Проблема гендерных различий в современной психологии.
статья (9 класс) по теме

Квасова Татьяна Владимировна

Данная работа освещает гендерные различия в коммуникации современной молодёжи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_gendernyh_razlichiy_v_sovremennoy_psihologii.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

     Проблема гендерных различий в современной психологии_

 Огромная объективная и субъективная значимость эмоциональных отношений между людьми делали их на всех этапах развития культуры предметом самого пристального внимания со стороны писателей, художников, философов и представителей других областей гуманитарного знания. Среди тех, кто обращал свой взор к проблеме эмоциональных отношений были Платон и Аристотель, Спиноза и Локк, Пушкин и Чехов — этот список можно продолжать до бесконечности.

Многим из нас кажется, что в области эмоциональных отношений между людьми все понятно, никаких неясных вопросов нет. К сожалению, собственный опыт дружбы и любви слишком часто разбивает эту уверенность – наши близкие, да и мы сами совершаем неожиданные поступки, отношения, казавшиеся незыблемыми, рушатся, а новые возникают часто там, где мы их не ждали. Психологическое исследование эмоциональных отношений между людьми и необходимо для того, чтобы внести ясность в вопрос о том, почему возникают, как развиваются и по какой причине распадаются столь значимые для нас эмоциональные отношения с другими. Немаловажное место здесь занимают проблемы взаимопонимания, в основе которой лежат психологические различия между полами – гендерные различия.

Хотя термин «гендер» (социальный пол, пол как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 70-ые гг. XX в.), тем не менее в науке и философии и ранее существовали идеи, которые мы можем отнести к этой проблематике.

Платон Афинский в своих трудах «Пир», «Государство», «Законы», «Тимей» и других ввел понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов, более того, рассматривая семейно-брачные отношения, подошел к идее равноправия полов. Платон использовал миф об андрогинах (от греч. andros – мужчина и gyne или gynaikos – женщина) – существах, обладавших свойствами и женщин и мужчин. Зевс прогневался на людей за их смелость и непослушание и разделил их на две половины. Таким образом, мужчины и женщины – это две половинки единого человека, и только соединившись (когда полюбят друг друга), они могут обрести целостность.

О гендерных различиях говорит и Аристотель, утверждая «природную естественность» неравенства мужчин и женщин: мужчина и женщина – неравные существа. Женщина дает ребенку тело, мужчина – душу, душа лучше и божественнее тела; мужчина – норма, женщина – отклонение от нее; мужчина выше, женщина ниже по своей природе; мужчина властвует, женщина подчиняется. Различны нормы поведения для мужчин и женщин: то, что для женщины является добродетелью (к примеру, молчание), для мужчины – нет, и наоборот.

Вопросы, поднимаемые античными философами – различие норм поведения, разделение труда между мужчинами и женщинами, своеобразие полов, сравнение одного пола с другим – эталонным – и сейчас актуальны для нашего общества.

В эпоху Возрождения ситуация меняется. Так, Томас Мор в своей «Золотой книге» описал идеальное государство. В нем занятия мужчин и женщин не различаются: это наука, искусство, общественная, а также религиозная деятельность (в качестве священников), служба в армии (правда, только вместе с мужьями). На высших должностях могут находиться и мужчины и женщины. Брак основан не на любви, а на сходстве характеров, супружеские пары подбирают родители.

Здесь подразумеваются будущие гендерные проблемы: равенство способностей мужчин и женщин к разным занятиям и к обучению, а также лидерских способностей; ставится также проблема гендерных отношений.

Жан-Жак Руссо проанализировал подобия и различия полов, высказал представление о различных нормах поведения для мужчин и женщин (то, что позже будет названо «гендерными стереотипами»), а также рассуждал об особенностях образования женщин и мужчин и о взаимоотношениях в браке. Руссо считал, что женщина обладает изящным и проницательным умом, поэтому она способна получить образование, причем не только в области того, как вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. В брак и женщины и мужчины должны вступать по любви, и оба пола имеют равное право самостоятельно выбирать будущего супруга.

