Родительское собрание "Дети и деньги"
статья (9 класс) по теме

Гомзякова Вера Ивановна

Предварительный просмотр:

МОУ «Суксунская средняя школа №2»

Родительское собрание для родителей старшеклассников на тему:

«Дети и деньги».

Разработала и провела родительское собрание в 9 классе

 Гомзякова Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы

Цель:

Расширение представлений родителей о формировании экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами как части общей культуры человека.

Задачи:

1.Уяснить сущность экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами.

2.Выявить противоречия и проблемы семейного воспитания на пути к формированию экономического мышления ребёнка.

3.Отработать подходы к воспитанию культуры обращения детей с деньгами как общей их культуры.

4.Оценить важность возможности включения  учащихся в практику бизнес - отношений.

Форма проведения: семинар - практикум.

Этап подготовки:

1.Параллельное анкетирование родителей и детей «Поговорим о деньгах».

Анкета «Поговорим о деньгах» (для родителей и детей)

Анкета для родителей.

В связи с подготовкой к родительскому собранию на тему «дети и деньги»,просим вас ответить на предлагаемые вопросы. Анкета анонимна ,поэтому гарантирует конфиденциальность сведений о вашей частной жизни и семейных отношениях. Заранее благодарим вас за заинтересованное участие.

1. Считаете ли вы заявленную тему актуальной?

2. Оцените по 5-бальной шкале способность ваших детей разумно распоряжаться деньгами.

3. Есть ли у вашего ребёнка карманные деньги ?Если  да, то сколько в среднем ежедневно?

4. Указанную сумму ваш ребёнок: а)зарабатывает самостоятельно, б)берёт у вас, в)иное(указать).

5. Сможет ли ваш ребёнок стать, на ваш взгляд, успешным бизнесменом?

6. Случается ли, что ребёнок берёт деньги без вашего на то разрешения?

7. Подключаете ли вы своего ребёнка к решению вопросов о серьёзных приобретениях?

8. Имеет ли ваш ребёнок представление о том, каков бюджет семьи, сколько из него тратится (в среднем) на питание, одежду, развлечения? Укажите (если считаете возможным) примерную сумму, которую вы тратите на питание.

9. Проявляет ли ваш ребёнок инициативу по зарабатыванию денег?

10. Поощряете ли вы своего ребёнка деньгами за выполнение каких-то поручений, успехи в учёбе, помощь по дому?

Анкета для детей.

Думаю, что проблемы, связанные с деньгами, представляют для тебя интерес. В связи с этим мне хочется задать тебе несколько вопросов. Заранее спасибо за откровенность.

1. Считаешь ли ты проблему культуры обращения с деньгами для себя актуальной?

2. Оцени по 5-бальной шкале своё умение разумно распоряжаться деньгами.

3. Имеешь ли ты карманные деньги? Если  да, то сколько ежедневно?

4. Указанную сумму ты: а) зарабатываешь сам, б)берёшь у родителей, в)иное(указать).

5. Сможешь ли ты стать успешным бизнесменом?

6. Приходилось ли тебе брать деньги без разрешения родителей?

7. Включаешься ли ты наравне с родителями в обсуждение серьёзных проблем в связи с крупными приобретениями?

8. Знаешь ли ты размер семейного бюджета? Назови, сколько примерно, в том числе тратится на питание?

9. Приходилось ли тебе самому зарабатывать деньги?

10. Поощряют ли тебя родители деньгами за успех в учёбе, помощь по дому?

2. Подготовка статистической информации для родителей по степени включённости школьников России в различные виды деятельности , связанной с  зарабатыванием  денег.

3. Тестирование учащихся с целью получения диагностической информации для родителей.

4. Подготовка раздаточного материала для родителей: «Потребности людей и деньги»; памятка «Добрые советы взрослым и детям»; «Заповеди русских купцов».

5. Эпиграф на доску: «И в стёртых исчисляется монетах цена великих дел, поэтами воспетых» (Э.Верхарн).

6. Подготовка учащимися газеты «Из истории денег».

7. Материальное обеспечение групповой работы: бумага, маркеры, фломастеры, источник звукового сигнала.

Этап проведения.

Классный руководитель: Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим.

Деньги определяют достаток семьи, самостоятельность фирм,  благополучие государства. О чём сегодня наши сограждане говорят так же активно, как англичане -о погоде?  Любимый предмет – денежные дела, трудности семейного быта, возможность заработать.  И, наверняка, все согласятся с мнением поэта: «Хотя нам деньги не приносят счастья, но с ними много легче быть несчастным».

