Практико-ориентированный проект на тему: «Воспитание патриотизма на уроках русского языка в 6 классе»
методическая разработка по теме
Практико-ориентированный проект на тему:
«Воспитание патриотизма на уроках русского языка в 6 классе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhaniya_proekta.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ Педагогическая академия
Московской области
Практико-ориентированный проект на тему:
«Воспитание патриотизма на уроках русского языка в 6 классе»
Выполнил:
учитель русского языка и литературы
МОУ Ватутинской средней общеобразовательной школы
с углубленным изучением отдельных предметов
имени Д.В. Рябинкина
Сергеевых Светлана Анатольевна
Проверил:
к.ф.н., доцент
Крапотина Татьяна Геннадьевна
Москва 2011
Содержание проекта.
- Введение: актуальность темы, цели и задачи проекта……………………….3
- Основная часть:
Глава 1. Описание используемых методов и средств реализации проекта на основе материалов учебника русского языка для 6 класса под редакцией академика Н. М. Шанского………………………………………………………...4
Глава 2. Анализ хода осуществления проекта на основе материалов учебного пособия по русскому языку « Русский язык. Рабочая тетрадь для 6 класса» Г. А. Богдановой…………………………………………………………………………..11
- Заключение: выводы по результатам проекта…………………………………13
- Библиография……………………………………………………………………14
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. С. Пушкин.
Введение.
Всем нам знакомы эти строки Пушкина, понятна мысль поэта, который сам горячо любил Родину и был уверен в том, что каждый россиянин - патриот. Не довелось гению русской литературы дожить до нашего времени, когда понятие патриотизма начало размываться. Сейчас стало модным не славить свое Отечество и гордиться им, а поливать грязью Родину, называть её то «совком», то «помойкой» и видеть только плохое в её прошлом и настоящем.
Проблема воспитания патриотизма в наше время стоит очень остро. Она актуальна и требует решения. Нельзя допустить, чтобы дети росли, не понимая, гражданами какой страны являются, и не ощущая своей кровной связи с Родиной.
Поставив перед собой цель – создать систему работы по патриотическому воспитанию на уроках русского языка в 6 классе, я обратилась к исследованию материалов учебников, рабочих тетрадей, которыми мы пользуемся в повседневной практике. Хотелось выяснить, какие возможности в воспитательной работе предоставляют педагогу названные выше пособия.
Сформулировав задачу – прививать учащимся любовь к Родине через учебную и внеклассную деятельность, обратилась к разработке методов и форм работы по воспитанию патриотизма у шестиклассников.
Основная часть.
Глава 1.
Поскольку я работаю в школе, носящей имя героя, нашего выпускника, каждый учебный год начинаю или с беседы о подвиге старшего лейтенанта, сотрудника спецподразделения «Альфа» Д. В. Рябинкина, или веду ребят в школьный музей на экскурсию, или приглашаю на урок сослуживцев Дмитрия.
Материал о Д. В. Рябинкине.
Дмитрий родился 13 октября 1971 года в Ужгороде в семье военнослужащего, а в первый класс пошёл в Ватутинскую среднюю школу, в которой проучился до 8 класса. Потом Дима поступил в суворовское училище в г. Минске. Учителя сожалели, что Дмитрий ушёл из школы, это был математически одарённый ребёнок, к тому же отличник, не случайно одноклассники прозвали Рябинкина «академиком».
После суворовского училища было Московское общевойсковое командное училище имени Верховного Совета РСФСР. Дима это учебное заведение закончил с отличием, став к тому времени кандидатом в мастера спорта по кикбоксингу и метким стрелком. На 4 курсе Рябинкину предложили подумать о службе в группе «Альфа». Посоветовавшись с женой и родителями, Дима дал своё согласие. 3 июня 1992 года у Дмитрия родился сын, а с1993 года началась его служба в «Альфе». Служил бы Дима и по сей день в элитном подразделении, если бы 14 июня 1995 года не случились страшные события. Чеченские боевики напали на город Будённовск, захватили РУВД, узел связи, здание администрации города, а самое страшное – людей в заложники. «Альфе» было приказано вылететь из Москвы в Будённовск. Собрали всех, кто находился тогда в городе.