В дальнейшем ряд интересных идей, касающихся гендерной психологии, высказал Иммануил Кант, который разделял мужчин и женщин, во-первых, по характеру участия в политической жизни и, во-вторых, по характеристикам личности и поведения. По его мнению, мужчинам свойственно активное гражданство (участие в принятии политических решений, независимость суждений), а женщинам – пассивное (объект управления). Некоторые качества женщины связаны с рождением детей (т.к. она боязлива, слаба), другие – с ее ролью облагораживания общества (благонравна, красноречива, рассудительна, с выразительным лицом). Гендерные стереотипы, высказанные Кантом, оказались очень живучи: и сегодня распространено мнение о том, что женщины не способны принимать политические решения, и о том, что их свойства связаны с биологическим и культурным предназначением.

Как видим, очень часто мыслители прошлого отмечали различие мужчин и женщин, но причина этих различий часто казалась им «естественной», «природной». До сих пор этот аргумент очень популярен – кто-то обращается к данным о поведении животных, кто-то – к исторически сложившимся традициям. Современная наука требует иных доказательств и аргументов.

Интересна мысль немецкого романтика Фридриха Шлегеля о целостной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики и мужчины и женщины. В отличие от многих предшественников, он подчеркивал не «естественное» различие полов по этим характеристикам, а, напротив, советовал мужчинам развивать недостающие им женские качества (к примеру, эмоциональность), а женщинам – мужские (рациональность).

Эта идея – каждому полу учиться у другого и перенимать у него то, что является слабым и неразвитым, – звучит очень современно и способствует улучшению гендерных отношений.

В конце XIX – начале XX в. во многих странах Западной Европы изменилась ситуация в обществе. Во Франции, Англии и США набрало размах движение за освобождение женщин. Начинается совместное обучение представителей обоих полов в различных учебных заведениях. Это побудило исследователей сравнивать этих представителей между собой.

Работа австрийского ученого Отто Вейнингера «Пол и характер» вызвала бурю споров, которые не утихают до сих пор. С одной стороны, он высказал массу идей, поражающих точностью наблюдений за поведением обоих полов. С другой стороны, некоторые из них совершенно неприемлемы, так как пронизаны духом мизогинии (ненависти к женщинам). По Вейнингеру, мужское и женское – это два полюса идеальных состояний. Они образуют два конца континуума, а между ними располагаются бесчисленные переходные ступени. Все индивиды в той или иной мере обладают и мужскими и женскими чертами, т. е. человек по своей природе бисексуален – одновременно и мужчина и женщина. Чем больше в человеке выражено женское начало (сейчас бы мы сказали – степень фемининности), тем в большей степени он сексуален: таковы мужчины-донжуаны и многие женщины. Сексуальные переживания женщины более богаты, чем у мужчины, в силу большей площади эрогенных зон на ее теле. Она всегда сексуальна, а мужчина – лишь временами (эти взгляды на половые различия в сексуальном поведении по-прежнему популярны). Особенность мужчин – их превосходство в восприятии, понятийном мышлении. Они воспринимают события, вещи расчлененно и последовательно, мышление и чувства отделены друг от друга. Женщины же воспринимают окружающее слитно, смутно, их мышление и чувства неразрывно связаны.

Что же говорит современная психология о гендерных различиях? Экспериментальные исследования позволяют говорить о существенных различиях мужчин и женщин в различных областях. Так, в отношении способов восприятия установлено, что острота зрения, быстрота зрительного восприятия, определение пространственных отношений и ориентация в пространстве сильнее развиты у мужчин, чем у женщин. Слуховая чувствительность гендерных особенностей не обнаруживает.

В обонятельной же чувствительности наблюдается превосходство женщин (особенно в определении некоторых неприятных запахов) – в любом возрасте и культуре.         Вопреки стереотипам, женщины более остро воспринимают боль. Принято также считать, что мужчины лучше читают карты, а женщины – лица, но в сложных ситуациях женщины уступают мужчинам и по этому показателю, к тому же их перцептивные способности, в отличие от мужских, существенно ухудшаются с возрастом. При изучении свидетельских показаний установлено, что и мужчины и женщины точнее запоминают и описывают детали вещей и событий, связанные с их полом, а также что мужчины превосходят женщин в запоминании деталей эпизодов, связанных с насилием и жестокостью. Данные различия объясняются природным предназначением мужчин-охотников, для которых быстрота восприятия и точная пространственная ориентация имели особое значение для выживания всего человеческого рода.

В ранних работах начала XX в. было распространено мнение о женщине либо как о неспособной к сосредоточению и распределению внимания, либо как об обладающей тонкой наблюдательностью — но только в том, что ее интересует.

