буклет "Основные формы жестокого обращения с ребенком"
методическая разработка по теме
Данный буклет может быть использован при подготовке к родительскому собранию, выступлении на методическом объединении классных руководителей или воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_osnovnye_formy_zhestokogo_obrashcheniya_s_rebenkom.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные формы жестокого обращения с ребенком
Педагоги в школе, работая с родителями, свое временно могут решать отдельные проблемы, выступая в роли консультантов-информаторов (разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу действий и их последствий, давая психолого-педагогические рекомендации, ад реса специалистов и т. п.).
Одна из типичных ситуаций - жестокое обращение с ребен ком. Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми.
1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо лицами, ответст венными за их воспитание, физических повреждений, которые мо гут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.
Возможные признаки физического насилия;
- множественные повреждения, имеющие специфический ха рактер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог, крово излияния в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые или расшатанные зубы, разрывы и порезы во рту, на губах, повреждения внутренних органов травматического характера) и различную давность (свежие и заживающие);
- задержка физического развития;
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, не опрятный внешний вид, сыпь);
- отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реаги рование на боль, стремление скрыть причину повреждения и травм;
- боязнь идти домой после школы;
- одиночество, отсутствие друзей;
- болезненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агрессивность;
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- псевдовзрослое поведение;
- лживость, воровство, жестокое обращение с животными;
- склонность к поджогам;
- побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алко голя, наркотиков.
Особенности поведения родителей или попечителей, позволя ющие заподозрить жестокое обращение по отношению к ребенку:
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения по этому поводу;
- позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициа тива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
- перекладывание ответственности за травму на самого ребенка;
- неадекватность реакции на тяжесть повреждений в сторону их преувеличения или преуменьшения;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
- невнимание к ребенку, лишение его ласки, эмоциональной поддержки;
- признаки психических расстройств или патологических черт характера (агрессивность, возбужденность, неадекватность и др.);
- высказывание большой обеспокоенности собственными про блемами, не относящимися к здоровью ребенка;
- воспоминание о пережитых в детстве наказаниях.
2. Сексуальное насилие или развращение - осознаваемое или не осознаваемое (в силу функциональной незрелости или других причин) вовлечение ребенка (с его согласия или без такового) в сек суальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относятся сексуальные действия между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составила не менее 3-4 лет. Согласие ребенка на сексуальный кон такт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого; не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
Возможные признаки сексуального насилия:
- характерные особенности внешнего вида ребенка (поврежде ние генитальной, анальной или оральной области, поврежде ние кожи груди или бедер, следы спермы на одежде, коже);
- заболевания, передающиеся половым путем, беременность, повторные или хронические инфекции мочевого тракта, ва гинальные или анальные кровотечения;
- резкие изменения веса (потеря или прибавка);
- замкнутость, стремление избегать любых физических контак тов, страхи, ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
- изменение ролевого поведения (берет на себя функции ро дителей в игре, общении) либо регрессивное поведение (по явление форм поведения, характерных для более младшего возраста);
- несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение; -. стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если
в этом нет необходимости;
- жалобы на боли в животе;
- ночные кошмары;
- беспричинные нервно-психические расстройства, депрес сии, низкая самооценка, суицидальные попытки или выска зывания.
3. Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, по стоянное или периодическое психологическое воздействие, приво дящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физи ческая или социальная изоляция ребенка; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и воз можностям; ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых; нарушение доверия ребенка. Однократное грубое психическое воз действие, вызвавшее у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия.
Возможные признаки психического (эмоционального) насилия:
- задержка физического и умственного развития;
- наличие различных соматических заболеваний (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии);
- нервные тики, энурез, нарушение аппетита;
- беспокойство или тревожность, нарушение сна, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- склонность к уединению, неумение контактировать с дру гими людьми, включая сверстников и взрослых, низкая са мооценка;
- агрессивность либо чрезмерная уступчивость и заискиваю щее, угодливое поведение;
- плохая успеваемость.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить эмоциональную жестокость по отношению к собственным детям:
- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ре бенка;
- отказ от утешения, когда он испуган или подавлен;
- постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;
- негативная характеристика ребенка;
- отождествление ребенка с нелюбимым или ненавистным род ственником;
- перекладывание на ребенка ответственности за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (мораль ная жестокость) - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития. Недостаток в удовлетворении основ ных потребностей ребенка может включать: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка жилья, образования, питания, оде жды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка); от сутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску стать жертвой несчастного случая, нанесения повреждения, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, в совершение преступлений и т. п.
Недостаток заботы о ребенке может быть не предумышлен ным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.
Возможные признаки моральной жестокости:
- низкий рост или отставание в физическом развитии;
- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном, дос таточном питании (например, во время пребывания в больнице);
- задержка речевого и моторного развития, которые ликвидируются при изменении ситуации и при заботе о ребенке;
- повторяющиеся случаи травматизма или отравлений;
- частая заболеваемость вялотекущими хроническими и ин фекционными заболеваниями;
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
- утомленный, сонный вид, опухшие веки;
- постоянный голод и (или) жажда, кража пищи;
- стремление любыми путями, вплоть до нанесения самопо вреждений, привлечь к себе внимание взрослых, требование ласки и внимания;
- подавленное настроение, апатичность, пассивность, низкая самооценка;
- агрессивность, импульсивность;
- отклоняющееся от нормы (делинквентное) или антиобщест венное поведение, вплоть до вандализма;
- плохие социальные взаимоотношения, неумение дружить, неразборчивое дружелюбие;
- регрессивное поведение;
- трудности обучения, низкая школьная успеваемость, дефицит знаний.
При оценке каждого конкретного случая следует иметь в виду весь комплекс проявлений, не ограничиваться выделением 2-3 при знаков, учитывая, что чаще всего встречается сочетание нескольких форм насилия. Если же возникает стойкое убеждение в том, что ребенок подвергается насилию, социальному педагогу необходимо проанализировать вместе с пришедшим на консультацию роди телем свои возможности, обратится за содействием к психологу, инспектору по охране детства, инспектору подразделения по делам несовершеннолетних (далее - ПДН), медработнику, инспектору по охране детства, специалистам органов опеки и попечительства. Крайней формой является обращение в суд.
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечитель ства, а при достижении четырнадцати лет - в суд.
Должностные лица организаций и иные граждане, которым ста нет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
В статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации за фиксировано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или другим лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педа гогом либо другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким об ращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до од ного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно стью на срок до трех лет или без такового.
Социальный педагог в ситуации вовлечения родителями ребенка в преступную деятельность
Еще одна типичная проблема - вовлечение одним или обоими родителями несовершеннолетнего в преступную деятельность либо поощрение его антиобщественного поведения.
Разбирается данный конфликт в суде. Социальному педагогу необходимо иметь в виду, что согласно Уголовному кодексу:
- вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, исхо дящее от лица, достигшего восемнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет;
- то же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по вос питанию несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной дея тельностью на срок до трех лет или без такового;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Жестокое обращение с ребенком в семье"
Родительское собрание в 8 классе на тему: "Жестокое обращение с ребенком в семье"...
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ С РЕБЕНКОМ: ШКОЛА, СЕМЬЯ, ЗАКОН
Информация для родителей...
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ: ВИДЫ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благ...
Презентация. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ: ВИДЫ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Физическое насилие – действия (бездействия) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребёнка нарушается или находится под угрозой поврежденияВыде...
"Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка"
Виды насилия и их влияние на развитие ребенка...