Общий язык с деньгами найти можно, если не делать накопление смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные, хотя и очень соблазнительные методы. Культура общения с деньгами – часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми, в которых, так или иначе , используются деньги. Именно такая мысль заложена в «Заповедях русских купцов», они и сегодня не утратили своей нравственной ценности (раздаю текст «Заповедей»). Советую прочитать их вместе с детьми.

Заповеди русских купцов:

*Денежку наживай, да честь не продавай.

*Почтенный покупатель дороже денег.

*Не надо барыша, была бы слава хороша.*

*Лишнего не бери, душу не губи.

*Неправая нажива – купцу не разжива.

*Неправедно придёт, быстро и уйдёт.

*Нажитое грехом не устроит дом.

*Хоть не корыстно, да людям не обидно.

*Торгуй правдой, больше барыша будет.

*Не возьмёшь товаром, не возьмёшь и обманом.

*Обманом барыша не наторгуешь.

*Барыш наживай, да совесть не теряй.

*Копейку пожалеешь, рубль потеряешь.

*Без ума торговать – только деньги потерять.

*И дорого продают, да проживаются, и дёшево продают, да наживаются.

*Нам лишь бы сбыть да на покупателя угодить.

*Превыше всего прибыль, а честь - выше прибыли.

Классный руководитель: Моих учеников, с которыми мы часто общались на эту тему, заинтересовали вопросы: когда же деньги появились в обращении, и кто заложил в них столь таинственную силу, необходимую, но порой разрушительную?

Группа наших будущих бизнесменов провела мини- исследование на тему «Из истории денег», выпустила интересную газету, у которой постоянно толпятся читатели. Сегодня они сделают для вас краткий обзор результатов своих изысканий.

Первый учащийся: Точную дату появления денег назвать невозможно. Кто их изобрёл - тоже не известно. Произошло это примерно 7 тысяч лет назад. Пока первобытные люди производили мало продуктов питания, одежды и других самых необходимых предметов, деньги им не требовались. Что собрали в лесу, то и  съели, что соткали из конопляного волокна, то и носили. Со временем жизнь   усложнилась. Появилась возможность производить некоторые излишки изделий и обменивать их на другие необходимые вещи. Тут-то и возникли проблемы. Как, скажем, обменять овцу на глиняный горшок? Или курицу - на стрелу? Или ещё ситуация: надо поменять яйца на звериные шкуры, взяли десять яиц- донесли восемь, остальные разбили, шкуру не дали. Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой- то один и сравнивать с ним ценность других. Такой товар деньгами как таковыми ещё не был, но роль их до поры до времени выполнил успешно.

Второй учащийся: В разные времена у разных народов деньги выглядели и назывались по-разному. Например, самые первые русские деньги ходили на четырёх ногах, блеяли и мычали. Кстати, домашние животные  выполняли  роль  денег у многих народов. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина. Древние римляне называли их      «капиталом». Что означало «главное имущество». Французский этнограф Клод Энер, изучавший в республике Чад жизнь кочевников, рассказывал: «Основное богатство-скот, главный подвиг-угон его у соседей» . Но это далеко не единственная денежная единица прежних времён. Вот лишь некоторые предметы, которые использовались в качестве денег в разные времена у разных народов: рыба, меха, жемчужины, коровьи черепа, нанизанные на шнур клыки и хвосты свиней, зубы собак, кенгуру и дельфинов, стеклянные бусины, раковины, перья попугаев (используемые для выкупа невесты в Новой Гвинее вплоть до наших дней), куски меди, бруски соли, железные прутья, бронзовые колокольчики.

Первый учащийся: Со временем роль всеобщего платёжного средства закрепилась за благородными металлами - золотом, серебром, так как они легко превращались в слитки, делились на части и мало изнашивались. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве на берегу Эгейского моря. Монеты были неказистыми, но полновесными и надёжными. В нашей стране первоначальной денежной единицей была гривна - серебряный слиток определённого веса. Гривну можно было рубить, отсюда название её части - рубль. Название копейки появилось в связи с тем, что на серебряной монете Московского княжества с одной стороны был изображён Святой Георгий на коне и с копьём в руке. Но металлические деньги были неудобны. Когда М.В.Ломоносов написал оду в честь императрицы Елизаветы Петровны, ему пожаловали премию в 2 тысячи рублей. Премию выплатили медными монетами. Она потянула на 3 тонны.

