Банк диагностик в помощь классному руководителю
материал на тему
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
( разработана М.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.
- Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
- Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
- За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
- Я умею прощать людей.
- Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
- Мне хочется быть впереди других в любом деле.
- Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
- Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
- Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
- Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
- Мне нравится помогать другим.
- Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
- Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
- Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
- Переживаю неприятности других, как свои.
- Стремлюсь не ссориться с товарищами.
- Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
- Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
- Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Учащиеся против каждого номера суждения ставят оценку в бланке для анкетирования.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных.
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций с оценками за 2,6,10,14,18 суждения. Оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19 суждения. Оценка нравственности по оценкам за 4,8,12,16,20 суждения. Для удобства подсчета можно пользоваться таблицей, предложенной для ответов учащимся.
Если получаемый коэффициент больше трех баллов, то можно констатировать высокую степень (уровень) развития социальных качеств. Если коэффициент от двух до трех баллов – средний уровень.
Если коэффициент меньше двух баллов – низкий уровень.
Затем производится подсчет количества учащихся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень развития социальных качеств. Данные вносятся в сводные таблицы по ОУ (социальная адаптированность – в таблицу №7, активность – в таблицу №8, автономность – в таблицу №9, нравственность – в таблицу №10). Следует обратить внимание на то, чтобы количество учащихся класса, указанных в каждой таблице, совпадало с данными таблицы №1.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ
МОТИВОВ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(автор Л.В. Байбародова)
Цель: выявление мотивов учащихся в различной деятельности.
Ход проведения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности:
- Интересное дело.
- Общение с разными людьми.
- Помощь товарищам.
- Возможность передать свои знания.
- Творчество.
- Приобретение новых знаний, умений.
- Возможность руководить другими.
- Участие в делах своего коллектива.
- Вероятность заслужить уважение товарищей.
- Сделать доброе дело для других.
- Выделиться среди других.
- Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка результатов.
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
- коллективистические мотивы (п.3, 4, 8, 10)
-личностные мотивы (п.1, 2, 5, 6, 12)
-престижные мотивы (п.7, 9, 11)
Для удобства подсчета можно пользоваться таблицей, предложенной для ответов учащимся.
Сравнение итоговых оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
Затем производится подсчет количества учащихся в классе с преобладанием коллективистических, личностных, престижных мотивов. Данные вносятся в сводную таблицу №6 по каждому классу.
Следует обратить внимание на то, чтобы количество учащихся класса, указанных в таблице №6, совпадало с данными таблицы №2.
МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ»
(автор Фридман Л.М. и др.)
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения: Учащимся предлагается ознакомиться с двумя группами утверждений. В каждой группе нужно отметить номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.
Для изучения взаимоприемлемости друг друга и конфликтности предлагается 1 группа утверждений:
- Наш класс очень дружный и сплоченный.
- Наш класс дружный.
- В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
- В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
- Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
- Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Для определения состояния взаимопомощи предлагается 2 группа утверждений:
- В нашем классе принято помогать без напоминания.
- В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
- В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
- В нашем классе помогают только тогда, когда требует учитель.
- В нашем классе не принято помогать друг другу.
- В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Обработка результатов.
Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В сводной таблице №11 в ячейку, соответствующую суждению, выбранному большинством учащихся класса, ставится цифра 1, в остальные – цифра 0 (по каждой группе суждений).
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ
В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
(автор М.И.Рожков)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения. Для ответа на предлагаемые учащимся суждения используется следующая шкала:
4 – Да;
3 – Скорее да, чем нет;
2 – Трудно сказать;
1 – Скорее нет, чем да;
0 – Нет.
Суждения:
- Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
- Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
- Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
- Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
- Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
- У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
- Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
- Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
- Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
- Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
- Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
- . Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
Обработка результатов. При обработке результатов 12 предложений разбиваются на 3 группы (блока). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
- включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1—4)
- организованность классного коллектива (5—8);
- ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12);
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса (для удобства подсчета можно пользоваться таблицей, предложенной для ответов учащимся). Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 — максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения среднего коэффициента трех блоков. Если средний арифметический показатель трех коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий; от 0,5 до 0,8 — средний; если больше 0,8 — высокий.
В ячейку сводной таблицы №7, соответствующую указанному уровню, ставится цифра 1, в остальные цифра 0 (отмечается уровень самоуправления в каждом классе).
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ
(разработана А.А.Андреевым)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения. Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
- Я иду утром в школу с радостью.
- В школе у меня обычно хорошее настроение.
- В нашем классе хороший классный руководитель.
- К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
- У меня есть любимый учитель.
- В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
- Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
- У меня есть любимые школьные предметы.
- Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10.На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, от 2 до 3 – средней степени удовлетворенности; если же У меньше 2, то это свидетельствует о низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Затем производится подсчет количества учащихся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Данные вносятся в сводную таблицу №10 по ОУ. Следует обратить внимание на то, чтобы количество учащихся класса, указанных в таблице №10, совпадало с данными таблицы №2.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(разработана Е.Н.Степановым)
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Ход проведения. Родителям предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с ними по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
- Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
- В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
- Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему рубенку.
- Мы испытываем чувство взамопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.
- В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.
- Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
- Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
- Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
- В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
- В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.
- Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
- В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
- Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
- Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
- Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
Обработка результатов. Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей сумы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент У больше 3, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; от 2 до 3 – среднем уровне; меньше 2 – низком уровне удовлетворенности.
Затем производится подсчет количества родителей в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Данные вносятся в сводную таблицу №11 по ОУ. Следует обратить внимание на то, чтобы количество родителей, указанных в каждом классе, должно совпадать с количеством учащихся, участвующих в мониторинге, заявленным в таблице 2.
МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
(автор В.И.Андреев)
В основе предлагаемой методики лежит специально составленная анкета, в которой используется оценивание по 5-балльной шкале, а также метод ранжирования. Каждое из диагностируемых качеств оценивается по 5-балльной шкале (где 1 – наименьший балл…5 – наибольший балл).
I. 1. Какова степень эффективности решаемых вами как классным руководителем воспитательных задач?
- Сплочение ученического коллектива
- Организация коллективных творческих дел.
- Создание благоприятного психологического климата для учащихся.
- Создание условий для самореализации каждого ученика.
- Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтов между учащимися.
- Стимулирование позитивного поведения учащихся.
- Оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях.
- Координация взаимодействия учителей, учащихся и родителей.
2. Какова степень эффективности реализации у Вас как классного руководителя следующих управленческих функций:
- концептуально-целевой;
- планирования;
- организационной;
- стимулирования и активизации учащихся;
- оценочно-диагностической;
- коррекционной;
- прогностической.
3. Оценка эффективности работы по различным направлениям воспитания:
- нравственное;
- умственное;
- физическое;
- эстетическое;
- половое;
- трудовое;
- экологическое;
- патриотическое;
- правовое;
10)экономическое.
4. Оценка важности личностных особенностей педагога для эффективной работы:
- профессиональная компетентность;
- общая культура, интеллигентность;
- творческая инициатива;
- наличие хобби, увлечения;
- нравственные качества;
- эрудиция;
- трудолюбие;
- любовь к детям;
- общительность;
10)требовательность;
11)гражданские качества (социальная активность, принципиальность и др.)
II. Факторы, оказывающие влияние на эффективность работы, необходимо проранжировать от 1 до 8 (где 1 – наиболее важный…8 – наименее важный).
- Осуществление самообразования классного руководителя;
- Прохождение специальных курсов повышения квалификации классных руководителей;
- Совершенствование планирования работы классных руководителей;
- Использование разнообразных форм и методов работы классным руководителем;
- Повышение уровня общекультурной подготовки классного руководителя;
- Обмен передовым педагогическим опытом;
- Оказание администрацией школы помощи классному руководителю;
- Материальное стимулирование классного руководителя.
Для удобства заполнения и последующей обработки данной методики предлагаются таблицы №12и №13, в которые вносятся данные по ОУ.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧЕНИКА.
(автор Н. П. Капустин)
Для каждого ученика готовится индивидуальная анкета. Учащимся не сообщается, что анкета служит для измерения уровня воспитанности. Учитель говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет вам сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают ее.
Разъяснив учащимся смысл анкет, классный руководитель объясняет правила оценивания по пятибалльной шкале.
Отметка «5» ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место всегда.
Отметка «4» ставится тогда, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда.
Отметка «3» ставится в том случае, если указанное отношение проявляется редко.
Отметка «2» ставится в том случае, если качество не проявляется никогда.
Отметка «1» не используется.
Учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивание. Шкала оценивания приведена в бланке с критериями и показателями.
После родителей оценки выставляет классный руководитель. В 10-х классах классный руководитель оценивает учащихся вместе с экспертной группой (двое учащихся класса и двое учителей). В случае если родитель или классный руководитель затрудняются оценить то или иное качество, отметка не ставится.
Обработка результатов. Отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл за каждый критерий. В результате получим 6 средних отметок, так как всего 6 критериев. Сложив все средние отметки и поделив их на шесть, классный руководитель высчитывает среднюю итоговую отметку, по которой определяет уровень воспитанности каждого ученика в классе.
от 4 до 5 баллов – высокий уровень воспитанности
от 3 до 4 баллов – средний – уровень воспитанности
от 2 до 3 баллов – низкий уровень воспитанности
от 1 до 2 баллов – отрицательный уровень воспитанности
Данные о количестве учащихся, имеющих высокий, средний, низкий и отрицательный уровень воспитанности, заносятся в сводную таблицу №5 по каждому классу.
