Правила безопасного поведения при землетрясении
классный час (9 класс) по теме
Классный час для 9 класса по теме "Землетрясение. Правила безопасного поведения при землетрясении".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_povedeniya_pri_zemletryasenii_winrar.rar | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Кореновский район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Бюджетное УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
Классный час для учащихся
9 класса
«Правила безопасного поведения при землетрясении»
Разработала
классный руководитель 9 «В»
учитель математики
Дударева Наталья Романовна
г. Кореновск
2013 год.
Цель классного часа:
- познакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС России о том, как подготовиться к землетрясению, как вести себя во время и после землетрясения, чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих.
Задачи классного часа:
- расширить знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;
- сформировать у учащихся мнение об опасности землетрясения;
- закрепить навыки безопасного поведения учащихся при внезапном землетрясении.
5. Презентация «Правила поведения при землетрясении».
Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности, география, история.
Вопросы классного часа:
- Что такое землетрясение
- Как подготовиться к землетрясению;
- Как вести себя во время землетрясения;
- Как действовать после землетрясения.
Ход классного часа:
Организационный момент
- Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим классный час по теме «Землетрясения. Правила безопасного поведения при землетрясении». Я надеюсь, что все, вы, готовы познакомиться с этим удивительным природным явлением, но в тоже время очень опасным стихийным бедствием. Слайд 1
Что такое землетрясение?
В чем опасность этого стихийного бедствия?
Как ученые оценивают мощность землетрясения? Слайд 2
Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Точку в земной коре, из которой расходятся сейсмические волны, называют гипоцентром землетрясения.
Место на земной поверхности над гипоцентром землетрясения по кратчайшему расстоянию называют эпицентром. Интенсивность землетрясения оценивается по 12-ти бальной сейсмической шкале (MSK-86), для энергетической классификации землетрясений пользуются магнитудой.
Условно землетрясения подразделяются на слабые (1-4 балла), сильные (5-7 баллов) и разрушительные (8 и более баллов). При землетрясениях лопаются и вылетают стекла, с полок падают лежащие на них предметы, шатаются книжные шкафы, качаются люстры, с потолка осыпается побелка, а в стенах и потолках появляются трещины. Все это сопровождается оглушительным шумом.
После 10-20 секунд тряски подземные толчки усиливаются, в результате чего происходят разрушения зданий и сооружений. Всего десяток сильных сотрясений разрушает все здание. В среднем землетрясение длится 5-20с. Чем дольше длятся сотрясения, тем тяжелее повреждения. При землетрясении в г. Нефтегорске Сахалинской области (1995 г.) под обломками разрушенного города погибло около 2 тыс. человек.
Признаки землетрясения Слайд 3
Некоторые особенности в поведении животных могут подсказать человеку, что приближается землетрясение. Чувствуя неизбежные земные толчки, собаки воют, лошадь может понести, а птицы беспокойно описывают в небе круги. В 1975 году жители одного китайского города обратили внимание на странное поведение животных и вовремя оставили свои дома – через несколько часов случилось землетрясение.
В сейсмически опасных зонах ученые регулярно берут пробы воды из колодцев и скважин. Разрывам подземных пород может предшествовать ломка их кристаллической структуры, когда через образовавшиеся щели в подземные воды (и оттуда – в скважины) попадает газ радон. Повышение уровня содержания радона в колодезной воде говорит о возможности скорого землетрясения. Слайд 4
Землетрясению может предшествовать высвобождение электрически заряженных газов. Такие газы могут иметь характерное свечение. Ученые также обнаружили, что перед землетрясением над линией разлома может выделяться газообразный водород – в количествах, превышающих обычные в десять раз.
Специальные приборы – тензодатчики – помогают обнаружить любые отклонения в силе напряжения по линиям разломов и возникающие в результате этих процессов гигантские трещины, которые могут тянуться на несколько километров под землей и на ее поверхности. Инклинометр, похожий на плотницкий уровень, определяет перемещения земной коры, а помещаемые под линией разлома проводные датчики оповещают о любых необычных движениях в земной толще.
Самым точным прибором для обнаружения приближающегося землетрясения является сейсмограф.
Как подготовиться к землетрясению
Заранее продумайте план действий во время землетрясения при нахождении дома, на работе, в кино, театре, на транспорте и на улице. Разъясните членам своей семьи, что они должны делать во время землетрясения и обучите их правилам оказания первой медицинской помощи.
