Классный час по теме : «Курить или жить? Выбираем сами».
классный час (8 класс) по теме

Ондар Марина Санааевна

Беседа с элементами тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurenie.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

1.Воспитание  у  учащихся ответственности за своё здоровье, устойчивого негативного отношения к курению.

2.Расширение знаний о вреде курения.

Форма: Беседа с элементами тренинга.

Информация к размышлению:

Табак приносит вред телу, разрушает  разум, отупляет целые нации.

                                       Оноре де Бальзак.


Подготовительный этап.
Классному часу предшествовал конкурс рисунков, плакатов о вреде курения, ребята оформили стенгазету по теме; индивидуальное задание-подготовка доклада по теме.

Оборудование. Плакаты с антиникотиновым содержанием, фрагменты вида фильтров, слайды о вреде курения, выставка книг по профилактике курения.

Из истории приобщения европейцев к курению (сообщение ученика)

             

                                      Ход классного часа

             I.Вступительное слово учителя.

       Учитель обращается к фактам, которые оформлены на листе ватмана, для создания эмоциональной, убедительной атмосферы разговора об опасности курения для здоровья человека, особенно для растущего организма.

♦ из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний лёгких, 75 курили;

♦ из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца,25 курили;

♦ из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;

♦ каждый 7-ой длительно курящий человек страдает эндартериитом – тяжёлым заболеванием кровеносных сосудов;

♦ если человек начал курить в 15 лет,  продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет;

♦ выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязнённость которого в 580 – 1100 раз превышает санитарные нормы;

♦ 4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними. Пассивное курение ещё опаснее.

                                                ( По материалам medhovosti. ru).    

 II. Доклад учащегося.

III. Обмен мнениями учащихся о пагубном влиянии курения на организм человека.   Вместе с тем не следует ожидать, что все учащиеся будут единодушны в осуждении курения. Выявившиеся разногласия станут хорошей основой для дискуссии. 

IV. Опыт «Курящая кукла».

Оборудование опыта:

♦ резиновая кукла среднего размера;

♦ резиновая груша;

♦ стеклянная трубочка;

♦ кусок ваты;

♦ сигарета с фильтром;

♦ спички.

         Поместите кусочек ваты в стеклянную трубочку. С одной трубочки укрепите резиновую грушу, с другой – тлеющую сигарету. С помощью груши продуйте воздух (« выкурите сигарету »). Не спешите с окончанием опыта, как эффект может быть не столь наглядным. « Выкурив» таким образом одну сигарету, обратите внимание детей, что вата изменила цвет, концу трубочки стали коричневыми. Извлеките вату из трубочки, разверните и покажите её изменившейся цвет. Акцентируйте внимание детей, что осевшие на вате (« легких» куклы) вещества – те самые токсины и яды, которые оседают в легких человека, приводя к тяжелейшим последствиям.

         Пройдите по рядам и дайте каждому понюхать вату ( это способствует усилению воздействия на учащихся ).

 V.Обсуждение вопроса, касающегося причин распространения курения среди подростков: «Почему подростки начинают курить?»

        Чтение и обсуждение отрывка из книги М.Твена «Приключения Тома Сойера».В «приключения Тома. Сойера» Марк Твен очень выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения:

        « После вкусного обеда, состоявшегося из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему научится курить. Джон ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:

        - Да это совсем легко! Знай я это , раньше, я уж давно научился бы.

        - Ия тоже, - подхватил Джо.- Плевое дело!...

        Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Пауза стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще... Несмотря на все их усилия, им заливало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».

        Учитель объяснит детям, что произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак.

        Попросите детей подумать над вопросом: « Почему подростки начинают курить ?».Возможные ответы учащихся.

V I.Парный тренинг «Убеди друга».

V I I. Мини – итоги Беседа и подведение итогов классного часа.

В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях и курортах, и на транспорте.         

- Почему же всё – таки продают сигареты в киосках?

Да потому что категорическим запретам не всегда повлияешь на заядлого курильщика. Всякого рода самоделки, суррогаты куда вреднее, чем табак, приготовленный в фабричных условиях. Просто запретить людям курить, наверное, ещё не возможно, а вот убедить бросить курить можно.

Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идёт борьба против «пассивного курения»... Сторонники же табака часто ссылаются на то, что многие выдающиеся люди, например, Дарвин, Ньютон, М.Горький, композитор С.В.Рахманинов и даже учёный – терапевт С.П.Боткин – курили. Значит, курение не мешало им достичь успехов? Хочу привести здесь некоторые высказывания известных деятелей культуры и науки. Писатель А.Дюма : «...я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твёрдо сдержал и вполне убеждён, что табак вредит мозгу так же определённо, как и алкоголь». Л.Н.Толстой, бросив курить, сказал так: «Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов подряд за работой, встаю совершенно  свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружения, тошноту, туман в голове...». Великий врач С.П.Боткин был заядлым курильщиком. Умирая, ещё сравнительно не старым (57 лет), он сказал: «Если бы я не курил, то прожил бы ещё 10 -15 лет». Сколько бы ещё он сделал бы для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от своей пагубной привычки, не смог спасти и себя.

