Уровень воспитанности
план-конспект урока по теме
Долго искала методику по изучению уровня воспитанности школьников - ничего подходящего. А осенью на курсах предложили методику Степанова П.В., которой пользуются многие школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroven_vospitannosti.doc | 414.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТЕПАНОВ П.В., к.п.н„ с.н.с.,
лаборатория теории воспитания ФГНУ «ИТИПРАО», г. Москва
СТЕПАНОВА КВ., к.п.н., с.н.с.,
лаборатория теории воспитания ФГНУГ «ИТИП РАО», г. Москва
ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Школа - не единственный, а иногда и не самый влиятельный (в плане воспитания детей) социальный институт. А раз так, то школа не должна брать на себя все грехи (как, впрочем, и все заслуги) за неудовлетворительное (или, напротив, хорошее) качество воспитанности школьников. Применительно к качеству воспитанности школьников имеет смысл говорить о разделенной ответственности за это качество школы и других социальных институтов: семьи, церкви, СМИ, общественных организаций, спорта и т.п.
В этой связи возникает вопрос: а следует пи вообще предпринимать попытки оценки качества воспитанности школьников, если все равно достоверно не ясно, кто именно за нее несет ответственность, чья это заслуга или вина? Наш ответ на данный вопрос - непременно, следует! Хотя бы потому, что для реализации каждой школой своей части воспитательных обязательств ей важно иметь представление о том, что удалось и чего не удалось достичь обществу в воспитании ее (этой конкретной школы) учеников.
Оценку качества воспитанности школьников мы предлагаем осуществлять на основе критерия личностного роста школьников.
Попробуем дать определение данному понятию. Итак, личностный рост школьника - это процесс усвоения им новых социально значимых знаний, развития его социально значимых отношений и накопления им опыта социально значимого действия. Усвоение ребенком социально значимых знаний поможет ему лучше ориентироваться в основных нормах и традициях окружающего его общества, понимать, на каких правилах строится жизнь нашего общества, что в нем считается нужным, верным и правильным, что в нем осуждается и табуируется, каковы социально одобряемые и неодобряемые формы поведения. Однако знание общественных норм и традиций вовсе не гарантирует соответствующего поведения школьника. Важно формировать в ребенке и определенные социально значимые отношения, и, прежде всего, позитивные отношения к базовым общественным ценностям. Но и этого не достаточно для полноценного развития личности. Ребенку важно приобрести в школе и опыт социально значимого действия, где он смог бы использовать на практике собственные знания и отношения. В единстве социально значимых знаний, отношений, опыта действий, приобретаемых ребенком в школе, и проявляется феномен его личностного роста.
Феномен личностного роста тесно связан с феноменом общественных ценностей. Без этого аксиологического аспекта человеческой жизни трудно себе представить личностный рост. Именно ценности во многом определяют цели нашего бытия в этом мире, наши поступки, нашу повседневную жизнь. Но вот вопрос: что считать базовыми общественными ценностями? Конечно, определить сколь бы то ни было полный перечень таких ценностей принципиально невозможно, можно выделить лишь некоторые из них, наметить их общий контур. Такую попытку в свое время предпринял известный специалист в области теории и практики воспитания - В.А. Караковский. Он пришел к выводу: воспитывать школьников следует на таких общечеловеческих ценностях, как: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура. Остановимся на этом варианте (тем более, что опыт многих и многих школ России, много лет использующих предложенные В.А. Караковским ценностные ориентиры для организации воспитательного процесса, подтверждает его педагогическую значимость) и попробуем рассмотреть феномен личностного роста школьников во взаимосвязи с этими ценностями.
Для большей наглядности представим эту взаимосвязь в таблице (см. таблицу 1). Но прежде сделаем два важных пояснения.
Во-первых, в таблице не нашлось места для такой важной общественной ценности, как семья, хотя развитие соответствующих ценностных ориентаций, безусловно, является одной из важнейших составляющих личностного роста школьников. Однако в своем влиянии на эти ценностные ориентации школа по вполне понятным причинам сильно «проигрывает» родителям. Педагоги здесь не столь значимы по сравнению с семьей школьника. Поэтому, на наш взгляд, было бы неуместно рассматривать ценность семьи в контексте ценностных ориентиров школьного воспитания.
Во-вторых, в таблице особое внимание уделено ценности человека как основополагающей ценности европейской цивилизации, с которой отождествляет себя большинство россиян. Отношение к человеку проявляется не только в многообразии отношений школьника к окружающим людям, но также и в его отношении к самому себе, что мы и постарались зафиксировать в таблице.