Сложив все средние итоговые отметки и поделив их на количество учеников в классе, получим средний балл, позволяющий определить уровень воспитанности класса в целом. В сводной таблице №5 в соответствующую ячейку ставится цифра 1.
Анкета для учащихся 7 классов
Отношения и показатели | Самооценка | Оценка родителей | Оценка классного руководителя | Итоговая отметка | Шкала оценивания: 5 – имеет место всегда 4 – проявляется часто, но не всегда 3 – проявляется редко 2 – никогда не проявляется |
1.Эрудиция (начитанность и глубокие познания в какой-либо области науки): прочность и глубина знаний культура речи доказательность и аргументированность суждений сообразительность использование дополнительных источников | |||||
средний балл по критерию | |||||
2. Отношение к обществу (отношение к общественным нормам, закону и власти): выполнение Устава школы выполнение Правил для учащихся выполнение правил внутреннего распорядка следование нормам и правилам человеческого общежития милосердие как противоположность жестокости участие в жизни класса и школы | |||||
средний балл по критерию | |||||
3. Отношение к труду: старательность и добросовестность самостоятельность внимательность бережливость привычка к самообслуживанию | |||||
средний балл по критерию | |||||
4. Отношение к природе: бережное отношение к земле к растениям к животным сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде | |||||
средний балл по критерию | |||||
5.Эстетический вкус (отношение к прекрасному): аккуратность и опрятность культурные привычки в жизни внесение эстетики в жизнедеятельность умение находить прекрасное в жизни посещение культурных центров | |||||
средний балл по критерию | |||||
6. Отношение к себе: я управляю собой, своим поведением умею организовать свое время соблюдаю правила личной гигиены забочусь о здоровье воспитываю полезные привычки | |||||
средний балл по критерию | |||||
средняя итоговая отметка |
Анкета для учащихся 10 классов.
Система ценностных ориентаций и ожиданий.
Критерии оценки и их показатели | Самооценка | Оценка родителей | Оценка экспертной группы | Итоговая отметка | Шкала оценивания: 5 – имеет место всегда 4 – проявляется часто, но не всегда 3 – проявляется редко 2 – никогда не проявляется |
1. Интеллектуальный уровень: эрудиция культура речи логика мышления (анализ, синтез, систематизация, обобщение, доказательность, аргументированность, самостоятельность в суждении) нравственная направленность интеллекта (нравственные мотивы позиции и поведения) | |||||
средний балл по критерию | |||||
2. Мировоззрение: понимание целостности и единства развития человека, природы и общества осознание созидающей роли человека в преобразовании окружающей действительности понимание духовно-нравственных ценностей морали как универсальной формы общественного сознания и бытия готовность к стремлению следовать морали в системе отношений с окружающим миром готовность к личностному и профессиональному самоопределению | |||||
средний балл по критерию | |||||
3. Человечность (доброта и сострадание как качества личности): доброта и сострадание к семье, близким, друзьям щедрость к слабым, больным, нуждающимся стремление к разрешению жизненных конфликтов мирным путем без применения насилия неприятие безнравственного поведения | |||||
средний балл по критерию | |||||
4. Ответственность: долг перед родителями и старшими долг по отношению к обществу и Родине долг по отношению к себе долг по отношению к природе | |||||
средний балл по критерию | |||||
5. Гражданская позиция (осознание прав и обязанностей человека в обществе): социальная активность следование Закону, Уставу школы уважение государственных символов и власти бережное отношение к истории и культуре своего народа равенство полов и людей разных национальностей, доминирование мотивов общественного долга | |||||
средний балл по критерию | |||||
6. Характер: обязательность, единство слова и дела честь, достоинство умение понимать и прощать сознание собственной активной роли в становлении характера понимание взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека потребность и умение отстаивать свои взгляды на научной основе | |||||
средний балл по критерию | |||||
средняя итоговая отметка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
В помощь классному руководителю "Методические приёмы в работе классного руководителя".
Материал - презентация адресован классным руководителям.Рассмотрены методические приёмы в работе классного руководителяв направлении индивидуально-педагогической помощи учащимся класса....
Монитогинг и диагностика (в помощь классному руководителю)
Материал с курсов ЧИППКРО...
Журнал классного руководителя (в помощь классному руководителю)
Даная разработка очень кстати начинающим классным руководителям. Ведь молодого педагога ждёт много открытий в работе с новым классом. А опытным классным руководителям данная разработка поможет сэконом...
ТЕСТ В помощь классному руководителю "Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по ру...
Диагностики, методики в помощь классному руководителю
Дианостики и методики в помощь классному руководителю...