Держите в удобном месте документы, деньги, карманный фонарик и запасные батарейки. Имейте дома запас питьевой воды и консервов в расчете на несколько дней. Уберите кровати от окон и наружных стен.
Закрепите шкафы, полки и стеллажи в квартирах, а с верхних полок и антресолей снимите тяжелые предметы. Опасные вещества (ядохимикаты, легковоспламеняющиеся жидкости) храните в надежном, хорошо изолированном месте. Все жильцы должны знать, где находиться рубильник, магистральные газовые и водопроводные краны, чтобы в случае необходимости отключить электричество, газ и воду.
Порядок действий при заблаговременном оповещении о землетрясении. Слайд 5.
- прослушать информацию по каналам радио и телевещания;
- отключить газ, воду, электричество;
- собрать личные вещи, взять документы;
- выйти из дома и проследовать на сборный эвакуационный пункт или в безопасное место, указанное специалистами МЧС.
Что касается личных вещей, то возникает вопрос: Что необходимо взять с собой? Это вы решаете самостоятельно, но знайте о том, что эти вещи должны занимать минимум места и нести их вам придется самим.
Как действовать во время землетрясения слайд 6-9
Ощутив колебания здания, увидев качание светильников, падение предметов, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, не поддавайтесь панике (от момента, когда Вы почувствовали первые толчки до опасных для здания колебаний у Вас есть 15 – 20 секунд). Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости.
Покидая помещение, спускайтесь по лестнице, а не на лифте. Оказавшись на улице – оставайтесь там, но не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство. Сохраняйте спокойствие и постарайтесь успокоить других!
Если Вы вынужденно остались в помещении, то встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры. Если возможно, спрячьтесь под стол – он защитит вас от падающих предметов и обломков. Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели.
Если с Вами дети – укройте их собой. Не пользуйтесь свечами, спичками, зажигалками – при утечке газа возможен пожар. Держитесь в стороне от нависающих балконов, карнизов, парапетов, опасайтесь оборванных проводов. Если Вы находитесь в автомобиле, оставайтесь на открытом месте, но не покидайте автомобиль, пока толчки не прекратятся. Будьте в готовности к оказанию помощи при спасении других людей.
Как действовать после землетрясения слайд 10-12
Окажите первую медицинскую помощь нуждающимся. Освободите попавших в легкоустранимые завалы. Будьте осторожны! Обеспечьте безопасность детей, больных, стариков. Успокойте их. Без крайней нужды не занимайте телефон. Включите радиотрансляцию.
Подчиняйтесь указаниям местных властей, штаба по ликвидации последствий стихийного бедствия. Проверьте, нет ли повреждений электропроводки. Устраните неисправность или отключите электричество в квартире.
Помните, что при сильном землетрясении электричество в городе отключается автоматически. Проверьте, нет ли повреждений газо- и водопроводных сетей. Устраните неисправность или отключите сети. Не пользуйтесь открытым огнем.
Спускаясь по лестнице, будьте осторожны, убедитесь в ее прочности. Не подходите к явно поврежденным зданиям, не входите в них. Будьте готовы к сильным повторным толчкам, так как наиболее опасны первые 2 – 3 часа после землетрясения. Не входите в здания без крайней нужды. Не выдумывайте и не передавайте никаких слухов о возможных повторных толчках. Пользуйтесь официальными сведениями.
Если Вы оказались в завале, спокойно оцените обстановку, по возможности окажите себе медицинскую помощь. Постарайтесь установить связь с людьми, находящимися вне завала (голосом, стуком). Помните, что зажигать огонь нельзя, воду из бачка унитаза можно пить, а трубы и батареи можно использовать для подачи сигнала. Экономьте силы. Человек может обходиться без пищи более полумесяца.
Правила поведения до и во время землетрясения: слайд 13
приготовьте заранее и держите наготове сумку с документами, запасом пищи и воды, медикаментами и теплой одеждой;
помните, во время землетрясения главное – не поддаваться панике;
при толчках малой силы не бойтесь, и переждите их там, где находитесь;
при более сильном землетрясении - от 5 баллов – если вы находитесь на втором этаже и выше, не покидайте помещение;
встаньте в проемы входных дверей, лягте в ванну, можно залезть под кровать или стол. Это защитит вас от падающих обломков;
помните – в это время нельзя пользоваться лифтом;
если же вы находитесь в автомобиле – выезжайте на открытое место, но не выходите из машины, пока толчки не прекратятся.