Личностный рост школьников в контексте базовых общественных ценностей
Базовые естественные ценности | Признаки личностного роста школьников |
1.Отечество | Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина своего Отечества, развитие ценностных отношений к своему Отечеству, приобретение опыта действий, направленных на пользу своему Отечеству, опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции |
2.Земля | Усвоение школьниками знаний о нормах поведения человека на природе, развитие ценностных отношений к природе, приобретение опыта природоохранных действий |
3.Мир | Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях миротворческой деятельности человека, развитие ценностных отношений к миру, приобретение опыта миротворческих действий |
4.Труд | Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях трудовой деятельности человека, развитие ценностных отношений к труду, приобретение опыта участия в трудовых делах, производственной практике |
5.Культура | Усзоение школьниками знаний о нормах и традициях поведения человека в пространстве культуры, развитие ценностных отношений к культуре, приобретение опыта культурного поведения, опыта создания собственных произведений культуры, опыта изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества |
6.Знания | Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях поведения человека в информационном пространстве, развитие ценностных отношений к знаниям, приобретение опыта самостоятельного поиска и нахождения новых знаний, опыта проведения научных исследований |
7.Другие люди (такие же, как я сам) | Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях взаимодействия человека с другими людьми, развитие ценностных отношений к другим людям, приобретение опыта заботы о других людях, опыта оказания помощи другим людям, опыта благотворительности и волонтерства |
8.Иные люди (не такие. Как я) | Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе, развитие ценностных отношений к иным людям, людям иной национальности, верь:, культуры, приобретение опыта толерантного поведения в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе |
9.Я – телесное, мое здоровье | Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях ведения здорового образа жизни, развитие ценностных отношений школьников к здоровью, приобретение опыта здоро- вьесберегающих действий, опыта заботы о своем здоровье и о здоровье других людей |
10.Я – душевное, мой внутренний мир | Усвоение школьниками знаний о самих себе, о принятых а обществе нормах и традициях самореализации человека, развитие ценностных отношений к собственному внутреннему миру, приобретение опыта самопознания и самореализации |
Данное нами выше описание личностного роста, конечно же, не в полной мере отражает все стороны этого сложного явления. Оно, скорее, позволяет понять его основу, его главную особенность, то, что может помочь нам в оценке качества воспитанности школьников.
Вернемся теперь к проблеме самой оценки качества воспитанности. Основанием для такой оценки могут стать результаты педагогических наблюдений и применения иных методик изучения личностного роста школьников.
В начальной школе в качестве главной методики рекомендуется использовать педагогическое поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам. В качестве вспомогательной методики могут быть использованы проективные рисуночные тесты. По окончании детьми начальной школы педагоги мог/т использовать и опросник «Личностный рост» (см. далее) - в целях изучения промежуточных результатов воспитания, социализации и саморазвития своих учеников.
В основной и старшей школе рекомендуется использовать специально разработанные опросники, обязательно сверяя их результаты с результатами педагогических наблюдений. Выбор конкретного опросника всегда остается за педагогическим коллективом образовательного учреждения. В качестве возможного варианта такого опросника педагогам может быть рекомендован опросник «Личностный рост». Его особенностью является то, что он предполагает не сравнение детей с неким универсальным стандартом воспитанности (например, с заданными уровнями воспитанности), а отслеживание динамики личностных изменений школьников (какими они были - какими стали), что позволяет отслеживать продвижение педагогов в решении тех или иных проблем воспитания. Рекомендуемый опросник представлен в двух модификациях: для учащихся 4-8-х классов и для учащихся 9-11-х классов. Структура этих опросников, способы их обработки и интерпретации результатов принципиально не отличаются друг от друга - разнятся только некоторые формулировки вопросов.
Опросник состоит из двух частей.
Первая часть - это перечень утверждений, к которым школьникам предлагается выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя, насколько они согласны (или не согласны) с данными утверждениями, и оценить степень своего согласия (или несогласия) в баллах; от «+2» до «-2». Содержащиеся в первой части опросника утверждения формулируются так, чтобы та или иная их оценка не выглядела в глазах школьника заведомо общественно одобряемой. Это позволяет избежать возможного в таких случаях конформного поведения участников опроса, попыток «угадать» ответ, «правильно» отнестись к тому или иному тезису - что, безусловно, может снизить объективность диагностики. По окончании опроса оценки, которые школьники дали содержащимся в опроснике утверждениям, распределяются по нескольким шкалам, соответствующим различным аспектам их личностного роста. На этой основе делается вывод о развитости социально значимых отношений школьников, а также об отраженных в этих отношениях социально значимых знаниях, которые усваивают школьники в процессе социализации, воспитания и саморазвития.
Вторая часть - это перечень возможных социально значимых дел, которые могли быть организованы в образовательном учреждении. Школьнику предлагается указать те, в которых он был задействован, отметить, в каком статусе он был в них задействован (участника или организатора), а также оценить степень полезности этих дел для себя лично. На этой основе делается вывод о том, какой опыт социально значимого действия школьники приобретают в данном образовательном учреждении.
Поскольку личностный рост - явление динамическое, то и опросник необходимо задействовать несколько раз. При этом не следует предлагать один и тот же опросник одним и тем же детям более двух раз - у них может сформироваться привыкание к нему, снижающее достоверность результатов. Можно использовать данные опросники следующим способом:
- первый раз - среди пятиклассников;
- второй раз - среди семиклассников (в этих двух случаях используется опросник для 4-8-х классов);
- третий раз - среди девятиклассников;
- четвертый раз - среди одиннадцатиклассников (в последних двух случаях уже используется опросник для 9-11-х классов).