Современные исследования внимания показали своеобразную картину половых различий по вниманию: женщины превосходят мужчин в произвольном внимании, в избирательности, устойчивости и объеме внимания, а также в «коммуникативном внимании» (т.е. женщина обращает больше внимания на мысли и чувства партнера).

Половые различия в памяти связаны с характером запоминаемого материала: по вербальной памяти (на слова, предложения, рассказы, имена) отмечается превосходство девочек уже с 3 лет; по знаковой памяти (на цифры, буквы, линии) наблюдается отсутствие различий, в то время как по памяти на предметы и их пространственное расположение – превосходство мальчиков, равно как и по образной памяти. Помимо этого, мальчики запоминают технический материал лучше, чем вербальный, а девочки одинаково хорошо запоминают и тот и другой.

Интересно, что по интеллектуальным способностям наблюдается отсутствие половых различий. Эта закономерность прослеживается во всех возрастах (от новорожденных до 70-летних стариков), в разных культурах, у представителей всех рас, у испытуемых, которые выросли в неблагоприятных условиях, в том числе и экономических, у испытуемых с задержкой психического развития, по показателям роста и снижения интеллекта. При этом по математическим способностям наблюдаются отсутствие половых различий по вычислительным процессам, однако превосходство девочек в заданиях по нумерации и мальчиков и мужчин – в области вычислений. У девочек обнаружена «математическая тревога» (тревога, вызванная ожиданием неудач в сфере математики), влияющая на их возможно низкую успеваемость по этому предмету.

В случае с речевыми способностями по большинству характеристик обнаруживается превосходство девочек и женщин. Оно охватывает способности к артикуляции и подражанию, словарный запас, уровень развития речи и речевые навыки, декодирование речи, богатство и правильность ассоциаций, смысловое понимание речи, психолингвистические способности. Отсюда устойчивые представления о «болтливости» женщин, их умении «разговорить» собеседника и большей ценности для женщин межличностного общения.

Психологами обнаружены интересные данные в отношении эмоциональности мужчин и женщин. Так, у женщин имеется более высокий уровень тревожности, большая значимость связи эмоций с межличностными отношениями, большая чувствительности к негативным жизненным событиям друзей и близких, чаще наблюдаются депрессии, сообщения о своих негативных эмоциях, отмечается большая яркость положительных эмоций, отсутствие застенчивости при демонстрации эмоциональных реакций, большее соответствие невербальной экспрессии эмоциональному состоянию и большая точность декодирования эмоциональных невербальных сигналов других.

Для мальчиков и мужчин характерно стремление скрывать свои эмоции, особенно негативные, эмоциональная сдержанность – даже с друзьями своего пола, и более жесткая регламентация со стороны общества по поводу демонстрации эмоциональных переживаний. Однако иногда мужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: это касается таких негативных эмоций, как гнев, презрение и отвращение, а также точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих.

Можно говорить о существовании типичных «мужских» и «женских» эмоций: для мужчин это гнев, а для женщин – печаль и страх.

Личностные характеристики также обнаруживают существенные гендерные особенности. Так, самооценка девочек и молодых женщин в большей степени связана с их внешним видом, а у мальчиков и мужчин – с их физическими данными и социальным статусом. Самооценка более устойчива у мальчиков и мужчин, чем у девочек и женщин. Во многом это связано с существующими в обществе полоролевыми стереотипами.

С раннего возраста человек отождествляет себя с определенным полом. У него возникает субъективное «чувство пола» и развиваются определенные характеристики личности – маскулинные или фемининные. При этом они могут не совпадать с полом – мужчина может обладать фемининными чертами, а женщина – маскулинными, а также встречаются своеобразные сочетания тех и других черт. Одним из факторов, влияющих на формирование таких характеристик, является гендерная идеология – бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчины и женщины.

Сегодня гендерные стереотипы меняются, но по-разному у различных слоев общества. Так, стереотип женственности сложился в ХIХ в., но остается популярным до сих пор (особенно у мужчин): женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в то же время пассивной и зависимой. Но, по представлениям самих современных женщин, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми – т. е. обладать мужскими качествами.

Стереотип маскулинности также изменился: традиционно в него входили физическая сила, подавление нежности, функциональное отношение к женщине и одновременно несдержанность в выражении гнева и страсти. Современный портрет иной: интеллект ценится выше физической силы, допускается проявление нежности и душевной тонкости, требуется обуздание «грубых» чувств, хотя у менее образованных людей стереотип маскулинности остается более традиционным.

