Путешествие в прошлое своей семьи
классный час (8 класс) по теме

Классный час, цель которого заинтересовать обучающихся изучением истории своей семьи, привить уважение к культурным традициям семьи и страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_proshloe_svoey_semi.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Тема:  « Путешествие в прошлое своей семьи»

  Характеристика аудитории: обучающиеся 8 класса, родители обучающихся,  классный руководитель.

 Дидактические цели:  формировать компетентность обучающихся в процессе    изучения родословной , истории семьи, стимулировать их творческую    активность, воспитать чувство патриотизма.

Методические задачи:  формирование умения работать с собранным материалом,  составлять, анализировать анкеты, фотоархивы, видеоматериалы;

познакомить обучающихся с основными методами исследования;

учить представлять результаты.

Краткая аннотация проекта:

     В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 14 июня 2007 года 2008 год в Российской федерации объявлен Годом семьи.

     Чаще всего для человека понятие Родина связано с тем местом, где он родился и рос. При изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Тема проекта актуальна для учащихся среднего школьного возраста. Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной это две ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Чего нам не хватает для успешного решения проблемы?   Уменийинформации, желания. Президент России В.В. Путин в одном из своих выступлений подчеркнул: Такое знание необходимо для того, чтобы каждый гражданин России осознавал свои корни , свою причастность к истории нашей великой Родины".                                   

Ожидаемые результаты:

исследовательская работа - генеалогическая таблица или древо своей семьи, сочинения обучающихся о семье и  о Годе семьи, составление презентации о семье и её традицияхсоздание фотоальбома «История создания моей семьи»                                                     

                      

                   

   Тема: «Путешествие в прошлое своей семьи»

                                                                                               

                                                                                            Эпиграфы к занятию:

Неуважение к предкам—есть первый признак безнравственности.

                                                                                А.С. Пушкин

                      Благослови, Господь,  семью –  творения венец
                       На головеночках детей покоится земля
                       Святая Троица Земли—
                       Ребенок. Мать. Отец.
                       И человечество само
                       Не что-нибудь – семья.                          
Евгений Евтушенко

Цели:

1. Заинтересовать обучающихся изучением истории своей семьи, привить уважение к культурным традициям семьи и страны.

2. Способствовать становлению личности детей подросткового возраста с помощью изучения родословной и жизни своих предков.

3. Привести учащихся к выводу о том, что человек без этого знания подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы и им очень легко управлять.

Используемый материал, оборудование:

 “Кто мы? Откуда мы?” – родословная семей обучающихся.

Фотовыставка “История создания моей семьи».

Фонограмма “Родительский дом”.

Родословные “Древо жизни”.

Сочинения обучающихся по темам: “Моя семья”, “Кем я могу гордиться в своей семье”, «2008 год—Год семьи».

Конкурс рисунков “Моя семья”.

Презентации обучающихся «Традиции моей семьи».

Мультимедийный аппарат, компьютер, магнитофон.

Подготовительная работа:

  1. Обучающимся предлагается на досуге вместе с родителями, бабушками и дедушками полистать семейный альбом, найти фотографии своих родственников в 5-ом и далее коленах,  узнать о судьбе этих родственников и подготовить рассказ о них.
  2. По возможности принести в школу вещи, письма, семейные фотографии и реликвии.
  3. На классный час приглашаются родители обучающихся, учителя, классные руководители.

                                               

                                               

                                             Ход мероприятия

Учитель:   Здравствуйте, уважаемые родители, дети, гости и все присутствующие. Мы рады приветствовать Вас на нашем семейном празднике. У Вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте сегодня за дверями этого зала и вместе с детьми давайте постараемся отдохнуть.

Ученик: Понятна мне времен превратность,

            Не прекословлю, право, ей:

            У нас нова рожденьем знатность,

            И чем новее, тем знатней.

            Родов дряхлеющих обломок

            ( И, по несчастью, не один)

            Бояр старинных я потомок;

            Я, братцы, мелкий мещанин.

            Не торговал мой дед блинами,

            Не ваксил царских сапогов,

            Не пел с придворными дьячками,

            В князья не прыгал из хохлов

            И не был беглым он солдатом

            Австрийских пудреных дружин.

            Так мне ли быть аристократом?

            Я, слава богу, мещанин.            

                   

  Учитель: Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек. Однако все мы являемся плодами нашего родословия, и потому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.

   Откуда мы появились? Кто те люди, которые составляли нашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи – большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли мы на них? Говорили ли на том же языке, что и мы?

   

Ученик:    От прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто. Но вот беда: оно всегда рядом. Исследования доказывают, что отдаленные предки влияют на физическое развитие детей.  Выяснилось, каждое поколение вносит свой вклад в развитие ребенка, причем наиболее сильно воздействуют пятое поколение – это деды и бабки прабабок. К сожалению, теперь сведения о наших предках скупы. А в старину было не так. Прежде чем женить сыновей или выдавать дочь замуж, люди узнавали наследственность будущих родственников до пятого колена.

Учитель: В наше время во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.  Родословная – это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

   Как вы  заметили, дорогие наши гости, к этому празднику мы  тщательно готовились.  Ребята составляли родословные, писали мини-сочинения о своей семье, рисовали портрет  семьи, составили фотоальбомы  «История создания моей семьи».