Таким образом, каждые два года отслеживается, насколько школа преуспевает в достижении тех цепей, которые ставили перед собой педагоги.
Опросник «Личностный рост»
для учащихся 4-8-х классов
(опрос проводится не чаще одного раза в два года)
Часть 1.
(время заполнения - не более 45 минут)
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай, согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то поставь положительную оценку (+1 или +2J в специальном бланке рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (-1 или -2).
«+2» - несомненно, да (сильное согласие);
«+1» — скорее да, чем нет (слабое согласие);
«-1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«-2» - нет, абсолютно неверно (сильное несогласие).
Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо!
- Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
- Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
- Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.
- Я люблю трудиться.
- То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью.
- Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать вопросы учителю - ведь это не так уж и важно.
- Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим.
- Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
- Занятия физкультурой и спортом - необходимость для здоровья каждого человека.
- Я часто недоволен тем, как я живу.
- Мне повезло, что я живу именно в России.
- Человек - царь природы, а потому он может делать с ней все. что захочет.
- Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы.
- Чистить улицы, убирать помещения, собирать мусор - это работа, недостойная нормального человека.
- Нецензурные выражения - признак бескультурья.
- Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.
- Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей.
- Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
- Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение после трудной работы.
- Я очень сильно переживаю любые свои неудачи, даже самые маленькие.
- День Победы - праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых людей.
- Держать животных в передвижных зверинцах - бесчеловечно.
- Фильмы-боевики со стрельбой и кровью помогают детям стать смелыми и мужественными.
- Мне стыдно и неловко, когда я не выполняю порученную мне работу до конца.
- Ребенку должно быть разрешено перебивать разговор взрослых, ведь он тоже имеет право высказаться.
- Учеба - занятие для зануд и зубрил.
- Казнь человека может быть оправдана, если она совершена ради торжества справедливости.
- Мне кажется, что большинство преступлений в нашем городе (районе) совершают люди, приехавшие к-нам из других мест.
- Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом.
- Мне тяжело знакомиться с новыми людьми: я часто при этом стесняюсь и смущаюсь.
- Мне не нравится, когда исполняется наш гимн - это скучно и приходится все время вставать.
- Я не стал бы убирать чужой мусор в лесу, потому что это должен делать только тот, кто намусорил.
- Военнопленных нельзя жалеть, ведь они наши враги и сами не жалели бы нас.
- Мне нравится помогать родителям в их домашней работе.
- Меня нисколько не смущают надписи и рисунки в подъездах и на заборах: люди самовыражаются, как могут.
- Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.
- Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного невиновного человека.
- Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.
- В жизни очень важно поддерживать хорошую физическую форму.
- Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
- Бывает, что я испытываю сильное волнение и чувство гордости, когда слышу песни о своей Родине.
- Ничего страшного, если после мытья рук я случайно забуду закрыть кран в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.
- Уступить в споре - значит показать свою слабость.
- Для выполнения учебных заданий надо прилагать усилия, и я люблю это делать.
- Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого - ведь он уже взрослый.
- Я думаю, что устроиться на неплохую работу я смогу и без получения хороших знаний.
- Пыток не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.
- Надо запретить въезд в нашу страну беженцам из отсталых стран, так как их приток увеличивает уровень преступности.
- Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой, чем сидение у компьютера или телевизора.
- Я не грущу и не тоскую, когда остаюсь в одиночестве.
- Я хотел бы и в будущем остаться жить в России.
- Я стараюсь подкармливать бездомных животных и зимующих птиц.
- Мне кажется, что у нашей страны слишком много оружия - это плохо, его количество можно было бы уменьшить.
- Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.
- Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится,
- Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать что-то новое - ведь на это есть школа.
- Бомжей и попрошаек необходимо арестовывать и заставлять работать.
- Люди другой национальности могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
- Вкус еды для меня важнее, чем ее польза.
- Мне кажется, что во мне больше плохого, чем хорошего.
- Если честно, то я не люблю трудиться.
- Мне не повезло в том, что я живу в России
- 9 Мая - наш общероссийский праздник.
- Учеба - важное и полезное для всех занятие.
Бланк для ответов:
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 | 61 |
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | 52 | 62 |
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | 63 |
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 |
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | |
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 | |
7 | 17 | 27 | 37 | 47 | 57 | |
8 | 18 | 23 | 38 | 48 | 58 | |
9 | 19 | 29 | 39 | 49 | 59 | |
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Часть 2.
(время заполнения строго не ограничивается)
Пожалуйста, вспомни: в каких общественно-значимых практических делах, организуемых педагогами школы, ты участвовал за последние два года.
1.Запиши эти дела в соответствующие разделы таблицы.
- Напротив каждого дела отметь, в каком статусе ты участвовал в нем. Для этого поставь во вторую колонку одну из двух букв:
«О» (организатор), если ты участвовал в планировании, организации, анализе дела.
«У» (участник), если ты был просто участником этого дела.
