Я в мире профессий
классный час (7 класс) на тему

Пояснительная записка О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий надо начинать раньше, а не в 9 классе. Привожу разработку классного часа по профессиональной ориентации «Я в мире профессий». Занятие (а это не единственное) проводится в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Новизна данной разработки заключается в том, что представленный в ней материал дает возможность углубленно изучить склонности каждого воспитанника. До классного часа провела анкетирование среди учеников: что вас привлекает в понравившейся вам профессии, какие трудности и плюсы есть. Дети сами взяли интервью у своих родителей, у учителей, у водителя автобуса школы, у школьного повара об их профессии: что привлекает их, почему выбрали именно эту профессию. Представленная методическая разработка имеет большую практическую значимость, может широко применяться на занятиях дополнительного образования, подготовлена в помощь классным руководителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx473.71 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа

с. Минаевки Асиновского района Томской области

автор методической разработки классного часа

«Я в мире профессий»

учитель биологии, классный руководитель

Суцкель Татьяна Михайловна

«Я в мире профессий».

Пояснительная записка

О множестве профессий школьники  практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий  надо начинать раньше, а не в 9 классе. Привожу разработку классного часа по профессиональной ориентации «Я в мире профессий».

Занятие (а это не единственное)  проводится в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний.   Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Новизна данной разработки заключается в том, что представленный в ней материал дает возможность углубленно изучить склонности каждого воспитанника. До классного часа провела анкетирование среди учеников: что вас привлекает в понравившейся вам профессии, какие трудности и плюсы есть.  Дети сами взяли интервью у своих родителей, у учителей, у водителя автобуса школы, у школьного повара об их профессии: что привлекает их, почему выбрали именно эту профессию. 

Представленная методическая разработка имеет большую практическую значимость, может широко применяться на занятиях дополнительного образования, подготовлена в помощь классным  руководителям.

Содержание

Цель: 

Расширение знаний обучающихся о профессиях.

Задачи:

-в ходе игры ознакомить обучающихся с различными профессиями, с качествами присущие людям той или иной профессии;

-развить кругозор, обогатить словарный запас ребёнка;

-воспитать уважение к различным профессиям.

Оборудование: 

плакаты с пословицами, с ребусами; предметы людей разных профессий

(белый халат, ножницы, термометр, микроскоп и т. д.)

Подготовительная работа: Подбор стихов, загадок, ребусов. Создание каталога перспективных профессий нашего села. Анкетирование. Принести фотографии своих родителей и оформить стенд «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Труд избавляет нас

От трех великих зол:

Скуки, порока и нужды.

Вольтер

  1. Организационный момент.

Совсем не за горами тот день, когда вы получите свой первый документ об образовании – аттестат о среднем (полном) образовании и вам придётся серьёзно подумать о выборе профессии.

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

«Тропинка» Саматовой Л.С

Всем понятно из слов стихотворения, о чём пойдёт речь сегодня  на классном часе, о профессиях- знакомых и незнакомых.

Разминка.

Перечислить на букву «К» («П») профессии, специальности. 

«К» Кондитер Киноартист Кутюрье Каменщик Контролер Крановщик Кабельщик Кровельщик Космонавт Кондуктор Кочегар Киномеханик

«П» Проводник Плотник Печник Пекарь Пограничник Портной Полярник Парашютист Полицейский Пиротехник Повар Пилот Пожарный.

1.ОТГАДАЙ ПРОФЕССИЮ

"Самая - самая "

 Назовите профессии с элементами юмора.

  1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
  2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
  3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
  4. Самая волосатая (парикмахер...)
  5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
  6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)
  7. Самая смешная (клоун, пародист...)
  8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
  9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

«Покажи профессию»

Задача участник: без слов изобразить указанный вид деятельности, так, чтобы другие догадались, какая это профессия (врач, учитель, модель, космонавт, спортсмен).

«Найди ошибку»

Ученики одеваются, берут в руки предметы людей данной профессии (и лишний предмет человека другой профессии). Остальные участники находят ошибку. Объясняют свой выбор.

«Устами младенца»

Назовите профессию людей.