   Сегодня мы вам расскажем и покажем конечный результат нашего нелегкого труда.  

   Ученик:  Работу над родословной мы начали с расспросов мам, пап, бабушек, дедушек. Пока еще живы наши старые родственники, мы попытались восстановить цепочку поколений. Ведь это пригодится и нашим детям.

            1-я страница журнала— «Мое имя: что оно означает?»

«Фамилия» - наследственное имя семьи, переходящее от родителей детям. В русском языке это слово распространилось в эпоху Петра Великого, тогда  стали называть людей по фамилии, имени, отчеству. Большинство фамилий развилось из отчеств, лишь некоторые произошли от названий места происхождения семьи. Имя лежащее в основе фамилии, как правило, является именем основателя рода.

( Учащиеся вместе с родителями рассказывают о своей родословной, откуда произошли их фамилии)

2-я страница журнала – «Сундучок семейных традиций и реликвий»

Учитель: Не малую роль в семье играют традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Все семьи разные и семейные традиции тоже. И мы сегодня узнаем, какие семейные традиции и реликвии  передаются из поколения в поколение родителей  учащихся нашего класса.

(рассказ семей о семейных традициях и реликвиях,  показ презентационного материала, составленного обучающимися)

3-я  страница журнала–«Давайте заглянем в семейный альбом»

Учитель: Семейная связь времен – это тайные нити, которые связывают сегодня со вчера, с позавчера. Вот она – наша история, наша судьба в фотографиях, именах, в любимых лицах. Если человек не любит хоть изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них в вещах, которые им принадлежали, -значит, он их не любит.

Ученик:  Льется с этих фотографий

                Океаны биографий,

                Жизнь,  в которых вся до дна

                С нашей переплетена.

 

  Учитель:  В каждом доме хранятся старые фотографии. С них на нас смотрят родные лица. Мы повторяем их черты. Мы – их продолжение.

       Уважаемые гости, участники мероприятия перед вами фотовыставка старых фотографий из семейных альбомов. И нам бы хотелось узнать, кто именно на них изображены, кто они вам и почему именно эти фотографии были выбраны вами для фотовыставки.

(рассказ ребят о фотографиях)

Ученик: Храни семейные альбомы,

               Слуг верных памяти своей!

               Благодаря им,  в нашем доме –

               Тревожный отблеск наших дней

               Со снимков бледных, пожелтевших

               Глядят на нас с тобой в упор

               Глаза родных, давно умерших,

               Но не забытых до сих пор.

Учитель: У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы не были, мы всегда помним о них, они притягивают нас своим теплом.

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И жизнь ты входишь из семьи,

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом

( Звучит песня «Родительский дом»)

 Учитель: Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова “хлеб” и “вода”. Оно с первых мгновений рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа, мама, бабушка, дедушка и др. Я расскажу вам одну легенду.

         В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?”. Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и тоже слово «понимание».

Значит семья – это не только любовь и заботы, трудности и радости, несчастья и печали, привычки и традиции, это ещё и понимание.

   Семья – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. Так будьте добрее и внимательнее к своим близким!

Ученик:

 Берегите близких. Берегите.
Жизнь, она торопится, не ждет.
На крутом изломе поддержите,
Знайте беды их наперечет.
Сохраняйте письма. Ждите в гости,
Иногда дарите им цветы.
Это очень трудно, очень просто.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Близкие от нас уходят в вечность.
Каждому свой час и свой черед.
Пусть жестокость или бессердечность
Поздним вас раскаяньем не жжет.
Вы еще успеете. Спешите
Окружить их множеством забот.
Будьте снисходительны к ошибкам,
И прощать умейте в свой черед.

Учитель: Вот и подведен итог сегодняшней встречи.  Как бы не было трудно, каким бы неустроенным и беспокойным не был бы окружающий мир, только семья способна уберечь каждого из нас от невзгод. Только нравственные устои, передающие из поколения в поколение, только забота близких делает нас чище, богаче и добрее.  

       

Конкурс «Современный классный руководитель». Кубайкина Светлана Валерьевна,  МОУ «Табар-Чирковская средняя общеобразовательная школа Апастовского муниципального района Республики Татарстан»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своя игра "Путешествие в прошлое"

Игра сделана на PowerPoint. Состоит из шести разделов "Тест", "Понятия", "Лишнее", "Крылатые выражения", "Даты", "Прозвища, псевдонимы", на которые приходится по пять вопросов с вариантами ответов. Иг...

Урок - путешествие в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины"

Интегрированный урок литературы в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины". Цель работы: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в  прошлом и почему не используютс...

"Путешествие в прошлое нашей семьи"

Воспитывать любовь и уважение к своим предкам, чувства гордости, что ты часть большой семьи. дома и внимания к старшим...

Республиканский конкурс школьных музеев. "Путешествие в прошлое", посвященное году семьи и России.8.05.2024г.

Работа посвящена  году семьи.Истории рода.Проект можно использовать на классных часах и разговорах о важном....

Республиканский конкурс школьных музеев. "Путешествие в прошлое", посвященное году семьи и России.8.05.2024г.

Исследовательский  проект ученицы позволил окунуться  в историю семьи.Это актуально, поскольку 2024 год объявлен в России ГОДОМ СЕМЬИ. В работе прослеживается история  бабушек, дедушей ...