"Семья и семейные ценности"
классный час (9 класс) на тему
- помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга;
- дать понять, что каждый человек индивидуален, но он существует среди других людей; учить детей видеть и чувствовать мир, в котором они живут;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.09.2012_semya_i_semeynye_cennosti.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Зеленовская СОШ»
Фроловский муниципальный район
Классный час
« Семья и семейные ценности»
Подготовила :
Классный руководитель
9б класса Чернобровкина Е.В.
2012 г .
«Семья и семейные ценности»
Цели:
- помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга;
- дать понять, что каждый человек индивидуален, но он существует среди других людей; учить детей видеть и чувствовать мир, в котором они живут;
- формировать коммуникативные навыки;
- развитие творческих способностей учащихся;
- формирование уважительного отношения детей к своим родителям;
- воспитывать чувство гордости за свою семью;
- развитие у учащихся чувства благодарности и уважения к родителям, и укрепление дружеских семейных отношений;
- создание благоприятной атмосферы общения;
- сплочение коллектива учащихся и родителей
Звучит мелодия песни “Родительский дом”.
Учитель .: Добрый день, гости дорогие! Мы рады видеть вас здесь, на семейном классном часе.
(Асеян Анна)
Когда появилось слово “семья”?
Когда – то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
,,Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь “Я”.
Вот так на земле появилась семья.
УчительЕ.В.: Сегодня наша встреча посвящена всем вам: и старым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Я приветствую всех, кто пришёл на наш совместный классный час.
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
Учитель : До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.
Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Я нашла тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. В них говорится о семье. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе ее закончить…
Пословицы:
- Дом без хозяйки … (сиротка)
- Дом вести … (не бородой трясти)
- В гостях хорошо … (а дома лучше)
- Не нужен клад … (когда в семье лад)
- Чем богаты … (тем и рады)
- Когда семья вместе … (так и душа на месте)
- Один в поле … (не воин)
- Семья в куче… (не страшны и тучи)
- Когда семья вместе … (так и душа на месте)
- Дома и стены …(помогают)
- Мой дом …(моя крепость).
“Загляни в семейный альбом ”
Учитель: В каждом доме хранятся старые фотографии и вещи. С них на нас смотрят родные лица. Мы повторяем их черты. Мы их продолжение.
Старое уходит, но его нужно знать и беречь.
На нашей выставке вы можете увидеть семейные фотографии и вещи.
(Рассказы членов семей о семейных фотографиях, презентации, старинные вещи, документы)
Учитель: А сейчас поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты».
Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!
Учитель : «Юные поэты»
Сейчас вам предлагается составить небольшое стихотворение, используя последние фразы.
____________________________дом
__________________________живем
_______________________________я
___________________________семья
Учитель: Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.
Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
Учащиеся, которые подготовили генеалогическое дерево рассказывает о своей семье.
Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.
Учитель: БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА
1. Скажите по латыни «семья». (Фамилия.)
2.А теперь скажите «семья» по-итальянски. (Мафия.)
3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.)
4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?
(Выносить сор из избы.)
5.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр.
(Софья, то есть Мудрость.)
6. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?
(Третьяк, поскрёбыш.)
7. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?
(«Яблоко от яблони недалеко падает».)
8. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?
(О матрёшке.)
9. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?
(С восемнадцати лет.)
10. Как называется фамилия женщины до её замужества?
(Девичья.)
11. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?
(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
12. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.
(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
13. Родительский инструктаж одним словом – это...
(Наказ.)
14. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?
(Моя сестра.)
15. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?
(Мать-и-мачеха.)
16. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья?
(Алфавит.)
Учитель: Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.
За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.
Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.
Родители называют блюда, традиционные в их семьях.
Отмечать семейные праздники – то же традиция.
Какие праздники отмечают в вашей семье?
Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
Учитель: А теперь я проведу викторину “Мой дом – моя крепость”
- - Как называется дом в украинской или белорусской деревне? (Хата)
- - Назовите перевозное жилище у кочевых народов. (Кибитка)
- - Как называется изба из глины или обмазанная глиной? (Мазанка)
- - Как называется постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой? (Шалаш)
- - Как называется крытое углубление в земле, вырытое жилья? (Землянка)
- - Как называется отдельное жилое помещение в доме с кухней, передней? (Квартира)
- Продолжите фразу А. Герцена “ Семья начинается с …” (детей).
- Как называют римскую богиню счастья? (Фортуна).
- Какой овощ долгое время считался не пригодным для пищи и назывался “чертовым яблоком”? (картофель).
- Из какого мяса делают котлеты по-киевски? (курятина).
- Кто из поэтов, так говорил своим друзьям. “Я женился, чтобы дома иметь свою Мадонну” (А.С. Пушкин).
