых, надо разобраться в самих себе, в своих склонностях и способностях. Во-вторых, в настоящее время в мире насчитывается  свыше 55 тыс. профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий — 8—10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Вот почему знакомство с современными профессиями необходимо.

Ведущий 1: «Кем вы работаете?» - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже дети интересуются: «А кто твои мама и папа?», ведь профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик любого человека… Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье. Огромное многообразие мира профессий – следствие того, что один человек не в состоянии делать всё нужное для жизни. Для выполнения своей работы человеку необходимы определённые знания и навыки. Так появились профессии.

Ведущий 1: Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Кроме того профессия  – это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Ведущий 2: Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

Поднимите руки, кто уже выбрал профессию?

Кто пока не определился?

Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Классный руководитель:

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок.

Ведущий 1: Самыми востребованными профессиями в Перми продолжают оставаться строительные: бетонщик, арматурщик, каменщик.

В журнале "Обучение и карьера в России и за рубежом" были рассмотрены 12 специальностей, которые будут востребованы через пять-семь лет:

  1. Политология;
  2. Юриспруденция;
  3. Менеджмент организации;
  4. Финансы и кредит;
  5. Бухгалтерский учет, анализ и аудит;
  6. Мировая экономика;
  7. Экономика и управление на предприятии;
  8. Реклама;
  9. Маркетинг;
  10. Связи с общественностью (PR);
  11. Психология;
  12. IT-технологии.

Ведущий 2: В последнее время в России появились новые профессии. Мы коротко расскажем о некоторых из них.

Имиджмейкер Помогает создать образ преуспевающего человека.

Он определяет типаж клиента, опираясь на линии его фигуры и лица, подбирает одежду, прическу и обувь, выявляет стиль, создает профессиональный образ и даже корректирует поведение клиента.

Ведущий 1:Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Ведущий 2 :Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы.

Ведущий 1:Арт -директор Работают арт-директоры в рекламных агентствах, на радиостанциях, в телевизионных компаниях, издательских домах, web-студиях.

Ведущий 2:Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

Классный руководитель:

Ведущий 2: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Классный руководитель:

Ведущий 1: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.


Ведущий 2: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Ведущий 1: Каждая команда получила карточку с четырьмя предложениями, которые необходимо закончить за 1 минуту. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

  1. Люди работают ради…
  2. Настоящий труд – это…
  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
  4. В любом профессиональном труде самое важное…                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Слово классному руководителю 

Ведущий 1: У вас на столах лежат  карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:

А) почти или совершенно исчезли;
Б) появились только в XX веке;
В) появятся в будущем.

Классный руководитель

Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.

Для справки:

А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;

Б) появились в 20 веке: программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;

В) появятся в будущем: профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

Ведущий 2: Ребята, хорошо, если рядом с вами находится человек, который может посоветовать в выборе профессии, помочь освоить. Но вот представьте себе, что вы – современные люди XXI века – попадаете на … необитаемый остров!

На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна… Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время 1 минута.

Слово классного руководителя

(на лист бумаги записываем итоговый выбор 10 профессий).

Ведущий 1: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку.

Ведущий 2: Каждый человек, внося свою посильную лепту в общий труд, в итоге работает не только для других людей, но и на себя тоже. А, может быть, наоборот, работая на себя, в итоге получается, что результат труда - для всех людей.

Классый руководитель.

Есть три слагаемых выбора профессии .

Хочу---------------мои желания, моя будущая профессия должна быть в радость, а не в тягость.

Могу------Человек должен обладать набором  профессионально  важных для этой работы качеств : интеллектуальных, физических , психологических. способности и возможности.

Надо--------востребованность профессии. Профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

Представим себе наши «Хочу», «могу», «надо» в виде трех окружностей.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем — они практически накладываются друг на друга, очень много точек соприкосновения.

 Проблемная ситуация

Классный руководитель. Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

— Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то , а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

— Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.

— Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.

Классный руководитель. Как же у Саши получился такой удачный выбор?

Вопросы-подсказки: Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Знает ли Таня, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе?— У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

 У Лены выбор оказался удачным, но прочный ли это  выбор? (не очень) Почему? Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Чтобы вы посоветовали Тане и Лене?

Примерные ответы детей:

— Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

— Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

А как вы думаете какой круг можно ещё добавить к этим трем. Круг ЕСТЬ. А что у вас уже есть . Это ваши знания , учения, навыки, качества , которыми вы располагаете уже сегодня.. С декабря 2012 года при поступлении после 9 класса самым главным будет проходным баллом будет средний балл аттестата и портфолио учащегося. Поэтому вам нужно обратить особое внимание на оценки которые пойдут в аттестат и продолжать формировать своё портфолио.

Ведущий 1: В следующее задание может быть, немного поможет вам разобраться в себе тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с. За временем следит Гера и играет фоном медленная музыка

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Ведущий 2: Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути. 

Ведущий 1: Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Классный руководитель: Есть в русском языке хорошее высказывание « НАЙТИ СЕБЯ». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей :

- Узнать себя, открыть свои таланты, способности, дарования.

-Узнать , что тебе нравится , чем хочется заниматься,

-Найти применение своим талантам.

- Найти своё призвание.

Классный руководитель: Найти себя- значит понять своё призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете , можно ли это быстро сделать, допустим в день окончания школы?

Действительно , поиски себя – это длительный процесс. И он может продолжаться  всю жизнь .Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело  и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и своё счастье. Об этом говорил великий русский педагог Константин Ушинский.

Рефлексия:

  1. Что полезного для себя вы возьмете с этого классного час?
  2. Что нового вы узнали для себя и о себе?
  3. В чем вы утвердились, а может быть разочаровались ?

Друзья берегите минуту и час

Любого из школьных дней!

Пусть станет профессором каждый из вас

В профессии  нужной своей!

Успехов Вам в поиске главного дела жизни.!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир профессий. Выбор профессии.

Открытый урок для 11 класса....

Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"

Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....

Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"

Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...

Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»

В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...