Как противостоять нетерпимости.
классный час по теме
Проект "Как противостоять нетерпимости" состоит из серии классных часов для учащихся 3-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_protivostoyat_neterpimosti.zip | 356.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Как противостоять нетерпимости».
Цели проекта:
- гуманизация и образование;
- формирование толерантного сознания членов школьного сообщества как основы утверждения принципов
толерантности в общественной жизни;
- повышение качества и углубление содержания учебно-воспитательного процесса в школе;
- создание и совершенствование психологически комфортной школьной среды.
Задачи проекта:
- развитие школьного образовательного пространства как территории толерантных взаимоотношений в системе «ученик – учитель – родители»;
- организация процесса формирования толерантного сознания;
- реализация идеологии толерантности в урочной и внеурочной деятельности;
- повышение уровня коммуникативности школьников.
Критерии | Виды образовательных проектов |
Направленность работы | Обучающая |
Временные рамки | Среднесрочный |
Масштаб | Групповой |
Место в образовательном пространстве | Междисциплинарный |
Результативность | Учебная (имитационная) |
Новизна | Универсальная |
Возрастные особенности детей 9 – 10 лет
Эмоциональные
1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.
2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.
3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.
4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.
Социальные
Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».
Духовные
Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.
Методические рекомендации: данные занятия рекомендуются проводить в течение 1 часа раз в неделю. Первая часть будет носить «теоретический» характер, вторая – практический. Для выполнения практической части требуется время для подготовки.
Что такое толерантность?
Цели:
- Обсудить разные подходы к понятию «толерантность»
- Создать условия для формирования у учеников собственного отношения к понятию «толерантность»
Предварительная подготовка: домашнее задание для учащихся (узнать в справочной литературе значение слова «толерантность»), листы для написания синквейна, тест для каждого учащегося, задания для групп, мультимедийный проектор, презентация.
Ход занятия:
Организационный момент.
Класс делится на группы.
- Здравствуйте, ребята.
Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь!
Введение в тему классного часа.
16 ноября – День толерантности. Вы хотите узнать, откуда такое название?
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам”.
- Что же означает слово «толерантность»? ( Ответы учащихся)
Толерантность – от лат. Tolerantia – терпение. Терпимость к чужим мнениям и верованиям. ( Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика.М,2005)
Толерантность - от лат. Tolerantia – терпение. 1. Иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема Т. имеет значение при пересадке органов и тканей. 2. Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. 3. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. ( Новая иллюстрированная энциклопедия. М,2004)
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо) (Слайд №2)
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам .
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Слайд № 3)
-А какое из определений вам ближе?
(Ответы детей)
- А что же объединяет эти определения?
(Ответы детей)
- Давайте обобщим все сказанное.
Работа в группах. К солнышку по имени ТОЛЕРАНТНОСТЬ дорисуйте лучики.
После обсуждения один представитель от каждой группы озвучивает надписи на лучах. Учитель записывает ответы на доску, затем обобщает. (Слайд № 4 )
(Прощение. Уважение прав других. Сострадание. Терпимость к чужим мнениям, религии, поведению. Уважение человеческого достоинства. Милосердие. Сочувствие. Принятие другого таким, какой он есть. Великодушие.)
-Молодцы. Отлично справились с заданием.
- Я вам расскажу одну историю.
Шел по лесу человек. Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалеку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдем играть, посидит, отдохнет и сам дойдет до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» А третий подошел к человеку и протянул руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».
-Кто из них вам ближе всего? С кем вам было бы приятнее общаться и почему? (Ответы учащихся)
- Людей, которые приходят на помощь, долго не размышляя, нужна она человеку или нет называют толерантными. А тех, кто игнорирует помощь другим и думает только о себе, называют интолерантными.
Задание №2 Перед вами набор слов. Пожалуйста, распределите эти слова на положительные качества, которые свойственны толерантным людям, и отрицательные черты, на которые следует обратить внимание и постараться искоренить их. Обсуждение задания продлится 3 минуты.
