Практикум «Я слышу и слушаю»
классный час (6 класс) по теме

Белова Наталья Владимировна

 

Мы говорим много и часто. Нельзя сказать, что мы совсем не слушаем друг друга,  хотя и такое случается не редко. Вроде бы мы и слушаем друг друга, но слышим ли?  Когда я стала обращать на это внимание, я действительно была поражена, настолько это очевидно! Нередко я вам говорю «Вы меня слышите?», вы отвечаете согласием, а ведь есть и такие, кто не может повторить сказанное мною.

 Разве мы слушаем, чтобы понять собеседника? Да, нет же!  Мы слушает другого человека не для того, чтобы его понять, мы слушаем, чтобы ему ответить.И получается, что мы слушаем, но не слышим! Мы слышим ушами, это физическая способность человека, данная ему с рождения. Для того чтобы слушать, одних ушей мало, нужны разум и желание. Процесс слушания - это комбинация того, что мы слышим, понимаем и запоминаем. Умение слушать приобретается, ему можно и нужно учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум «Я слышу и слушаю»

Цель: Формирование навыков эффективного общения

Задачи:

  1. Помочь осознать учащимся важность умения слушать и слышать в процессе общения с окружающими людьми;
  2. Определить собственное умение слушать
  3. Развивать внимательность и речь, умения слушать, сдерживать свои эмоции

Ход занятия

  1. Вступительное слово

Когда люди встречаются, то прежде всего…что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. И занятие мы начнем с приветствия, постараемся показать, как мы рады видеть друг друга.

(дети встают в круг) Здравствуй, друг! (пожимают друг другу руки) Как ты тут? (кладут руки на плечо партнеру) Где ты был? (удивляются, руки вниз ладошками вверх) Я скучал. (прижимают правую руку к сердцу) Ты пришел. (руки в замок перед грудью) Хорошо! (жест «здорово» - большой палец вверх)

Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, а это значит уметь слушать и слышать других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей.

Красиво говорить могут многие, а вот слушать – не все. (из 10 человек только 8). Можно ли этому научиться? Конечно! Именно этим мы и будем заниматься сегодня.

  1. Основная часть

Стать хорошим слушателем совсем нетрудно, главное этого захотеть и соблюдать правила слушания:

1 правило «Не перебивай»

Самое главное правило общения! Если постоянно перебивать говорящего, то как  же это выглядит со стороны? Приятно ли с такими людьми общаться? Нужно дослушать собеседника, а затем высказать свое мнение. Если же ваш собеседник известный болтун, нужно уметь вовремя его остановить!

2 правило «Глаза в глаза»

При общении о многом говорят глаза собеседника:

  1. непроизвольные движения глаз (заметно «бегающие глаза») — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
  2. блестящий взгляд — горячка, возбуждение;
  3. увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;
  4. усиленное моргание — возбуждение, обман.
  5. человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения либо не честен, либо пытается скрыть что-то;
  6. тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены). Управлять взглядом можно, зрачками — нет.
  7. Стоит обратить внимание, если партнер смотрит налево вверх или просто вверх (по отношению, разумеется, к себе, а не к наблюдателю) — он погружен в зрительные воспоминания.
  8. Взгляд направо вверх выдает зрительное конструирование. Человек пытается представить то, чего он никогда не видел.
  9. Взгляд налево вниз – внутренний разговор с собой

3 правило «Не отвлекайся, будь внимательным!»

Многие люди при общении постоянно на что-то отвлекаются – на собственную обувь, на красивые или новые вещи, на происходящее рядом…Что чувствует ваш собеседник? Его это, конечно, раздражает. Научитесь быть внимательным к собеседнику!

Насколько вы внимательны, мы проверим с помощью упражнений

Упражнение «Игра в имена»

Мы сейчас в одну игру поиграем с вами.
Ну, а как в нее играть, вы поймете сами!
Нашей Аленке  нужно
Сейчас ногами топать дружно!
А Насте громко крикнут «Ой!»
Ваня кивнет Вике головой.
Теперь похлопают в ладоши
Ира и Хайриддин от души!
Настя, Вика и Иринка
Погладят друг друга по спинке.
Иван и Хайриддин  нам ручкой помашут!
А Алена сидя нам спляшет.
Всем шестиклассникам прямо сейчас

Нужно громко крикнуть «КЛАСС!»
А теперь тихонько встали
Все, кого не называли!

Упражнение «1,2,3 – быстрей сообрази»

  1. Назови слово, которое начинается с того же звука, что и слово «шуба».
  2. Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «арбуз».
  3.  Вспомни овощи и фрукты, в которых есть последний звук слова «замок»

4 правило «Используй невербальное общение»

Невербальное общение – это общение с помощью жестов, мимики, поз.

Попробуем так пообщаться.

Упражнение «Язык тела»

«Я не знаю»  На любой вопрос ребенок отвечает молчанием или говорит «Не знаю», «Ничего не видел»

«Круглые глаза» Однажды на игровой площадке Саша увидел, что бегает тряпка.

«Дождик лей» На улице идет дождь. Таня решила его потрогать. Оказалось, что дождь-то теплый!

«В лесу»  Мальчик собирал грибы в лесу, сам не заметил как заблудился. Вышел на дорогу, но куда же идти – вправо или влево?

5 правило «Будь вежливым, доброжелательным»

Общаясь, старайтесь как можно больше использовать вежливых слов. Даже если собеседник вам не очень приятен, не грубите ему, говорите спокойно и доброжелательно.

Упражнение «Слова по кругу»

Вспоминаем вежливые слова:

- слова-приветствия

- слова-прощания

-слова-просьба

-слова-извинения

6 правило «Будь наблюдательным»

Во время общения следите за собеседником – его мимикой, жестами, выражением лица. Наблюдательность поможет выяснить, честен ли с вами говорящий.

Упражнение «Все что видел, расскажу»

- Закрой глаза и опиши, во что одеты Ира.

- Сколько ступенек на 1 этаже

- Закрой глаза и скажи, если украшения у Насти.

- Закрой глаза и назови , кто выше Вика или Хайриддин.

- Не поворачиваясь, назови, кто присутствует на занятии.

- Скажи, сколько лавочек перед столовой

С правилами, которые помогут вам стать хорошими слушателями, вы познакомились. Осталось только научиться использовать их при общении.

  1. Итог занятия

Надеюсь, что все, о чем говорили на занятии и что узнали, вы будете применять при общении с людьми. На самом деле научиться общаться очень важно для каждого из вас и я желаю вам в этом только успехов! Пусть не сразу все будет получаться, главное  стремиться  и почаще вспоминать правила, о которых вы сегодня узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка родителям 10-классников "Учитесь слушать и слышать своего ребёнка"

Памятка родителям 10-классников "Учитесь слушать и слышать своего ребёнка"....

«Умеем ли мы слушать и слышать своих детей?»

- «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Антуан де Сент-Экзюпери Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, умеем ли мы общаться со своими де...

Внеклассное мероприятие часа общения по теме: « Умение слушать и слышать».

Данный материал представлен в виде сказки, содержит практический материал и вопросы для фронтальной беседе по теме : "Умение сышать и слушать"...

«Как научиться слушать и слышать? (овладение техникой активного слушания)»

Умение слушать по-настоящему - одно из самых трудных, это - наивысшая форма вежливости!Без умения слушать эффективное общение невозможно, но  в наше время это умение уже пора заносить в Кра...

Слушать и слышать

Презентация о том как важно не только слушать, но и слышать собеседника и почему....