Исследуя гендерные установки общества, ученые считают, что в современной культуре причудливо сочетаются элементы маскулинности и фемининности – мужские качества (лидерство, смелость, решительность, независимость) кажутся более привлекательными на рациональном уровне, однако на эмоциональном уровне более позитивно отношение к фемининным качествам (сочувствие, понимание других, слабость и беззащитность). Особенно четко эта двойственность проявляется по отношению к женщине, что создает для нее специфические проблемы (ролевой конфликт между «женщиной-матерью» и «женщиной-бизнес-леди») и лежит в основе ее неустойчивой самооценки и сложной мотивации.

Установлено, что женщины демонстрируют более высокую мотивацию достижений в нейтральных условиях, мужчинам для повышения мотивации нужна специальная достиженческая (интеллектуально-лидерская) стимуляция, а женщинам для повышения мотивации необходимы социальные стимулы (связанные с принятием их группой). С детства мальчики больше ориентированы на собственное социальное продвижение и являются более доминантными и агрессивными.

Половые различия по агрессивности относятся к наиболее устойчивым начиная с детского возраста. Мальчики и мужчины превосходят девочек и женщин по открытой физической агрессии, а девочки и женщины чаще прибегают к скрытой вербальной агрессии. Половые различия в агрессивности объясняются двумя категориями факторов: биологическими (наличие подобных половых различий у животных, связь агрессивности с доминантностью и сексуальностью, гормональный фактор) и социальными (формирование гендерных стереотипов и различных гендерных норм поведения, культура, в которой сформированы эти стереотипы и нормы). Так, было показано, что высокий уровень тестостерона (мужского полового гормона) связан с повышенной агрессивностью. Это значит, что маскулинные мужчины (столь привлекательные для некоторых женщин) будут одновременно и самыми агрессивными. И, напротив, неагрессивные мужчины недостаточно маскулинны. Требовать же от мужчины, чтобы он был одновременно и маскулинным и неагрессивным, как делают некоторые женщины, значит требовать невозможного.

Социальный же фактор дает о себе знать с самого детства. Поскольку прямое проявление агрессии может угрожать сохранению хороших взаимоотношений с окружающими, что традиционно считается более важным для женщин, они прибегают к скрытой вербальной агрессии в виде клеветы, злословия, раскрытия чужих секретов, остракизма, стремления вызвать у другого человека чувство вины. Так, в 6 лет девочки сильнее, чем мальчики, реагируют на новичков (как мальчиков, так и девочек), но используют скрытую агрессию (игнорирование, избегание, отказ во взаимодействии, исключение из группы). В подростковом возрасте девочки также чаще мальчиков прибегают к стратегиям социального остракизма и манипулирования другими в конфликтах с представителями своего пола. Представители мужского пола начинают использовать скрытую агрессию только во взрослости, но продолжают уступать женщинам по частоте ее использования.

Еще одна гендерная личностная характеристика – заботливость. Под ней понимается стремление и способность ухаживать за больными и слабыми, опекать и воспитывать младших, заботиться о животных и т. п. В этой характеристике выделяют три главные составляющие: заботу о потомстве, альтруизм и эмпатию (способность к сопереживанию).

Данные кросс-культурных исследований свидетельствуют, что в детском возрасте (6-10 лет) ни мальчики, ни девочки не имеют преимущества по проявлению заботы к младшим братьям и сестрам или к животным. Что же касается взрослых, то исследований реакции мужчин на младенцев и детей постарше пока очень мало, поэтому трудно говорить о гендерных различиях в этом плане.

В этой связи уместно обратиться к работам Маргарет Мид, которая в своих кросс-культурных исследованиях, проведенных в начале XX в., показала, что родительское поведение формируется под мощным влиянием социальных факторов, и не следует ожидать автоматического проявления так называемого «материнского инстинкта» без соответствующего воспитания. Еще более хрупок «отцовский инстинкт». Таким образом, заботливость по отношению к окружающим, которая может проявляться у ребенка (а позднее и у взрослого) – результат целенаправленного воспитания. И следует добиваться, чтобы эта черта личности была выражена не только у девочек и женщин, но и у мальчиков и мужчин. Пока же распространена житейская точка зрения о том, что заботливым должен быть только женский пол (якобы в силу природной предрасположенности), а мужской должен только «принимать» заботу. Такая точка зрения, кстати, не подтвержденная в исследованиях порождает огромное количество конфликтов и проблем во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами.