Второй учащийся: Поэтому в 1769 году в России появились бумажные деньги. Их название «ассигнации» происходит от латинского слова и понимается как «назначать», т.е. вводить в обращение. Сейчас же многие экономисты считают, что бумажные деньги устарели: быстро изнашиваются, сдерживают товарооборот. Лучше открыть в банке лицевой счёт на определённую сумму, взамен дадут пластиковую кредитную карточку, на которой закодированы данные банка и владельца. Используя кредитную карту, можно оплачивать практически все услуги.

Первый учащийся: А сейчас,  наши дорогие родители, мы проведём короткий конкурс пословиц, которые имеют отношение к деньгам. Победителем конкурса станет тот, кто назовёт их больше .А чтобы легко было подвести итог, за каждую пословицу вы получите  «доллар»(это, конечно, имитация, такие «доллары» можно купить в любом киоске).А победителю достанется 1 рубль образца 1976 года. Это раритетный денежный знак, он имеет определённую ценность у нумизматов.

Начинается игра, возможные варианты пословиц приведены ниже.

Крупицы народной мудрости о деньгах:

Деньги любят счёт.

За свой грош везде хорош.

Без копейки рубля не бывает.

Копейка рубль бережёт.

Богатство разум рождает.

 Долг платежом красен.

Долго спать-с долгом встать.

Денег куры не клюют.

И слова не скажи, только грош покажи.

 Денежка дорожку прокладывает.

Захочешь добра- посыпь серебра.

 Тот мудрён, у кого карман ядрён.

С деньгами мил, без денег постыл.

Есть грош, так будет и рожь.

Копейка обоз гонит.

Денежка - не Бог, а бережёт.

Денег наживёшь - без нужды проживёшь.

Деньга и камень долбит.

Лишние деньги - лишняя забота.

Через золото слёзы льются.

И то бывает, что и деньгам не рад.

Деньги, что каменья - тяжело на душу ложатся.

Будешь богат, будешь и скуп.

Что милей ста рублей? - Двести.

Не хвались  серебром, хвались добром.

Без денег сон крепче.

Меньше денег - меньше хлопот.

Без нужды живёт, кто деньги бережёт.

Классный руководитель : Мы говорим  «спасибо» нашим юным бизнесменам и продолжаем. В преддверии собрания  группа родителей при консультационной поддержке психолога провела анализ данных параллельного анкетирования учащихся и родителей. Анкеты анонимные, лишь по взаимной договорённости детей и родителей разрешалось обозначать бланки одинаковыми символами для соотнесения. Таким образом, мы сформировали пары анкет (дети и их родители) и сопоставили их ответы. Результаты представит мама нашего ученика (Ф.И.О.)

Родительница: Сравнение  показало , что большинству респондентов( 92%) тема интересна. Средний балл , который ставили родители своим детям за умение распоряжаться деньгами – чуть меньше трёх, дети же уверены в себе , и их оценка – 4,2 балла.  Вероятно, нам , родителям, не известны некоторые их скрытые возможности в отношении денег. Практически все ученики имеют карманные деньги, правда, их суммы очень разные : от 10 до 500 рублей. Причём родители, как показало сравнение. Не всегда знают об этом. Отсюда резонный вопрос: а откуда же берётся эта разница? Но приятно, что ребята отвечали честно.

Увы ,карманные деньги ребят почти на 85% - из кошелька родителей .Но здорово, что некоторые ребята сами их зарабатывают: неважно, сколько, главное- сами.75% родителей и всего 29% детей сомневаются, что наши старшеклассники в будущем ( если поставят цель) станут успешными бизнесменами. К сожалению, в двух случаях из трёх голос детей не имеет значения в решении вопросов о крупных приобретениях. Но ведь всем известно: чтобы научиться кататься на коньках, надо, как минимум, на них становиться. Значит, ограничивая участие детей, мы лишаем их социального опыта.

Родители считают (по крайней мере, большая их часть- 75%) , что дети знают размеры семейного бюджета. Увы, это не так. Только в одном случае сумма трат семьи на питание совпала у родителей и ребёнка. В большинстве других ответов нет даже приблизительного совпадения. А ведь общеизвестно, что неумение молодых людей в только что образовавшейся  семье распоряжаться финансами является одной из распространённых причин разводов. Давайте обратим на это внимание.

