Как противостоять нетерпимости.
классный час по теме

Нина Викторовна Силютина

Проект "Как противостоять нетерпимости" состоит из серии классных часов для учащихся 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kak_protivostoyat_neterpimosti.zip356.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Как противостоять нетерпимости».

Цели проекта:

- гуманизация и образование;  

- формирование толерантного сознания членов школьного сообщества как основы утверждения принципов

   толерантности в общественной жизни;

- повышение качества и углубление содержания учебно-воспитательного процесса в школе;

- создание и совершенствование психологически комфортной школьной среды.

Задачи проекта:

- развитие школьного образовательного пространства как территории толерантных взаимоотношений в системе «ученик – учитель – родители»;

- организация процесса формирования толерантного сознания;

- реализация идеологии толерантности в урочной и внеурочной деятельности;

- повышение уровня  коммуникативности школьников.

Критерии

Виды образовательных  проектов

Направленность работы

 Обучающая

Временные рамки

Среднесрочный

Масштаб

Групповой

Место в образовательном пространстве

Междисциплинарный

Результативность

Учебная (имитационная)

Новизна

Универсальная

Возрастные особенности детей 9 – 10 лет

Эмоциональные

1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.

 2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.

 3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.

 4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.

Социальные

Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».

Духовные

 Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.

Методические рекомендации: данные занятия рекомендуются проводить в течение 1 часа  раз в неделю. Первая часть будет носить «теоретический» характер, вторая – практический. Для выполнения практической части требуется время для подготовки.

Что такое толерантность?

   Цели:

- Обсудить разные подходы к понятию «толерантность»

- Создать условия для формирования у учеников собственного отношения к понятию «толерантность»

Предварительная подготовка: домашнее задание для учащихся (узнать в справочной литературе значение слова «толерантность»), листы для написания синквейна, тест для каждого учащегося,  задания для групп, мультимедийный проектор, презентация.

Ход занятия: 

Организационный момент.

Класс делится на группы.

- Здравствуйте, ребята.

Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь!

Введение в тему классного часа.

16 ноября – День толерантности. Вы хотите узнать, откуда такое название?

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам”.

- Что же означает слово «толерантность»? ( Ответы учащихся)

Толерантность – от лат. Tolerantia – терпение. Терпимость к чужим мнениям и верованиям. ( Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика.М,2005)

Толерантность - от лат. Tolerantia – терпение. 1. Иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема Т. имеет значение при пересадке органов и тканей. 2. Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. 3. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.  ( Новая иллюстрированная энциклопедия. М,2004)

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо) (Слайд №2)

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих           собственных идеи или мнения.

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам .

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным

В арабском  – прощение,  снисходительность,  мягкость,  милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.  (Слайд № 3)

-А какое из определений вам ближе?

(Ответы детей)

- А что же объединяет эти определения?

(Ответы детей)

- Давайте обобщим все сказанное.

Работа в группах. К солнышку по имени ТОЛЕРАНТНОСТЬ дорисуйте лучики.

После обсуждения один представитель от каждой группы озвучивает надписи на лучах. Учитель записывает ответы на доску, затем обобщает. (Слайд № 4 )

(Прощение. Уважение прав других. Сострадание. Терпимость к чужим мнениям, религии, поведению. Уважение человеческого достоинства. Милосердие. Сочувствие. Принятие другого таким, какой он есть. Великодушие.)

-Молодцы. Отлично справились с заданием.

- Я вам расскажу одну историю.

Шел по лесу человек. Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалеку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдем играть, посидит, отдохнет и сам дойдет до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» А третий подошел к человеку и протянул руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».

-Кто из них вам ближе всего? С кем вам было бы приятнее общаться и почему?           (Ответы учащихся)

- Людей,  которые приходят на помощь, долго не размышляя, нужна она человеку или нет называют толерантными. А тех, кто игнорирует помощь другим и думает только о себе, называют  интолерантными.

Задание №2  Перед вами набор слов. Пожалуйста, распределите эти слова на положительные качества, которые свойственны толерантным людям, и отрицательные черты, на которые следует обратить внимание и постараться искоренить их. Обсуждение задания продлится 3 минуты.

