Что такое "грамотное чтение"? Цикл бесед для родителей
статья по теме

Беседа вторая из цикла "Как воспитать грамотного читателя?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_2.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа 2 

«Что такое грамотное чтение»

На прошлом нашем занятии мы говорили о важности чтения. Тема сегодняшнего разговора – формирование навыков грамотного чтения, или как научить своего ребёнка грамотно читать.

Почему же наши дети плохо читают?

Навык чтения формируется и закрепляется к 10-12 годам. Однако, даже сформированный навык элементарной техники чтения не гарантирует формирование грамотного читателя.

Существует несколько уровней формирования навыка чтения.

  1. 1 уровень – элементарное чтение (техника чтения);

  1. 2 уровень – грамотное чтение вслух;

  1. 3 уровень – грамотное чтение про себя;

  1. 4 уровень – грамотный читатель.

Каждый уровень включает систему навыков, без сформированности которых ребёнок не может перейти на следующий уровень чтения.

Структура сформированности уровней чтения

  1. Уровень элементарного чтения:
  2. безошибочная дифференцировка буквенных знаков и их сочетаний;
  3. безошибочное чтение слов;
  4. понимание смысла слов;
  5. понимание связи слов в предложении и смысла предложений.

Уровень грамотного чтения вслух:

  1. понимание общего содержания текста;
  2. умение выделять главную мысль текста;
  3. понимание связанности и последовательности событий, изложенных в тексте (логика текста);
  4. умение находить заданную информацию в тексте;
  5. умение пересказывать основное содержание текста

Уровень грамотного чтения про себя:

  1. понимание общего содержания текста;
  2. умение выделять главную мысль текста;
  3. понимание связанности и последовательности событий, изложенных в тексте (логика текста);
  4. умение находить заданную информацию в тексте;
  5. умение пересказывать основное содержание текста.

Уровень грамотного читателя:

  1. понимание связи информации, интерпретация текста;
  2. рефлексия по поводу содержания текста;
  3. рефлексия по поводу формы текста;
  4. осмысление и критический анализ текста (собственные размышления).
  5. Несформированность любого компонента на начальном этапе обучения не просто тормозит формирование навыка, но нарушает механизм его реализации.

Основные причины трудностей обучения чтению на начальном этапе. 

- Экзогенные (внешние причины):

  1. экологические факторы
  2. Социокультурные условия роста и развития
  3. школьные факторы

Эндогенные (внутренние причины):

  1. неблагоприятные факторы течения беременности и родов;
  2. неблагоприятные факторы раннего развития;
  3. нарушение состояния здоровья;
  4. нарушения в развитии мозга;
  5. нарушения в развитии познавательных функций (внимания, восприятия, памяти, мышления…)

Комплексные (смешанные причины)

Все эти причины и ведут к возникновению трудностей в обучении чтению.

Кроме всех вышеназванных причин, родители очень часто сами виноваты в том, что ребёнок не хочет читать, или испытывает значительные затруднения при чтении.

В последнее время достаточно частой причиной трудностей обучения чтению стало очень раннее (до 5 лет) или сверхраннее (до 3-х лет) обучение чтению. Есть дети, которые достаточно рано (в 4-5 лет) начинают самостоятельно читать и писать печатными буквами.

Разумеется, в этих случаях целесообразно поддержать интерес ребёнка, помочь ему.

Однако, чаще всего родители сетуют на то, что «ребёнок знает все буквы, а читать не хочет».

 Это и есть главная ошибка.

Ребёнок не «не хочет», а не может ещё читать.

 Процесс чтения очень сложен, а способность различать и называть буквы – только один из элементов этой сложной деятельности.

Главная проблема сверхраннего обучения чтению – незрелость процессов организации внимания, зрительного восприятия, зрительной памяти, других когнитивных функций

Это определяет формирование «механического» чтения, при котором все внимание сосредоточено на технической стороне чтения, и навыки техники чтения не формируются.

      Исправить это почти невозможно.

Итак, что важно помнить родителям, стремящимся помочь своим детям преодолеть трудности в формировании навыков чтения?

- Проанализировать все внутренние и внешние причины, влияющие на формирование этих навыков.

- Особое внимание обратить на здоровье ребёнка и, если есть проблемы, обязательно учитывать их, не требовать с ребёнка больше, чем он в состоянии сделать, но и не допускать поблажек. Мягко, но верно вести его к достижению поставленной, пусть пока и небольшой цели.

- Работу по формированию навыков вести в системе, не допуская «передышек» ни на один день.

- Лучший ваш помощник - игра. Организовав деятельность в игровой форме, вы получите радость общения и быстрее добьётесь высоких результатов.

Предлагаю вам дидактические игры, развивающие навыки чтения. (Игры в мультимедийном варианте для установки на домашний компьютер). Их можно скопировать на CD или другой накопитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитать грамотного читателя? Цикл бесед для родителей.

Цикл бесед для родителей о формировании навыков чтения. о том, что значит "грамотное" чтение, о пользе домашнего совместного чтения вслух....

Семейное чтение вслух. Цикл бесед для родителей

Беседа третьяиз цикла "Как воспитать грамотного читателя? Чтение вслух поможет установить доверительные отношения не только с малышом,но и с подростком!...

Как выбрать книгу для ребёнка?. Цикл бесед для родителей

Ццикл "Как воспитать грамотного читателя? Консультация для родителей о выборе книги....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...