Классный час "Счастливая семья"
классный час (11 класс) по теме
Целью проведения классного часа "Счастливая семья" является воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества". Данный классный час развивает положительные эмоции, способности коммуникативного общения.
Классный час проходит в форме устного журнала, состоит из 4 заданий для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_pchelina_m_e.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Счастливая семья»
Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.
Задачи:
- Формирование нравственного долга детей перед родителями
- Определение роли в семейных отношениях
- Развитие способностей коммуникативного общения
- Развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой.
Оборудование: листы – страницы устного журнала, листы, ручки, клей.
Форма: устный журнал.
Эпиграф на доске: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Л. Н. Толстой
Высказывания по данной теме:
- «Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей. Он развивается в ответ на их характер и поведение».
Эрих Фром
- «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители- пример ему».
Себастьян Брандт (XVI в)
- «Брак – это многолетний героический труд отца и матери, поднимающих на ноги своих детей».
Бернард Шоу
- «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».
А. Шопенгауэр
- «Мысль о том, что я сын хорошего отца, останавливала меня от дурных поступков».
А. Нащокин (из письма А. С. Пушкину)
- «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека, храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу».
В. А. Сухомлинский
Ход классного часа
1. Вступительное слово
Тема сегодняшнего классного часа «Счастливая семья».
Что значит счастливая семья? Как вести себя, чтобы наша семья была счастливой? На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.
Давайте будем придерживаться некоторых правил:
- Все участники равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.
- Говорит один, все слушают, не перебивая.
- Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не можете.
Классный час пройдёт в форме устного журнала. Страницы журнала размещены на доске (на доске размещены листы с названиями страниц).
2. Основная часть
1 страница: Какая семья считается счастливой?
Сейчас я прошу вас разбиться на 2-е команды, 2 семьи, выберите главу семьи.
Л. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Ответьте пожалуйста, на вопрос: «Из чего складывается семейное счастье? Команды обсуждают вопрос, затем глава семьи записывает эти качества на половине ватмана, начиная с главного.
Это может быть: взаимная любовь, верность, терпимость, умение прощать, материальный достаток, уважение интересов другого, наличие детей, доброта, нежность…
2 страница: Семейное счастье.
Перелистываем следующую страницу нашего журнала. Она называется «Семейное счастье».
В США большой популярностью пользуется книга психотерапевта Джона Готтмана, профессора Университета штата Вашингтон в Сиэтле, в которой он рассказывает о доступных методах достижения семейного счастья.
Давайте познакомимся с некоторыми основными принципами, при соблюдении которых современная семья может существовать, избегая серьёзных конфликтов (выступления учащихся с сообщениями).
1 Принцип дружбы.
Оказывается, основы построения счастливой семьи очень просты. Счастливые супруги сумели разработать в своей повседневной жизни определённый стиль отношений, когда отрицательные мысли и чувства – свойственные всем – не преобладают над положительными. Джон Готтман такие отношения называет эмоционально интеллигентными. В центре его теории находится одна простая истина – счастье супружеских пар базируется на дружбе. Чаще всего они знают друг друга очень хорошо, каждый из них постоянно оказывает внимание своему спутнику жизни, и это проявляется в любых самых незначительных мелочах.
2 Знать о партнёре все.
Очень часто супруги имеют лишь смутное представление о радостях, предпочтениях, антипатиях или страхах другого. Но в семьях, где поддерживаются духовные отношения, каждому партнёру хорошо знаком внутренний мир другого. И это относится к любой мелочи. Например, если жена готовит салат, она точно знает, какой соус предпочитает её супруг. В то же время, если она задерживается на работе, он не забудет записать для неё очередную серию её любимого телесериала. Скажите, мелочи? Но из них складывается вся наша жизнь.
3 Задушевный разговор как лекарство от стресса.
Многие семьи, члены которых не выдерживают ежедневной нагрузки, приводящей к постоянным стрессам, распадаются. Зато те, где супруги в состоянии освободить друг друга от бремени психологических и физических нагрузок, становятся только крепче. Вечерняя беседа на тему «Как прошёл день?» позволяет расслабиться и одновременно даёт заряд бодрости на следующее утро. Джон Готтман рекомендует уделять такому времяпрепровождению от 20 до 30 минут. При этом каждый из супругов должен демонстрировать свою готовность разделить чувства другого. В конфликтах с окружающими всегда принимайте сторону своего спутника жизни – даже в тех случаях, когда он не прав. Если вы поступите наоборот, это вызовет чувство обиды, так как он рассчитывал на вашу поддержку. Мужчины в таких случаях это воспринимают как предательство , и последствия могут быть очень серьёзными. Позже в спокойной обстановке можно разобрать суть конфликта и в мягкой форме указать ему на его неправоту. Но первоначальной реакцией должен быть принцип «Мы с тобой вместе против всего света».