- Оцени, насколько важны были эти дела для тебя. Для этого поставь в третью колонку балл:
- - считаю это дело бесполезной тратой времени.
- - считаю это дело малозначимым.
- - считаю это дело важным и полезным для меня.
Если тебе не понятны значения каких-то слов, обратись за разъяснениями к учителю. И не расстраивайся, если ты не можешь вписать в таблицу ни одного дела, - у тебя все еще впереди.
1.Дела(впиши их в соответствующие разделы) | 2. Статус твоего участия («О» или «У») | 3. Оценка важности и полезности дела |
Дела патриотической направленности (гражданско-патриотические акции, поисковая работа, историко-краеведческие экспедиции, помощь ветеранам и т.п.) | ||
Охрана природы, оказание реальной помощи растительному и животному миру нашей планеты | ||
Миротворческие дела, направленные на предотвращение войн и установление мира между людьми | ||
Трудовые дела, производство | ||
Охрана памятников культуры (защита, восстановление памятников культуры) Создание собственных художественных произведений (сказок, рассказов, стихов, песен, музыки, произведений изобразительного искусства и т.п.) | ||
Научные исследования | ||
Забота о других людях, помощь малышам, пожилым людям, инвалидам, детским домам и т.п. | ||
Дела, направленные на установление доброжелательных отношений между людьми разных национальностей | ||
Дела, направленные на заботу о собственном здоровье и здоровье других людей | ||
Дела, которые помогли тебе лучше узнать самого себя, самореализоваться | ||
Опросник «Личностный рост»
для учащихся 9-11-х классов
(опрос проводится не чаще одного раза в два года)
Часть 1.
(время заполнения - не более 30 минут)
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай, согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то поставь положительную оценку (+1 или +2) в специальном бланке рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (-1 или -2).
«+2» - несомненно, да (сильное согласие);
«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);
«-1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«-2» - нет. абсолютно неверно (сильное несогласие).
Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «не- \ правильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное I мнение. Спасибо!
- Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
- Бродячих собак надо уничтожать, так как они могут быть опасны.
- Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе.
- В общем-то, я люблю работать.
- То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью.
- Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания некоторых важных вещей.
- Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему.
- Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
- Занятия физкультурой или спортом - жизненная необходимость для каждого человека.
- Я часто чувствую разочарование от жизни.
- Я многим обязан своей стране.
- Человек — царь природы, а потому он вправе усовершенствовать ее на свой лад и манер.
- Люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты.
- Физический труд - удел неудачников.
- Нецензурные выражения в общении - признак бескультурья.
- Я стремлюсь узнать значения незнакомых мне слов.
- Казнь человека может быть оправдана, если она совершена ради торжества справедливости.
- Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
- Я считаю, что курение или алкоголь помогут мне расслабиться, снять напряжение.
- Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные, неудачи.
- День Победы - праздник только для ветеранов и пожилых людей.
- Держать животных в передвижных зверинцах - бесчеловечно.
- Фильмы-боевики со стрельбой и кровью воспитывают мужество.
- Мне стыдно и неловко, когда я не выполняю порученную мне работу в полной мере.
- Какое общение без бутылочки пива!
- Учиться - это только зря тратить время.
- Бомжей и попрошаек необходимо арестовывать и заставлять'работать.
- Что бы ни говорили, я уверен: большинство преступлений в нашем городе (районе) совершают приезжие.
- От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.
- Мне тяжело заводить знакомства с новыми людьми.
- Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.
- Я не стал бы убирать чужой мусор в лесу, потому что это должен делать только тот, кто намусорил.
- Идти на уступки - значит проявлять слабость.
- Я хотел бы попробовать свои силы в какой-то взрослой работе.
- Вандализм - это современная форма молодежного протеста против «взрослого» мира.
- Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.
- Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного.
- Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.
- Если ты хочешь добиться чего-то в жизни, надо стараться поддерживать в себе хорошую физическую форму.
- Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
- Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.
- Если учесть все «за» и «против», то хранение в России иностранных ядерных отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.
- На военнопленных не должны распространяться права человека, ведь война есть война.
- Мне нравится прилагать усилия для выполнения сложных учебных заданий.
- Трудно представить русскую разговорную речь без мата,
- И без получения хороших знаний я смогу в будущем сделать неплохую карьеру.
- Пыток не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.
- Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.
- Для меня лучше активный отдых, чем отдых у телевизора или компьютера.
- Меня не угнетает временное одиночество.
- Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.
- Я считаю, что носить шубы из натурального меха (если, конечно, это не связано с суровыми условиями жизни на севере или в Сибири) безнравственно.
- Мне кажется, что России и другим странам надо отказаться от ядерного оружия.
- Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.
- Я могу нахамить человеку, если он мне чем-то не нравится.
- Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и только во вторую - источником информации о событиях в стране и мире.
- Старики только раздражают и мешают нормально жить.
- Различия в религиозных взглядах людей мешают объединению общества.
- Вкусовые качества продуктов питания, на мой взгляд, важнее их полезности.
- Я часто недооцениваю себя.
- Я не очень-то люблю работать.
