Классный час "Семья и семейные ценности"
классный час (9 класс) по теме

Ветрова Александра Витальевна

Дискуссионно-практический клуб о роли семьи в жизни каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_v_9_b_klasse_semya_i_semeynye_cennosti.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов»

Методическая разработка

классного часа на тему:

«Семья и семейные ценности»

(9 класс)

Разработала:

Ветрова Александра Витальевна,

классный руководитель 9 «Б» класса

Губкин, 2012 год

Цель: создание условий для усвоения ценностей продолжения рода, семейных традиций, уважения к старшим, преемственности поколений, гражданского служения Отечеству.

Задачи: раскрыть понятия «Семья» и «Семейные ценности», показать значение семьи в жизни каждого человека и общества в целом, выявить проблемы гармоничного развития семьи и формирования семейных ценностей, показать роль связи поколений в процессе формирования полноценной гармонично развитой личности, возбудить интерес к истории своей семьи.

Возраст воспитанников: 15-16 лет.

Форма проведения: дискуссионно-практический клуб.

Оборудование: компьютерная и проектирующая техника, презентация, фотографии членов семьи, стихотворения о семье, письменные принадлежности (листы бумаги, ручки).

Ход классного часа:

  1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята. Мы вновь встретились в стенах нашей уютной гостеприимной школы, после каникул каждый из вас рад снова встретить своих одноклассников, поделиться впечатлениями, рассказать о прекрасном времени, проведенном со своей семьей в период летнего отдыха.  Многие ловили себя на мысли, что являетесь членами одной дружной семьи – школьной, где родители (хоть их и много) – это учителя, а дети… есть дети. А что же такое семья? Может ли человек жить без семьи? Какое значение имеет семья для каждого из нас?

( Звучат мнения, предположения ребят)

  1. Основная часть.

В зависимости от того или иного фактора существует множество определений семьи.

В словаре С. И. Ожегова семья определяется как группа живущих вместе родственников.  В толковом словаре В. И. Даля сказано, что само слово «семья» — древнерусского происхождения, обозначающее «челядь», «домочадцы». В восточно-славянских языках это слово связано с понятием территориальной общности. Несомненна связь слова «семья» с древнерусскими понятиями «семя» — «потомство и «семьиться» — «сходиться», «скопляться».

Семья — отношение между супругами, родителями и детьми. Члены этой конкретно-исторической системы связаны родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью. Понятие семьи предполагает ее пространственную локализацию — жилище, совместное проживание. Экономическую основу семьи составляет собственность, совместное имущество, включая жилище, дом, доход, кооперацию домашнего труда, организацию быта и потребления.

        Как вы считаете, существует ли наука, изучающая институт семьи? Как она называется?

Воспитанники: (Дети делают предположения).

           Учитель: Семьеведение — наука о семье. Семья как объект научного изучения не имеет аналогов, так как находится на стыке теоретического осмысления всех общественных наук и ряда естественных наук.

        Типы семейных структур многообразны: гомогенные и гетерогенные по критерию социального положения супругов.

        Большинство семей имеют брачную форму. Брак—общественная санкция, определяющая форму семьи, принятую в данном обществе. Брак отличается историческими, традиционными и национальными особенностями, обычно юридически закрепленными. Брачные установления позволяют обществу упорядочивать и санкционировать формы семейной жизни. Другими словами брак — это законный союз мужа и жены, супружество.

        Слово «брак» у древних восточных славян означало «празднество», «женитьба», «свадьба». Исходной формой является восточнославянское borkъ — «брать», «браться», «вступать в брак».

В строгом смысле слова семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей. Семья в брачной и внебрачной форме является единственным социальным институтом, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социально-демографические процессы и происходит передача традиционной информации от родителей к детям, во все времена и у всех народов.

Как малая социальная группа семья является автономной субстанцией общества, характеризующейся различной структурой, спецификой жизнедеятельности, трансляцией семейного опыта, ценностей, норм, традиций, ритуалов, межпоколенной преемственностью. С другой стороны, семья как самостоятельная социальная единица входит в состав социума.

Семья является амортизационной опорой личности по отношению к обществу.

        Каково же значение семьи по отношению к обществу?

        Воспитанники: высказывают предположения.

        Учитель: Посредством рождения детей и их социализации, физического и социокультурного замещения поколений семья обеспечивает само существование общества и его функционирование. Таким образом, семья самостоятельно воздействует на ход исторического процесса. Значимость семьи обусловлена не только ее уникальной ролью в воспроизводстве человеческого рода, но и важнейшей функцией в экономической сфере общества. Семья обеспечивает экономику рабочей силой и потребительским спросом, ведением домашнего хозяйства, формированием и использованием семейного бюджета.

        Ребята, предлагаю из предложенных карточек собрать те, которые относятся к понятию «семья».

          Воспитанники: составляют группы из терминов.

        Учитель: Предлагаю разбиться на семейные группы, распределив между членами семьи статусы: мамы, папы, дедушки, бабушки, сына, дочери и т.д.

        Воспитанники: выполняют условия.(Мама – заботится, оберегает, кормит, учит, помогает; папа – заботится, защищает, обладает силой; бабушка – добрая, щедрая, заботливая, надежная; дедушка – веселый, беззаботный).

        Учитель: ребята, а теперь ваша задача придумать биографию своей семьи и через 5-7 минут глава семейства ее озвучит. Кроме того каждый член семьи назовет те функции (обязанности), которые он выполняет в этой семье.