Равнодушие, эгоизм, доброта, черствость, отзывчивость, жалость, сочувствие, бездушие, человечность, злость, забота, зависть, внимание, ласка, жадность, сострадание, жестокость, человеколюбие, любовь, безжалостность.  (Слайд № 5)

+

-

доброта, отзывчивость, долг, сочувствие, человечность, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь,

Равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, жадность, жестокость, безжалостность.

Одна группа выполняет задание на доске за ширмой. Затем группы сравнивают ответы. Обсуждение.

-А как вы думаете, толерантные ли вы люди? Давайте проверим.

Задание №3 Тест. "Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность?" Каждому ребенку лист с  тестом. ( Слайд № 6)

-Отметьте близкие для вас варианты ответов.

1. Дима плохо одет...

• Это неважно.

>Ты подсмеиваешься над ним.

2. Игорь питается не так, как ты, по причине своей религии...

>Ты просишь, чтобы он объяснил это.

• Ты говоришь, что он выглядит смешно.

3. Пожилая женщина медленно идет...

•  Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

>Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

4. Ты - мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

•Ты разговариваешь с ней.

>Пытаешься отойти.

5. Ты - девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

•  Ты разговариваешь с ним.

> Пытаешься отойти.

6. На твоих глазах на кого-то нападают...

•Ты пытаешься защитить его.

>Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

7. К тебе подходит ребенок-инвалид...

• Ты естественным образом разговариваешь с ним.

>Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

-Посчитайте баллы. За каждый первый вариант ответа 1 балл, за второй – 0 баллов. (Дети считают.) ( Слайд № 7)

-  Если у тебя 7 баллов, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6 баллов, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.

У тебя менее 3 баллов: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать счастливее.

Подведение итогов классного часа.

-Что вы узнали на классном часе?

-Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось? Что стало открытием в себе? 

Ответить на эти вопросы я предлагаю в необычной форме, в форме синквейна.

Синквейн от французского слова 5 – стихотворение из 5 строк, которые строятся по определенным правилам:

1-я строка – одно слово, обычно существительное или имя человека

2-я строка – описание этого в двух словах – 2 прилагательных

3-я строка – описание действия – 3 глагола

4-я строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме

5-я (последняя) строка – это одно слово, которое повторяет суть темы. ( Слайд № 8)

Давайте, попробуем! Те, кто справится с заданием, могут прочитать свое творение.

(Учащиеся сочиняют синквейн. Звучит тихая мелодия.)

Желающие зачитывают синквейн вслух.

                                                               Тема: «Все мы разные».

 

Цели и задачи:

  1. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (по внешности, полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
  2. Учащиеся должны осознавать неодинаковость людей, научиться позитивно воспринимать различия между людьми.

Предварительная подготовка: фотографии, вырезки из газет, журналов с изображением разных людей.

Ход занятия:

  1. Разминка. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Сашенька, сейчас в школе меня зовут Александр, а когда я вырасту, меня будут звать Александр Николаевич».

Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

 

2.   Игра  «Все мы разные, но у нас много общего».

        

 Работа в парах: Посмотрите, друг на друга и назовите хотя бы один признак, по которому вы похожи друг на друга.

Действительно: у вас у всех 2 руки, 2 ноги, 2 глаза, нос, рот, 2 уха, ни у кого нет третьего уха. Значит вы все одинаковые?

А чем же вы отличаетесь?

Каждый из нас не похож на другого. Чем же мы отличаемся друг от друга?

У каждого человека есть что-нибудь особенное, то чем он отличается от других. Его характер, его качества. У вас тоже есть такие качества.

3. Работа в парах. «Чем различаемся мы?»

1. Задание: попробуйте перечислить те признаки, по которым могут различаться люди.

2. Общий «мозговой штурм». Сведение признаков, по которым различаются люди. (На доске в столбик фиксируются основные признаки). Задача учителя помочь ребятам укрупнить критерии и их конкретизировать.

Например:

  1. Цвет глаз (карий, зеленый, серый);                        
  2. Раса («черный», «желтый», «белый»);
  3. Одежда (опрятная, неопрятная, модная)                          
  4. Бедность, богатство (состоятельный/не состоятельный)
  5. Больной, здоровый, человек с ограниченными возможностями.