Правила поведения после землетрясения: слайд 14
- После землетрясения покиньте свои дома, их конструкции могут быть повреждены, также возможны утечки газа и повреждения электропроводки;
- Окажите возможную первую медицинскую помощь пострадавшим;
- Зарегистрируйтесь в штабе спасательных работ, вас могут разыскивать родные;
- Не бродите без дела по улицам. Попробуйте включиться в работу спасателей и пожарных под их руководством;
- Если оказались под завалом постарайтесь привлечь внимание спасателей всеми возможными способами;
- При ранении окажите себе посильную помощь.
Контроль знаний учащихся
- Для закрепления изученного материала и контроля качества ваших знаний проведем небольшое тестирование на два варианта. Задания и бланки ответов лежат у вас на столе.
Приложение 2.
Вариант 1. Выберите правильный ответ
Вопрос | Варианты ответа | ||
1. | Что такое землетрясение? | А Б В | Сильное колебание температуры; Сильное колебание земной коры; Архитектурное сооружение. |
2. | Где наиболее распространены землетрясения? | А Б В | На равнине; В низменной местности; В горных и предгорных районах. |
3. | Как называется прибор для регистрации колебаний земной поверхности? | А Б В | Сейсмограф; Этнограф; Хронограф. |
4. | Относительно безопасным местом в квартире при землетрясении является | А Б В | Ванная комната; Балкон; Дверной проем в капитальной стене |
5. | Как вы будете покидать многоэтажное здание после того как стихнут толчки землетрясения? | А Б В | По водосточной трубе; По лестнице; На лифте. |
Вариант 2. Выберите правильный ответ
Вопрос | Варианты ответа | ||
1. | В чем состоит коварство землетрясения? | А Б В | В сильном колебании земной коры; Всегда возникает внезапно; Его никогда невозможно предугадать. |
2. | Как называется наука, изучающая колебания земной коры? | А Б В | Экология; Социология; Сейсмология. |
3. | Назовите основные причины возникновения землетрясения | А Б В | Тектонические процессы в земной коре; Ураганы; Падение космического спутника. |
4. | Что характеризует магнитуда землетрясения? | А Б В | Частоту возникновения землетрясения; Интенсивность землетрясения; Величину и мощность землетрясения. |
5. | Что необходимо сделать, если во время землетрясения вы оказались в школе? | А Б В | Покинуть здание и укрыться на улице; Спрятаться под партой или встать у капитальной стены; Встать в оконном проеме. |
Ключ к тесту
Вариант 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | В | А | В | Б | |
Вариант 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | В | А | В | Б |
- Ребята, закончили выполнять задание. Поменяйтесь работами с вашим соседом. Правильные ответы на магнитной доске. Если ответ верный ставим «+».
Взаимопроверка работ учащихся и выставление оценок за урок.
- Классный час окончен, до свидания!
Использованная литература:
1. http://www.mchspk.ru/
2. Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Комплект тестовых заданий для учащихся 5-6 классов./Соловьев С.С. – М.: Интеллект-Центр, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила безопасного поведения при землетрясении, 7 класс
Презентация к третьему уроку по теме "Землетрясения".Цель урока: познакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС России о том, как подготовиться к землетрясению, как вести себя во время и после...
План-конспект урока "Правила безопасного поведения при землетрясении" 7 класс
Учебные вопросы урока:Как подготовиться к землетрясению;Как вести себя во время землетрясения;Как действовать после землетрясения....
Памятка Правила безопасного поведения во время землетрясения.
в памятки отражены основные правила поведения во время землетрясения....
Презентация "Правила безопасного поведения при землетрясении и меры по снижению потерь и ущерба от землетрясений", 7 класс
Данная презентация разработана для учащихся 7 класса по теме "Землетрясения". Рекомендуется для просмотра на заключительном уроке по данной теме....
Тема 2 «ЧС геологического происхождения», урок 6 «Правила безопасного поведения населения при землетрясении».
Данная презентация иллюстрирует шестой урок ОБЖ в 7 классе «Правила безопасного поведения населения при землетрясении» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 класс...
Правила безопасного поведения при землетрясениях
Презентация...
Конспект занятия по профилактике безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»
Конспект занятия по профилактике безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»...