Классный час "СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА. ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ"
классный час

Вспомним славных защитников земли русской, с которыми нас связывает невидимая, неразрывная нить духовного родства и которым обязаны мы самим своим существованием - Дмитрий Донской, Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syny_otechestva.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

«СЫНЫ  ОТЕЧЕСТВА.  ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

  1. Итак, сегодня мы собрались на наш классный час. Для нас с вами это всегда важный разговор о главном, сокровенном, рассуждения о людях, о жизни. Хотелось бы, чтобы сегодня разговор был таким же.

Сегодня, когда приближается День защитника Отечества, я думаю, самое время вспомнить славных защитников зе6мли русской. А вы знаете, что значит быть защитником? Вам интересно будет подумать об этом? Как вам кажется - это понятие появилось только сейчас или пришло из прошлого?  (Ответы учащихся).

Тема защиты Отечества волнует меня, мое поколение. Хочется, чтобы и вы не остались сегодня равнодушными.

        У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше – тем ярче и светлее становится в памяти потомков святой образ народных героев, они, как звезды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству и народу.

        Отечество….(пишется на доске). Какое однокоренное слово вы можете подобрать? (Отец).

        Значит, отечество – это «земля отцов» А каждый отец передает свои знания, опыт своим сыновьям, встает на защиту сынов и «земли отцов», и приходит время – и сыновья создают живой щит на пути врага.

        Пишется на доске: сыны Отечества.

        Ребята, а какие синонимы вы можете подобрать к слову «отечество»? (Родная земля, отчизна, земля народа, край, где родился, Родина)

        Пишется на доске: земля русская

        Земля русская собиралась веками. За ее целостность и безопасность заплатили жизнями миллионы людей, ее защитников. Они надеялись, что жить станет лучше и счастливее, если не детям, то внукам, не внукам, то правнукам – и их тяжкие труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую – нашу Родину.

        Пишется на доске: защитники земли русской

                Стихотворение «Пламя ударило в небо»

Пламя ударило в небо –

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь…» -

        Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал,

        Родина.

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина.

Самое лучшее и дорогое –

        Родина.

Горе твое –

Это наше горе,

        Родина.

Правда твоя – это наша

Правда,

        Родина.

Слава твоя –

Это наша слава,

        Родина.

        Родина позвала на помощь, и поднялись на ее защиту славные сыны ее. А кого из защитников Отечества вы знаете?  (Ответы учащихся)

        Да, есть в русской истории фигуры, с которыми каждого из нас связывает невидимая, но неразрывная нить духовного родства и которым обязаны мы самим своим существованием. Среди них московский князь Дмитрий Иванович Донской, благословенный Александр Невский, Александр Васильевич Суворов, не потерпевший ни одного поражения, спаситель России от Наполеона – Михаил Илларионович Кутузов, Георгий Константинович Жуков – настоящий, подлинный, истинный герой Отечества, второй Георгий Победоносец. А знаете ли вы, кому покровительствует святой Георгий Победоносец?  (Русскому воинству)

                Решение задач по истории.

  1. Он навсегда остался в памяти народной. Художник П.Д.Корин написал картину, С.С.Прокопьев посвятил ему кантату, К.М. Симонов – поэму, С.М. Эйзенштейн – фильм. В его честь в 1725 г. Учрежден орден в России. О нем говорили: нет князя, ему равного, это враг опасный, сильный, умный…  (Александр Невский)
  2. Воинскую службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Имел почти все русские награды. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной воны в его честь был учрежден орден трех степеней.  (Михаил Кутузов)
  3. В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк. Прошел все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал солдатский учебник «Наука побеждать». Сущность его тактики – глазомер, быстрота, натиск. Его воспитанники: Кутузов, Багратион. Раевский. (Александр Суворов)
  4. Он решил встретить врага в поле. Его действия получили поддержку церкви. Сергий Радонежский благословил дело и отправил с русскими полками двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. Его стали именовать в документах великим князем «Всея Руси», «царем русским». ( Дмитрий Донской)

Работа в группах (4 группы).

  1. Составление иллюстраций из пазлов. (У каждой группы разрезанные в виде пазлов иллюстрации известных баталий).
  2. Соотнесение фотографий полководцев с их именами.

Построение хронологической лестницы.

Жуков

        Кутузов

                Суворов

                        Дмитрий Донской

                                        Александр Невский

Подготовленные выступления учащихся о героях Отечества, составление летописи с просмотром отрывков из: к/ф «Александр Невский»; м/ф «Лебеди Непрядвы»; фильм «О параде на Красной Площади».

                                1 группа                «Александр Невский»

Педагог:        В тяжелое для Руси время пришлось действовать князю Александру Ярославичу.

А.Невский:        Знал я, что Ливонский орден, не в пример хвастливым шведам, куда опаснее и мощнее. Трубы позвали в новый поход! И встретились мы на Чудском озере – многое множество. И затрещали копья, и звон мечей раздался, и была сеча столь злая, что лед на озере задвигался. Немцы бросились в ледяные просторы Чудского озера, которое поглотило большую часть ливонцев.

