Отчёт по адаптации пятиклассников к жизни и учёбе в старшей школе
материал (5 класс) по теме
В отчёте представлены данные о том, как проходила адаптация у нынешних пятиклассников. Отчёт построен на основе анализа анкетных данных, проверочных работ, мероприятий, прошедших в классе за сентябрь-октябрь месяцы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya_pyatiklassnikov_k_uchyobe_i_zhizni_v_starshey_shkole.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация пятиклассников к учёбе и жизни в средней школе
2012 -2013 учебный год
МБОУ «Ривзаводская СОШ»
Выходя из начальной школы, наши дети сталкиваются с иным укладом школьной жизни — несколько кабинетов, а не один класс, много преподавателей, а не одна учительница. В этот период и учителя, и родители должны быть особенно внимательны к детям, выполнять следующие правила.
1. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
2. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют интерес и к учёбе, и к школе, и к своему классу.
3. Организуйте так учебный труд, чтобы каждому ребёнку захотелось учиться, а для этого нужно формировать интерес к предмету в целом. Радость от постижения нового - самый лучший мотивирующий фактор. Ещё Л. Фейербах утверждал: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».
4. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.
5. Не забывайте чаще хвалить ребёнка за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.
6 . В этот период должна быть тесная связь школы и родителей: родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно должны познакомиться с одноклассниками ребенка и общаться с ними после школы.
7. И учителя, и родители должны следить за состоянием ребёнка в период адаптации: не забывайте о смене учебной деятельности, наблюдайте за правильной позой во время урока, создавайте условия для двигательной активности на переменах. А родители обязательно должны вводить в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Мы должны вместе
воспитывать ответственность ребенка за свое здоровье.
План проведения мероприятий по успешной адаптации учащихся 5 класса
1. Классный час «Первый раз в пятый класс». Презентация на тему «Права ребёнка». Цель: познакомиться с учащимися, с кабинетами, с расписанием уроков, с учителями, с правами и обязанностями ребёнка в школе.
Работа проходила в группах, итогом работы стали следующие пункты обязанностей школьников:
- учить уроки;
- слушаться учителя;
- не прогуливать уроки;
- не безобразничать на уроках и на переменах. (08.09.12.)
2. Час общения «Моя дорога в школу». Знакомство с правилами дорожного движения, презентация (21.09.12.)
3. Классный час на тему «Как готовить домашние задания».
Цель: повышение мотивации к учебной деятельности.
Работа проходила в группах, школьники читали материал по теме, а потом знакомили с ним одноклассников (19.10.12.)
4. Изучение детей и их семей: работа с личными делами пятиклассников, встречи с родителями, телефонные разговоры, записи в дневник.
Поставлена задача узнать у родителей состояние здоровья ребенка, памятные даты детей, традиции семьи.
5. Проведено анкетирование (с 24.09.12 по 29.09.12.)
Например, была предложена анкета для родителей по адаптации пятиклассников к старшей школе:
1) Охотно, с радостью - 2 чел, без особой охоты - 2 чел, затрудняюсь ответить - 2 чел.
2) В основном «да» - 4 чел, не совсем - 2 чел.
3) Иногда - 5 чел, довольно часто - 1 чел.
4) «+» и «-» эмоций - поровну - 6 чел.
5) Такого практически не бывает - 6 чел.
6) Рекомендации ребёнку - быть более усидчивой и внимательной - 1 чел.
6. Работа с 5-классниками над созданием уютного школьного дома «Пять + один», который мы уже начали построить: оформление классного уголка и выпуск его разделов, уборка класса и дежурство по школе, участие в акции «Открытка пожилому человеку» (01.10.12.), участие в дне Учителя и дне Самоуправления (05.10.12.), час мужества на тему «Битва гигантов» (к 200-летию Бородинского сражения) - (12.10.12.), запись на участие в предметных чемпионатах, участие в совместном с 7 классом социальном проекте «Дети - детям» (книгочеи) - в течение года, создание мини-сайта «Пять + один» учащихся 5 класса МБОУ «Ривзаводская СОШ», где мы помещаем материал из жизни нашего класса, нашей школы (09.10.12.)
7. Час общения «Делу – время, потехе – час». Цель: учить детей ценить свое время и время окружающих, правильно планировать, организовывать свой день. Формировать чувство уважения друг к другу, чувство взаимопомощи и взаимопонимания. Помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей; воспитывать этические нормы поведения при общении друг с другом. (15.09.12).