А вот мнение величайшего шахматиста А.Алёхина: «...никотин ослабляющее действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли – способность, столь необходимую для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уверенность, выигравши матч за мировое первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку».

При первом курение першит в горле, учащенно бьётся сердце, во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связаны с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться – отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.

В заключение  формулируются главные выводы изученной темы в виде памятки

            Памятка

Мои аргументы против курения

1.Курение разрушает организм.

2.Курение приводит к неизлечимым болезням.

3.Курение снижает физическую активность.

4.Курение портит цвет кожи.

5Никотин забирает свободу, человек становится его рабом.

                                          Я выбираю жизнь!                

Дополнительный материал к классному часу

        

       

 

        

Врачи также выяснили, что числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Начиная с начала 60 –х годов XXвека, стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди ужаснулись! Оказывается: если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 года; если выкуренных 20 до 39 сигарет – на 6,2 года.  

Установили, что люди начавшие курить до 15 летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те которые начали курить после 25 лет. Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в12 – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка и в 30 раз раком лёгких.

Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.

Учёные выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза взрослого человека содержится  в одной пачке сигарет, если её выкурить сразу, а для подростков полпачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от  подряд выкуренных 2-3 сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца, и прекращалось дыхание.

Сердце у курящего человека делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. Вот почему у курящих ребят слабеет память, вот почему среди них чаще встречаются плохо успевающие.

Ученые выяснили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ среди них наиболее известен никотин: по своей ядовитости он равен синильной кислоте.

Окись углерода (угарный газ) вступает в соединение с гемоглобином, который является переносчиком кислорода. При курении происходит резкое уменьшение содержания кислорода в крови. А это очень тяжело переносит головной мозг подростка. Аммиак раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи, бронхов. Вот почему у курильщиков не редкость рыхлость дёсен, язвочки во рту, часто восполняется зев, что приводит к возникновению ангин. От длительного курения происходит сужение голосовой щели, появляется осиплость голоса.

        В последние годы учёные уделяют пристальное внимание веществам, вызывающим рак.

К ним в первую очередь, относятся  бензопирен  и радиоактивный изотоп полоний – 210.Если курильщик наберёт в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный дёготь. В нём особенно много веществ вызывающих рак. Если  ухо кролика несколько раз смазать табачным дёгтем, то у животного образуется раковая опухоль.

Трудно даже перечислить вредные вещества, содержащиеся в табаке, их ведь насчитали почти 1200!

В течение нескольких лет ученые проводили наблюдение над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. А теперь посмотрим, какими оказались сравнительные  результаты.

БОЛЕЗНИ

КУРЯЩИЕ

НЕ  КУРЯЩИЕ

1.

НЕРВНЫЕ

14%

1%

2.

ПОНИЖЕНИЕ СЛУХА

132%

1%

3.

ПЛОХАЯ ПАМЯТЬ

12%

1%

4.

ПЛОХОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ

СОСТОЯНИЕ

12%

2%

5.

ПЛОХОЕ УМСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

18%

1%

6.

НЕЧИСТОПЛОТНЫ

12%

1%

7.

ПЛОХИЕ ОТМЕТКИ

18%

3%

8.

МЕДЛЕННО СООБРАЖАЮТ

19%

3%

Оказалось также, что на организм девочки табак действует гораздо сильнее: «вянет кожа», быстрее сипнет голос.

За последние десятилетия учёные выяснили, что у людей не курящих стали обнаруживаться болезни, присущие курильщикам. Причина? Не курящие люди длительное время находились в помещении вместе с курильщиками. При курении в организм человека проникает 20 – 25 % ядовитых веществ, а 50% вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что не курящие «курят». Появился даже специальный  термин «пассивное»  курение.

Даже в США, при засилье табачной рекламы, десятки миллионов американцев бросили курить. Тоже происходит  и в Англии, Швеции и Финляндии. Норвегия твёрдо решила стать некурящей нацией к новому веку.

Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить.

        Из истории приобщения европейцев к курению

             Табак родом из Америки. Первыми европейцами, попробовавшими его в 1492 г., были матросы знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба.

             В числе подарков жители острова Гуанахани, который Колумб назвал Сан – Сальвадор, поднесли сушёные листья растения «петум». Сами они курили эти подсушённые на солнце листья, свернутые в трубочки. Жители Кубы, куда Колумб высадился 27 октября 1492 г., называли траву для курения «сигаро». И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей, как это делали островитяне, могли лишь черти, многие матросы, да и сам адмирал, втянулись в это занятие.

«Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головёшками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали её. Затем каждый делал из неё 3-4 тяжки, выпуская дым через ноздри». (Х. Колумб)

Туземцы угощали путешественников табаком, причём сначала курили сами, потом передавали трубку гостям. отказ от  «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению.