4 Разделение власти.
Многочисленные исследования Джона Готтмана показали, что семьи, в которых мужчина считается главой и не хочет делить власть со своей половиной, распадаются в четыре раза чаще, чем те, где муж ведёт себя более толерантно. А семья, где муж с уважением относится к жене, делит с ней управление семьёй и принимает решение вместе с ней, способна устоять в любой жизненной буре.
5 Полезные ритуалы.
Брак – это не только рождение и воспитание детей, исполнение обязанностей по дому. Брак – это и определённая духовная связь в рамках особых отношений, богатых символами и ритуалами. Если есть возможность, вы можете ввести их и в вашей семье. И это послужит её укреплению (устраивать праздники, встречи с друзьями…)
3 страница: Распределение обязанностей в семье.
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом тёплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в ваших семьях? Как распределяются обязанности в вашей семье?
Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи. Наклейти словосочетания на ватман и ознакомьте с ними нас.
Каждой семье раздаются заранее заготовленные словосочетания на полосках бумаги:
- Мыть посуду
- Мыть полы
- Мыть обувь
- Вытирать пыль
- Стирать
- Готовить завтрак
- Готовить обед
- Готовить ужин
- Готовить в выходные дни
- Ухаживать за домашними животными
- Пылесосить
- Поливать цветы
- Заниматься детьми
- Выносить мусор
- Ходить в магазин
- Прибить чего-нибудь
А могли бы вы взять часть обязанностей своих родителей на себя?
Вывод: есть такая пословица: «Счастье не птица – само не прилетит». Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.
В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло: дом вести – не бородой трясти, дом построить – не шапку на голову надеть.
Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми нитями. Говорят, что тот род силён, который предков помнит и чтит.
Скажите:
- знаете ли вы откуда вы родом?
- кто предложил дать вам то имя, которое вы носите? В честь кого вас назвали?
- пишите ли вы письма, звоните ли своим родственникам, которые живут далеко?
- вспомните случай, когда вы помогли кому-то из близких и этим доставили ему и себе радость.
4 страница: Мудрые советы.
Конфликты возникали всегда. Как это ни странно, они неотъемлемая часть человеческих отношений. Это нормальное явление. В словаре конфликт определяется как столкновение противоположных сторон, мнений, сил.
Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье?
(обсуждение)
Ведущий читает легенду:
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?
(студенты отгадывают это слово – ТЕРПЕНИЕ).
Вывод: научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения в семье.
Подумайте, какие фразы вы не будете говорить своим детям, чтобы избежать конфликтов? (записать на ватмане).
3. Заключение
Мы сегодня с вами выяснили, что «погода в доме» зависит во многом от нас самих. У всех из нас есть долг перед своими родными людьми. Любить можно безотчетно, но долг же требует осмысления и душевной работы.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем.
Мишук Т. П.
4. Литература
1. Научно-методический журнал «Классный руководитель», М, 2008, №5, с 40
2. Научно-методический журнал «Классный руководитель», М, 2009, №2, с 44
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь классному руководителю. Семья и семейное воспитание.
Материал для бесед классного руководителя с учащимися, родителями....
Классный час "Семья, как много в этом слове"
Классный час в 4 - 5 классе, приуроченный к Дню семьи....
Классный час «Семья – это то, что с тобой всегда».
Семья – это то, что мы делим на всех. Всем понемножку: и слезы, и смех, Взлет и падения, радость, печаль, Дружбу и ссоры,...
Классный час "Семья-это свято, семья-это счастье"
Классный час посвященного взаимоотношениям учащихся с родителями и другими членами семьи, проблемам, трудностям, конфликтам, правилам семейного воспитан...
классный час "Семья=семь+я"
Готовая презентация для проведения классного часа, посвящённого семье и семейным отношениям....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Классный час: "Семь чудес света или Семь чудес Древнего Мира".
Цель:- Развитие культурного и эстетического интереса у учащихся, расширение их представлений о культуре Древнего Мира. - Создание атмосферы "Путешествие по чудесам света".Задачи: - Раз...