Роль ИКТ в воспитательном процессе
статья (9 класс) по теме

Внедрение ИКТ в  работу классного руководителя- это повышение интереса подростков,компьютерной грамотности и самих взрослых, самообразование педагогов, их стремление и способность применить свои умения на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ikt_v_vospitatelnom_processe.rar9.62 КБ

Предварительный просмотр:

Роль ИКТ в воспитательном процессе.

Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании технологий:  наглядность, доступность, и относительно низкие затраты.

Что можно  выполнить благодаря данным технологиям?

  1. Работа со звуком: запись, обработка, монтаж, звуковое сопровождение различных мероприятий;  
  2. работа с видео: запись (съемка), обработка, видеомонтаж;
  3. работа с графической информацией: сканирование, обработка, создание собственных графических проектов;
  4. работа с мультимедийными программами и создание разнообразных учебных и воспитательных тематических презентаций, например: «Вредные привычки», «Мы за здоровый образ жизни» (борьба с курением, алкоголем, наркотиками, прогулами и т.д.);   (Слайды)
  5. работа с учениками по подготовке и проведению школьных развлекательных мероприятий.

Применяя ИКТ, я готовлю  разнообразные материалы для использования при проведении классного часа, родительского собрания. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упрощается  процесс общения с учениками и их родителями.

Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является активное участие  учащихся в жизни класса.  Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, я  обеспечиваю эту активность. На сегодняшний день этим ресурсом можно пользоваться, так как интерес нового поколения к компьютерным технологиям возрастает. В связи с этим отмечается положительная тенденция повышения компьютерной грамотности  и самих взрослых, самообразование педагогов, их стремление и способность применить свои умения на практике.

Итак,  я считаю,  что возможности использования ИКТ технологий в воспитательной системе школы велики, т.к. они:

  1. повышают и стимулируют интерес у обучающихся;
  2. активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;
  3. позволяют моделировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;
  4. предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев;
  5. предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;
  6. создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.

При использовании ИКТ в духовно-нравственном воспитании детей я ставлю перед собой задачи:

  1. формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного поведения людей;
  2. воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними;
  3. формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценить свои поступки и поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными).

К коммуникативной функции ИКТ относится содействие общему благоприятному климату в классе. Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности учащихся класса. К такой деятельности относятся классные часы, информационные часы, подготовка и проведение общешкольных мероприятий. Классные часы сопровождаются компьютерными презентациями, составленными либо мной, либо учащимися, либо детьми совместно с родителями

. В этом году Петухов Дмитрий участвовал в районном конкурсе «А ну-ка ,парни!»и занял 3 место, подготовил слайд презентацию о своей семье.Грушин Евгений - музыкальный калейдоскоп для районного КВН «Веселый гусь»,музыкальное оформление к Новогоднему празднику. Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука, оригинальных заставок и тематического видеоряда, выполненных с применением компьютера. Совместными усилиями созданы слайд- презентации «О вреде курения», «За здоровый образ жизни».

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано.

Подведя итог, я сделала выводы, что в воспитательной работе

•        ни одно классное и школьное мероприятие не обходится без применения ИКТ;

•        растет интерес школьников к участию в классных, общешкольных,  районных конкурсах с использованием ИКТ, в школьных тематических конкурсах презентаций;

•        все чаще классные руководители используют ИКТ в проведении классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий;

•        каждый классный руководитель работает над созданием методической копилки;

•        расширяется использование ИКТ в профилактической работе.

 Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приёмов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами графики, звука, видео, гипер - текста, что способствует повышению эффективности педагогического труда, развитию познавательного интереса, создаёт благоприятные условия для развития мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности.

Список литературы:

1. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование №1,1986.

2. Заир-Бек Е.С. Педагогические технологии в воспитательном процессе Методическое пособие.- СПБ.,1995.

3. Личностно – ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. Под ред.\ Е.Н.Степанова, Москва 2003.

4. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Методические рекомендации.\ Под ред. Е.Н.Степанова.

5. Щуркова Н.Е. Классное руководство.- М.,1999.

6. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. ...

Мастер-класс Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ

Действия участников мастер-класса: Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и кладет его в корзину. Пока идет подготовка, листочки приклеиваются на «дерево» на доске.Ход мастер-...

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Роль ИКТ в воспитательном процессе.

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально,но и чрезвычайно востребовано. Подведя итог, я сделала выводы, что в воспитательной работе• ни одно классное и школьное...

Роль традиций в воспитательном процессе.

Данная статья рассказывает о традициях и их роли в формировании нравственного сознания человеческой личности. В ней дается описание  школьной практике по профилактике отклоняющегося поведения сре...

МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ.

МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  НА ЗАНЯТИЯХ  ПО ХОРЕОГРАФИИ....

Роль куратора в воспитательном процессе учебного заведения

Выступление на педагогическом совете о роли куратора в воспитательном процессе техникума...