Язык мой - враг или друг?
классный час (8 класс) по теме
Классный час о бережном отношении к русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_moy_-_vrag_ili_drug.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10
\
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ
«ЯЗЫК МОЙ: ВРАГ ИЛИ ДРУГ?»
Составила и провела классный руководитель 8 – А
Ситянина Л. А.
Бирюсинск 2012
Цели:
Формирование уважительного отношения к слову.
Развитие интереса к языку.
Воспитание культуры общения.
Эпиграфы:
Поведение – это зеркало,
в котором каждый показывает свой облик.
И. Гёте
У наших слов есть крылья, но они летят не туда,
куда бы нам хотелось.
Д. Элиот
1. Слово учителя:
- Все наши отношения с людьми – это ежедневное общение, а основная форма общения – речь. Мы ещё не знаем человека, но вот он заговорил, и буквально с первых фраз можно определить, культурный ли это человек.
Даже очень содержательный, интересный разговор многое теряет, если речь собеседника засорена грубыми, невыразительными, неуместными словами, когда ударения интонации режут слух и, конечно же, у нас сразу же меняется к нему отношение, причём не лучшую сторону.
Неприятное впечатление производит молодой человек, плохо владеющий родным языком. Слова нужно произносить отчётливо, говорить сдержанно, спокойно.
Ведущий 1:
«Обращаться с языком кое-как, - отмечал Лев Толстой, - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
Ведущий 2:
Древнегреческий философ Гомер говорил: «Какое слово ты скажешь, такое и в ответ услышишь». Не случайно народная мудрость в своих пословицах гласит:
Ведущий 3:
Слово пуще стрелы разит.
Ведущий 4:
От слова спасенье и от слова погибель.
Ведущий 1:
Не ножа бойся – языка.
Ведущий 2:
Слово не обух, а от него люди гибнут.
Ведущий 3:
От одного слова – да навек ссора. При этом резкость, грубость отрицательно влияют не только на других, но и на нас самих.
Ведущий 4:
Если я не сдержался по какому-нибудь ничтожному поводу, задел человека обидным словом – значит, я унизил не только его, но и, прежде всего, самого себя, что-то потерял в себе. Многим, наверное, знакомо это чувство внутреннего стыда и раскаяния, когда мы говорим себе: «Зачем же я так сказал? Ведь это же несправедливо, тем более что я так не думаю. Что же делать?»
2. Слово учителя:
- Беспредельна сила слова. Особенно доброго слова, сказанного людям. Удачного слова бывает достаточно, чтобы успокоить человека, убедить его в чём-то, привлечь внимание к чему-нибудь, пробудить благородные чувства.
Известный хирург профессор Ф. С. Углов говорил: «Мы, врачи, часто встречаемся с заболеваниями, вызванными бестактностью и невниманием других людей. Тем тяжелее видеть, как человек подвергается серьёзной опасности, тяжко страдает из-за грубости… Если пуля, выпущенная врагом, может повредить часть тела, то грубое слово попадает в сердце и нередко валит человека наповал».
Чтец:
- А вы седой! –
Сказали мне при встрече. –
А были чёрный!
- Был, - ответил я.
И что-то мне тотчас легло на плечи
И придавило камнем бытия.
- А вы не старый, -
Как-то мне сказали
Мои друзья за праздничным столом.
И мне как будто крылья развязали.
И туго свистнул воздух под крылом.
И полетел я в облачные выси,
И был я очарован красотой.
Дремавшие во мне до толи мысли
Заволновались нивою густой.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день»,
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков
Чтец:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
В. Шефнер
Ведущий 1:
«…Слово – тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскалённым железом, и комьями грязи. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадёжность, рассеять сомнения и повергнуть в уныние». (В.А. Сухомлинский)
Ведущий 2:
Характер беседы, общения определяют не только словарный запас и красивое грамматическое предложение с добрыми словами, но и огромное значение имеет её тон, интонация. Собеседника может обидеть не суть сказанного, не отдельное неудачное слово, а сама интонация.
Ведущий 3:
Ни плохое настроение, ни какие бы то ни были неприятности не дают ни одному человеку права быть невежливым. А высокомерный, самоуверенный тон свидетельствует лишь о переоценке собственной персоны, неуважении к тем, кто рядом.
Ведущий 4:
На Востоке существует традиция, по которой человек не имеет права обнаруживать не только своё плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями. В нашей культуре нет такой традиции, но каждому следует помнить, что от него во многом зависит настроение окружающих его людей.
