Что такое "грамотное чтение"? Цикл бесед для родителей
статья по теме
Беседа вторая из цикла "Как воспитать грамотного читателя?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_2.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа 2
«Что такое грамотное чтение»
На прошлом нашем занятии мы говорили о важности чтения. Тема сегодняшнего разговора – формирование навыков грамотного чтения, или как научить своего ребёнка грамотно читать.
Почему же наши дети плохо читают?
Навык чтения формируется и закрепляется к 10-12 годам. Однако, даже сформированный навык элементарной техники чтения не гарантирует формирование грамотного читателя.
Существует несколько уровней формирования навыка чтения.
- 1 уровень – элементарное чтение (техника чтения);
- 2 уровень – грамотное чтение вслух;
- 3 уровень – грамотное чтение про себя;
- 4 уровень – грамотный читатель.
Каждый уровень включает систему навыков, без сформированности которых ребёнок не может перейти на следующий уровень чтения.
Структура сформированности уровней чтения
- Уровень элементарного чтения:
- безошибочная дифференцировка буквенных знаков и их сочетаний;
- безошибочное чтение слов;
- понимание смысла слов;
- понимание связи слов в предложении и смысла предложений.
Уровень грамотного чтения вслух:
- понимание общего содержания текста;
- умение выделять главную мысль текста;
- понимание связанности и последовательности событий, изложенных в тексте (логика текста);
- умение находить заданную информацию в тексте;
- умение пересказывать основное содержание текста
Уровень грамотного чтения про себя:
- понимание общего содержания текста;
- умение выделять главную мысль текста;
- понимание связанности и последовательности событий, изложенных в тексте (логика текста);
- умение находить заданную информацию в тексте;
- умение пересказывать основное содержание текста.
Уровень грамотного читателя:
- понимание связи информации, интерпретация текста;
- рефлексия по поводу содержания текста;
- рефлексия по поводу формы текста;
- осмысление и критический анализ текста (собственные размышления).
- Несформированность любого компонента на начальном этапе обучения не просто тормозит формирование навыка, но нарушает механизм его реализации.
Основные причины трудностей обучения чтению на начальном этапе.
- Экзогенные (внешние причины):
- экологические факторы
- Социокультурные условия роста и развития
- школьные факторы
Эндогенные (внутренние причины):
- неблагоприятные факторы течения беременности и родов;
- неблагоприятные факторы раннего развития;
- нарушение состояния здоровья;
- нарушения в развитии мозга;
- нарушения в развитии познавательных функций (внимания, восприятия, памяти, мышления…)
Комплексные (смешанные причины)
Все эти причины и ведут к возникновению трудностей в обучении чтению.
Кроме всех вышеназванных причин, родители очень часто сами виноваты в том, что ребёнок не хочет читать, или испытывает значительные затруднения при чтении.
В последнее время достаточно частой причиной трудностей обучения чтению стало очень раннее (до 5 лет) или сверхраннее (до 3-х лет) обучение чтению. Есть дети, которые достаточно рано (в 4-5 лет) начинают самостоятельно читать и писать печатными буквами.
Разумеется, в этих случаях целесообразно поддержать интерес ребёнка, помочь ему.
Однако, чаще всего родители сетуют на то, что «ребёнок знает все буквы, а читать не хочет».
Это и есть главная ошибка.
Ребёнок не «не хочет», а не может ещё читать.
Процесс чтения очень сложен, а способность различать и называть буквы – только один из элементов этой сложной деятельности.
Главная проблема сверхраннего обучения чтению – незрелость процессов организации внимания, зрительного восприятия, зрительной памяти, других когнитивных функций
Это определяет формирование «механического» чтения, при котором все внимание сосредоточено на технической стороне чтения, и навыки техники чтения не формируются.
Исправить это почти невозможно.
Итак, что важно помнить родителям, стремящимся помочь своим детям преодолеть трудности в формировании навыков чтения?
- Проанализировать все внутренние и внешние причины, влияющие на формирование этих навыков.
- Особое внимание обратить на здоровье ребёнка и, если есть проблемы, обязательно учитывать их, не требовать с ребёнка больше, чем он в состоянии сделать, но и не допускать поблажек. Мягко, но верно вести его к достижению поставленной, пусть пока и небольшой цели.
- Работу по формированию навыков вести в системе, не допуская «передышек» ни на один день.
- Лучший ваш помощник - игра. Организовав деятельность в игровой форме, вы получите радость общения и быстрее добьётесь высоких результатов.
Предлагаю вам дидактические игры, развивающие навыки чтения. (Игры в мультимедийном варианте для установки на домашний компьютер). Их можно скопировать на CD или другой накопитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как воспитать грамотного читателя? Цикл бесед для родителей.
Цикл бесед для родителей о формировании навыков чтения. о том, что значит "грамотное" чтение, о пользе домашнего совместного чтения вслух....
Семейное чтение вслух. Цикл бесед для родителей
Беседа третьяиз цикла "Как воспитать грамотного читателя? Чтение вслух поможет установить доверительные отношения не только с малышом,но и с подростком!...
Как выбрать книгу для ребёнка?. Цикл бесед для родителей
Ццикл "Как воспитать грамотного читателя? Консультация для родителей о выборе книги....
Цикл бесед с родителями "Здоровье ребенка в наших руках". Причины, признаки и профилактика детской наркомании
Презентация к родительскому собранию....
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...