1.Изготавливает крема,

различные виды теста,

сладости

 (Кондитер)

2.Проводит фотосъёмку людей и объектов,

    проявляет негативы

(Фотограф)

3.Выезжает на соревнования,

обучает желающих навыкам в определённом виде спорта

(Тренер)

4.Пишет,

выезжает на место событий,

берёт интервью

(Журналист)

5.Разучивает с коллективом музыкальное произведение,

       руководит игрой музыкантов,

  с помощью движений рук, пальцев, головы

(Дирижёр)

6.Любит детей,

 занимается диагностикой заболеваний,

 лечением и профилактикой в соответствии со своей специализацией

(Врач)

«Кто лишний?»

Зубы лечит: хирург, терапевт, стоматолог.

Детей учит: воспитатель, библиотекарь, учитель.

Книги пишет: писатель, читатель, поэт.

 Дом строит: врач, плотник, токарь.

 Хлеб печет: актер, лесник, пекарь.

Снег метет: хозяин, дворник, летчик.

Платье шьет: портной, швея, шофер.

 Корову доит: пастух, телятник, доярка.

Игрушки продает: директор, продавец, парикмахер.

Вывод: Профессий  много, но мы выбираем ту профессию, которая нам не только нравится, но и подходит по многим критериям. Что надо знать при выборе профессии?

2.ВЫБОР ПРОФЕССИИ.

 Многие профессии необычны для нашего региона, но очень востребованные  в стране. За последние 10 лет появились такие профессии как менеджер, аудитор, брокер, дилер, предприниматель, маклер, программист, дизайнер.

Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников, скорее всего, выберет более обыденную профессию.

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

Это, то чем люди руководствуются люди в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, опыта родных и возможностей.

Что же мы должны учитывать при выборе профессии?

(ученики высказывают свои мысли)

  1. Профессия должна быть востребована на рынке труда.
  2. Доходность (занимает не последнее место)
  3. Здоровье (космонавт, водолаз).
  4. Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).
  5. Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
  6. Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).

В нашем регионе большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”. Вот именно поэтому вы и не мечтаете, стать полярником и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.

Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями, причем – неоспоримыми.

3.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Каждая профессия требует определённые качества, которыми должен обладать человек данной профессии. При составлении каталога перспективных профессий нашего села, вы выяснили, что чаще всего выпускники нашей школы выбирают профессии: учитель, экономист, юрист, врач.

(на листочках  записаны качества, вы должны написать, для какой профессии они необходимы)

«Кто это?»

?

?

?

?

Гуманность

Любовь к детям

Честность

Терпение

Тактичность

Гуманность

Порядочность

Собранность

Интуиция

Образованность

Эрудированность

Информированность

Ответственность

Терпение

Знание законов

Коммуникабельность

Точность

Находчивость

Непредвзятость

Точность

Собранность

Воспитанность

Информированность

Образованность

Сила воли

Информированность

Тактичность

Находчивость

Информированность

Коммуникабельность

Ответственность

Тактичность

Милосердие

Милосердие

Собранность

Интуиция

Ум

Коммуникабельность

Ответственность

Интуиция

Порядочность

Умение оперировать цифрами, информацией

ВРАЧ

УЧИТЕЛЬ

ЮРИСТ

ЭКОНОМИСТ

Можно ли по 2-3 качествам узнать профессию человека? Попробуем?

Физическая подготовка

Физическая подготовка

Решительность

Решительность

Отвага

Смелость

Находчивость

Находчивость

Самосовершенствование

Самосовершенствование

Собранность

Собранность

Ответственность

Ответственность

Дисциплина

Выдержка

Патриотизм

Знание психологии

Знание техники и оружия

Воображение

Артистичность

(ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

(КЛОУН)

Вывод: Разные профессии, а качества повторяются. Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.

3.С ЮМОРОМ О ПРОФЕССИИ

Чёрный весь, как будто грач,

С нашей крыши лезет ...

(Не врач, а трубочист.)

Булки нам и калачи

Каждый день пекут ...

(Не врачи, а пекари.)

Варит кашу и бульон

Добрый, толстый ...

(Не почтальон, а повар.)

Арий, опер сочинитель

Называется ...

(Не учитель, а композитор.)

На заводах по три смены

У станков стоят ...

(Не спортсмены, а рабочие.)

Говорят про звуки парные

В школе нам с тобой ...

(Не пожарные, а учителя.)

■ Сидит дед, в сто шуб одет, кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает.

(Гардеробщик.)

■ Не только тайный, но и рекламный. Кто?

(Агент.)

■ «Личный» художник – это… Кто?

(Визажист – специалист по косметике лица.)

■ Без чего не могут обойтись охотники, математики и барабанщики?

