Памятка классному руководителю
статья (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Круг обязанностей классного руководителя.
Организация деятельности классного коллектива.
- Ведение журнала.
- Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация каждого коллективного творческого дела, помощь в работе старшего дежурного.
- Организация дежурства по классу, по школе, по столовой.
- Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.
- Забота о внешнем виде воспитанников.
- Организация питания.
- забота о финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата различных услуг и т.п.).
Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся.
- Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.
- Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу.
- Создание обстановки, благоприятствующей учебе.
- Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование отношений, коррекция, помощь в учебе; проведение мини педсовета учителей, работающих в классе (раз в четверть).
- Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьника.
- Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов, экскурсий; посещение выставок, организация поездок и т.п.).
- Развитие умения научно организовать умственный (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога).
- Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция чтения).
Организация внеучебной жизни класса.
- Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношений, их коррекция, регулирование взаимоотношений.
- Развитие умения общаться, воспитание ответственности перед коллективом за порученное дело, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением.
- Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или всего коллектива класса.
- Всемерное вовлечение в общественно полезную, нужную товарищам, людям деятельность, воспитание доброты и милосердия.
- Охрана здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу. Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов.
- Помощь в деятельности различных детских общественных организаций.
- Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела, определение целесообразности и целенаправленности при организации и проведении любой встречи классного руководителя с классным коллективом (будь то классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор, огонек и т.д.) (Проведение одного тематического классного часа в месяц обязательно).
Изучение личности и коррекция в воспитании школьника.
- Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей.
- Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для коррекции личности воспитанника.
- Организация нравственного воспитания.
- Формирование общественно-гражданской культуры.
- Формирование эстетической культуры.
- Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков.
- Привитие санитарно-гигиенических навыков, норм.
Работа с родителями.
- Индивидуальная работа.
- Групповые встречи, консультации.
- Классные собрания.
Традиционные тематические периоды класса.
Сентябрь.
Возьмемся за руки, друзья!
Октябрь.
Моя Республика – мой дом.
Ноябрь.
Учиться надо весело.
Декабрь.
Очарованье сказочной Зимы.
Январь – февраль.
Всякое дело человеком ставится, человеком славится.
Март.
Войди в природу другом!
Апрель – май.
Здравствуй, Мир! Здравствуй, друг!
Темы родительских собраний.
Первое собрание в году – организационно-установочное.
Четвертое собрание – итоговое. По итогам прошедшего учебного года.
Тематические собрания.
5 класс.
2. Трудности адаптации пятиклассников к школе.
3. О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.
6 класс.
2. Первые проблемы подросткового возраста.
3. Компьютер в жизни школьника.
4. Семейные ценности.
7 класс.
2. Этот трудный, непокорный возраст. Агрессия, ее причины и последствия.
3. Книга в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и художественной литературе.
8 класс.
2. Преодоление конфликтов в семье. Как уберечь подростка от насилия.
3. Как подготовить ребенка к жизни. Как помочь подростку приобрести уверенность в себе.
4. О трудностях учения.
9 класс.
2. Опасности, которые поджидают ребенка на пути в жизнь. Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых.
3. Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
4.Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам.
10 класс.
2. СПИД – реальность или миф?
3. Характер моего ребенка.
4. Семья – здоровый стиль жизни.
11 класс.
1. Об этом с тревогой говорят родители… Наркомания. Что о ней нужно знать?
2. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
3. Закон и ответственность.
4. Профессии, которые выбирают наши дети.
Циклограмма воспитательной и воспитывающей деятельности класса в течение недели.
Понедельник.
Классный час. Диагностика воспитания.
Вторник.
Спортивные, трудовые дела класса. Работа с активом класса, творческими группами.
Четверг.
Работа с родителями.
Пятница.
Классные праздники, игры, соревнования. Культпоходы, экскурсии.
Социальный паспорт класса.
№ п/п | Социальные категории. | 5 класс. | 6 класс. | 7 класс. | 8 класс. | 9 класс. | |||||
К-во | Фамилии. | К-во | Фамилии. | К-во | Фамилии. | К-во | Фамилии. | К-во | Фамилии. | ||
1. | Дети-сироты. | ||||||||||
2. | Семьи без матери. | ||||||||||
3. | Семьи без отца. | ||||||||||
4. | Группа риска.
| ||||||||||
5. | Дети-инвалиды в семье. | ||||||||||
6. | Тяжело больные люди. | ||||||||||
7. | Дети, страдающие физическими недостатками. | ||||||||||
8. | Неблагополучные семьи:
| ||||||||||
9. | Родители-инвалиды | ||||||||||
10. | Малообеспеченные семьи | ||||||||||
11. | Кому необходима материальная помощь | ||||||||||
12. | Кому необходимо бесплатное питание. | ||||||||||
13 | Многодетные семьи. Ф.И. Домашний адрес № удостоверения Кем и когда выдано До какого срока |
№ п/п | Социальные категории. | 10 класс. | 11 класс. | 12 класс. | |||
К-во | Фамилии. | К-во | Фамилии. | К-во | Фамилии. | ||
1. | Дети-сироты. | ||||||
2. | Семьи без матери. | ||||||
3. | Семьи без отца. | ||||||
4. | Группа риска.
| ||||||
5. | Дети-инвалиды в семье. | ||||||
6. | Тяжело больные люди. | ||||||
7. | Дети, страдающие физическими недостатками. | ||||||
8. | Неблагополучные семьи:
| ||||||
9. | Родители-инвалиды | ||||||
10. | Малообеспеченные семьи | ||||||
11. | Кому необходима материальная помощь | ||||||
12. | Кому необходимо бесплатное питпние. | ||||||
13 | Многодетные семьи. Ф.И. Домашний адрес № удостоверения Кем и когда выдано До какого срока |
Распределение обязанностей в родительском комитете.