Интересно, что только 23% родителей заметили инициативу детей по зарабатыванию  денег, тогда как более 80% детей считают, что с их стороны инициативы были. Мы из этических соображений не будем  говорить  том, берут ли дети деньги у родителей без их ведома. Мне, как маме старшеклассника, всегда было интересно, стоит ли поощрять детей за какие – то добрые поступки деньгами. Я предлагаю это сегодня обсудить .Но из анкет следует, что родители скорее склонны поощрить ребёнка «просто так», «не привязывая» это действие к конкретным поступкам ребёнка. Спасибо всем, кто принял участие в опросе.

Классный руководитель : Чем бы ни занимались наши дети в будущем , они должны помнить , что самые дорогие в жизни вещи не имеют цены. Например, здоровье, уважение близких, любовь. Наш родительский долг – воспитать детей так, чтобы они не обедняли себя, стараясь всё мерить деньгами, понимали, что далеко не всё на свете продаётся и покупается. Задайте им вопрос: «На что ты потратишь свою первую зарплату?». Будет интересно послушать ответ. Подумайте вместе с ними на досуге, какие потребности можно удовлетворить только за деньги, а какие – нет. Наверняка вы придёте к выводу, что за деньги можно получить далеко не всё (раздаю текст).

Потребность людей и деньги.

*Познание окружающего мира.                *Самоуважение.

*Спокойная и безопасная жизнь.                                *Хорошее здоровье.

*Постоянное саморазвитие.                *Уважение близких.

*Пища.                *Хорошо устроенный быт.

*Влияние на других людей.                *Дружба.

*Модные вещи.                *Образование.

*Любовь.                *Одежда.

*Общение с природой.                *Общение с людьми.

Классный руководитель : Многие  считают, что научить детей правильно обращаться с деньгами можно, если они сами начнут зарабатывать. И в этом утверждении – большая жизненная мудрость. В странах Запада человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учёба продолжается всю жизнь. Мы много слышали о том , как воспитывают детей богатые американцы. Папа – миллионер, а сын стоит у конвейера или заворачивает гамбургеры , или автомобили ремонтирует , или даже газетами торгует , зарабатывая на жизнь. И это не жестокость, не редкая жадность, а норма . воспитательное средство , способ получения социального опыта. Маргарет Тэтчер в детстве всё свободное время проводила за прилавком, помогая отцу, а игрушек и обновок не видела. Просто её отец считал, что она всего должна добиваться самостоятельно. В 90-е годы позапрошлого века электрическая компания  в Детройте  приняла на работу  молодого  механика с жалкой оплатой – 11 долларов в неделю. Он трудился по 10 часов в день , а вечерами уединялся в старом сарайчике и до полуночи работал над новой машиной. Соседи называли молодого энтузиаста «чокнутым». После трёх лет упорного труда , незадолго до своего тридцатилетия этот странный парень выехал из сарая в экипаже без лошади. В  этот  вечер  родилась  новая  промышленность. Звали парня Генри Форд. Впоследствии он стал одним из богатейших и уважаемых деловых людей своей эпохи.

Кто – то однажды сказал , что если сегодня раздать всем людям по сто рублей . то уже к обеду окажется . что у одних денег больше , а у других – меньше. Я думаю, вам будет интересно изучить результаты тестирования своего ребёнка на тему: «Можете ли вы подружиться с деньгами?» Респонденты должны были ответить на приведённые высказывания «да» или «нет». Затем с помощью психолога ребята оценили каждое в баллах в зависимости от ответа и суммировали результат. Они уже его проанализировали, а теперь мы предлагаем это сделать вам (раздаю обработанные бланки теста ).

Тест «Можете ли вы подружиться с деньгами ? »

(авторская модификация Л.А. Минькина)

1. В работе меня привлекает не результат, а процесс (1 балл).

2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам (1 балл).

3. Заканчивая одно дело, я могу тут же взяться за другое (1 балл).

4. Деньги – это главное в жизни(7 баллов).

5. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе (1 балл).

6. Я могу работать 10-12 часов, даже если работа мне не приятна (1 балл).

7. Если я разбогатею, я решу все свои проблемы (7 баллов).

8. Любая компания признает меня лидером (5 баллов).

9. Я не вижу в жизни более привлекательной цели, чем богатство (4 балла).

10. Я хочу получить в будущем высшее образование(2 балла).

11. Почти всегда бедность – следствие недостатка способностей (5 баллов).

12. Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей(1балл).

13. Любую покупку я могу сделать на более выгодных условиях, чем другие (5 баллов).

14. Я хороший организатор (5 баллов).

15. Мне не нужно время на «раскачку» перед работой (1 балл).

16. Я никогда не забываю о делах, за которые взялся (1 балл).

17. Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого-то ещё (5 баллов).

18. В конфликтах я всегда добиваюсь своего (5 баллов)..

19. Я не могу сидеть без дела (1 балл).

20. Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна (1 балл)

21. При поражении я тут же начинаю работать на реванш (1 балл).

22. Деньги необходимы для решения любой проблемы (4 балла).

23. Я могу легко завязать разговор с кем угодно (4балла).

24. Ни одна деятельность не привлекает меня так, как зарабатывание денег (7 баллов).

25. Мне легко производить на людей приятное впечатление (3 балла).

26. У меня очень много знакомых (3 балла).

27. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно (5 баллов).

28. Я с удовольствием пошёл бы  на работу, где много поездок (1 балл).

29. Я с интересом изучаю иностранный язык (1 балл).

30. Я почти никогда не опаздываю (1 балл).

Результаты.

Меньше 6 баллов. В каменных джунглях бизнеса вас вряд ли ждёт успех. Советуем  вам поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны не только миллионеру.

От 6 до 18 баллов. Ваших задатков вполне достаточно для работы по найму, возможно, на относительно самостоятельной должности. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности, не кидайтесь в бизнес, как в омут,- сначала научитесь лучше плавать.

От 19 до 50 баллов. Вы можете добиться успеха, если попадёте на «золотую жилу» или будете действовать за широкой спиной готового вас поддержать босса, либо в сплочённой команде, которая компенсирует ваши слабые места.

От 51 до 75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток – вас ждёт успех.

Классный руководитель: Конечно, большинство детей понимает , что деньги не падают с неба , их нужно зарабатывать. И кто – то по-прежнему будет «гибнуть за металл», а кто-то – мечтать о гибели самого «металла». Но реальность такова, что общий язык с деньгами нужно найти каждому. Осложняет задачу то, что много лет в нашей стране говорили, что деньги - зло. Сейчас – крен к полярной точке зрения : деньги – это главное, к чему надо стремиться , за них можно купить всё. Как сориентировать ребёнка в этом море противоречий, как сделать так , чтобы они приняли «золотую середину» , разумный компромисс между необходимостью стремиться к достатку и деньгам и опасностью стать их рабом.

Я предлагаю вам включиться в «Аукцион родительских советов». Каждый из вас «приносит» на него сове, являющийся ответом на вопрос: «Как подготовить ребёнка к разумному  обращению  с деньгами?» Он должен быть сформулирован в одно предложение, крупно написан на «лепестке» из ватмана фломастером и прикреплён вами к доске. Присутствующие, обозрев представленные советы и оценив их, будут «покупать» лучшие за бумажные «деньги», которые приготовили ребята. Время на работу – 5 минут.

Возможные варианты «советов» родителей:

*Научить зарабатывать.

*Доверять, но проверять.

*Брать к себе на работу, чтобы наблюдал.

*Как минимум, он должен их иметь.

*Вместе делать покупки.

*Подключать к расчёту семейного бюджета.

*Доверять делать самостоятельные покупки.

*Разрешить тратить всё, что сам заработает.

*Находить примеры, подобные сегодняшнему о Форде.

*Устроить на работу.

А вот советы опытного педагога Л.А.Минькиной. Подумайте над ними вместе с детьми.

Памятка «Добрые советы взрослым и детям»

1.Не стыдитесь вести денежные подсчёты. Французский писатель Стендаль, к примеру, до франка прикидывал, сколько ему требуется на содержание дома, сколько – на путешествия и даже – на любимую женщину.

2.Избегайте делать подсчёты прилюдно. Многие люди вас могут не понять и счесть скрягой. А от этой «славы» трудно избавиться.

3.Планируя расходы, будьте сдержанны : пока что вы не стол  богаты, чтобы удовлетворить все свои желания. жизнь Любая хорошо организованная требует от человека самоограничения , финансовая сторона жизни – не исключение. Будьте строги к себе :отказывайте в малом ради большого!

4.Но только не экономьте на заботе о своих близких! Одеколон отцу, смешная заколка сестре , галстук старшему брату – вы не представляете , как эти мелочи обрадуют их! А кроме того, обрадуют вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать. Неужели это удовольствие не стоит денег?