- Своей стране я ничего не должен.
- 9 Мая - наш общенациональный праздник.
- Учиться - это значит заботиться о своем будущем.
Бланк для ответов
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 | 61 |
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | 52 | 62 |
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | 63 |
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 |
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | |
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 | |
7 | 17 | 27 | 37 | 47 | 57 | |
3 | 18 | 28 | 38 | 48 | 58 | |
9 | 19 | 29 | 39 | 49 | 59 | |
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Часть 2.
(время заполнения строго не ограничивается)
Пожалуйста, вспомни: в каких общественно-значимых практических делах, организуемых педагогами школы, ты участвовал за последние два года.
1.Запиши эти дела в соответствующие разделы таблицы.
2.Напротив каждого дела отметь, в каком статусе ты участвовал в нем. Для этого поставь во вторую колонку одну из двух букв:
«О» (организатор), если ты участвовал в планировании, организации, анализе дела.
«У» (участник), если ты был просто участником этого дела.
3.Оцени, насколько важны были эти дела для тебя. Для этого поставь в третью колонку балл:
- - считаю это дело бесполезной тратой времени.
- - считаю это дело малозначимым.
- - считаю это дело важным и полезным для меня.
Если тебе не понятны значения каких-то слов, обратись за разъяснениями к учителю. И не расстраивайся, если ты не можешь вписать в таблицу ни одного дела, - у тебя все еще впереди.
1.Дела(впиши их в соответствующие разделы) | 2. Статус твоего участия («О» или «У») | 3. Оценка важности и полезности дела |
Дела патриотической направленности (гражданско-патриотические акции, поисковая работа, историко-краеведческие экспедиции, помощь ветеранам и т.п.) | ||
Охрана природы, оказание реальной помощи растительному и животному миру нашей планеты | ||
Миротворческие дела, направленные на предотвращение войн и установление мира между людьми | ||
Трудовые дела, производство | ||
Охрана памятников культуры (защита, восстановление памятников культуры) Создание собственных художественных произведений (сказок, рассказов, стихов, песен, музыки, произведений изобразительного искусства и т.п.) | ||
Научные исследования | ||
Забота о других людях, помощь малышам, пожилым людям, инвалидам, детским домам и т.п. | ||
Дела, направленные на установление доброжелательных отношений между людьми разных национальностей | ||
Дела, направленные на заботу о собственном здоровье и здоровье других людей | ||
Дела, которые помогли тебе лучше узнать самого себя, самореализоваться | ||
Результаты опроса обрабатываются и интерпретируются следующим образом,
1 этап. Обработка результатов первой части опросника.
Внимание! Вначале необходимо обратить внимание на то, как школьник оценил утверждения под №№ 61, 62, 63 и 64, Если знаки хотя бы двух из этих оценок совпадают со знаками оценок утверждений под №№ 4,11,21 и 26 соответственно, то дальше обрабатывать результаты опросника не имеет смыла - скорее всего, школьник отнесся к проводимому вами опросу несерьезно и попросту ставил свои оценки наугад.
После отсеивания испорченных бланков можно приступать к подсчету результатов - при этом учитываться будут только оценки первых 60-ти утверждений (61-е, 62-е, 63-е и 64-е не учитываются).
Итак, оценки, которые школьники каждого класса дали содержащимся в первой части опросника 60-ти утверждениям, распределяются по 10 шкалам, показывающим развитость их социально значимых отношений и отраженную в этих отношениях степень усвоения ими социально значимых знаний (при этом каждой шкале соответствует одна из 10 строк в бланке для ответов):
- Характер знаний школьника о нормах и традициях поведения человека как гражданина своего Отечества, характер отношений школьника к своему Отечеству показывают его оценки высказываний №№ 1, 11, 21, 31, 41, 51.
- Характер знаний школьника о нормах поведения человека на природе, характер отношений школьника к природе показывают его оценки высказываний №№ 2, 12, 22, 32, 42, 52.
- Характер знаний школьника о нормах и традициях миротворческой деятельности человека, характер отношений школьника к миру показывают его оценки высказываний №№ 3, 13, 23, 33, 43, 53.
- Характер знаний школьника о нормах и традициях трудовой деятельности человека, характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний №№ 4, 14, 24, 34, 44, 54.
- Характер знаний школьника о нормах и традициях поведения человека в пространстве культуры, характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний №№ 5, 15, 25, 35, 45, 55.
- Характер знаний школьника о нормах и традициях поведения человека в информационном пространстве, характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний №№ 6,16, 26, 36, 46, 56.
- Характер знаний школьника о нормах и традициях взаимодействия человека с другими людьми, характер отношений школьника к другим людям показывают его оценки высказываний №№ 7, 17, 27, 37, 47, 57.
- Характер знаний школьника о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе, характер отношений школьника к иным людям показывают его оценки высказываний №№ 8, 18, 28, 38, 48, 58.
- Характер знаний школьника о нормах и традициях ведения здорового образа жизни, характер отношений школьника к своему здоровью показывают его оценки высказываний №№ 9, 19, 29, 39, 49, 59.