- Кто такая свояченица? (сестра жены).
- Что такое бутоньерка? (маленький букет).
- Как называется книга – свод правил поведения в домашней жизни, появившаяся в 16 веке? (Домострой).
Березнева Настя
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом;
Это не дом.
Дом — это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом — это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом,
Это твой дом.
“Дом моей мечты”
Учитель: Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость?”
Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть наша семья превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой бригаде по кирпичику.
Подумайте, в какой части дома должен быть ваш кирпич? Крыше и фундаменту тоже нужно дать свое название.
(СЛОВА раздаем по группам)
- Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции».
- Многие ребята, стоящие на пороге взрослой самостоятельной семейной жизни, выступают за сотрудничество в семейных отношениях. Традиции наших предков позволяют заложить следующий кирпичик для строительства «Дома счастья» под названием «Сотрудничество».
- Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы. Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме — кирпичик «Дружба».
- Чтобы молодая семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».
- Условие эмоционального здоровья семьи — подлинность чувств, когда поступок находится в гармонии с душевным состоянием. Поэтому следующим кирпичиком для нашего дома будет «Здоровье».
- Эстетика, понятие о красоте, потребность в ней прочно вошли в нашу жизнь, ставят юных членов семьи перед необходимостью первых самостоятельных нравственных оценок: что хорошо и что плохо. Помня об этом, мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота».
- Гармоничное сочетание предметов убранства и приятная цветовая гамма создают ощущение душевного покоя, уюта, способствуют восстановлению сил. Следующий необходимый нашему дому кирпичик — «Чистота».
- Стремление и умение понимать другого составляет основу здорового психологического климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание».
- Очень важен для строительства нашего дома кирпичик «Уважение». Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интересам
- Для воспитания нравственной личности очень важно, растет ли ребенок в семье любящих и заботящихся друг о друге и о детях родителей. Благополучие и счастье молодой семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь».
- Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для молодой счастливой семьи называется «Хорошее настроение».
Благодарю всех строителей. Дом у нашей семьи оказался прекрасным. Очень важно, чтобы в доме поселилось счастье.
Думаю, что вы все обязательно станете счастливыми, и все хорошо будет в вашем доме.
Учитель: «Пословицы»
Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился», « В гостях хорошо, а дома лучше». А мы с вами обратимся к пословицам другого характера. Но они перепутались. Вы должны их правильно составить.
Заключение
Учитель :
В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Семья пусть дарит маленькое чудо
В любой обыкновенный день:
Свет солнышка, улыбку друга
Успех и радость, луч надежды,
И много добрых новостей,
И ветра свежего глоток,
И будет жизнь прекрасной, нежной,
Как самый красочный цветок.
Литература.
1.Азаров Ю. Семейная педагогика. 2-е изд., перераб. и доп.- М: Политиздат,1985г.
2.Бестужев-Лада И. Семья вчера, сегодня, завтра.- М: Знание,1979.
3.Мушкина Е. Семейный разговор. – М: Известия,1985.
4.Мы строем дом. – М.: Молодая гвардия,1981г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья и семейные ценности
Презентация для 4-5 классов, где рассматриваются аспекты - что такое семья и какие бывают семейные ценности....
Классный час на тему "Урок семьи и семейных ценностей" в пятом классе
Цель: прививать учащимся любовь к своей семье и культивировать в них бережное отношение к семейным ценностям.Задачи:1.Познакомиться с классом, создать атмосферу доверия и сотрудничества в коллек...
Сценарий Дня знаний: День семьи и семейных ценностей +75 лет Ростовской области
1 сентября 2012года во всех школах страны проводились праздничные классные часы на тему: "Семья. Семейные ценности". Но в нашем регионе ещё один праздник - скоро 75 лет Ростовской области!...
План Классного часа "Семья и семейные ценности"
Классный час 1 сентября 2012года «Семья и семейные ценности»5б класс Классный руководитель: Максимова Станислава Николаевна. Дерево держится корнями, а человек семьей.(Пословицы и пого...
Внеклассное мероприятие "Урок семьи и семейные ценности"
Внеклассное мероприятие создано для учащихся 11 класса к 1 сентября на основе методических рекомендаций Хабаровского краевого института развития образования. Представлена презентация и методическая ра...
Урок -презентация " Семья и семейные ценности"
Отношение и семья, главные сферы нашей жизни. Без любви и дружбы человек не может жить. Это главная потребность нашей души.Пути исправления, по мнению академика Д. С. Лихачева, ...
Всероссийский день семьи, любви и верности Своя игра на тему «Семья и семейные ценности»
1. Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.2. Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание забо...