Педагог:        И мы как будто слышим голос древнего летописца.

Летописец:        Такого поражения не знал до того времени орден. С тех пор со страхом смотрели рыцари на восток. Знать, запомнилось им Чудское озеро. И слова Александра Невского запомнились.

Педагог:        А сказал он такие слова (отрывок из к/ф)

Летописец:        И много раз так было!

                И всегда так будет!

Педагог:        Мужественно боролись русские чудо-богатыри за свою землю, в тяжелую минуту находились «головы», которые возбуждали веру и бодрость сограждан, объединяли их на подвиг ради Отечества.

                        2 группа                «Дмитрий Донской»

Дмитрий Донской:        Братья мои милые, сыны русские, все от мала до велика. Уже, братья, приблизился час грозный. Мужайтесь, крепитесь, Господь с нами, сильный в битвах. Пусть поведет вас за собой образ Пресвятой Богородицы.

Летописец:        Дмитрий Донской сбросил великокняжеский красный плащ, блеснули на солнце его стальные доспехи.

Дмитрий Донской:        С нами бог! Вперед!

Летописец:        Русские стегнули коней. Пехота с копьями наперевес бросилась на татарские линии. На Куликовом поле смешались ряды русских и татар. Воеводы уговаривали Дмитрия уйти с поля боя, но он не послушался воевод, не захотел прятаться от опасности.

Дмитрий Донской:        Братья, не могу видеть вас побеждаемых. Хочу с вами общую чашу испить. И. Коль придется, умереть с вами той же честной смертью.

Летописец:        Над гривой его коня блеснул меч… И был треск и гром великий от переломанных копий и от стука мечей. Сеча для татар обернулась позорным поражением. Мамаево воинство обратилось в бегство (отрывок из м/ф).

Педагог:         И мы опять слышим голос древнего историка.

Летописец:        Князь Дмитрий на страже земли Русской мужественно стоял. Неприятелю же всегда был страшен он в бранях и многих врагов, на землю Русскую поднимавшихся, победил.

                        3 группа        «Александр Васильевич  Суворов»

Суворов:        И это так, ведь истинная слава не может быть отыскана. Она проистекает из самопожертвования на пользу блага общего. Доброе имя должно быть у каждого честного человека. Лично я видел это доброе имя в славе моего Отечества.

Педагог:        Личным примером завоевал Суворов сердца солдат. Все, чему он учил их и чего от них требовал, было пройдено и проделано им самим.

Летописец:        Он отличился при взятии Кракова и крепости Туртукай. На реке Рымнике он разбил стотысячное турецкое войско, за что получил высший русский орден Андрея Первозванного.

Суворов:        Для окончательного изгнания турок с северных берегов Черного моря нужно было взять крепость Измаил. Я начал штурм, и вскоре крепость пала. Российские знамена развевались на стенах Измаила.

Летописец:         Суворову было пожаловано звание фельдмаршала. Он разгромил непобедимых наполеоновских маршалов. Во время швейцарского похода он совершил переход через Альпы. Оказавшись в окружении, пробился сквозь неприятельские войска и вывел русскую армию из окружения. За эти подвиги ему было присвоено звание генералиссимуса.

Педагог:        Не в броню облечён, не на холму высоком

                Он брань кровавую спокойным мерил оком,

                В рубахе, в шишаке, перед войсками верхом

                Как молния сверкал и поражал как гром.

                        4 группа                «Михаил Илларионович Кутузов»

Суворов:        Генерал Кутузов показал новые опыты воинского искусства и личной своей храбрости; он шел у меня на левом крыле, но был правою моею рукою.

Летописец:        12 июня 1812 года гигантская армия Наполеона перешла Неман и вторглась в пределы России. Главными целями похода были уничтожение русской армии и захват Москвы. Французский император говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв Москву, я поражу ее в сердце».

        В августе состоялось назначение Кутузова главнокомандующим.

        22 августа армия Кутузова подошла к селу Бородино. Здесь было решено дать сражение Наполеону.

Кутузов:        Французская армия под предводительством самого Наполеона… не превозмогла твердости духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнью за свое Отечество. Враг мог разрушить стены наши, обратить в развалины и пепел имущество, наложить на нас тяжкие оковы, но не мог и не возможет победить и покорить сердец наших. Таковы россияне!

Летописец:        Бор да утешит вас тем, что имя и дела его останутся бессмертными. Благодарное Отечество не забудет никогда заслуг его, Европа и весь свет не перестанут ему удивляться и внесут его имя в число знаменитейших полководцев.

Педагог:        Георгий Константинович Жуков. Я хочу рассказать вам о еще одном поистине великом человеке, без которого судьба нашей страны и судьба каждого из нас была бы другой. Его можно назвать последним истинным русским генералом, с ним мы выиграли Великую Отечественную войну. Потом были люди в военной форме, были, конечно, и генералы, но это – последний, который делал то, чего ждали от него народ и его совесть. Это Георгий Жуков (отрывок из фильма). К Спасским воротам по территории Кремля медленным шагом едет на белом коне всадник. Он крепок и силен, как Илья Муромец, и уверенно сидит в седле. Он снимает фуражку, незаметно налагает на себя крестное знамение… Он сосредоточен и внутренне взволнован. Через минуту будут бить часы на Спасской башне,  и белый конь понесет его по Красной площади навстречу вечности…

        Ребята, а какие черты характера объединяют этих героев? (Самоотверженность, отвага, смелость, знание военного дела).