- Характер знаний школьника о самом себе, о принятых в обществе нормах и традициях самореализации человека, характер отношений школьника к себе, своему внутреннему миру показывают его оценки высказываний №№ 10, 20, 30, 40, 50, 60.
Все баллы по каждой шкале суммируются с учетом знака. При этом знак некоторых оценок в процессе обработки бланков ответов необходимо будет заменить на противоположный. Сделать это поможет специальный ключ, в котором указано, оценки каких утверждений необходимо скорректировать (буквы «пз» - означают «противоположный знак»).
Ключ к бланку для ответов
1 пз | 11 | 21 пз | 31 пз | 41 | 51 | 61 |
2 пз | 12 пз | 22 | 32 пз | 42 пз | 52 | 62 |
3 | 13 пз | 23 пз | 33 пз | 43 пз | 53 | 63 |
4 | 14 пз | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 |
5 пз | 15 | 25 пз | 35 пз | 45 пз | 55 пз | |
6 пз | 16 | 26 пз | 36 | 46 пз | 56 пз | |
7 пз | 17 пз | 27 пз | 37 | 47 | 57 пз | |
S | 18 пз | 28 пз | 38 пз | 48 пз | 58 пз | |
9 | 19 пз | 29 пз | 39 | 49 | 59 пз | |
10 пз | 20 пз | 30 пз | 40 пз | 50 | 60 пз |
Если сумма баллов по той или иной шкале составляет:
- от -12 до -7, то условно можно говорить об устойчиво-негативном характере знаний и отношений школьника;
- от -6 до -1, - о ситуативно-негативном;
- от 1 до 6, - о ситуативно-позитивном;
- от 7 до 12, - об устойчиво-позитивном.
Результаты первой части опроса оформляются следующим образом.
Данные по классу могут быть обобщены так:
МОНИТОРИНГ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ (Часть 1: характер социально значимых знаний и отношений школьников) Результаты по классу за г. - в % школьников | ||||||||||
Характер знаний и отношений | Социально-значимые объекты (ценности) | |||||||||
Отечество | Природа | Мир | Труд | Культура | Знания | Другие люди | Иные люди | Здоровье | Свое «Я», свой внутренний мир | |
Устойчиво-негативный | ||||||||||
Ситуативно-негативный | ||||||||||
Ситуативно-позитивный | ||||||||||
Устойчиво-позитивный |
Данные по школе в целом могут быть обобщены так:
МОНИТОРИНГ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ (Часть 1: характер социально значимых знаний и отношений школьников) Результаты по классу за г. - в % школьников | ||||||||||
1.Характер знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина своего Отечества, характер отношений к своему Отечеству (в % школьников класса) | ||||||||||
Характер знаний и отношений | Классы | |||||||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | |
Устойчиво-негативный | ||||||||||
Ситуативно-негативный | ||||||||||
Ситуативно-позитивный | ||||||||||
Устойчиво-позитивный | ||||||||||
2. Характер знаний о нормах поведения человека на природе, характер отношений к природе (в % школьников класса) | ||||||||||
Характер знаний и отношений | Классы | |||||||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | |
Устойчиво-негативный | ||||||||||
Ситуативно-негативный | ||||||||||
Ситуативно-позитивный | ||||||||||
Устойчиво-позитивный | ||||||||||
3. Характер знаний о нормах и традициях миротворческой деятельности человека, характер отношений к миру (а % школьников класса) | ||||||||||
Характер знаний и отношений | Классы | |||||||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | |
Устойчиво-негативный | ||||||||||
Ситуативно-негативный | ||||||||||
Ситуативно-позитивный | ||||||||||
Устойчиво-позитивный | ||||||||||
4. Характер знаний о нормах и традициях трудовой деятельности человека, характер отношений к труду (в % школьников класса) | ||||||||||
Характер знаний и отношений | Классы | |||||||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | |
Устойчиво-негативный | ||||||||||
Ситуативно-негативный | ||||||||||
Ситуативно-позитивный | ||||||||||
Устойчиво-позитивный | ||||||||||
5. Характер знаний о нормах и традициях поведения человека в пространстве культуры, характер отношений к культуре (в % школьников класса) | ||||||||||
Характер знаний и отношений | Классы | |||||||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | |
Устойчиво-негативный | ||||||||||
Ситуативно-негативный | ||||||||||
Ситуативно-позитивный | ||||||||||
Устойчиво-позитивный | ||||||||||
6. Характер знаний о нормах и традициях поведения человека в информационном пространстве, характер отношений к знаниям (в % школьников класса) | ||||||||||
Характер знаний и отношений | Классы | |||||||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | |
Устойчиво-негативный | ||||||||||
Ситуативно-негативный | ||||||||||
Ситуативно-позитивный | ||||||||||
Устойчиво-позитивный | ||||||||||
7. Характер знаний о нормах и традициях взаимодействия человека с другими людьми, характер отношений к другим людям (в % школьников класса) | ||||||||||
Характер знаний и отношений | Классы | |||||||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | |
Устойчиво-негативный | ||||||||||
Ситуативно-негативный | ||||||||||
Ситуативно-позитивный | ||||||||||
Устойчиво-позитивный | ||||||||||
8.Характер знаний о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе, характер отношений к иным людям (в % школьников класса) | ||||||||||
Характер знаний и отношений | Классы | |||||||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | |
Устойчиво-негативный | ||||||||||
Ситуативно-негативный | ||||||||||
Ситуативно-позитивный | ||||||||||
Устойчиво-позитивный | ||||||||||
9. Характер знаний о нормах и традициях ведения здорового образа жизни, характер отношений к своему здоровью (в % школьников класса) | ||||||||||
Характер знаний и отношений | Классы | |||||||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | |
Устойчиво-негативный | ||||||||||
Ситуативно-негативный | ||||||||||
Ситуативно-позитивный | ||||||||||
Устойчиво-позитивный | ||||||||||
10. Характер знаний о самих себе, о принятых в обществе нормах и традициях самореализации человека, характер отношений к себе, своему внутреннему миру (в % школьников класса) | ||||||||||
Характер знаний и отношений | Классы | |||||||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | |
Устойчиво-негативный | ||||||||||
Ситуативно-негативный | ||||||||||
Ситуативно-позитивный | ||||||||||
Устойчиво-позитивный |
2 этап. Обработка результатов второй части опросника
Для этого:
- определяется процентное количество школьников каждого класса, принявших участие в социально ориентированных акциях и общественно-полезных делах: как в статусе организаторов (отмечается буквой «О»), так и в статусе участников (отмечается буквой «У»);
- определяется средняя оценка степени важности дел для школьников.
Результаты заносятся в таблицу, наглядно показывающую, какой опыт социально значимого действия приобретают школьники в образовательном учреждении.
Данные по классу могут быть обобщены так:
МОНИТОРИНГ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ (Часть 2: приобретенный школьником опыт социально значимых действий) Результаты по классу за _____г. - в % школьников | ||
Дела патриотической направленности |(гражданско-патриотические акции, поисковая работа, историко-краеведческие экспедиции, помощь ветеранам и т.п.) | «О» (%) | |
«У» (%) | ||
Средняя оценка | ||
Охрана природы, оказание реальной помощи растительному и животному миру нашей планеты 1 | «О» (%) | |
«У» (%) | ||
Средняя оценка | ||
Миротворческие дела, направленные на предотвращение войн и установление мира между людьми | «О» (%) | |
«У» (%) | ||
Средняя оценка | ||
Трудовые дела, производство | «О» (%) | |
«У» (%) | ||
Средняя оценка | ||
Охрана памятников культуры (защита, восстановление памятников культуры). Создание собственных художественных произведений (сказок, рассказов, стихов, песен, музыки, произведений изобразительного искусства и т.п.) | «О» (%) | |
«У» (%) | ||
Средняя оценка | ||
Научные исследования | «О» (%) | |
«У» (%) | ||
Средняя оценка | ||
Забота о других людях, помощь малышам, пожилым людям, инвалидам, детским домам и т.п. | «О» (%) | |
«У» (%) | ||
Средняя оценка | ||
Дела, направленные на установление доброжелательных отношений между людьми разных национальностей | «О» (%) | |
«У» (%) | ||
Средняя оценка | ||
Дела, направленные на заботу о соб | «О» (%) | |
ственном здоровье и здоровье других людей | «У» (%) | |
Средняя оценка | ||
Дела, которые помогли школьникам лучше узнать самого сеоя, самореализоваться | «О» (%) | |
«У» (%) | ||
Средняя |оценка |
Данные по школе в целом могут быть обобщены так:
МОНИТОРИНГ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ школьников (Часть 2: приобретенный школьником опыт социально значимых действий) Результаты по школе за г. - в % школьников | ||||||||
Участие школьников в социально значимых делах | Классы | |||||||
... | ||||||||
Дела патриотической направленности (гражданско-патриотические акции, поисковая работа, историко-краеведческие экспедиции, помощь ветеранам и т.п.) | «О» (%) | |||||||
«У» (%) | ||||||||
Средняя оценка | ||||||||
Охрана природы, оказание реальной помощи растительному и животному миру нашей планеты | «О» (%) | |||||||
«У» (%) | ||||||||
Средняя оценка | ||||||||
Миротаорческие дела, направленные на предотвращение войн и установление мира между людьми | «О» (%) | |||||||
«У» (%) | ||||||||
Средняя оценка | ||||||||
Трудовые дела, производство | «О» (%) | |||||||
«У» (%) | ||||||||
Средняя оценка | ||||||||
Охрана памятников культуры (защита. | «О» (%) | |||||||
восстановление памятников культуры). Создание собственных художественных произведений (сказок, рассказов, стихов, песен, музыки, произведений изобразительного искусства и т.п.) | «У» (%) | |||||||
Средняя оценка | \ | |||||||
Научные исследования | к О» (%) | |||||||
«У» (%) | ||||||||
Средняя оценка | ||||||||
Забота о других людях, помощь малышам, пожилым людям, инвалидам, детским домам и т.п. | «О» (%) | |||||||
«У» (%) | ||||||||
Средняя оценка | ||||||||
Дела, направленные на установление доброжелательных отношений между людьми разных национальностей | «О» (%) | |||||||
«У» (%) | ||||||||
Средняя оценка | ||||||||
Дела, направленные на заботу о собственном здоровье и здоровье других людей | «О» (%) | |||||||
«У» (%) | j | |||||||
Средняя оценка | ||||||||
Дела, которые помогли школьникам лучше узнать самого себя, самореализоваться | «О» (%) | ! | ||||||
«У» (%) | I | |||||||
Средняя оценка |
Не следует полагаться на стопроцентную объективность результатов опроса, в связи с чем необходимо обязательно сверять его результаты с данными педагогических наблюдений.