5.Если вы в состоянии дать в долг – давайте и никогда не настаивайте, если ваш должник тянет с возвращением. В конце концов никакая сумма не велика, чтобы ради неё поступаться независимостью  и гордостью.

6.Старайтесь не влезать в долги! Никогда и ничего не просите, как говорил один из главных героев романа «Мастер и Маргарита». Пусть это станет вашим девизом.

7.Если у вас возникнут трудности, ищите выход из сложной ситуации. Прилагайте усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или жаловаться. Вернитесь к исходному моменту и скажите себе: «Постой-ка, постой! Как можно ещё решить эту проблему?». Такое возвращение называют методом разворота. Случается, что этот метод позволяет повернуть ход событий неожиданно в хорошую сторону.

Классный руководитель (обращаясь к аудитории) : Как вы считаете, уважаемые собеседники, какая часть старшеклассников сегодня работает и какие виды деятельности предпочитает? ( Родители высказывают суждения). Я попросила двух мам, хороших моих помощниц, обратиться в центр занятости, «порыться» в литературе и подготовить для нас эту информацию.

Информационный блок « Детский бизнес языком статиcтики».

В настоящем представлены результаты исследования феномена детского бизнеса, под которым подразумевается организованная ребёнком самостоятельно или под руководством других лиц трудовая деятельность с целью заработка. В ходе исследования под руководством А.В.Леонтьева было опрошено 6529 городских школьников 1-11-х классов из различных регионов России и типов учебных заведений: гимназий, общеобразовательных школ, центров дополнительного образования и УПК.

Сегодня в России примерно 3-4 млн. детей в возрасте от 6 до 18 лет зарабатывают деньги. Это даёт основание говорить о таком социальном явлении, как вторичная занятость, когда наряду с основным своим видом деятельности – учением – дети выполняют различные виды работ за деньги. Одни это делают эпизодически, другие – систематически. Кто-то – организованно, по найму, кто-то – стихийно, в неформальном секторе вне семейного и общественного контроля.

Данные показывают, что существует два периода всплеска активности детей в бизнесе -9-10 лет и 14-17 лет .Число детей в бизнесе в возрасте до 17 лет составило 8,2% от общего количества опрошенных при несколько большей активности мальчиков (58%) по сравнению с девочками .В 3-4-х классах (9-10 лет) количество детей , зарабатывающих деньги . почти вдвое больше. При этом несколько возрастает активность девочек. Завершается период адаптации к школе , повышается самостоятельность учащихся и их способность к саморегуляции . сознательной постановки цели и её достижению. В возрасте 11-13 лет ( в 5-7 классах) происходит резкий спад участия детей в бизнесе. Организм подростка перестраивается ,  ребёнок взрослеет , его характер и поведение противоречивы . личность нестабильна. Начиная с 8-го класса , наблюдается резкий и устойчивый рост количества детей , работающих за деньги. Если в 7-м классе их было 4,5% , то в 8-м уже 11,5%. А в9-м , 10-м .и 11-м классах соответственно – 15 , 15,5 и 20,5%. При этом активность юношей и девушек примерно одинакова. В среднем в 9-10=х классах каждый шестой, а в 11-м классе каждый пятый школьник работает. С учётом скрытой формы участия детей в бизнесе реальное их число может быть в 1,5-2 раза больше.

Диапазон видов трудовой деятельности детей, зарабатывающих деньги, весьма широк и не зависит от региона и типа учебного заведения. На первом месте стоит торговля, однако, по мере взросления количество детей , зарабатывающих деньги в этом виде бизнеса , уменьшается Если в 6-9 лет в торговле занято 57% всех работающих , то в 11-17 лет – лишь 20,4%. При этом существуют виды деятельности , которыми занимаются только мальчики (мойка и заправка машин , грузчик) или только девочки (воспитатель в школьном лагере или детском саду). Большинство детей (65%) работают в компании со своими сверстниками , 35% - в одиночку.

Большинство работающих младших школьников( 64%)- новички в бизнесе и работают всего 3-6 месяцев. Однако уже в этом возрасте 17,2% детей имеют 2-3-х-летний стаж работы. По мере взросления число детей со стажем работы более двух  лет значительно увеличивается. Среди подростков таких 26,8% ,а среди 14-17 – летних = уже 45,3%.

