Размышления о воспитателях
статья по теме

В данной статье автор  делится опытом об организации, проведении конкурса педагогических достижений в номинации "Самый классный класный". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razmyshleniya_o_vospitatelyah.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Владимировна Черных

методист опорного центра

по воспитательной работе с ОУ

 Колпинского района

 г.Санкт-Петербурга

Размышления о воспитателях

 или как работают с классными руководителями

в Колпинском районе г. Санкт-Петербурга

в рамках районного конкурса педагогических достижений

в номинации  «Самый классный классный».

«Будни остаются,

но их необходимо преобразить изнутри.

 Они должны наполниться смыслом,

ожить, стать многоцветными,

а не оставаться

«сплошной беспробудностью»».

И.А. Ильин,

русский философ начала XX века.

Есть мнение о том, что когда  начинаешь любое дело, следует определить: зачем? Для кого? И с помощью чего ты это будешь делать.

 Для меня как методиста, первичным был вопрос зачем? Ответ же на этот вопрос у меня созрел давно. Наверно он родился в тот период, когда я сама была классным руководителем в школе. И было понимание того, что необходимо помочь классным руководителям заявить о своём опыте, презентовать его. Дать возможность себе и другим коллегам использовать инновационные и традиционные технологии в воспитательной деятельности.

В положении об осуществлении функции классного руководителя педагогическими работниками ГОУ  в первом пункте говорится о том, что « воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства» Основными задачами воспитания является формирование у обучающихся:

  1. гражданской ответственности и правового самосознания
  2. духовности и культуры
  3. инициативности
  4. самостоятельности
  5. активной и здоровой жизненной позиции
  6. толерантности
  7. способности к успешной социализации и адаптации в обществе.

Ключевая роль в воспитании юного гражданина отводится именно классному руководителю.

Хотим мы того или нет, но в современном обществе (как ни странно вновь) от родителей, теперь и от самого государства поступает социальный заказ на воспитание именно в школу! И кто как не классные руководители и воспитательная служба школы выполняют этот заказ?!

Вот и ответ на второй вопрос для кого организован в нашем районе конкурс «Самый классный классный». А именно для классных руководителей и воспитателей ОУ. И наконец, ответ на вопрос с помощью чего – разрешился сам собой. Конечно конкурс. Потому как форма конкурса позволяет систематизировать и предъявить свою деятельность каждому классному руководителю во всём многообразии. Положение конкурса  составлено таким образом, что все участники проходят от начала и до конца конкурсного марафона. При этом нет условий на выбывание, поскольку основная цель конкурса это не победа, а представление своего опыта во всём многообразии, которое заключает в себе воспитательная деятельность каждого педагога – воспитателя. И ещё к вопросу  для кого? Для тех классных руководителей и воспитателей, работающих с детьми, которые могут из представленных материалов коллег  выбрать «изюминки» и применять их в своей практике. Для того,  что бы у наших учителей  была возможность и сравнения, и участия, и получения новых идей творчества. Всё это освобождает классного руководителя от рутинной работы и даёт возможность  для творческой деятельности. А творчество – это одно из слагаемых успеха.

Президент Российской академии образования Н.Д. Никандров в своём интервью для школьной прессы подчёркивал, что «даже при хорошем содержании недостаточная методика обучения не позволяет ребятам усвоить то, что они должны усвоить. Это верно и в отношении обучения, и в отношении воспитания. С той лишь разницей, что если я чего-то не выучил сегодня, то я могу это выучить завтра. А что касается воспитания, то это не так! Если я не воспитан сегодня, то нельзя считать, что меня вдруг кто-то или что-то воспитает завтра!»

Воспитание это весьма длительный процесс и обязательно нуждающийся в тщательном анализе и грамотном планировании воспитательной деятельности!  И каждый классный руководитель должен понимать всю серьёзность этой работы. Он должен этому учиться, чтобы на практике применять эти знания и добиваться  хороших результатов воспитания у учащихся своего воспитательного класса.

Таким образом,  в нашем районе было организовано и вот уже на протяжении нескольких лет работает районное методическое  объединение классных руководителей, где председатели школьных методических объединений и классные руководители получают определённые знания, обучаются на тематических семинарах, координируют работу классных руководителей в своих образовательных учреждениях.