Данные исследований помогающего поведения (альтруизма) могут демонстрировать превосходство как мужчин (которые, к примеру, с удовольствием и готовностью помогали на улице красивым молодым девушкам), так и женщин, что зависит от типа помощи и от личности «жертвы», поэтому нет оснований считать женский пол более альтруистичным, чем мужской. Такой же вывод психологи делают в отношении способности мужчин и женщин к эмпатии.

Мужская роль традиционно считается инструментальной и деятельной, а жен­ская – экспрессивной и коммуникативной. В ходе экспериментальных исследова­ний было установлено, что мужчинам действительно свойствен инструменталь­ный стиль (ориентация на решение проблем), а женщинам – либо экспрессив­но-эмоциональный, либо сочетание обоих стилей.

Исследования лидеров демонстрируют связь их продуктивности с половой структурой группы. И мужчины- и женщины-лидеры более продуктивны, когда работают с представителями своего пола. При этом в ситуациях, когда женщина-лидер руководит мужчинами, на ее продуктивность существенно влияет позитив­ное или негативное отношение подчиненных к женскому лидерству. В смешан­ных группах наблюдается проявление «скрытой гендерной программы», когда присутствие противоположного пола не способствует концентрации на задании, а актуализирует другие факторы (желание понравиться у мужчин и утверждение своей компетентности у женщин).

Интересно, что стереотипы, касающиеся поведения и личностных характеристик мужчин и женщин, практически не подтверждаются в детском возрасте. Именно в период взрослости можно наблюдать, как появляется соответствие этим стереотипам. По-видимому, влияние общества проявляется в том, что поведение, соответствующее гендерному стереотипу, считается приемлемым, а отклонение от стереотипа может вызывать осуждение. Можно предположить, что женщины в большей степени реагируют на давление со стороны общества в силу своей нацеленности на взаимоотношения с окружающими.

Итак, результаты конкретных исследований демонстрируют соответствие характеристик мужчин и женщин гендерным стереотипам по многочисленным качествам: доминантности, тревожности, агрессивности и др. Эти результаты можно считать свидетельством существования некоторых гендерно-типичных черт. В то же время ряд стереотипов не находит своего подтверждения. В целом строгие научные исследования рисуют более сложную картину различий между мужчинами и женщинами, чем это зафиксировано в гендерных стереотипах.

Отсутствие же различий не означает тождества. Мужчины и женщины характеризуются своеобразием личностных характеристик, даже если количественно уровень различий между ними невелик. Но ни наличие различий, ни их отсутствие не дает права считать какой-либо пол эталонным.

Гендерные различия в коммуникации современной молодёжи

Среди юношей и девушек наблюдаются различия в коммуникативных чертах и стилях общения. Гендерные различия в общении вызваны как врожденными психологическими характеристиками, соответствующими полу, так и влиянием социализации [9, с. 17-27].

Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественны, сколько качественны. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам, обычно присутствует дух соревнования. Мужское общество, как и весь стиль жизни, скорее предметны и инструментальны, чем экспрессивны.

С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки – к интенсивному общению; мальчики чаще играют большими группами, а девочки – по двое или по трое.Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. По данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.Социометрическое лонгитюдное исследование (Эдер Д. и Халлинэн М., 1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивый иерархический порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых, нередко ведут себя антисоциально.Разные способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах (количественные и качественные различия в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности), с одной стороны, отражают, а с другой – создают и воспроизводят психологические половые различия: в уровне эмпатии (постижение эмоциональных состояний другого человека путем сопереживания ему) и самораскрытия. Девушки в среднем эмоционально чувствительнее и восприимчивее юношей, во всех возрастах превосходят их по потребности и способности к самораскрытию, передаче другим интимной и личностно-значимой информации о себе и своем внутреннем мире.

Конфликты со сверстниками в основном являются проявлением борьбы: у мальчиковза лидерство, за успехи в интеллектуальной и физической областях или за чью-то дружбу, у девочек – за представителя противоположного пола [17, с. 77-83].