3. Из-за каких признаков люди могут преследоваться другими людьми? Почему?

Высказывания фиксируются на доске напротив признака.

3.   Игра «А я считаю так…»

 

На полу черта (середина), с одной стороны (+) – согласен, с другой (-) – не согласен. Ведущий зачитывает утверждения, те, кто согласен с утверждением встаёт на ту сторону, где (+), если не согласен на ту сторону, где (-), если у вас нет мнения по данному вопросу, вы встаёте на середину. В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.

  1. весна лучше осени;
  2. самый классный мультик «Покемон»;
  3. самый важный предмет – математика;
  4. играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;
  5. лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;
  6. самое прекрасное домашнее животное – кошка;
  7. самая классная музыка – хип-хоп;
  8. заниматься рыбалкой – старомодно;
  9. война – это всегда плохо;
  10. учиться без «2» и «3» невозможно;
  11. всё знать в школе невозможно, но я могу преуспеть в чём-то одном.

4.    Упражнение «Чем мы похожи»

Ведущий находится в центре круга. Он произносит начало фразы «Свежий ветер дует на…» и заканчивает его примерно теми же признаками,  которые были указаны выше. Например: «Свежий ветер дует на …тех, кто сегодня в блузках». Все, кто подпадает под это определение или признак, должны поменяться местами. Условие: нельзя занимать соседний стул. Кому не хватило стула, становиться ведущим. Игра продолжается  5-7 минут, иначе она может наскучить и снизить эмоциональный настрой.

5.   Творческая работа.

Составить коллаж из вырезок и фотографий, связанный с темой занятия.

Тема: Как противостоять  нетерпимости.

Цели:

  1. формировать толерантное мышление;
  2. подвести детей к выводу, что все люди разные, но все они имеют одинаковые права.
  3. Познакомить учащихся с понятием «нетерпимость» и ее проявлениями.

Предварительная подготовка: инсценирование сказки, памятки для учащихся; нарисовать дерево, приготовить листочки для творческого задания

Ход занятия:

1.    Организационный момент.

         - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.

       2.          Повторение пройденного материала.

 – Что такое «толеранность»? Какие качества присущи толерантному человеку, интолерантному? По каким признакам могут отличаться люди?

  1. Цвет глаз (карий, зеленый, серый);                        
  2. Раса («черный», «желтый», «белый»);
  3. Одежда (опрятная, неопрятная, модная)                          
  4. Бедность, богатство (состоятельный/не состоятельный)
  5. Больной, здоровый, человек с ограниченными возможностями.

- Из-за каких признаков люди могут преследоваться другими людьми? Почему?

3. Беседа.

 - Проблема толерантности в мире стоит очень остро. Большое количество людей в разных ситуациях проявляют нетерпимость.

  Нетерпимость – 1.нежелание считаться с чужим мнением. 2.нежелание или невозможность терпеть кого-что-нибудь. (Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка», М. 2005 год)

 (слайд №2)

 В обществе существуют следующие проявления нетерпимости:

  1.          НАСМЕШКИ – привлечение внимания к конкретным моделям поведения людей, к их качествам и характеристикам с целью высмеивания и оскорбления
  2.          ПОИСК «КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ» - обвинение конкретной группы или конкретного человека в несчастьях или в существовании социальных проблем
  3.    ОСКВЕРНЕНИЕ или ПОРЧА – нанесение прямого ущерба или искажение религиозных или культурных символов, предметов или зданий с целью дискредитации или осмеяния верований тех, для кого эти здания, предметы и символы являются значимыми
  4.        ЗАПУГИВАНИЕ – использование физического, морального или численного превосходства для унижения других, лишения их собственности, статуса или для склонения их к конкретным сомнительным действиям

      Некоторые  особо тяжелые формы нетерпимости

  1.      РАСИЗМ – отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими
  2.     ДИСКРИМИНАЦИЯ – лишение отдельных лиц, групп или целых сообществ равных социальных, политических или экономических прав; преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения или других социальных факторов
  3.     РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ – насаждение определенной веры, религиозных ценностей, обрядов (иногда в масштабах целых сообществ) (Слайд №3)

Обсудив более детально, в чём может проявиться дискриминация в отношении детей, следует перейти к обсуждению их взаимоотношений между собой /между детьми разных национальностей, между мальчиками и девочками.