(Без дроби.)

■ Согласно последним исследованиям, ноги кормят не только волка, но и представителей некоторых профессий. Каких?

(Манекенщиц, танцоров, фигуристов и т.д.)

■ Какая уважаемая профессия дала название сорту варёной колбасы?

(Доктор -Докторская колбаса)

■ Художник с чувством юмора – это... Кто?

(Карикатурист.)

■ У какого хозяина предприятия лучше работать с точки зрения оплаты труда: у скупого или щедрого?

(У скупого, ведь, согласно пословице, скупой платит дважды.)

■ Кто горит на работе?

(Пожарные.)

■   Кто от дыма питается?

(Трубочист.)

■    Кто работает со вкусом?

(Дегустаторы. Название этой профессии дословно переводится с латинского как «отведыватель».)

■    Человек, работающий с напряжением, – это ... Кто?

(Электрик.)

■    Человек, работающий с огоньком, – это… Кто?

(Пиротехник.)

■    Мастер «топорной работы» – это... Кто?

(Дровосек, лесоруб.)

■    «Профессор кислых щей» – это… Кто?

(Повар.)

■ Кто выносит сор из избы?

(Уборщица, техничка.)

■ Кто из учёных ворон считает?

(Орнитолог, специалист, изучающий птиц и их распространение.)

■ Кто дарёному коню в зубы смотрит?

(Ветеринар, коновал.)

■ Какой специалист мягко стелет?

(Горничная в гостинице, ведь одна из её обязанностей – застилать постели постояльцев.)

■ Учитель учителей – это… Кто?

(Методист – специалист по методам преподавания, обучения.)

■ Овечий телохранитель – это… Кто?

(Чабан.)

■ Как звали первую женщину-лётчицу?

(Баба-Яг.)

■ Городской «ледокол» – это… Кто?

(Дворник зимой.)

4.ПРЕЗЕНТАЦИЯ СВОЕЙ ПРОФЕССИИ (приложение презентации).

 Ребята по-разному презентовали выбранную профессию, кто на плакате, кто показал презентацию (Владимир и Антон), некоторые даже на практике показали свою профессию (спела песню - Александра желает быть актрисой; сделал кувырки, сел на шпагат  - Андрей хочет быть тренером).

5.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 На стенде  «Вести с классного часа» за неделю до проведения мероприятия поместила ребусы, загадки о профессиях (приложение № 2).

6.ПРОФЕССИИ НАШИХ РОДИТЕЛЕЙ.

Ребята оформили стенд по профориентации (фотографии своих родителей).

А в завершении нашей беседы звучит стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Все для всех».

 Ученик.    Каменщик строит жилища,

Платье - работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова.

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну а сапожник без хлеба

Много ль нашьет, натачает?

Стало быть, так и выходит,

Все, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

Итог урока.

Правильно выбрать профессию - сложный и очень ответственный шаг в жизни человека, от вашего выбора профессии зависит во многом и ваша будущая судьба.

Объявляем самых активных участников, вручаем призы и медали (приложение № 3).

Литература

1.Бендюков М. А. «Ступени карьеры: азбука профориентации» - Санкт-Петербург: Речь, 2006

2.Детский портал «Солнышко»

3. Шорыгина Т.А. “Профессии. Какие они?”. Москва 2004г.

Приложение № 1 Фотографии с классного часа

 

Фото. Конкурс «Самая, самая..»

                   

                 

  Фото. Конкурс «Найди ошибку!»       Фото. Презентация своей профессии  

                                                                             «Тренер»

Фото. Победители конкурса «Покажи профессию»

Фото. Стенд по профориентации.

Приложение № 2 Ребусы

   

 

 

 

 

Приложение № 3 (копия грамоты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по теме "В мире профессий"

Урок для учащихся 10 класса....

Сценарий профориентационной игры "В мире профессий"

Сценарий  и мультимедийная презентация профориентационной игры "В мире профессий" . Данная разработка может быть полезна всем специалистам, занимающимся профориентационной работой в учр...

Сценарий внеклассного мероприятия "В мире профессий"

Помочь обучающимся приобрести знания по основам выбора профессии...

В мире профессий. "Профессия - ветеринар"

В нашей школе каждый год проводится традиционное мероприятие - "Вечер защиты профессий". Каждый класс выбирает свою профессию, ищет материал, готовит конкурс художественной самодеятельности. В 2010 го...

Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии

Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...