        Воспитанники: продумывают, и защищают честь своей семьи.

  1. Физкульт-минутка:

Учитель:  Вы хорошо потрудились, пора и отдохнуть. На экране высвечены пословицы, окончание которых перепутаны. Задача каждой семьи как можно быстрее составить правильные поговорки и по очереди правильно их прочитать. За каждую пословицу присваивается 1 балл.

  1. В гостях хорошо,
  2. Дом без хозяйки-
  3. Не нужен клад,
  4. Чем богаты,
  5. Когда семья вместе,

  1. так и душа на месте.
  2. когда в семье лад.
  3. сиротка.
  4. а дома лучше.
  5. тем и рады.

        Воспитанники: под музыку выполняют задание.

        Учитель: ребята, как мы установили, семья играет важнейшую роль в жизни каждого человека. Она дает опору и поддержку, помогает в трудных жизненных ситуациях. Недаром, древние люди объединялись в племена – выжить сообща в природе гораздо легче, нежели поодиночке. Вероятно и ваша семья для вас имеет огромное значение. Какое?

        Воспитанники: оказывает финансовую поддержку, обеспечивает кров, одежду, питание, дает образование и т.д.

        Учитель: но все семьи разные, в чем же их различия?

        Воспитанники: разделяются на полные и неполные, многодетные, по финансовому положению, происхождению и т.д.

        Учитель: верно. Предлагаю охарактеризовать вашу семью, исходя из ее истории. Для этого постарайтесь воспроизвести гениологическое древо.

        Воспитанники: составляют, рассказывают о корнях  своих семей.

  1. Рефлексия.

Учитель: молодцы, мы сегодня познакомились поближе с вашими истоками, определили понятие семьи, ее ценностей, а также функции. У вас на столах расположены карточки-смайлики. Поднимите ту, которая соответствует вашему впечатлению от нашего занятия.

Воспитанники: выполняют задание.

  1. Заключение.

Учитель: спасибо за прекрасное занятие. Придя домой, обязательно составьте гениологическое древо вашей семьи вместе с родителями и никогда не забывайте ваших предков. А в заключение проведем тест на выявление, какими вы будете родителями.

  1. Тест.

Тест «Какими вы будете родителями?»

1. Двух-четырёхмесячный малыш в кроватке. Он плачет, хотя и здоров, сыт, сухой. Что сделаете вы?

        а) дадите пустышку;

        б) возьмёте на руки и успокоите;

        в) оставите в кроватке: «Поплачет, поплачет и перестанет».

2. Ребёнок-дошкольник капризничает, не ест, хотя хорошо ел:

        а) вы дадите ему другое блюдо;

        б) разрешите ему выйти из-за стола;

        в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест всё.

3. Ваш ребёнок во дворе поссорился со сверстниками:

        а) вы идёте во двор и разбираетесь со сверстниками;

        б) советуете ребёнку самому уладить конфликт;

        в) предлагаете остаться дома и заняться чем-нибудь.

4. Вы увидели, что ребёнок-школьник читает художественную литературу, а уроки ещё не сделал:

        а) начнёте его ругать и кричать;

        б) сядете рядом и разберётесь вместе домашнее задание;

        в) без слов заберёте книгу и унесёте в другую комнату.

5. Ваш сын (дочь) скрыл от вас полученную двойку:

        а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете всё, кроме уроков;

        б) попытаетесь помочь исправить положение;

        в) физически или как-нибудь иначе наказываете ребёнка.

6. Ваш сын (дочь) – десятиклассник гораздо позже назначенного времени вернулся домой:

        а) запретите гулять вообще;

        б) обсудите случившее, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

        в) накажите.

        Из трёх ответов выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – а, б, в.

        Если а) – вы будете авторитарным родителем, который мало своему ребёнку, мало понимает его потребности.

        Если б) – вы будете родителем понимающим, признающим право ребёнка на личный опыт, даже ошибки и пытающийся научить его отвечать за себя и свои поступки.

        Если в) – вы будете родителем, не пытающимся понять ребёнка, лучшим вашим методом воспитания станет порицание и наказание.

Использованные источники информации:

  1. Терешкина И.А. Информационно-творческий проект «Моя семья. Моя родословная» // Классный руководитель. – 2008.- № 5.- С.32.
  2. Тимонина Л.И. Родительское собрание «Как на самом деле любить своих детей» // Классный руководитель. – 2008.- № 2.- С.62.
  3. http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5241-semya-i-semeynye-cennosti.html
  4. http://www.uchportal.ru/load/192-1-0-30373
  5. http://www.ippk.ru/attachments/article/2159/Урок_Семья%20и%20семейные%20ценности_Петухова.docx-1.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Семья. Семейные ценности".

Целью этого классного часа является формирование у детей представления о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, заботливое о...

Классный час" Семья.Семейные ценности".

Разработка классного часа....

Классный час: Семья. Семейные ценности.

Классный час: Семья. Семейные ценности.Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, ...

Классный час в 7 классе «Ценность родства и семейные ценности»

Цель: воспитывать у детей чувство гордости за свою семью, фамилию, за своих родителей.Задачи: ·        подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого челове...

Классный час: "Семья. Семейные ценности"

МЕтодическая разработка классного часа...

Методическая разработка классного часа "Дела семейные Ценность брака в современном мире"

классный час "Дела семейные Ценность брака в современном мире"...