Основной целью работы районного методического объединения (РМО) классных руководителей является развитие профессионального потенциала классных руководителей. Успешность её реализации зависит от выполнения поставленных задач:

  1. Оказание методической помощи классным руководителям;
  2. Организация работы по профилактике ассоциальных проявлений в ОУ;
  3. Организация и проведение профессиональных конкурсов;
  4. Изучение и оценка результативности воспитательной деятельности в районе;
  5. Обобщение и распространение опыта воспитательной деятельности классных руководителей;

Для выполнения поставленных задач удалось скоординировать работу с классными руководителями по нескольким направлениям:

обучение

информационно-методическая деятельность

методическое сопровождение

организацион

ная деятельность

аналитическая деятельность

 Проведение РМО классных руководителей;

 Проведение мастер-классов;

 Выездные обучающие семинары;

 Ежегодное проведение психологического тренинга для классных руководителей «Наведение мостов»

 курсы; Повышение квалификации АППО на базе ДТДиМ

Тематические выставки

 работа с нормативными документами;

 Издание методического сборника по итогам конкурса;

 Создание методического сборника на эл.носителе;

 Подготовка и отправка методических разработок воспитательных социокультурных мероприятий классных руководителей в педагогические издания

Индивидуаль-

ные

и групповые консультации;

Сопровождение участников конкурса «Самый классный классный»;

Курирование школ с целью оказания методической помощи;

Обеспечение классных руководителей  методическими материалами

Проведение районного конкурса для классных руководителей «Самый классный классный»;

Участие в районных и  городских мероприятиях: конференциях, выставках методической продукции, семинарах, круглых столах;

Сотрудничество с ЦППР,  Аничковым ГДТЮ, ГЦРДО, ЦРБ, ГБ, музеями.

Подведение итогов работы ШМО;

Круглый стол по итогам районного конкурса «Самый классный классный»;

Анализ и обобщение опыта воспитательной деятельности классных руководителей района;

Получение обратной связи в виде методических разработок воспитательных мероприятий и программ воспитательной работы в классе;

Представление опыта на районном и городском уровнях.

В целях обобщения опыта воспитательной деятельности классных руководителей и его распространения в  нашем районе был организован и вот уже на протяжении пяти лет проводится конкурс для классных руководителей «Самый классный классный». На его проведении я хотела бы остановиться подробнее!

Конкурс классных руководителей «Самый классный классный» включён в районный конкурс педагогических  достижений в номинации «Лучший классный руководитель». Начинается он с сентября. Каждое ОУ подаёт заявку в орг.комитет конкурса об участии. Участвовать в конкурсе могут классные руководители, воспитатели ГПД и спец.школ, имеющие педагогический  стаж не менее 3-х лет. Особенность  конкурса «Самый классный классный» состоит в том, что проводится он в течении всего учебного года по номинациям:

  1. Самопрезентация –  ноябрь;
  2. Открытые воспитательные мероприятия – январь, февраль;
  3. Конкурс методических материалов – февраль, март;

И наконец, подведение итогов происходит на круглом столе в апреле.

Каждый участник конкурса проходит все этапы конкурса. Т.е. нет выбывания  классных руководителей – воспитателей ни на одном из этапов.

Это сделано целенаправленно. Поскольку у меня есть твёрдое убеждение в том, что мы должны увидеть работу классного руководителя во всём многообразии и соответственно оценить не одно воспитательное мероприятие, а его деятельность в целом.

 К тому же, классные руководители чувствуют себя психологически комфортно в течение всего года работы в конкурсе. Ещё один плюс в таком проведении состоит в том, что любой из конкурсантов может посетить воспитательные мероприятия своих коллег и ознакомиться с их методическими материалами, представленными на конкурс. Дойдя до конца конкурса, каждый классный руководитель набирает определённое количество баллов. Участники, набравшие  наибольшее количество баллов во всех номинациях,  становятся победителями районного конкурса, награждаются грамотами  и номинируются на участие в городском конкурсе «Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга».

Другие участники конкурса награждаются уже по номинациям и получают грамоты за участие. Итоги конкурса подводятся в конце года на круглом столе. Где каждый участник анализирует свою работу и работу коллег. Делится впечатлениями и планами на будущее. Завершает работу  праздник закрытия очередного конкурса.

   Итогом работы за год становится издание методического сборника «Самый классный классный», в котором помещаются работы каждого из участников. И на очередном открытии конкурса каждый участник предыдущего конкурса получает в подарок сборник методических материалов. Каждое образовательное учреждение района  также получает в подарок такой сборник для воспитательной службы ОУ. В него включаются нормативные документы, методические разработки воспитательных социокультурных мероприятий участников конкурса. Идеи, заложенные в материалах сборника, способствуют появлению потребности у других педагогов отрефлексировать свои возможности, что в конечном итоге содействует развитию профессионального мастерства педагогов.  И как наглядное подтверждение этому – за 5 лет в конкурсе приняли участие 98 педагогов из 25 ОУ района.