Задача перед бойцами спецподразделений «Альфа» и «Вега» была поставлена предельно ясная – освободить заложников, находящихся в здании больницы, а для этого нужно было штурмовать здание. Плана лечебного учреждения не было, пришлось использовать данные аэрофотосъёмки, сделанной вертолётчиками с высоты птичьего полёта. Боевики , вооружённые до зубов, грамотно организовали круговую оборону. Сотни заложников находились в тесном пространстве в заминированном здании. Альфовцы понимали, на что шли. Командир одной из штурмующих групп, собрав бойцов, сказал: «Это не антитеррористическая операция, завтра мы идём на смерть. Тот, кто не готов, может выйти из строя. Никаких претензий к нему не будет». Никто не двинулся с места.
Начало операции планировалось на 5 часов утра 17 июня 1995 года. Безумие и нелепость ситуации усугублялись тем, что Басаев узнал , слушая приёмник, о готовящемся штурме минимум за 2 часа до назначенного времени.
Группы развернулись на территории больничного городка. При первой же попытке проскочить открытое пространство был открыт огонь по бойцам спецназа. Ветераны «Альфы» утверждают, что огня подобной плотности не наблюдалось даже при штурме дворца Амина в Афганистане.
Дмитрий Рябинкин шёл на штурм в составе группы, находящейся со стороны травматологического отделения. Огонь, который вёл чеченский пулемётчик, грозил всем верной смертью. Пулемёт с такого расстояния прошибает броню БТР, не говоря аж о бронежилетах. Обречены были бы все, если б не старший лейтенант Д. В. Рябинкин. Снайперским выстрелом он снял чеченского пулеметчика. Офицер приподнял голову, чтобы оглядеться, и был убит снайпером боевиков.
Дмитрий был отличным офицером и просто хорошим парнем, как и все, кто воевал в тот ужасный день, когда спецназовцы шли стеной на вооружённых до зубов бандитов. Говорят, многие бойцы «Альфы» видели тогда Божью Матерь, молящуюся за ребят . Вот только не спасла молитва Пречистой Диму и двух его товарищей – Дмитрия Бурдяева и Владимира Соловова.
Старшего лейтенанта Д. В. Рябинкина отпевали в Елоховском соборе, хоронили на кладбище близ родных Ватутинок… Буденновская трагедия нестерпимой болью отозвалась в сердцах всех, кто знал Дмитрия. Но горе родителей было беспредельным. Смерть сына подорвала здоровье отца. Валерия Фёдоровича не стало 29 сентября 2011 года. Он умер далеко не старым человеком. За подвиг, совершённый при спасении заложников в Будённовске, Дмитрий Рябинкин был награждён орденом Мужества (посмертно). Теперь школа, где учился Дима, носит его имя. В вестибюле учебного заведения установлена мемориальная доска. О Дмитрии Рябинкине учащиеся Ватутинской школы пишут сочинения и стихи, слагают песни. Гран- при районного конкурса «Рождество Христово – 2006» был удостоен ученик 11 класса за творческую работу «Рождественская дилогия», фрагмент из которой приводится ниже.
В день светлого Рождения Христова
Я постою у мраморной доски.
Открытой в школе в память о герое,
Спасавшем тех, кого терзали палачи.
Рябинкин Дмитрий, наш земляк,
Убит в Будённовске далёком…
Теперь для нас он как маяк
На жизненном пути широком.
В Будённовске он сделал всё, что мог,
Но не вернулся с поля боя…
Себя не пощадил, не поберёг
И принял смерть свою как воин.
К данному материалу прилагаю фильм, который школе подарили друзья Димы, офицеры спецподразделения «Альфа». Когда шестиклассники смотрят фильм, они начинают понимать, что есть люди, с которых можно брать пример. В любую минуту бойцы «Альфы» готовы встать на защиту попавших в беду людей, рискуя при этом собственной жизнью.