Равнодушие, эгоизм, доброта, черствость, отзывчивость, жалость, сочувствие, бездушие, человечность, злость, забота, зависть, внимание, ласка, жадность, сострадание, жестокость, человеколюбие, любовь, безжалостность. (Слайд № 5)
+ | - |
доброта, отзывчивость, долг, сочувствие, человечность, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь, | Равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, жадность, жестокость, безжалостность. |
Одна группа выполняет задание на доске за ширмой. Затем группы сравнивают ответы. Обсуждение.
-А как вы думаете, толерантные ли вы люди? Давайте проверим.
Задание №3 Тест. "Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность?" Каждому ребенку лист с тестом. ( Слайд № 6)
-Отметьте близкие для вас варианты ответов.
1. Дима плохо одет...
• Это неважно.
>Ты подсмеиваешься над ним.
2. Игорь питается не так, как ты, по причине своей религии...
>Ты просишь, чтобы он объяснил это.
• Ты говоришь, что он выглядит смешно.
3. Пожилая женщина медленно идет...
• Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
>Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
4. Ты - мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...
•Ты разговариваешь с ней.
>Пытаешься отойти.
5. Ты - девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...
• Ты разговариваешь с ним.
> Пытаешься отойти.
6. На твоих глазах на кого-то нападают...
•Ты пытаешься защитить его.
>Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
7. К тебе подходит ребенок-инвалид...
• Ты естественным образом разговариваешь с ним.
>Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
-Посчитайте баллы. За каждый первый вариант ответа 1 балл, за второй – 0 баллов. (Дети считают.) ( Слайд № 7)
- Если у тебя 7 баллов, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 6 баллов, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 3 баллов: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать счастливее.
Подведение итогов классного часа.
-Что вы узнали на классном часе?
-Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось? Что стало открытием в себе?
Ответить на эти вопросы я предлагаю в необычной форме, в форме синквейна.
Синквейн от французского слова 5 – стихотворение из 5 строк, которые строятся по определенным правилам:
1-я строка – одно слово, обычно существительное или имя человека
2-я строка – описание этого в двух словах – 2 прилагательных
3-я строка – описание действия – 3 глагола
4-я строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме
5-я (последняя) строка – это одно слово, которое повторяет суть темы. ( Слайд № 8)
Давайте, попробуем! Те, кто справится с заданием, могут прочитать свое творение.
(Учащиеся сочиняют синквейн. Звучит тихая мелодия.)
Желающие зачитывают синквейн вслух.
Тема: «Все мы разные».
Цели и задачи:
- Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (по внешности, полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
- Учащиеся должны осознавать неодинаковость людей, научиться позитивно воспринимать различия между людьми.
Предварительная подготовка: фотографии, вырезки из газет, журналов с изображением разных людей.
Ход занятия:
- Разминка. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Сашенька, сейчас в школе меня зовут Александр, а когда я вырасту, меня будут звать Александр Николаевич».
Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
2. Игра «Все мы разные, но у нас много общего».
Работа в парах: Посмотрите, друг на друга и назовите хотя бы один признак, по которому вы похожи друг на друга.
Действительно: у вас у всех 2 руки, 2 ноги, 2 глаза, нос, рот, 2 уха, ни у кого нет третьего уха. Значит вы все одинаковые?
А чем же вы отличаетесь?
Каждый из нас не похож на другого. Чем же мы отличаемся друг от друга?
У каждого человека есть что-нибудь особенное, то чем он отличается от других. Его характер, его качества. У вас тоже есть такие качества.
3. Работа в парах. «Чем различаемся мы?»
1. Задание: попробуйте перечислить те признаки, по которым могут различаться люди.
2. Общий «мозговой штурм». Сведение признаков, по которым различаются люди. (На доске в столбик фиксируются основные признаки). Задача учителя помочь ребятам укрупнить критерии и их конкретизировать.