Работа  конкурса на протяжении всего времени освещается в районных газетах и на Колпинском телевидении. Благодаря этому сотрудничеству, о конкурсе и  о работе своих классных руководителях знают в районе. И приходит понимание того, что школа – это не только место, где ребёнок получает знания, умения, навыки. Школа это пространство и время его бытия. Воспитательное пространство не складывается само по себе или приказом сверху – оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности. Именно в этом пространстве и реализует свою деятельность классный руководитель, основываясь на принципе 4 Т: творчество, терпение, труд, талант!

 Вот и ещё один год позади. Завершился 5 районный конкурс классных руководителей.  Названы участники и победители. Методическая копилка района пополнилась новыми интересными творческими работами. Это снова подарок всем классным руководителям и воспитателям ОУ района и города.

Классные руководители, этот неугомонный народ не перестают удивлять своим жизнелюбием, творческими идеями и самоотдачей в работе. Мы благодарим всех участников конкурса за их работу и творческий подход к делу воспитания. Желаем всем педагогам здоровья и понимания.

Завершился пятилетний период. За это время удалось обобщить опыт воспитательной деятельности в районе. 98 участников успешно поработали в конкурсе.

Сейчас, мы подводим итоги пятилетней работы. И можем определённо сказать, что не удалось, а что особенно хорошо получилось. 6-ой год мы планируем сделать годом осмысления, презентации и практического применения опыта победителей. Следующий учебный год решено сделать фестивальным. Он будет проходить в рамках районного фестиваля открытых воспитательных социокультурных мероприятий. Это значит, что в течение года каждый из победителей конкурса«Самый классный классный» предыдущих лет ( с 2007 по 2012гг ) будет проводить обучающие мастер-классы в рамках обучающей модульной программы для классных руководителей района.

По ходу работы конкурса  районная методическая служба опорного центра по воспитательной работе со школами сделала некоторые выводы об общей подготовке классных руководителей и различной степени готовности к воспитательной деятельности. Стало понятно,  в чём испытывают трудности классные руководители как воспитатели. В результате анализа этой деятельности возникли некоторые предложения по работе в этом направлении. Они будут представлены в виде обучающих мастер-классов, которые проведут победители конкурса. В этом же году совместно с Санкт - Петербургской  Академией постдипломного педагогического образования будет реализована модульная программа обучения классных руководителей Колпинского  района.

Это время осмысления проделанной работы. Это и  планирование дальнейшей деятельности в направлении повышения профессионального мастерства педагога-воспитателя.

Идей и работы конечно много. Но наверно тем и интересна наша жизнь, когда мы можем воплотить все свои творческие планы. Когда мы видим результаты своего труда и приходит понимание того, что всё что ты делаешь – не зря. Значит, если звёзды зажигаются, значит это кому ни - будь нужно….

Приложение:

Положение о районном конкурсе педагогических достижений

 Колпинского района г. Санкт-Петербурга

в номинации «Самый классный - классный»

Конкурс классных руководителей и педагогов воспитателей проводится в рамках реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цели и задачи конкурса:

  1. обновление содержания воспитательной работы, поддержка инновационной деятельности;
  2. повышение статуса классного руководителя и педагога воспитателя;
  3. выявление и распространение перспективных педагогических методик и технологий, создание информационного банка данных;
  4. привлечение внимания общественности, администрации ОУ района к деятельности классного руководителя.

Организаторы конкурса:

-- Отдел образования  администрации Колпинского района

-- Дворец творчества детей и молодёжи.

Сроки проведения:

1 этап – сентябрь 2011года – январь 2012 года.

2 этап  – февраль – апрель -  2012 года.

Участники конкурса: классные руководители, педагоги воспитатели.

Конкурсная программа для участников:

  1. Самопрезентация участников конкурса – ноябрь 2011 года /ДТДиМ/

  1. Открытые мероприятия (классные часы, КТД,  социокультурные  мероприятия, направленные на формирование устойчивых жизненных ценностей, родительские собрания) – январь - февраль 2012 года. /ООУ/

  1. Конкурс методических материалов – февраль - март 2012 года

 /ООУ и ДТДиМ/

  1. Подведение итогов конкурса – апрель 2012 года. ДТДиМ.