Председатель:
- организует работу родительского комитета, составляет план работы;
- активно участвует в организации и проведении родительских собраний;
- является представителем класса в общешкольных родительских объединениях.
Казначей:
- собирает родительские средства на нужды классного коллектива;
- составляет вместе с классным руководителем смету расходов;
- отчитывается перед родителями за использование средств.
Ответственный за учебную работу:
- проявляет интерес к учебной работе детей;
- организует посещение уроков;
- помогает в приобретении необходимых учебников и пособий;
- по возможности силами родителей оказывает помощь детям, отстающим в учебе;
- вместе с классным руководителем и родителями ученика способствует формированию учебной мотивации, ответственного отношения к учебе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий.
Ответственный за хозяйственную работу:
- организует помощь родителей в соблюдении хорошего санитарного состояния класса, в ремонте и оформлении классного помещения;
- помогает в приобретении для класса хозяйственных вещей.
Ответственный за культмассовую работу:
- организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, внеучебных развлекательных мероприятий, культпоходов в театр, кинотеатр;
- привлекает родителей к организации кружков, к проведению классных часов, вечеров;
- организует поздравления, чествования именинников, (кафе именинников);
- отвечает за проведение поздравлений детей в новогодние праздники;
- организует совместные культпоходы в природу родителей и детей в конце учебного года.
Содержание работы родительского комитета.
- Составление плана работы.
- Проведение вместе с классным руководителем родительских собраний (4 раза в год).
- Организация работы по привлечению средств для нужд класса (спонсоры, проведение ярмарок, лотерей и т.д.).
- Сбор и рациональное использование для нужд класса родительских средств.
- Посещение уроков, знакомство с учебными программами.
- Организация посильной помощи отстающим ученикам в учебе.
- Организация учебных экскурсий (посильная помощь учителям-предметникам).
- Помощь в приобретении необходимых учебников и учебных пособий.
- Привлечение родителей к работе по профориентации и оказанию необходимой психологической помощи.
- Привлечение родителей к ремонту, уборке, оформлению классного помещения, к ремонту мебели, к участию в совместных субботниках по работе в классе, школе, на пришкольном участке.
- Помощь в организации классных часов, утренников, вечеров, в проведении культпоходов, экскурсий, совместных поездок, дней именинников, турпоходов.
- Привлечение родителей к работе кружков.
- Организация совместных вечеров, соревнований, спортивных мероприятий.
Характеристика уровня воспитанности коллектива (по 3 комплексным показателям)
На основе педконсилиума, данных психолога, педагогических диагностик.
№ п/п | По характеру личностных отношений к окружающей жизни, людям, коллективу и к своим обязанностям | По характеру способностей к учебной и жизненно-практической деятельности | По характеру познавательных интересов и кругозора | ||
Воспитанники с многообразными устойчивыми познавательными интересами и широким кругозором | Воспитанники с устойчивыми, но ограниченными познавательными интересами и избирательным кругозором | Воспитанники с узким кругозором, без устойчивых познавательных интересов | |||
1 | 2 | 3 высокий | 4 средний | 5 низкий | |
1 | Воспитанники, для которых характерны товарищеская заботливость и дисциплинированность (коллективисты-общественники) | Творческие, способные к поиску новых задач и самостоятельные в исполнительской дисциплине | |||
Активно подражающие, способные к выбору из известных вариантов и ограниченно самостоятельны в исполнительской дисциплине | |||||
Пассивно подражающие, способные к деятельности по готовому образцу и несамостоятельные | |||||
2 | Воспитанники, для которых характерны товарищеская заботливость и недисциплинированность («нарушители с добрым сердцем») | Творческие и самостоятельные | |||
Активно подражающие и ограниченно самостоятельные | |||||
Пассивно подражающие и несамостоятельные | |||||
3 | Воспитанники, для которых характерны открытый эгоизм и эгоистическая дисциплинированность (открытые, но дисциплинированные эгоисты) | Творческие и самостоятельные | |||
Активно подражающие и ограниченно самостоятельные | |||||
Пассивно подражающие и несамостоятельные | |||||
4 | Воспитанники, для которых характерны открытый эгоизм и недисциплинированность | Творческие и самостоятельные | |||
Активно подражающие и ограниченно самостоятельные | |||||
Пассивно подражающие и несамостоятельные | |||||
5 | Воспитанники, для которых характерны открытый эгоизм и скрыто-эгоистическая дисциплинированность (мнимые коллективисты-общественники) | Творческие и самостоятельные | |||
Активно подражающие и ограниченно самостоятельные | |||||
Пассивно подражающие и несамостоятельные |
Анализ воспитанности учащихся.
Главное в анализе – увидеть динамику личностного роста ребенка: каким он был вчера, каков сегодня, каким будет завтра.
Внешний вид учащегося (одежда, прическа, мимика, позы и т.д.)
Физическое и психическое здоровье
Поведение ребенка в разных видах деятельности
Качество участия в деятельности, организуемой в школе (классе)
Взаимоотношение со сверстниками, учителями, родителями, незнакомыми людьми
Ценностные ориентации; личностное отношение к общечеловеческим ценностям, культуре
Отношение к самому себе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ
Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....
Памятка классному руководителю о мерах по предотвращению опозданий учащихся на уроки
Данная памятка поможет в работе классным руководителям...
Памятка классному руководителю для работы с родителями
Данная памятка поможет отследить работу родителей с детьми и создать правильное взаимоотношение родителей с классным руководителем и коллективом....
Памятка классному руководителю
Памятка...
Памятка классному руководителю
Памятка классному руководителю...
Памятка классному руководителю
В данной памятке описываются основные направления деятельности классного руководителя....
Памятка классному руководителю
Памятка классному руководителю...