  

-В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда пытаемся унизить их? Потому что мы их боимся?  Не уверены в себе?  Иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются. Стремясь быть сильными, мы становимся не – толерантными, проявляем нетерпимость. А к чему приводит нетерпимость? (ссоры, войны, конфликты). Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор.  Конфликты  разгораются из-за невозможности получить то, что хочется;  из-за различных точек зрения на один и тот же вопрос и так далее. Многие конфликты  возникают тогда, когда мы преследуем свои эгоистические интересы в ущерб интересам других.

– Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные причины.

– К каким результатам приводят конфликты? (ответы детей)

Три результата конфликта

1. Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.

2. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.

3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию. ( Слайд № 4)

- Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Давайте мы посмотрим русскую народную сказку "Два козлика” (инсценирование сказки)

Два козлика.

Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой - чёрный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.

- Уступи мне дорогу, - сказал белый козлик.

- Вот ещё, какой важный барин, - ответил чёрный козлик.

- Пяться назад, я первый взошёл на мостик.

- Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?

- Ни за что! - кричал белый козлик.

Тут оба козлика, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

- Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?

- Как бы вы поступили на месте козликов?

- Если вы попали в конфликтную ситуацию, придерживайтесь следующих правил:

Правила управления конфликтом:

1.Не прерывайте. Слушайте.

2. Не делайте предположений.

3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

5. Закончите на позитивной ноте. (слайд № 5)

- Что нужно делать, чтобы избегать конфликтов, жить мирно и не ссориться. ( Ответы учащихся).

Да, нужно проявлять уважение к человеку, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.

Необходимо понять, что  человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды,  не обязательно тебе враг.

– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?

– Какие нормы поведения в классе считают толерантными?

 - А теперь давайте прочитаем памятку о толерантных нормах поведения.

·        Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.

·        Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

·        Не делай другому того, от чего больно тебе.

·        В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.

·        Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.

·        Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

·        Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

·        Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.

( Слайд № 6)

Каждому ребенку раздать памятку.

Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе.

Список используемой литературы

  1. Интернет источники: www.tolerance.ru
  2. Бетти Э.Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. – М.: Изд-во “Бонфи”, 2001.-304 с.
  3. Александров Н. А. Нравственность, агрессия, справедливость.// Вопросы психологии. 1992.– № 2.
  4. Бармаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: ВЛАДОС, 1996.
  5. Петровский А. Игры для интенсивного обучения. – СПб., 1993.
  6. Лютова Е.К., Монина Г.К. Шпаргалка для взрослых//Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: изд-во ЦСПА “Генезис”, 2000.
  7. “Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

*Как научить подростка противостоять отрицательному давлению среды*.

Здесь вы найдете материал для лекции на родительском собрании. Очень важен, на мой взгляд. метод прививки установки , который сформулировал  американский психолог Уильям Мак-Гуайр. Чем тщательнее...

Как противостоять токсикомании

Мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов . мееропрятие разработано для социальных педагогов, калссных руководителей, педагогов - организаторов....

"Сможешь ли ты устоять?" ( как противостоять вредным привычкам)

Материал к классному  часу ( вредные привычки), в помощь классному руководителю....

Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».

Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу»....

Коррекционное занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Умей противостоять зависимостям"

Цели данного занятия-это  выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.Этот тренинг может  быть поле...

Презентация : От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о лицах с отклонениями в развитии

Становление специальной педагогики как науки неразрывно связано с изменениями в философских взглядах на концепции развития детей с особыми образовательными потребностями  Проблемы существования, ...

Презентация к классному часу на тему: «Основы толерантности и нетерпимого отношения к идеям национализма и ксенофобии»

Презентация к классному часу на тему: «Основы толерантности и нетерпимого отношения к идеям национализма и ксенофобии». При подготовки данной презентации были использованы материалы с различных источн...