Слово учителя:
- Когда, где и как можно научиться всем этим действиям?
Иногда от молодых людей можно услышать, что на приобретение хороших манер им не хватает времени, условий и возможностей, что вот окончат школу, училище, институт, тогда уж и «возьмутся за себя». А некоторые считают, что, мол, с иностранными дипломатами им кофе не пить, не общаться – следовательно, нечего и беспокоиться.
Такие рассуждения неверны. Чтобы быть вежливым, не надо особых усилий и возможностей. Это качество воспитывается в процессе учёбы, работы, отдыха на протяжении всей жизни.
Умение вести себя не передаётся по наследству, оно развивается в процессе учения, воспитания и самовоспитания.
Ведущий 1:
Вежливость. А нужна ли она нам? Зачем?
Ведущий 2:
Вежливость дорога тем, что сплачивает нас, вызывает чувство душевного удовлетворения, взаимной радости и симпатии. И, наоборот, грубость, бестактность, в какой бы форме они ни проявлялись, разъединяют даже родных и друзей, вызывают чувство неприязни и вражды.
Ведущий 3:
Такт и вежливость. Есть ли различия между ними?
Ведущий 4:
Каждый тактичный человек вежлив, однако вежливый не всегда бывает деликатным, обходительным в общении.
Ведущий 1:
Есть люди, которые не понимают юмора, их может обидеть невинная шутка. С такими людьми благоразумнее разговаривать только серьёзно и о серьёзном.
К нервным нужно относиться ласково, деликатно, к грубым – спокойно, к обидчивым – предупредительно. Недаром говорят: «В вежливости лучше пересолить, чем недосолить».
Ведущий 2:
Наше повседневное общение с людьми, окружающими нас, невозможно без взаимного уважения, вежливости, без внимательного бережного отношения друг к другу, без чуткости, сострадания, взаимопонимания.
Ведущий 3:
Тактичный человек всегда приветлив, любезен, готов оказать помощь другим, разделить с ним радость и горе. И человек, обладающий всеми этими качествами, свойствами – не скажет необдуманного слова, не сделает поступка, который может обидеть другого, вызвать неприятные последствия.
Ведущий 4:
Швейцарский мыслитель И. Лафатер говорил: «Хочешь быть умным: научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда больше нечего сказать».
Слово учителя:
Одно из главных качеств русского языка – его богатство и разнообразие. «Русский язык очень богатый, эмоциональный, настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно серьёзный, ироничный, где нужно бойкий и живой…» Для выражения мыслей и чувств в русском языке есть великое множество хороших и добрых слов.
Чтец:
- Здравствуйте!-
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть и были совсем незнакомы.
- Здравствуйте!-
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
(Вл. Солоухин)
Слово учителя:
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия – нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Г. Паустовский).
Добрый человек всегда в русском языке найдёт слово привета, слово одобрения, слово восхищения.
Чтец:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это всё любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью –
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибаться снова.
Давайте жить, во всём друг друга потакая, -
Тем более что жизнь короткая такая.
(Б. Окуджава)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина-соревнование на тему:«Огонь – друг или враг человеку? »
Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности....
Разработка классного часа для старшеклассников по ППБ "Огонь. Друг или враг?"
Классный час "Огонь. Друг или враг? " разработан с использованием активных методов обучения. Цель классного часа: создание условий для формирования активной гражданской позиции,формирования умения а...
Классный час « Компьютер - враг, друг, помощник?»
самоанализ классного часаТема « Компьютер - враг, друг, помощник?»Данная тема актуальна, особенно для младшего подросткового возраста. К сожалению, компьютер может оказывать не только поло...
урок английского языка в 9 классе по теме “A Hidden Enemy” (Скрытый враг- Стресс)
Данный урок-урок изучения нового материала, является одним из цикла уроков по теме «Душа и тело».Цель урока- организовать деятельность по во...
Враги русского языка.
Язык - это история народа и культуры.Потому изучениеи сбережение русского языка является не празднымзанятием от нечегоделать, но насущнойнеобходимостью....
Интегрированный урок русского языка и ОБЖ. "Огонь друг или враг". 6 класс.
Интегрированный урок русского языка и ОБЖ. "Огонь друг или враг". 6 класс....
Разработка урока по английскому языку в 9 классе "Компьютер.Враг или друг?"
Данный урок является итоговым обобщающим уроком по теме" Компьютеры в жизни подростков".Все этапы тесто связаны между собой, таким образом ученики повторяют , обобщают и систематизирую...