Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
статья (5 класс) на тему
В статье рассматриваются психолого-педагогическая характеристика пятиклассников, трудности ,с которыми сталкиваются учащиеся при переходе в среднее звено и пути их преодоления. Так же даются советы родителям пятиклассников, как поддержать своих детей на этапе адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pyatiklassnikov_k_novym_usloviyam_uchyoby.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации.
Большинство детей переживают переход из начальной школы в основную как важный шаг в своей жизни. В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля. Переход из начальной школы в среднюю осложняется в первую очередь появлением большого количества новых педагогов. Ученик оказы-вается в ситуации множественного выбора: появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем преподавания и темпом речи приводит к необходимости приспосабливаться к новым условиям, преодолевая трудности связанные с этим, что является для пятиклассников показа-телем их взросления. Некоторые дети осознают своё новое положение, как шанс начать заново школьную жизнь, наладить отношения с педагогами, показав себя с наилучшей стороны.
Пятиклассник – переходный возраст от младшего к подростковому. На этом этапе наблюдается усиление независимости детей от взрослых, стремление к личному авторитету среди сверстников, повышенная критичность к себе и окружающим. Отмечается очень шаткая самооценка, которая зависит от отношений со сверстни-ками, педагогами, родителями, от оценки своих школьных успехов.
Возраст пятиклассника – это ещё и начальный этап полового созревания. Происходят не только физические изменения , но и психические (в связи с изменением социального окружения ). У ребёнка могут проявляться такие черты, как упрямство, замкнутость, внутренние переживания.Особенно обостряется чувство собственного достоинства. И если его неосторожно затронуть, то ребёнок на обиду может ответить дерзостью, что ошеломляет родителей, или переживать обиду в себе и отдоляться от родителей.
Следует помнить, что в этом возрасте с активизацией процессов взросления начинает понемногу возрастать агрессивность. Учащиеся будут стремиться доказывать окружающим и себе свою взрослость, иногда социально неприемлимыми способами. Это может проявляться в демонстративном употреблении ненормативной лексики (особенно в присутствии девочек и взрослых ). Или в столь же демонстративном противостоянии требованиям взрослых, находясь при этом в очевидно детской позиции: " не хочу", " не буду".
Происходят изменения и в межличностных отношениях внутри класса, другого дет-ского коллектива, где общается ребёнок. Это перераспредиление дружеских компаний, появление некоторого антагонизма между мальчиками и девочками, формирование себе идеала ( не всегда положительного ) и стремление ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребёнок мог откровенно общаться с родителями и учителями.
В учёбе можно ожидать некоторое снижение успеваемости. Это связано с нервно-психическим состоянием данного возраста . Увеличение учебной нагрузки приводит к быстро наступающему утомлению и потере работоспособности , рассеяности внимания. Однако присущий учащимся высокий познавательный интерес , стремление хорошо учиться помогут восстановить привычную успеваемость уже к концу первого полугодия.
Дети так же не всегда умеют планировать свои действия,конролировать их, орга-низовать своё рабочее место. Родителям необходимо создавать такие условия, чтобы развивать самостоятельность у детей, например, у пятиклассника должны быть обязанности по дому, за выполнение которых он несёт ответственность.
Начало процесса взросления учащихся обычно с неудовольствием воспринимается родителями, которые относят новые проявления в поведении своих детей к их недостаткам.В результате некоторые учащиеся начинают считать , что они стали хуже, непослушнее. Это может привести к снижению их самооценки. Родителям полезно обратить внимание на осознание учащимися начала своих изменений, подвести их к пониманию обязательности и позитивности этих изменений. родителям необходимо измененить своё отношение к ребёнку, перейти от роли всезнающего наставника в роль старшего друга , товарища.
Как можно помочь пятикласснику?
Памятка для родителей пятиклассника
- будите ребёнка спокойно, не торопите(умение расчитать время – ваша задача, а ребёнок должен видеть вашу улыбку и слышать ласковый голос)
- не проважайте ребёнка в школу словами " смотри не балуйся" и т.д., дайте напутствие в форме "постарайся сегодня….", " я верю, что у тебя получится"
- не фиксируйте внимание на оценке " почему 4, а не 5", разберите с ребёнком, что не получилось и по какой причине ( забыл, недоучил, не понял ); и не сравнивайте его с товарищами, братьями, сёстрами
- не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений
- не ограничивайте свой интерес обычным вопросом " как прошёл день", каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и беседуйте с ребёнком о школе
- выслушивайте своего ребёнка, любые предъявления подростками своих взглядов, мнений принимайте очень бережно, без оценок, с уважением
- формируйте положительное отношение к школе отсутствием критики по отношению к педагогам, не подрывайте авторитет других значимых для ребёнка людей
- чаще хвалите ребёнка, но так, чтобы он знал, за что
- будьте последовательны в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше
- доверяйте ребёнку
- помогите ему найти дело по душе
- постарайтесь поддерживать спокойную, стабильную атмосферу в доме; если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка , поговорите об этом с классным руководителем и школьным психологом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
Какими должны быть пятиклассники? •уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;•уметь правильно распределять и планир...
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и...
родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"...
родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"...
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
В данной презентации освещены следующие моменты:1) Возрастные особенности пятиклассников2) Критерии готовности к обучению в средней школе3) Признаки дезадаптации4) Признаки успешной адаптации5) Рекоме...
Выступление на родительском собрании с сообщением "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дал...
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы. Опыт. Раздумья. Новые планы.
Презентация используется как сопроводительный материал к выступлению классного руководителя на родительском собрании....