Классный руководитель : В процессе нашего с вами общения во время подготовки к собранию выявилось два вопроса, которые вы хотели бы обсудить – это карманные деньги старшеклассников и виды деятельности, которыми старшеклассник может заняться. На второй вопрос мы только что ответили, представив вам информацию о диапазоне видов деятельности и предпочтениях детей, поэтому обсудим первый вопрос. Я предлагаю вам высказать суждение сначала по поводу того, сколь большой должна быть сумма карманных денег старшеклассников.

Следует « цепочка мнений» родителей.

Классный руководитель: С точки зрения А.С.Макаренко, карманные деньги детям необходимы, так как их наличие заставляет подростка планировать. Экономить, рассчитывать, т.е., получать бесценный социальный опыт.

Большой ошибкой является довольно распространённое в семьях положение дел, когда подростки не имеют права голоса при решении серьёзных семейных финансовых вопросов ( «мал ещё, вырастет – жизнь научит» ). При таких условиях нет ничего удивительного, что, вырастая и начиная самостоятельно зарабатывать, многие оказываются неподготовленными к рациональным тратам. Следующий вопрос: откуда должны браться карманные деньги?

«Цепочка мнений» родителей.

Классный руководитель: Многие родители полагают, что деньги ребёнок должен «зарабатывать» хорошими отметками, какой-нибудь услугой. Я позволю себе не согласиться с такой позицией. Ведь что же получается: уплатит больной дед «десятку» за услугу – принесёт из аптеки лекарство, не найдётся денег – стакана не подаст? Большинство из вас склоняется к выводу, что карманные деньги должны либо зарабатываться детьми в виде настоящей работы, либо пополняться за счёт регулярных (например, в дни получки) взносов. Причём, если эти взносы не выглядят как подачка или подарок, а даются с полным уважением к личности ребёнка и его будущим расходам. Деньги эти нельзя отобрать, запретить их потратить на что-либо, что хочет ребёнок, разумеется, сразу обговаривается невозможность приобретения сигарет и спиртного.

Иной раз лучше отказать, чем удовлетворить просьбу подростка, сопровождая это сетованиями и ворчанием: «На тебя не напасёшься», «Сколько можно тянуть», «У меня не монетный двор». Право же, горечь и унижение, которые испытывает подросток, слыша всё это, отнюдь не укрепляют уважение к нам и не помогают оценить наши жертвы. Это только отчуждает ребёнка от нас, отравляет его душу и порождает почти мстительное желание поскорее иметь «свои».

Если резюмировать ваши суждения и мои обобщения, то можно представить принципы формирования карманных денег :

1.Гуманность (не унижать).

2.Регулярность (их не должны «клянчить»).

3.Целесообразность (не давать лишнего, но и не быть скрягой).

4.Самостоятельность траты (за исключением оговорённых запретов).

5.Доверие (нет мелочного контроля за тратами).

6.Отсутствие меркантильности (не стоит ими «оплачивать» добрые дела).

Мы завершаем нашу встречу. Думаю, она была полезной. Итак, подчеркнём ещё раз: стремиться следует к тому, чтобы дети понимали, что есть вещи , которые в этом мире бесценны , которые нельзя купить ни за какие деньги: крепкую дружбу , тепло родного очага , любовь близких. Давайте вместе с детьми прислушаемся к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: « Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Приложение.

Тест для будущего миллионера.

(методика О.К.Ягодкиной)

Не хотите ли поинтересоваться, есть ли у вашего ребёнка способность «делать миллионы»? Если да – предложите ему ответить на следующие вопросы.

  1. Каким способом легче всего « делать» деньги?

А) много работать, быть хорошо информированным, рисковать, вкладывать деньги в дело;

Б) надеяться на « дядюшкино» наследство, пытать счастье в лотерее;

В) пройти по карьерной лестнице – от низшей ступени до высшей; заняться политикой.

2. Какой персонаж Уолта Диснея вызывает у тебя особенную улыбку?

А) Дональд Дак ;

Б) Густав Ганс ;

В) Дагобер Дак .

3. Какой размер прибыли может , по-твоему ,побудить богатейших людей мира заключить сделку ?

А) от 0,5 млн. до1млн.;

Б) до 10 млн.;

В)от десяти миллионов и выше.

4. С каким из этих высказываний ты согласен?

А) чем больше денег, тем больше удовольствий;

Б) деньги означают власть;

В) деньги вызывают много зависти.