Стиль общения тесно связан с необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный канон маскулинности или феминности. Мужской стиль обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и высокие притязания. Женский стиль рассчитан на уменьшение социального расстояния и установление психологической близости с другими. Такая нормативная установка заставляет мальчиков-подростков скрывать такие свои черты и проблемы, которые выглядят феминными (например, застенчивость), что уменьшает степень их общего самораскрытия.Нужно уже в младшем дошкольном возрасте обращать особое внимание на детей, игровое поведение или телосложение которых не соответствует стереотипам маскулинности и фемининности, и которые из-за этого подвергаются насмешкам сверстников. Это внимание должно быть тактичным, незаметным и направленным на повышение самоуважения ребенка и улучшение коммуникативных навыков.Взрослые должны полностью отдавать себе отчет в том, что интимные эротические переживания подростков находятся практически вне сферы педагогического контроля, а повышенный интерес к ним со стороны взрослых большей частью имеет отрицательные последствия. Сексуальные игры подростков и юношей следует прекращать тактично, апеллируя к правилам приличия, но, не запугивая и не наклеивая страшных ярлыков, не допускать унижения человеческого достоинства.

Юношеская сексуальность и ее конкретные проявления тесно связаны с коммуникативными чертами личности и специфическими нормами социальной среды, субкультуры. Как субъективные ожидания, так и регулирующие взаимоотношения юношей и девушек нормативные предписания неоднозначны и противоречивы.Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости [15, с. 354-358].

Отмеченная 3. Фрейдом разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений, их направленность на разные объекты особенно типична для мальчиков. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных качеств. Кроме того, сказывается влияние традиционного стереотипа маскулинности, согласно которому мужчина подходит к женщине с "позиции силы". А старшеклассник этой силы в себе еще не ощущает. Жажда любви нередко сочетается со страхом "потерять себя", "подчиниться".Девочки, которым "сила" не предписана, свободны от этой заботы, зато они вынуждены скрывать увлечения, оберегая свое достоинство и репутацию.Разрешение этих внутриличностных противоречий во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения юношей и девушек в более широком кругу общения. Обособление мальчиков и девочек в той или иной форме – универсальное явление в истории культуры. В современном обществе сегрегация полов выражена менее резко и осуществляется стихийно, самими детьми. Это создает определенную психологическую дистанцию между мальчиками и девочками, преодолеть которую не так просто.

Лосенковым В.А. и Коном И.С. было проведено исследование. Ответы старшеклассников на вопрос: "В общении с кем вы чувствуете себя наиболее уверенно и свободно?" – показали, что общение со сверстниками противоположного пола является значительно более напряженным, чем со всеми остальными лицами, за исключением учителей. С человеком собственного пола подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические. Причем напряженность у мальчиков возрастает от 7-го класса к 8-му, а у девочек – от 8-го к 9-му [8, с.110-115].

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. По имеющимся данным [8], юноши-девятиклассники не выбирают в качестве близкого друга девушку, и

Период взрослости представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, с этим связаны многие проблемы исследования данного периода. Взрослость является предметом исследования специальной отрасли возрастной психологии - акмеологии, внутри которой уже существует несколько взглядов на данный период, в том числе и взгляд на взрослость, как возрастное понятие, не связанное с понятием «зрелость».

Внутри периода взрослости выделяются подпериоды: ранняя взрослость, средняя и поздняя взрослость. Границы периодов взрослости не имеют четко очерченных рамок, так например, период ранней взрослости рассматривается: от 21 года до 25 лет - (Bromley D., 1966); 17-25 лет (Birren, 1964); от 20 до 25 лет (Erikson E., 1963); от 20 до 40 лет (Крайг., 2006). Таким образом, существуют заметные расхождения во взглядах на установление границ периодов. А.А. Реан отмечает, что данная ситуация обусловлена тем, что субъективное самоощущение и объективные показатели расцвета сил человека определяются не столько хронологическим возрастом, сколько различными факторами: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности. В связи с этим в современной психологии развития всё в большей степени утверждается точка зрения Г. Крайг, что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, поскольку главная особенность развития во взрослости - минимальная зависимость его от хронологического возраста, в гораздо большей степени изменения мышления, поведения и личности взрослого человека определяются обстоятельствами жизни человека - его целями, установками, опытом, родом занятий [20].

Исследование, проведенное Л.А. Головей, показало, что на профессиональное самоопределение, общее перспективное планирование жизни существенное влияние оказывают пол и индивидуально-психологические особенности. Так, у юношей на профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем больше определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированности профессионального плана и степень уверенности в профессиональном выборе.

У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерны большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределение органически входит и формируется в русле общей жизненной перспективы. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами, уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей большое влияние на планирование ближайшей перспективы оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля.