К классному часу была предложена анкета:
- Сколько времени ты затрачиваешь на выполнение домашних заданий (1-2 часа -3 чел, 1 час-2 чел, 2-3 час. - 1 чел.)
- Трудные предметы - русский - 1 чел, немецкий - 6 чел, природоведение - 1 чел.
- Трудно учиться потому, что
1) Не знаю, как делать урок -1 чел.
2) Трудные задания - 1 чел.
3) Я не понимаю - 3 чел.
4) Боюсь получить двойку - 1 чел.
и другие вопросы.
8. Была поставлена задача выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации, выявить причины адаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем, привлечь внимание родителей к серьезным проблемам адаптации:
1) Детям было предложено нарисовать смайлик на тему « Первые дни в большой школе: какие они и почему?». Все нарисовали радостную улыбку, потому что дети наконец-то оказались в старшей школе, новые учителя, новый класс, одноклассники, которых они оценивают хорошо.
2) Учителям тоже было предложено нарисовать своё настроение с помощью смайлика и объяснить, почему. Дать рекомендации пятиклассникам.
Настроение:
а). Настроение падает - 3 чел: не приучены к общешкольным навыкам, не учат материал, не выполняют задания, уровень интеллектуального развития низкий.
б). Хорошее настроение - поведение хорошее, дети спокойные, хорошо читают - 4 чел.
в). Спокойное - 2 чел.
Рекомендации:
- приучать учащихся к здоровому образу жизни
- развивать вычислительные навыки;
- не бояться выступать на уроке, проявлять самостоятельность, учиться пересказу;
- полностью выполнять домашнее задание.
3) Для родителей было проведено классное собрание по адаптации на тему «Ваш ребёнок - пятиклассник»: доклад на тему «Трудности адаптации пятиклассников к школе», рекомендации для родителей пятиклассников «Как вести себя с ребёнком-пятиклассником». (08.10.12.)
9. Привлечь родителей к участию в школьной жизни детей:
1) День знаний - присутствовали родители Хромовой К, Зянкявичюс А. (01.09.12)
2) Участие в акции «Проявляй милосердие» - все родители купили канцтовары погорельцам. Цель: воспитывать чувства добродетельности, уважения к людям (15.09.12)
3) Классный час на тему «Здравствуй, Осень» провела Хромова К., а помогала в планировании и подборе материала Хромова Н.А. (28.09.12.)
4) Классный час на тему «Без сказки правды не бывает» провела Булатова А, а помогал в подготовке брат, Ефимов Е. (19.10.12)
5) Конкурс осенних поделок - все родители помогли своему ребёнку сделать хорошую поделку (с 01.10.12. по 05.10.12.)
10. Итоги письменных работ:
1) По русскому языку: в классе 6 человек, диктант писало 5 человек.
Справились - 4 чел.(80%)
Не справились -1 чел. (20%)
На «4» - 2 чел. (40%) . На «3» - 2 чел. (40%). На «2» - 1 чел. (20%). Качество знаний - 40%. Средний балл - 3,2.
2) По математике: в классе 6 человек, работу писало 6 человек.
Справились - 4 чел. (67%)
Не справились - 2 чел. (33%)
На «5» - 1чел. (17%). На «4» - 1 чел. (17%). На «3» - 2 чел. (33%). На «2» - 2 чел. (33%).
Качество знаний - 33%. Средний балл - 3,3.
Итог:
1. Освоить программы по предметам доступно всем.
2. Нужно развивать дисциплинированность, усердие, трудолюбие.
3. Выполнять требования учителей.
4. Родителям держать связь со школой.
11.Познакомить родителей с итогами адаптационного периода.
Классный руководитель: Малинина Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
Какими должны быть пятиклассники? •уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;•уметь правильно распределять и планир...
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и...
родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"...
родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"...
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
В статье рассматриваются психолого-педагогическая характеристика пятиклассников, трудности ,с которыми сталкиваются учащиеся при переходе в среднее звено и пути их преодоления. Так же даются советы ро...
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
В данной презентации освещены следующие моменты:1) Возрастные особенности пятиклассников2) Критерии готовности к обучению в средней школе3) Признаки дезадаптации4) Признаки успешной адаптации5) Рекоме...
Выступление на родительском собрании с сообщением "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дал...