Оценка качества воспитанности школьников (их личностного роста) является результатом профессиональной рефлексии осуществляющих ее экспертов и производится в виде экспертного заключения по следующей схеме:
Если цели воспитания, поставленные педагогами в классе, не достигнуты, если наблюдается (или фиксируется проведенными опросами) негативная динамика личностного развитая воспитанников - качество воспитанности школьников данного класса признается... | НЕДОПУСТИМЫМ |
Если цели воспитания, поставленные педагогами в классе, достигнуты лишь частично, если наблюдается (или фиксируется проведенными опросами) отсутствие негативной динамики личностного развития воспитанников - качество воспитанности школьников данного класса признается... | ДОПУСТИМЫМ |
Если цели воспитания, поставленные педагогами в классе, достигнуты в полной мере, если наблюдается (или фиксируется проведенными опросами) позитивная динамика личностного развитая воспитанников - качество воспитанности школьников данного класса признается... | ОПТИМАЛЬНЫМ |
Чем полезна полученная информация?
Оценка качества воспитанности школьников позволит педагогам:
- делать общий вывод о результатах воспитания, социализации и саморазвития своих подопечных;
- видеть наиболее проблемные аспекты их воспитанности;
- видеть масштабы каждой проблемы в пределах каждого класса и школы в целом;
- соответственно распределять свои ресурсы для решения обнаруженных проблем воспитания;
- качественнее планировать свою дальнейшую воспитательную работу (не в соответствии с, увы, распространенным в школах принципом «пол - палец - потолок», а в соответствии с выявленными проблемами: то есть воспитывать не вообще, а акцентируя свои усилия на наиболее острых для каждой конкретной школы и каждого класса в отдельности вопросах воспитания);
- регулярно корректировать цели, задачи, планы воспитания: то есть управлять воспитательным процессом по результатам!
Кто должен осуществлять оценку качества воспитанности школьников?
Изучение личностного роста школьников и осуществление (на основе данного критерия) оценки качества воспитанности школьников производится только силами самого образовательного учреждения. Лучше всего, если эту процедуру будут осуществлять классные руководители совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе.
Как часто можно производить эту оценку?
Не чаще одного раза в два года.
Какие ограничения существуют?
Ограничения связаны с нЬвым федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. Как мы уже отмечали, этот стандарт указывает, что личностные результаты (ценностные ориентации, личностные качества и т.п. - то есть все то, что мы связываем с воспитанностью школьников) не могут являться предметом итоговой оценки качества освоения школьниками основной образовательной программы. Их предлагается осуществлять в рамках других мониторинговых исследований. То есть оценка качества воспитанности школьников ни в коем случае не может рассматриваться как итоговая оценка самих этих школьников, но лишь как оценка результатов деятельности школы, семьи, иных социальных институтов. И, следовательно, результаты мониторинговых исследований личностного роста школьников не могут быть использованы для вынесения итоговой оценки этим школьникам. Результаты подобных исследований - это предмет профессионального самоанализа и самооценки педагогов данного образовательного учреждения. Это внутренняя, неразглашаемая, закрытая для других (в том числе и вышестоящих органов) информация, используемая педагогами только лишь для обнаружения проблем и определения перспектив собственной профессиональной деятельности.
Новый стандарт указывает также, что такого рода исследования должны быть неперсонифицированными, то есть дающими общую картину результатов воспитания по школе, классу и т.п., но не указывающими на результаты воспитания конкретного ребенка (подобные исследования недопустимы). То есть информация о личностном росте школьников - это неперсонифицированная информация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уровень воспитанности
Цель: показать уровень воспитанности учащихся 9 класса на основе диагностических данных....
уровень воспитанности
программа уровинь воспитанности...
уровень воспитанности 8 б
уровень воспитанности...
Уровень воспитанности учащихся
Уровень воспитанности учащихся...
"Как определить уровень воспитанности" (анкета)
Анкета для старшеклассников 9-11 классыУровни воспитанности взяла из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др, состоит из 10 разделов и содержит расчёт...
определение уровеня воспитанности в классе , школа 8 вида
Данная таблица наглядно даст результат уровня воспитанности, самооценки учащихся...
Анкета "Уровень воспитанности".
АНКЕТА...