О воспитанности
классный час (8 класс) по теме
классный час в 8 классе по программе : "Самосовершенствование личности"
В нашей повседневной жизни мы не так часто о ком-либо говорим: воспитанный человек. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармионичной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста. Опираясь на ранее усвоенные навыки культурного поведения, нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека. А это реализуется на специальных занятиях, классных часах.
Цели данного классного часа:
1. Углубить понимание учащихся о том, что значит "воспитанный" человек.
2. Сформировать положительное отношение к правилам культуры поведения.
3. Стимулировать самовоспитание и самоконтроль учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitannost.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Что значит быть воспитанным человеком.
Цель: 1. Углубить понимание учащихся о том, что значит «воспитанный человек»
2. Сформировать положительное отношение к правилам культуры поведения
3. Стимулировать самовоспитание и самоконтроль учащихся.
Оборудование: плакаты.
План.
- Образованность – воспитанность ли?
- Не уметь себя вести. Что это?
- Воспитанность в смысле человечность, интеллигентность.
- Гуманные отношения между людьми.
- Воспитанность – уважение к человеку.
- Воспитанность – умение держать себя в обществе достойно.
Воспитанный человек… если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы. К сожалению, в нашей повседневной жизни мы не так уж часто о ком-то столь лестно отзываемся. В свое время некоторые считали, что воспитанность во всем, что входит в это емкое понятие. Вроде бы пережиток. В этом слове люди крайних взглядов подозревали старомодность, и даже неискренность.
Считалось, что имеющий диплом уже сам по себе человек культурный, а значит, воспитанный. Нет! Образованность – это еще не воспитанность.
Однажды мой знакомый оказался свидетелем сцены, которая о многом заставила задуматься. В один дом приглашен на большое семейное торжество студент – очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились за стол, дожидаясь студента. Он опаздывал. Так и не дождавшись, затомившиеся гости , наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он и не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу: «Встретил знакомого и заболтался». Потом он с трудом протискивался между мебелью и, создавая неудобства гостям, обошел стол и каждому сидящему панибратски протянул руку. Выпив рюмку, студент оживился, стал говорлив и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим, старше себя, он почти не давал и рта раскрыть – говорил, говорил…
Когда вечер окончился и гости разошлись, пожилые хозяева дома сказали о студенте? (невоспитанный человек). И в дом к себе его уже не приглашали. А студент кончал последний курс университета.
Не уметь себя вести в обществе. Что это? Это значит не только быть грубым, дерзким, хулиганом. Это означает и не уметь здороваться, вести застольный разговор, правильно есть…. О таких людях говорят «невоспитанный». Что же такое воспитанность?
Толковые словари разъясняют: умение вести себя в обществе. Но это не только умение, это и желание выполнять те обязанности, которые вытекают из отношений между людьми. А главная обязанность любого человека – вести себя наиболее благоприятно по отношению к другим, к обществу.
Воспитанность - это, прежде всего, человечность. Это способность быть среди людей человеком. Простота, скромность, внимание и уважение к людям – все эти прекрасные черты свидетельствуют об огромной внутренней культуре, душевной чистоте, которые и являются основой воспитанности.
Воспитанность – это, в конечном счете, внутренняя интеллигентность. А вне - она выражается в обаянии. Мы должны быть обаятельными. Обаяние содержит в себе, прежде всего, уважение к другому человеку. А.П. Чехов писал: «Какое наслаждение уважать людей». Но чтобы испытывать это наслаждение, надо уметь уважать. Проявлять к другому доброту и сердечность, уступить в автобусе место пожилому, прийти на помощь слабому, женщине – это законы нашей нравственности. Нравственное поведение чаще происходит от недостатка воли, желания, чем от недостатка знаний…человек в общественном транспорте сплевывает на пол шелуху от семечек…начальник с высокомерием обращается к подчиненному… распаявшийся хулиган сквернословит на улице…Разве скажешь о них, что они просто не умеют себя вести, не знают, что хорошо, а что плохо? Знают! Здесь уже на лицо не невоспитанность, а обычная распущенность.
Иные любят ссылаться на недостатки своего характера. Вот, мол, вспыльчив от природы и ничего не могу с этим поделать – таким родился. Не верьте таким людям, не принимайте их аргументы всерьез. Они не состоятельны, свидетельствуют о распущенности и безответственности к самому себе.
А.П. Чехов в письме к О.Л. Книппер писал: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и прочее…,но я привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».
Подлинно воспитанный человек – это тот, кто ценит человеческое достоинство не только в себе, но и в равной степени и в других.
Однажды я прочла такой рассказ.
В Париже в Лувр по утрам приходили обездоленные и нищие, становились к отоплению, отогревались. Стояла там старушка, рядом художница работала над копией. Художница вдруг встала, принесла стул и поставила его старухе. Та низко-низко поклонилась и села. Эту сцену наблюдали мать и мальчик лет восьми. Мать что-то шепнула ему. Он подошел к художнице и сказал: «Мерси, мадам» и со счастливым лицом вернулся к матери.
Меня увлекло в этом рассказе все – и поведение художницы, и матери, и счастье мальчика от своего участия в красивом человеческом поступке, счастье от своей общности с хорошими людьми. Слабому помогли, сильный должен приходить на помощь слабому - это великодушие, это подлинное благородство, которое является основой воспитанности. Эти качества мы должны вносить в обыденную жизнь.
Жизнь дает немало поводов к раздражению по пустякам. Ничего не стоит обидеть человека в автобусной толкучке, в очереди в магазине…Если не сдержался по ничтожному поводу, задел обидным словом человека – значит, унизил не только его, но прежде всего себя самого – что-то потерял в себе, стал беднее.
Воспитанность – это умение держать себя достойно в обществе, а значит, наиболее благоприятно к другим. Бывает и так – все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались по-дружески поговорить, а разговора не получается. Говорят все разом шумно и с увлечением. К любому о своем и совсем не слушает собеседника. И вянет беседа. И уже нет того благодатного общения, которое так обогащает.
Бывает, что мы не смотрим, а навязываем свое мнение упорно, даже грубо, совершенно не интересуясь возражением. А надо выслушать, убеждая, не навязывая своего мнения. Этого требует культура взаимоотношений.
Разговаривать надо уметь. Это тоже признак воспитанности. Хорошо сказал Расул Гамзатов:
Уважай чужое мненье,
Но, достойный мудреца,
Сам высказывай сужденье.
Лишь от первого лица.
Жизнь постоянно воспитывает человека, многому учит, в том числе и подлинной культуре. Надо только захотеть у нее учиться.
Мы порой не обращаем внимания не только на то, что мы говорим, но и как говорим. Сейчас, мне кажется, пора на это обращать больше внимания. Мы торопимся, даже слов не договариваем. Не всегда умеем гордиться своим языком, а ведь язык наш удивительно красивый. К сожалению, в языке некоторой части молодежи много вульгарности, даже грубости. Власть слова огромна. А мы частенько обращаемся бестактно. «Ты» - это близость, дружба. «Вы» - отдаленность, уважение, знакомство. Это не только форма, это содержание взаимоотношений.
Итог.
Уважение к другим – это прежде всего строгость к самому себе. Скромность в поведении, простота, сдержанность в проявлении чувств на людях, терпимость к мнению собеседника, великодушие по отношению к слабостям других. Воспитанный человек приходит на встречу в точно назначенное время, скорее обратит назревающий конфликт в шутку, чем пойдет на скандал, не унизит себя и другого недоверием. В основе всех этих столь высоких моральных качеств лежит уважение к человеку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.
Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека
Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...
Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...