                

Знакомство с книгами.

        А кто-нибудь читал книги о героях Отечества? Я хотела предложить вам прочитать книги, представленные на нашей выставке. Я думаю, вам будет интересно,  и вы узнаете много новых имен защитников нашей земли, которыми гордится наша Родина.  (подборка книг, какие есть в библиотеке)

Педагог:        Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов, Жуков… В трудные моменты, под тяжестью огромной ответственности за судьбу Отечества, за судьбу миллионов людей, обращавших на них с надеждой свои взоры, они не малодушничали, не унывали, не сгибались. А сколько безымянных героев поднималось на борьбу с врагом, сколько их полегло на полях русской славы.

        Исполняется песня из к/ф «Офицеры» «От героев былых времен»

В фильме «Офицеры» звучат прекрасные слова: «Есть такая профессия – Родину защищать». Действительно, защита Отечества – священное дело. А откуда появилось такое убеждение? Перед битвами войска «освящались». Они как бы прикасались к священным символам Отечества – иконам, знаменам, молитвам.

        Священное дело, долг… Что же значит быть защитником? Только ли защищать землю?  (Ответы учащихся)

        А как стать настоящим защитником? Что значит быть настоящим?   (Ответы учащихся)

        Как мы можем помочь своей Родине?

        Подходит к концу наша встреча. О всех ли защитниках Отечества мы рассказали? Конечно, нет. Их тысячи. А кто всегда, во все времена стоит на страже Отечества? Простой русский солдат. Говори, солдат!

СОЛДАТ:        Что же такое «Мы»?                                Но – поднимались в рост,

                Мы – из лесов безбрежных.                        Звонкие, как победа!

                Мы – из блокадной тьмы.                        Как продолжение дня,

                Мы – из стихов сгоревших,                        Шли тяжело и мощно.

                Из невысоких изб                                Нас убить невозможно!

                Песенного веселья.                                Что же такое «Мы»?

                Мы – из бессмертья, из                        Веруя в пробужденье,        

                Плоти твоей, Россия!                                Взяв у земли взаймы

                Мы от свинцовых розг                                Силу в момент рожденья,

                Падали в снег с разбега.                        Гибнет в печи смолье,

                Мы ей вернем сполна                                Солнце напоминая…

                Все, что она давала.                                Глядя в лицо огня,

                Только б была она!                                Я говорю тревожно:

                Лишь бы существовала!                        Можно убить меня,

                Мы проросли в нее,                                Нас убить невозможно!

                Будто трава степная…

ИТОГ:        Действительно, когда мы вместе, мы – великая сила. Спасибо вам за активную работу, радость общения.

        Одна у нас земля – просторная, обильная, богатством природы одаренная. Каждому место на ней найдется, каждому она домом родным станет, если сумеем сохранить ее единой и сильной, научимся беречь и будем готовы защищать ее. Тогда поверят все народы в то, что нечего им делить единую, вечную, благословенную Русскую землю. Пусть же для каждого сына Отечества, защитника земли русской заветом станут слова: «О храбрые, мужественные сыновья русские! Постарайтесь сохранить свое Отечество, русскую землю…»

        Вы помните, какие вопросы мы сегодня обсуждали? (Что значит быть защитником земли? Каким я себе представляю защитника Отечества? Что я могу сделать уже сейчас, чтобы стать настоящим защитником Отечества?)  Подумайте дома над этими вопросами и напишите свои рассуждения. И пусть в ваших сердцах звучат слова Сергея Васильева:

        Где б ты ни был, честный русский воин,

        Помни: о тебе гремит молва.

        Будь всегда в крови носит достоин

        Гневный жар великого родства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 6 классе : « Сыны Отечества. Защитники земли русской».

Этот классный час был проведен в 6 классе. Он посвящен маршалу Г.К.Жукову. Интересен подготовительной исследовательской работой....

Классный час "Сыны Отечества. Защитники Земли русской".

Цели: 1.  Расширять представления учащихся о Великой Отечественной                    войне....

Сыны Отечества-защитники земли русской

У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков светлый образ народных героев....

Праздничная программа, посвященная Дню Защитника Отечества "Защитники земли Русской"

Праздничная программа, посящённая Дню Защитника Отечества "Защитники земли Русской" с конкурсной программой....

Классный час на 23 февраля "Сыны Отечества - защитники земли русской" для учащихся 5-6 классов

Классный час предназначен  для учащихся 5-6 классов. с  целью расширить исторические знания детей по краеведению...

Классный час «Сыны Отечества - защитники земли русской»

Цели:Развивающая:·        развитие чувства патриотизма;·        формирование личностных качеств, патриотических чувс...

Классный час на тему "Сыны Отечества –защитники земли русской"

Классный час на тему "Сыны Отечества –защитники земли русской"...