Например:
- Цвет глаз (карий, зеленый, серый);
- Раса («черный», «желтый», «белый»);
- Одежда (опрятная, неопрятная, модная)
- Бедность, богатство (состоятельный/не состоятельный)
- Больной, здоровый, человек с ограниченными возможностями.
3. Из-за каких признаков люди могут преследоваться другими людьми? Почему?
Высказывания фиксируются на доске напротив признака.
3. Игра «А я считаю так…»
На полу черта (середина), с одной стороны (+) – согласен, с другой (-) – не согласен. Ведущий зачитывает утверждения, те, кто согласен с утверждением встаёт на ту сторону, где (+), если не согласен на ту сторону, где (-), если у вас нет мнения по данному вопросу, вы встаёте на середину. В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.
- весна лучше осени;
- самый классный мультик «Покемон»;
- самый важный предмет – математика;
- играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;
- лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;
- самое прекрасное домашнее животное – кошка;
- самая классная музыка – хип-хоп;
- заниматься рыбалкой – старомодно;
- война – это всегда плохо;
- учиться без «2» и «3» невозможно;
- всё знать в школе невозможно, но я могу преуспеть в чём-то одном.
4. Упражнение «Чем мы похожи»
Ведущий находится в центре круга. Он произносит начало фразы «Свежий ветер дует на…» и заканчивает его примерно теми же признаками, которые были указаны выше. Например: «Свежий ветер дует на …тех, кто сегодня в блузках». Все, кто подпадает под это определение или признак, должны поменяться местами. Условие: нельзя занимать соседний стул. Кому не хватило стула, становиться ведущим. Игра продолжается 5-7 минут, иначе она может наскучить и снизить эмоциональный настрой.
5. Творческая работа.
Составить коллаж из вырезок и фотографий, связанный с темой занятия.
Тема: Как противостоять нетерпимости.
Цели:
- формировать толерантное мышление;
- подвести детей к выводу, что все люди разные, но все они имеют одинаковые права.
- Познакомить учащихся с понятием «нетерпимость» и ее проявлениями.
Предварительная подготовка: инсценирование сказки, памятки для учащихся; нарисовать дерево, приготовить листочки для творческого задания
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.
2. Повторение пройденного материала.
– Что такое «толеранность»? Какие качества присущи толерантному человеку, интолерантному? По каким признакам могут отличаться люди?
- Цвет глаз (карий, зеленый, серый);
- Раса («черный», «желтый», «белый»);
- Одежда (опрятная, неопрятная, модная)
- Бедность, богатство (состоятельный/не состоятельный)
- Больной, здоровый, человек с ограниченными возможностями.
- Из-за каких признаков люди могут преследоваться другими людьми? Почему?
3. Беседа.
- Проблема толерантности в мире стоит очень остро. Большое количество людей в разных ситуациях проявляют нетерпимость.
Нетерпимость – 1.нежелание считаться с чужим мнением. 2.нежелание или невозможность терпеть кого-что-нибудь. (Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка», М. 2005 год)
(слайд №2)
В обществе существуют следующие проявления нетерпимости:
- НАСМЕШКИ – привлечение внимания к конкретным моделям поведения людей, к их качествам и характеристикам с целью высмеивания и оскорбления
- ПОИСК «КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ» - обвинение конкретной группы или конкретного человека в несчастьях или в существовании социальных проблем
- ОСКВЕРНЕНИЕ или ПОРЧА – нанесение прямого ущерба или искажение религиозных или культурных символов, предметов или зданий с целью дискредитации или осмеяния верований тех, для кого эти здания, предметы и символы являются значимыми
- ЗАПУГИВАНИЕ – использование физического, морального или численного превосходства для унижения других, лишения их собственности, статуса или для склонения их к конкретным сомнительным действиям
Некоторые особо тяжелые формы нетерпимости
- РАСИЗМ – отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими
- ДИСКРИМИНАЦИЯ – лишение отдельных лиц, групп или целых сообществ равных социальных, политических или экономических прав; преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения или других социальных факторов
- РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ – насаждение определенной веры, религиозных ценностей, обрядов (иногда в масштабах целых сообществ) (Слайд №3)
Обсудив более детально, в чём может проявиться дискриминация в отношении детей, следует перейти к обсуждению их взаимоотношений между собой /между детьми разных национальностей, между мальчиками и девочками.