Воспитание патриотизма на примере человека, отдавшего жизнь за других, - очень эффективная форма работы. Но я расскажу и о других технологиях.
Проведя исследование материалов учебника ( Русский язык. 6 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2009), пришла к выводу : тексты многих упражнений можно использовать в воспитательных целях. В этом учебном пособии 35 упражнений, содержащих тексты – описания родной природы. Упражнений под рубрикой «Отечество моё Россия» - 15. Из 3 упражнений можно узнать о народных промыслах, интересные исторические сведения можно почерпнуть из 5 упражнений. Как видим, учебник содержит богатый материал, который можно использовать, чтобы прививать детям любовь к природе, интерес к историческому прошлому, уважение к землякам.
Задавая на дом упражнение, содержащее текст – описание природы, предлагаю ребятам проиллюстрировать текст самостоятельно ( это задание рассчитано на хорошо рисующих ребят) или подобрать иллюстрацию ( будь то репродукция картины известного художника или страница отрывного календаря).3 группе учащихся( её представляют те ребята, которые занимаются фотографией) предлагается сделать снимки, которые подошли бы как иллюстративный материал к тексту. Потом в классе устраивается небольшая выставка творческих работ.
Если упражнение содержит стихотворный текст, можно предложить ребятам выучить наизусть произведение, за это задание можно поставить оценки по литературе. Если стихотворение выучивает большая группа учащихся, проводится конкурс чтецов. Когда текст можно сопровождать показом видеоматериалов, обязательно делаю это. В сентябре этого года мы выполняли упражнение № 64, в нём был представлен текст стихотворения К. Ваншенкина «Минское шоссе». Ребятам были показаны слайды с изображением некоторых памятников, которые можно увидеть, проезжая по Минскому шоссе. Потом я спросила детей, знают ли они что - нибудь о героях битвы за Москву, в честь которых воздвигнуты памятники вдоль Минского шоссе. Выяснилось, что шестиклассники ничего не знают даже о Зое Космодемьянской. Предложила им съездить в д. Петрищево, чтобы узнать о подвиге юной партизанке на том месте, где она его совершила.29 ноября 2011 года мы провели классный час , посвящённый памяти Зои. Именно в этот день исполнилось 70 лет со дня гибели Героя Советского Союза З. А. Космодемьянской. Сейчас же мы готовим литературно – музыкальную композицию «Помните ушедших в битву за Москву» ( это наш коллективный творческий проект).
Надо сказать, что тексты упражнений под рубрикой «Отечество моё Россия» можно использовать для написания изложений и свободных диктантов. Недавно мы писали свободный диктант по материалам упражнения 107 «Щит Москвы». В тексте шла речь о городе Смоленске. На уроке мы не только написали диктант, но и провели заочную экскурсию по достопримечательным местам города. В роли экскурсоводов выступили ребята. Они показали фотографии достопримечательностей города и рассказали немного о самых интересных местах Смоленска. Заочная экскурсия не была долгой, на уроке русского языка мы больше пишем, чем говорим. Но теперь ребята знают, что в Смоленске есть Кремль, интересный музей льна. Детям известно, что в этом городе –герое похоронен Михаил Егоров, водрузивший вместе с Мелитоном Кантарией знамя Победы над рейхстагом. Знают ребята и о тех защитниках города, которые взорвали себя в соборе, но не сдались на милость польских интервентов во главе с королём Сигизмундом 3 июня 1611 года.
В учебнике русского языка есть тексты о замечательных людях России, памятниках архитектуры, крупных исторических событиях. По материалам упражнения №378 мы проведем (когда будем изучать числительные) викторину по следующим вопросам:
- Над какими врагами одержал победу князь А. Невский в 1240 году? ( Над шведами).
- Когда состоялась Куликовская битва? (8 сентября 1380 года).
- Сколько лет находилась Русь под татаро-монгольским игом после Куликовской битвы? ( 100 лет).