5)Известна ли тебе игра «деньги по письму» ? Кладёшь в конверт небольшую сумму денег , ищешь жертву , которая тоже платит , и , в конечном счёте , твоё капиталовложение возвращается к тебе сторицей. Что ты предпочтёшь ?

А) не участвовать в такой игре;

Б) участвовать и зарабатывать при этом;

В) быть инициатором игры.

6.Как бы ты отнёсся к тому , что о тебе упоминают в газетах в разделе «Светская хроника»?

А) был бы рад;

Б) не хотел бы;

В) обо мне и так часто пишут.

7) Каким способом можно выигрывать на скачках:

А) рисковать высокими ставками;

Б) экономить деньги, ограничиваясь присутствием;

В) купить лошадь победителя.

8) Кто , по-твоему , имеет наибольший шанс быстро и гарантированно разбогатеть?

А) режиссёр, актёр, писатель, художник, спортсмен-рекордсмен;

Б) адвокат, врач, маклер, политик;

В) глава фирмы, издатель.

9) Как ты отнесёшься к приятелям , организовавшим бизнес?

А) ссужу приятелей деньгами: когда-нибудь ионии дадут мне взаймы;

Б) деньги и дружба не совместимы;

В) лучше сам возьму взаймы у друзей.

10)Будь откровенен, если бы тебе удалось стать миллионером , наслаждался бы ты этим положением?

А) разумеется, наслаждался бы;

Б) демонстрировал бы своё наслаждение всем, кто мне не доверял или смотрел на меня свысока;

В) нет.

11) Куда бы ты вложил свои миллионы?

А) в недвижимость, в другое имущество, в собрание предметов искусств;

Б) в акции и другие ценные бумаги;

В) сделаю так, как решит моя будущая жена (муж).

12. Если у тебя уже есть 2 миллиона , будешь ли ты стремиться зарабатывать ещё?

А) мелкую сумму - необязательно , а крупную – да;

Б) конечно;

В) нет, мне и так хватает.

Подсчитай очки , исходя из следующих данных:

  1. А) 6,           б) 0,             в) 3,
  2. А) 3,           б)0 ,             в) 6,
  3. А) 0,           б)3,               в) 6,
  4. А) 6,           б)3,               в) 0,
  5. А) 3,           б)о,               в) 6,
  6. А) 0,            б)6,              в) 3,
  7. А)0,              б)3,              в) 6,
  8. А)0,              б)3,             в) 6,
  9. А)3,              б)6,              в) 0,
  10. А)0,              б)3,               в) 6,
  11. А)3,              б)6,               в) 0,
  12. А)3,              б)6,                в) 0.

Сложи набранные очки.

0-23. Лучший способ разбогатеть для тебя – удачно жениться, получить наследство или выиграть в лотерею

24-48. Богатство связано для тебя с трудом. Избегай финансовых спекуляций. Лучше всего для тебя – сделать карьеру и занять кресло шефа. Даже если это не принесёт желанных миллионов, твоя жизнь всё равно будет обеспечена материально.

49-72 Наилучшие шансы стать миллионером. У тебя коммерческий склад ума, ты отделяешь деньги от дружбы. Ты не намерен хвастаться своим роскошным образом жизни и при этом склонен терпеливо умножать своё богатство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: " Дети и деньги"

Дети и деньги - не простой вопрос, на который нет однозначного ответа. Давать ли детям деньги и если давать - то, как и сколько? Эти вопросы во все времена вызывали всегда бурные дискуссии. Имен...

Родительское собрание "Дети и деньги"

Сценарий родительского собрания "Дети и деньги" (с презентацией)...

Родительское собрание на тему: "Дети и деньги"

Презентация для родительского собрания на тему: "Дети и деньги".Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом. Дет...

Деловая игра «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги – там и тут…»

Деловая игра проводится на первом курсе со студентами изучающими бухгалтерский учет....

Родительское собрание "Карманные деньги - за и против"

Цель беседы - привлечение внимания родителей к необходимости воспитания разумного отношения к проблеме денежных отношений, выявление и согласование различных точек зрения родителей по вопросу воспитан...

Родительское собрание «Карманные деньги: за или против?»

Цель: привлечение внимания родителей к необходимости воспитания разумного отношения к проблеме денежных отношений; выявление и согласование различных точек зрения родителей по вопросу воспитания ...

Родительское собрание "Карманные деньги", 6 класс

Презентация к родительскому собранию в 6 классе по теме "Карманные деньги"...