буклет "Основные формы жестокого обращения с ребенком"
методическая разработка по теме

Чмелева Наталья Геннадьевна

Данный буклет может быть использован при подготовке к родительскому собранию, выступлении на методическом объединении классных руководителей или воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные формы жестокого обращения с ребенком

Педагоги в школе, работая с родителями, свое временно могут решать отдельные проблемы, выступая в роли консультантов-информаторов (разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу действий и их последствий, давая психолого-педагогические рекомендации, ад реса специалистов и т. п.).

Одна из типичных ситуаций - жестокое обращение с ребен ком. Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо лицами, ответст венными за их воспитание, физических повреждений, которые мо гут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

Возможные признаки физического насилия;

-  множественные повреждения, имеющие специфический ха рактер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог, крово излияния в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые или расшатанные зубы, разрывы и порезы во рту, на губах, повреждения внутренних органов травматического характера) и различную давность (свежие и заживающие);

-  задержка физического развития;

-  признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, не опрятный внешний вид, сыпь);

-  отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реаги рование на боль, стремление скрыть причину повреждения и травм;

-  боязнь идти домой после школы;

-  одиночество, отсутствие друзей;

-  болезненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агрессивность;

-  заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

-  псевдовзрослое поведение;

-  лживость, воровство, жестокое обращение с животными;

-  склонность к поджогам;

-  побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алко голя, наркотиков.

Особенности поведения родителей или попечителей, позволя ющие заподозрить жестокое обращение по отношению к ребенку:

-  противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения по этому поводу;

-  позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициа тива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

-  перекладывание ответственности за травму на самого ребенка;

-  неадекватность реакции на тяжесть повреждений в сторону их преувеличения или преуменьшения;

-  отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

-  невнимание к ребенку, лишение его ласки, эмоциональной поддержки;

-  признаки психических расстройств или патологических черт характера (агрессивность, возбужденность, неадекватность и др.);

-  высказывание большой обеспокоенности собственными про блемами, не относящимися к здоровью ребенка;

-  воспоминание о пережитых в детстве наказаниях.

2. Сексуальное насилие или развращение - осознаваемое или не осознаваемое (в силу функциональной незрелости или других причин) вовлечение ребенка (с его согласия или без такового) в сек суальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относятся сексуальные действия между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составила не менее 3-4 лет. Согласие ребенка на сексуальный кон такт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого; не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.

Возможные признаки сексуального насилия:

-  характерные особенности внешнего вида ребенка (поврежде ние генитальной, анальной или оральной области, поврежде ние кожи груди или бедер, следы спермы на одежде, коже);

-  заболевания, передающиеся половым путем, беременность, повторные или хронические инфекции мочевого тракта, ва гинальные или анальные кровотечения;

-  резкие изменения веса (потеря или прибавка);

-  замкнутость, стремление избегать любых физических контак тов, страхи, ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

-  изменение ролевого поведения (берет на себя функции ро дителей в игре, общении) либо регрессивное поведение (по явление форм поведения, характерных для более младшего возраста);

-  несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение; -. стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если

в этом нет необходимости;

-  жалобы на боли в животе;

-  ночные кошмары;

-  беспричинные нервно-психические расстройства, депрес сии, низкая самооценка, суицидальные попытки или выска зывания.

3. Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, по стоянное или периодическое психологическое воздействие, приво дящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физи ческая или социальная изоляция ребенка; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и воз можностям; ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых; нарушение доверия ребенка. Однократное грубое психическое воз действие, вызвавшее у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия.

Возможные признаки психического (эмоционального) насилия:

-  задержка физического и умственного развития;

-  наличие различных соматических заболеваний (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии);

-  нервные тики, энурез, нарушение аппетита;

-  беспокойство или тревожность, нарушение сна, длительно сохраняющееся подавленное состояние;

-  склонность к уединению, неумение контактировать с дру гими людьми, включая сверстников и взрослых, низкая са мооценка;

-  агрессивность либо чрезмерная уступчивость и заискиваю щее, угодливое поведение;

-  плохая успеваемость.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить эмоциональную жестокость по отношению к собственным детям:

-  оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ре бенка;

-  отказ от утешения, когда он испуган или подавлен;

-  постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;

-  негативная характеристика ребенка;

-  отождествление ребенка с нелюбимым или ненавистным род ственником;

-  перекладывание на ребенка ответственности за свои неудачи;

-  открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (мораль ная жестокость) - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития. Недостаток в удовлетворении основ ных потребностей ребенка может включать: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка жилья, образования, питания, оде жды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка); от сутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску стать жертвой несчастного случая, нанесения повреждения, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, в совершение преступлений и т. п.

Недостаток заботы о ребенке может быть не предумышлен ным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

Возможные признаки моральной жестокости:

-  низкий рост или отставание в физическом развитии;

-  низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном, дос таточном питании (например, во время пребывания в больнице);

-  задержка речевого и моторного развития, которые ликвидируются при изменении ситуации и при заботе о ребенке;

-  повторяющиеся случаи травматизма или отравлений;

-  частая заболеваемость вялотекущими хроническими и ин фекционными заболеваниями;

-  санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

-  утомленный, сонный вид, опухшие веки;

-  постоянный голод и (или) жажда, кража пищи;

-  стремление любыми путями, вплоть до нанесения самопо вреждений, привлечь к себе внимание взрослых, требование ласки и внимания;

-  подавленное настроение, апатичность, пассивность, низкая самооценка;

-  агрессивность, импульсивность;

-  отклоняющееся от нормы (делинквентное) или антиобщест венное поведение, вплоть до вандализма;

-  плохие социальные взаимоотношения, неумение дружить, неразборчивое дружелюбие;

-  регрессивное поведение;

-  трудности обучения, низкая школьная успеваемость, дефицит знаний.

При оценке каждого конкретного случая следует иметь в виду весь комплекс проявлений, не ограничиваться выделением 2-3 при знаков, учитывая, что чаще всего встречается сочетание нескольких форм насилия. Если же возникает стойкое убеждение в том, что ребенок подвергается насилию, социальному педагогу необходимо проанализировать вместе с пришедшим на консультацию роди телем свои возможности, обратится за содействием к психологу, инспектору по охране детства, инспектору подразделения по делам несовершеннолетних (далее - ПДН), медработнику, инспектору по охране детства, специалистам органов опеки и попечительства. Крайней формой является обращение в суд.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечитель ства, а при достижении четырнадцати лет - в суд.

Должностные лица организаций и иные граждане, которым ста нет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

В статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации за фиксировано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или другим лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педа гогом либо другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким об ращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до од ного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно стью на срок до трех лет или без такового.

Социальный педагог в ситуации вовлечения родителями ребенка в преступную деятельность

Еще одна типичная проблема - вовлечение одним или обоими родителями несовершеннолетнего в преступную деятельность либо поощрение его антиобщественного поведения.

Разбирается данный конфликт в суде. Социальному педагогу необходимо иметь в виду, что согласно Уголовному кодексу:

-  вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, исхо дящее от лица, достигшего восемнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет;

-  то же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по вос питанию несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной дея тельностью на срок до трех лет или без такового;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Жестокое обращение с ребенком в семье"

Родительское собрание в 8 классе на тему: "Жестокое обращение с ребенком в семье"...

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ: ВИДЫ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благ...

Презентация. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ: ВИДЫ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Физическое насилие – действия (бездействия) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребёнка нарушается или находится под угрозой поврежденияВыде...

"Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка"

Виды насилия и их влияние на развитие ребенка...