- Кто такие К. Минин- Сухорук и Д. Пожарский, памятник которым воздвигнут в Москве на Красной площади? (Эти люди возглавили нижегородское ополчение, предпринявшее поход на Москву для её освобождения то врагов в 1612 году).
- Когда Наполеон с 600000 - ной армией вторгся на территорию России? (12 июля 1812 года).
- Двухсотлетие какого исторического событии будет отмечать Россия 7 сентября 2012 года? (Бородинской битвы).
- Когда наполеоновские войска были изгнаны из России? (14 декабря 1812 года).
- Когда фашистская Германия напала на СССР? (22 июня 1941 года).
- Когда Великая Отечественная война закончилась победой для нашего народа? (9 мая 1945 года).
- Каких прославленных полководцев Великой Отечественной войны вы знаете?
Когда мы приступаем к выполнению упражнений 295, 324, 342, заходит разговор о народных промыслах. Ребятам даётся задание подготовить сообщения об искусстве мастеров Гжели и Палеха, Жостова и Хохломы. Детям предлагается организовать выставку изделий народных промыслов. В школу приносятся и палехские шкатулки, и деревянная посуда с хохломской росписью, и знаменитые жостовские подносы, и изделия гжельских умельцев. Я сама коллекционирую гжельскую утварь, поэтому обязательно приношу на выставку предметы из своей коллекции. Потом мы рисуем, лепим из пластилина изделия, похожие на те, что делают народные умельцы. Одним словом, если всерьёз заняться проблемой воспитания у детей чувства патриотизма, можно добиться хороших результатов, а учебник русского языка нам в этом поможет. Технологии же можно использовать, как мы видим, самые разные.
Глава 2.
На уроках русского языка мы работаем не только с учебником. На протяжении уже многих лет я использую в работе тетради Богдановой, а в этих рабочих тетрадях много текстов, которые помогут в решении воспитательных задач. Например, в упражнении №101( Г. А. Богданова. Русский язык. Рабочая тетрадь для 6 класса, часть I, М.2009) идёт речь о том, как в старину на Руси создавались книги. Только на примере текста из данного упражнения можно показать ребятам, как надо относиться к книгам. Наши предки ценили книги, берегли, этому и следует у них поучиться. Во второй части рабочей тетради особый интерес у ребят могут вызвать тексты под рубриками « Это интересно знать», «Знаете ли вы, что…». Дети, выполняя подобные упражнения, приобщаются к истории своей страны. К примеру, из текста упражнения 116 можно узнать, что самой древней улицей Москвы была улица Великая, которая упоминается в летописи 1468 года. И вот тут можно детям предложить задание найти материал о древних улицах и подготовить сообщения о них с использованием иллюстративного материала, а можно предложить провести заочные экскурсии по древним улицам столицы. Увлекательной для ребят может оказаться викторина на лучшего знатока московских улиц. Заинтересованным детям по плечу будет и исследовательская работа. Ведь можно предложить такие темы для проектных работ, как «Названия улиц родного города ( или посёлка)», «О чём говорят названия наших улиц».
Несколько лет назад одна из моих учениц очень увлеклась топонимикой. Сначала она провела исследование названий нашего района, расклассифицировала собранные топонимы по способу их образования. Девочка выделила группу названий, возникших от имён, фамилий, прозвищ их владельцев, подчеркнув, что в них есть суффиксы, выражающие принадлежность (- ск-, -н-, -ов-). Ученица заметила, что мир флоры и фауны нашёл отражение в названиях поселений Сосенки, Ракитки, Хвойный. Выделила девочка и те названия населённых пунктов, которые образовались либо от названий церковных праздников, либо от названий храмов (Воскресенское, Покровское, Никольское и т.д.).С большим интересом рассказывала эта ученица о результатах своего исследования на школьной научно – практической конференции. Затем поле научной деятельности было увеличено. Ученица стала изучать историю названий населённых пунктов Московской области. В апреле 2010 года , будучи уже одиннадцатиклассницей, Ольга Григоренко ( так звали школьницу) выступила на второй региональной конференции молодых исследователей «Лингвистическое краеведение юго – восточного Подмосковья», проходившей в г Коломне на базе Московского государственного социально- гуманитарного института, с докладом, а вскоре доклад Ольги был опубликован в сборнике материалов конференции. Думается, чем больше заинтересовывать ребят исследовательской деятельностью, тем результативнее будет наша с ними совместная деятельность, том числе и в сфере воспитания.