На вернувшихся в Испанию моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта и носа дым, значит, спутался с нечистой силой.

Курильщики завезли семена табака и стали его культивировать.

Распространение табака встречало в странах сильное противодействие. в Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виноватых сажали на кол. персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завёз табак в военный лагерь. Римский папа Урбан VII отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровал в стену. В Англии, в эпоху Елизаветы I, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.

           В Россию табак, по – видимому, попал в конце XYI века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьёзное наказание – от палочных ударов  и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь.

В России, во времена царствования Михаила Фёдоровича Романова, уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – обрезанием носа или ушей. После сильнейшего пожара в Москве в 1634 г., причиной которого, как стало известно, было курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

Торговля табаком и курение были разрешены в России в царствование Пётра I, который стал сам заядлым курильщиком после посещения Голландии.

 О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков мучает надсадный кашель, знали, что в накуренном помещении трудно дышать, что табак мешает умственной работе.

   Но постепенно запрет на курение отменялся в одной за другой странах. с годами к вредной привычке приобщились мужчины, женщины, молодые люди, подростки и даже дети. Возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам мужественность. Обязательно принадлежностью теле - и киногероев стала сигарета.    

        Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, что каплей чистого никотина можно убить не одну, а целых три лошади. Но курильщики только посмеивались: видно, я крепче лошади, сколько никотина потребил, а жив! Разве они не боролись против курения!

           

Обмен мнениями учащихся о пагубном влиянии курения на организм человека.

( не все учащиеся будут единодушны в осуждении курения)

        Опыт «Курящая кукла».

Оборудование опыта:

♦ резиновая кукла среднего размера;

♦ резиновая груша;

♦ стеклянная трубочка;

♦ кусок ваты;

♦ сигарета с фильтром;

♦ спички.

         Поместите кусочек ваты в стеклянную трубочку. С одной трубочки укрепите резиновую грушу, с другой – тлеющую сигарету. С помощью груши продуйте воздух (« выкурите сигарету »). Не спешите с окончанием опыта, как эффект может быть не столь наглядным. « Выкурив» таким образом одну сигарету, обратите внимание детей, что вата изменила цвет, концу трубочки стали коричневыми. Извлеките вату из трубочки, разверните и покажите её изменившейся цвет. Акцентируйте внимание детей, что осевшие на вате (« легких» куклы) вещества – те самые токсины и яды, которые оседают в легких человека, приводя к тяжелейшим последствиям.

         Пройдите по рядам и дайте каждому понюхать вату ( это способствует усилению воздействия на учащихся ).

        Обсуждение вопроса: «Почему подростки начинают курить?»

        Следующий вопрос, который учитель должен обсудить с учащимися, касается причин распространения курения среди подростков.

        Чтение и обсуждение отрывка из книги М.Твена «Приключения Тома Сойера».В «приключения Тома. Сойера» Марк Твен очень выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения:

        « После вкусного обеда, состоявшегося из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему научится курить. Джон ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:

        - Да это совсем легко! Знай я это , раньше, я уж давно научился бы.

        - Ия тоже, - подхватил Джо.- Плевое дело!...

        Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Пауза стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще... Несмотря на все их усилия, им заливало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».

        Учитель объяснит детям, что произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак.

        Попросите детей подумать над вопросом: « Почему подростки начинают курить ?»

Возможные ответы

Парный тренинг «Убеди друга».

Мини – итоги

В заключение  формулируются главные выводы изученной темы в виде памятки

Мои аргументы против курения

1.Курение разрушает организм.

2.Курение приводит к неизлечимым болезням.

3.Курение снижает физическую активность.

4.Курение портит цвет кожи.

5Никотин забирает свободу, человек становится его рабом.

                                          Я выбираю жизнь!

МБОУ Самагалтайская средняя общеобразовательная школа №1.

                

Классный час.

тема: «Курить или жить?

Выбираем сами».        

        

        

        Автор: Ондар Марина                 Санааевна,

                                                                                                                         классный

                                                                                                                     руководитель  8  класса

        

Самагалтай -2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Курить или жить"

Разработка классного часа о вреде курения "Курить или жить" составлена для учащихся 6-8 классов....

Классный час на тему "Курение или здоровье – выбирайте сами"

Классный час расчитан для детей 9 класса...

Классный час по теме: "Курить - здоровью вредить".

Формирование у детей здорового образа жизни, через негативное отношение к курению....

Классный час по теме "Курить- здоровью вредить"

Классный час по теме "Курить- здоровью вредить"...

классный час на тему "Курить или жить"

В помощь классному руководителю. Разработка классного часа на тему "Курить или жить" включает в себя сценарий классного часа, презентацию об истории и вреде табака, шуточное видео для детей о вреде ку...

Тема: «Курение или здоровье – выбирайте сами».

Курение сокращает  жизнь. Люди, выкуривающие более 10 сигарет в день, имеют продолжительность жизни на 8 лет ниже средней. Табак является одной из главных причин возникновения рака: курильщики...