!!!  Победители районного конкурса номинируются на городской конкурс «Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга»

Заявки на участие в районном туре конкурса подаются до 20  сентября. Методические материалы до 20 марта в методический отдел ДТДиМ

 ул. Стахановская  д.14, каб. 239,   тел. 469 56 94.

/методисту Черных Елене Владимировне/

6.6. Номинация «Самый классный – классный»

6.6.1.  I этап: Самопрезентация «Педагогическое кредо»

  1. Содержание презентации должно отражать личность конкурсанта, его педагогическое кредо.
  2. Учитывается яркость и оригинальность представления, манера педагога держаться, его речь.
  3. Могут быть использованы наглядное оформление, музыкальное сопровождение, видеоматериалы.
  4. На самопрезентацию выделяется до 10 минут.

6.6.2. II этап: «Открытые воспитательные мероприятия»

           

Должны  соответствовать:

  1. заявленной теме;
  2. целям и задачам по содержанию материала;
  3. использованным методикам и технологиям воспитательного воздействия;
  4.  отвечать возрастным психологическим особенностям детей;
  5. отражать взаимодействие классного руководителя и учащихся.

Наибольшую ценность будут представлять формы деятельности, ставящие учащихся в активную позицию при подготовке и проведении открытого мероприятия.

Практическое дело должно подтверждать педагогическое умение в организации воспитательного воздействия на учащихся.

Продолжительность классного часа  45 минут.

Воспитательное мероприятие от 30 минут до 1,5часа.

                      6.6.3.  III этап: « Конкурс методических материалов»

Материалы предоставляются по выбору участников в количестве 2   разработок (в их состав может входить разработка открытого воспитательного мероприятия).

На конкурс могут быть представлены следующие материалы:

  1. Методическая разработка классного часа;
  2. Методическая разработка воспитательного мероприятия;
  3. Методическая разработка родительского собрания;
  4. Программа детского объединения, структура деятельности детского актива;
  5. Сценарии праздников,  коллективных творческих дел;
  6. Методики анализа результативности воспитательной деятельности (уровня воспитанности учащихся, сформированности детского коллектива, лидерских качеств) и др.

Требования к оформлению:

  1. Материалы представляются в папках с файлами;
  2. Печать выполняется на листах формата А 4, шрифт 12, Times New Romah
  3. Материалы дублируются  и сдаются в электронном варианте.

При оценке методических материалов учитывается:

  1. Актуальность темы;
  2. Взаимосвязь содержания с целями и задачами;
  3. Соответствие возрастным особенностям;
  4. Новизна идей методик и технологий;
  5. Эстетичность оформления материалов.

Могут быть приложены фото и видео материалы.

Методические материалы, представляющие особую ценность, будут опубликованы в специальный сборник по итогам конкурса.

Туры

I

II

III

Конкурсное испытание

Представление педагогического кредо

Открытое воспитательное мероприятие

Конкурс методических материалов

Цель

Оценить ценностные мотивы выбора профессии конкурсантом

Оценить уровень профессионального мастерства конкурсанта.

Выявление и распространение педагогических методик и технологий.

Форма проведения

 Выполнение творческого домашнего задания

 «Моё педагогическое кредо».

Классный час, родительское собрание, праздник, диспут, игра, КТД, проект и т.д.

Методическая разработка воспитательных мероприятий.

Результаты

По сумме баллов первого,  второго  и третьего туров определяются победители  и дипломанты конкурса

7. Организационный комитет конкурса

7.1 Подготовку и проведение конкурса осуществляет организационный комитет (оргкомитет), в состав которого входят председатель, заместители председателя, ответственный секретарь и члены оргкомитета.

7.2 Оргкомитет формируется приказом Отдела образования.

7.3 Функции оргкомитета:

  1. Устанавливает количество и содержание номинаций на текущий год;
  2. Готовит распоряжение Отдела образования о сроках проведения конкурса;
  3. Определяет из своего состава председателей конкурсных комиссий;
  4. Определяет порядок, место и даты проведения этапов конкурса;
  5. Устанавливает процедуру проведения финала конкурса и критерии оценивания конкурсных заданий;
  6. Определяет требования к оформлению материалов, представляемых на конкурс;
  7. Принимает работы кандидатов на участие в конкурсе и организует их экспертизу;
  8. Организует информационную поддержку конкурса;
  9. Принимает решение по представлению конкурсной комиссии по каждой из номинаций о награждении участников и поощрении наиболее активных организаторов конкурса педагогических достижений;
  10. Готовит проект приказа Отдела образования о награждении победителей и лауреатов;
  11. Вносит предложения по распространению передового педагогического опыта.