Патриотизм – ёмкое понятие. Оно включает в себя не только любовь к Родине, но и любовь к окружающим людям, к природе. Патриот – человек, стремящийся принести максимальную пользу стране, народу, человек, знающий историю родной земли, помнящий о подвигах предков . Патриотами не рождаются, ими становятся. С годами я всё больше убеждаюсь в том, что подрастающее поколение надо учить любить – любить близких и родной дом, окружающую природу и страну, в которой мы все появились на свет и живём до сих пор. Об этом я пишу в своих статьях, веду разговор на уроках, . Одним словом, использую любые возможности для того, чтобы воспитать в детях «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу».
Заключение.
Меня как автора проекта интересует очень актуальная проблема, связанная с воспитанием подрастающего поколения. У любого учителя есть возможности для того, чтобы формировать у детей определённое мировоззрение. Принято считать, что уроки литературы в большей мере способствуют привитию высоких нравственных качеств у ребят. Это не так. Данный проект – тому подтверждение . И на уроках русского языка можно проводить большую работу по воспитанию, к примеру, патриотизма у учащихся. Ведь в нашем распоряжении и хорошие , с умом составленные учебники, и содержательные методические пособия. Формы же работы могут быть самыми разнообразными. Нельзя отказываться от каких – то традиционных технологий. Положим, заочные экскурсии , различные викторины и конкурсы нужны не только для решения воспитательных задач. Они расширяют кругозор учащихся, повышают уровень их интеллектуального развития. Но современным технологиям надо отдавать предпочтение , когда ребята интересуются предметом, хотят знать больше, чем написано в учебнике. Сочетая традиционные формы работы с инновационными, можно добиться результатов и в деле образования, и в деле воспитания подрастающего поколения.
Библиография.
- Агапова И. А., Давыдова М. А. Мы – патриоты. М.: Вако, 2006.
- Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис – пресс, 2002.
- Базаркина Е. Л. Беседы о нравственности со старшеклассниками. Волгоград: Учитель,2006.
- Вырщикова А. Н.Патриотическое воспитание: методологический аспект. Волгоград,2001.
- Военно – патриотическое воспитание молодёжи: Проблемы и опыт. М. : Патриот,1991.
- Караковский В. А., Новикова Л.И., Селиванова Н. Н. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М. ,1996.
- Поляков С. Д. Технология воспитания. М.,2002.
- Пашкевич И. А. Патриотическое воспитание. Волгоград: Учитель, 2006.
- Воспитание гражданственности. Учебно – методическое пособие. Воронеж,2000.
- Край родной. Воронеж,2001.
- Русский язык. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / [ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 31 - е изд. – М. : Просвещение,2009.
- Богданова Г. А. Русский язык. Рабочая тнтрадь для 6 класса.М. : Генжер, 2009.
- Усатова Е. В. и др. Гражданско – патриотическое восритание. Волгоград: Учитель, 2206.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Воспитание патриотизма на уроках русского языка"
Этот доклад был представлен на Августовской педагогической конференции учителей Родионово-Несветайского района. ...
Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....
Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....
Доклад «Воспитание патриотизма на уроках русского языка»
« Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка…», — писал К.Д. Ушинский. С этим нельзя не согласиться. Огромная роль в воспитани...
Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы.
Немалая роль в формировании личности, осознающей высшие ценности, идеалы, чувствующей себя причастным к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, принадлежит урокам...
Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы.
Немалая роль в формировании личности, осознающей высшие ценности, идеалы, чувствующей себя причастным к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, принадлежит урокам...
Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы.
Немалая роль в формировании личности, осознающей высшие ценности, идеалы, чувствующей себя причастным к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, принадлежит урокам...