На перспективное планирование жизни молодежи независимо от пола влияют, в первую очередь, уровень сформированности самоконтроля и характеристики социальной смелости. У юношей в такое планирование активно вовлечены также интеллектуальные показатели.

Профессиональные и жизненные планы имеют большое значение для выбора профессии. Исследование готовности к профессиональному выбору показало, что у 75% юношей отсутствует четкий профессиональный план, и они обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Сформированный профессиональный план имеют юноши с более высоким уровнем интеллектуального развития, наиболее успешные в учебе, морально нормативные и добросовестные, в то же время для них характерна более высокая тревожность. Анализ индивидуальных особенностей старших школьников и студентов с адекватным и неадекватным профессиональным выбором показал, что у учащихся с адекватным выбором профессии количество правильных самооценок в 3-4 раза больше. При сравнительном анализе этих групп обнаружены достоверные различия между ними по показателям вербального интеллекта, по уровню конструктивных способностей, по уровню общей самооценки, по эмоциональной зрелости личности и по уровню самоконтроля Нужно отметить, что дифференциально-психологические характеристики, устанавливающие различия в психической жизни юношей и девушек и типологические различия в силе «Я», не очень велики. В отношении умственных способностей, познавательных возможностей их нет совсем. Большие различия существуют в эмоциональных реакциях и самосознании: девушки более чувствительны к мнениям о них, более ранимы, более откликаемые на критику, насмешки. Девушки более склонны к рефлексии, они более субъективны в своих оценках, чем юноши. В одинаковой степени в это время усваиваются половые роли и вырабатываются соответствующие индивидуальные стили поведения и общения. Юноши более объективно относятся к неприятностям, менее тревожны, реже испытывают страх.

Половые различия в выраженности эмоциональных свойств личности.

В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса Е. П. Ильиным и В. Г. Пинигиным (2001) на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости, в меньшей степени - по интенсивности, еще в меньшей степени - по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.

Половые особенности эмпатийности. По некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины (J. Sidman, 1969). И. В. Грошев (1997) выявил некоторые половые различия в эмоциональных качествах, связанных с эмпатией у студентов-медиков.У студенток-медиков все эмпатийные характеристики выражены больше, чем у студентов-медиков.

Различие в ценностях.

Молодость и сложившийся веками уклад жизни берут свое, поэтому ведущими ценностями как у юношей, так и у девушек остаются "здоровье", "настоящая дружба" и "семейная жизнь" (последняя имеет больший вес у девушек). Кроме того, для юношей ведущей ценностью является "свобода действий и поведения", а для девушек - "уверенность в себе" (Ч. А. Шакеева, 1996; Е. Ф. Рыбалко и Н. Г. Крогиус, 1998; А. А. Реан и др., 1999; А. И. Пеньков, 2000). Любимая работа и приятное времяпрепровождение имеют одинаковую значимость, но значительно уступают вышеназванным ценностям (Ч. А. Шакеева, 1996). Настораживает то, что, по данным этого автора, на последних местах находятся такие ценности, как чувство долга, чистая совесть, развитие своих способностей. Не вселяют оптимизма и данные А. И. Пенькова: у молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет, имеющих в основном высшее образование или обучающихся в вузе, наименее значимыми оказались такие ценности, как развитие себя (познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и личностных качеств) и креативность (реализация своих творческих возможностей, стремление изменить окружающую действительность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гендерные различия поведения в конфликте»

В данной работе - краткий теоретический обзор и результаты нашего исследования по заявленной теме, которые были представлены нами на НОУ школьного и муниципального уровня....

Организация уроков физической культуры с учётом гендерных различий

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является в...

« ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

Гендер — относительно новое понятие, возникшее в США в 1980-х гг., которое означает социальное разделение людей по признаку пола. То есть гендер — это набор социально приписанных мужских и женски...

Изучение гендерных различий в представлениях о дружбе в юношеском возрасте

Постепенно общество осознает значимость глубоких в человеческой жизни отношений. Поэтому тема дружбы очень актуальна, так как эта связь людей ценилась всегда, и практически нет человека, у которого ря...

Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте

Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте...

Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте.

В статье говорится о возростании агрессивности в подростковом возрасте....

Гендерные различия интеллектуальной лабильности школьников младшего подросткового возраста

В данной статье рассматриваются  гендерные различия интелектуальной лабильности  на основе исследования школьников  младшего подросткового возраста....