-В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда пытаемся унизить их? Потому что мы их боимся? Не уверены в себе? Иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются. Стремясь быть сильными, мы становимся не – толерантными, проявляем нетерпимость. А к чему приводит нетерпимость? (ссоры, войны, конфликты). Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор. Конфликты разгораются из-за невозможности получить то, что хочется; из-за различных точек зрения на один и тот же вопрос и так далее. Многие конфликты возникают тогда, когда мы преследуем свои эгоистические интересы в ущерб интересам других.
– Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные причины.
– К каким результатам приводят конфликты? (ответы детей)
Три результата конфликта
1. Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.
2. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.
3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию. ( Слайд № 4)
- Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Давайте мы посмотрим русскую народную сказку "Два козлика” (инсценирование сказки)
Два козлика.
Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой - чёрный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.
- Уступи мне дорогу, - сказал белый козлик.
- Вот ещё, какой важный барин, - ответил чёрный козлик.
- Пяться назад, я первый взошёл на мостик.
- Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?
- Ни за что! - кричал белый козлик.
Тут оба козлика, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.
- Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?
- Как бы вы поступили на месте козликов?
- Если вы попали в конфликтную ситуацию, придерживайтесь следующих правил:
Правила управления конфликтом:
1.Не прерывайте. Слушайте.
2. Не делайте предположений.
3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
5. Закончите на позитивной ноте. (слайд № 5)
- Что нужно делать, чтобы избегать конфликтов, жить мирно и не ссориться. ( Ответы учащихся).
Да, нужно проявлять уважение к человеку, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.
Необходимо понять, что человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, не обязательно тебе враг.
– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?
– Какие нормы поведения в классе считают толерантными?
- А теперь давайте прочитаем памятку о толерантных нормах поведения.
· Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.
· Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
· Не делай другому того, от чего больно тебе.
· В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
· Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
· Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
· Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
· Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.
( Слайд № 6)
Каждому ребенку раздать памятку.
Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».
Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе.
Список используемой литературы
- Интернет источники: www.tolerance.ru
- Бетти Э.Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. – М.: Изд-во “Бонфи”, 2001.-304 с.
- Александров Н. А. Нравственность, агрессия, справедливость.// Вопросы психологии. 1992.– № 2.
- Бармаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: ВЛАДОС, 1996.
- Петровский А. Игры для интенсивного обучения. – СПб., 1993.
- Лютова Е.К., Монина Г.К. Шпаргалка для взрослых//Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: изд-во ЦСПА “Генезис”, 2000.
- “Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
*Как научить подростка противостоять отрицательному давлению среды*.
Здесь вы найдете материал для лекции на родительском собрании. Очень важен, на мой взгляд. метод прививки установки , который сформулировал американский психолог Уильям Мак-Гуайр. Чем тщательнее...
Как противостоять токсикомании
Мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов . мееропрятие разработано для социальных педагогов, калссных руководителей, педагогов - организаторов....
"Сможешь ли ты устоять?" ( как противостоять вредным привычкам)
Материал к классному часу ( вредные привычки), в помощь классному руководителю....
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу»....
Коррекционное занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Умей противостоять зависимостям"
Цели данного занятия-это выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.Этот тренинг может быть поле...
Презентация : От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о лицах с отклонениями в развитии
Становление специальной педагогики как науки неразрывно связано с изменениями в философских взглядах на концепции развития детей с особыми образовательными потребностями Проблемы существования, ...
Презентация к классному часу на тему: «Основы толерантности и нетерпимого отношения к идеям национализма и ксенофобии»
Презентация к классному часу на тему: «Основы толерантности и нетерпимого отношения к идеям национализма и ксенофобии». При подготовки данной презентации были использованы материалы с различных источн...