7.4 Решение оргкомитета считается принятым, если за него проголосовало более половины его списочного состава. При равенстве голосов право решения остается за председателем. Решение оформляется протоколом за подписью председателя и ответственного секретаря.

Конкурсная комиссия по номинации  «Самый классный – классный»:

Председатель:                - Петрищева Н.Н., руководитель опорного центра по воспитательной работе от Отдела образования при ГБОУ ДОД ДТДиМ

Зам. председателя:                 -  Черных Е.В., методист  опорного центра ГБОУ ДОД ДТДиМ        

Секретарь:                         - Щебетюк М.Н., методист ГБОУДОД ДТДиМ

Члены комиссии:                - Жуланова Т.Б., методист ИМЦ

                                

                                               -  Гуммель Е.В., психолог ГОУ № 432

                                                -  Резник С.В. победитель конкурса 2011г,  ГБОУ СОШ № 420                                          

                                               -  Рубинина С.Л. победитель конкурса 2011г., ГБОУ СОШ № 456

                                               - Максимова Н.А. победитель конкурса 2011г., ГБОУ СОШ № 456

9. Подведение итогов конкурса

9.1 Решения конкурсных комиссии по итогам испытаний по номинациям утверждаются оргкомитетом. По представлению оргкомитета издается распоряжение Отдела образования о награждении победителей и лауреатов конкурса.

9.2 В соответствии с распоряжением на районных праздниках проводится награждение победителей, дипломантов и участников конкурса дипломами, премиями, ценными подарками, а также поощрение наиболее активных участников оргкомитета и конкурсных комиссий.

6. Номинация «Самый классный – классный»

6.1. «Самопрезентация. Педагогическое кредо»

ноябрь

При  оценке самопрезентации учитывается:

Максимальный

балл 

1. Раскрытие педагогических идей и принципов педагогики

5

2..Яркость и оригинальность представления

5

3. Культура речи и поведение педагога

5

4. Наглядное оформление

5

5. Представление   личностных особенностей педагога

5

    Максимальное количество баллов                                                               25

  1. «Открытое воспитательное мероприятие».

Январь-февраль

Критерии оценки воспитательных мероприятий

                     

                               Оценка

Уровень профессионального мастерства воспитателя

Максимальный

балл 

  1. Соответствие заявленной теме, целям и задачам данного мероприятия и форме его проведения.

5

2.Соответствие отобранного материала возрасту и психологическим особенностям детей.

5

 3.Проявления активности, самостоятельности, инициативы учащихся в ходе подготовки и проведения мероприятия.

5

4. Проявление педагогического такта.

5

5. Организаторские способности и умения педагога.

5

Максимальное количество баллов

25

 Организационная сторона мероприятия

Максимальный

балл

1. Оформление помещения.

2

2.Чёткость и динамичность проведения мероприятия.

2

3. Целесообразность и эффективность использования наглядности, игровых форм, ТСО.

2

Максимальное количество баллов

6

Эмоциональная насыщенность мероприятий.

Максимальный

балл 

1.Уровень заинтересованности учащихся в ходе мероприятий.

3

  2.Осуществление принципов игры, романтики, убедительности в ходе мероприятия.

3

3. Эмоциональный контакт между педагогом и учащимися.

3

Максимальное количество баллов

9

Воспитательный эффект мероприятия.

Максимальный

балл 

1.Эффективность данного мероприятия для формирования и развития положительных качеств личности учащихся.

3

2.Познавательная ценность мероприятия.

3

3.Формирование социальных установок у детей в ходе мероприятия.

3

Максимальное количество баллов

9

Итоговое  количество баллов

49

  1. «Методические материалы»

Февраль-март

Критерии оценки методических материалов

Максимальный

балл

1.Актуальность темы

5

2. Глубина проработки и содержания методических материалов классных часов (взаимосвязь с целями и задачами)

5

3. Наличие авторских методических и дидактических разработок, рекомендаций

5

4. Соответствие возрастным особенностям

5

5. Новизна идей, методик, технологий

5

6. Эстетичность оформления материалов.

3

7. Особое мнение членов жюри

2

Максимальное количество баллов

30

Подведение итогов на круглом столе в апреле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет-воспитателям "Дом без насилия" - в помощь воспитателям

ИТАК, УВАЖАЕМЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ: Насилия над ребенком в семье быть не должно, но это не говорит о полной безнаказанности ребенка и о том, что он может делать все, что ему заблагорассудится. Ребенок д...

Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"

Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"...

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»

План работы по самообразованию .            Воспитателя школы –интерната 8 вида.   Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...