ТОК _ ШОУ Курение или здоровье – выбирайте сами
классный час (6 класс) по теме
Ругать курящего подростка практически бесполезно, поэтому прРугать курящего подростка практически бесполезно, поэтому профилактика курения должна начинаться значительно раньше – в начальной школе. Начинать профилактику курения среди школьников нужно как можно раньше – и не в виде лекций, а в формате дискуссий, ролевых игр, интерактивных бесед. Подавать информацию надо в виде конкретных примеров и максимально честно. Дети учатся на примере родителей и учителей, и курение взрослых никак не помогает им ориентироваться на здоровый образ жизни.офилактика курения должна начинаться значительно раньше – в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tok___shou_kurenie_ili_zdorove_-_vybirayte_sami.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная)общеобразовательная школа I-II вида»
Внеклассное мероприятие
ТОК - ШОУ « Курение или здоровье – выбирайте сами»
на городской конкурс методических разработок «Здоровое поколение третьего тысячелетия»
в номинации «Мероприятие, направленное на профилактику зависимых состояний, правонарушений, формированию здорового образа жизни среди несовершеннолетних и их родителей»
Автор: Куппа Татьяна Ивановна,
учитель биологии
I квалификационной категории,
Тел. дом: 44-39-77,
Тел.сот: 8-903-072-90-95,
Эл. адрес: kuppohka@mail.ru
ТОК - ШОУ «Курение или здоровье – выбирайте сами»
Цель:
- Показать учащимся пагубное воздействие никотина на организм человека,
Задачи:
- развитие у учащихся навыков совместной деятельности, коммуникативных умений;
- развитие навыков работы с дополнительной литературой, умений конспектировать, выбирать главное;
- способствовать расширению кругозора учащихся;
- развивать у учащихся навыки публичных выступлений;
- способствовать формированию творческого отношения к выполняемой работе.
Оборудование и материалы: пластиковая бутылка, сигарета, вата, спички, пластмассовая трубка, на столах, за которыми сидят «специалисты», ставятся таблички «Медики», «Историки», «Социологи», «Химик», «Ботаник», «Математики», презентация «О вреде курения»
Эпиграфы:
«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (О. де Бальзак);
«Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным» (Г. Э. Лессинг);
«Курение мужчины - беда, курение женщины - дважды беда, ибо угроза от женской сигареты двойная: и для самой матери, и для ее ребенка» Ф. Г. Углов.
«Люди курят не потому, что хотят курить, а потому, что не могут перестать»,
Форма проведения классного часа: ток-шоу.
Подготовка к классному часу: учащиеся делятся на пары, в соответствии с собственными интересами и желанием. Каждая пара получает конкретное задание. Приглашаются для участия педагоги, медицинский работник школы, родители.
Историки. Задание: в литературе найти сведения о том, как табак попал в Европу и Россию, откуда пошла привычка курить.
Социолог( один из родителей): в литературе найти сведения о причинах начала курения, о том, почему люди не бросают курить, о численности курящих мужчин и женщин в мире, о числе сумевших бросить курить и т. п.
Социологи (учащиеся). Задание: провести среди курящих опрос по следующим вопросам:
1. Пол.
2. Возраст.
3. Сколько лет курит.
4. При каких обстоятельствах впервые закурили (один, с другом, в компании)?
5. Что побудило закурить первую сигарету (любопытство, давление друзей, плохое настроение, неприятности, желание казаться взрослым, быть похожим на них и т. п.)?
6. Знаете ли вы о вреде курения? 7. Почему не бросаете курить?
Результаты опроса обобщаются и сообщаются на классном часе.
Медицинский работник школы. Задание: подготовить сообщение и сведения:
1. О механизме привыкания человека к курению.
2. О заболеваниях, связанных с курением, и повышенной смертности курильщиков.
3. О влиянии курения на женский организм.
4. О влиянии табачного дыма и никотина на детей.
5. 0 способах избавления от курения.
Химик (учитель биологии). Задание: подготовить информацию о вредных и ядовитых веществах, на ходящихся в табачном дыме.
Готовит и проводит опыт, де монстрирующий содержание вредных веществ в табаке.
Ботаник (учащийся). Задание: подготовить информацию о растении табаке, его культивирова нии, применении.
Ход классного часа
Ведущий (учащийся):
- Здравствуйте! Мы начинаем ток-шоу! Сегодня в нашей беседе участвуют специалисты в области истории, социологии, биологии, медицины, химии, метематики и, конечно, вы, наши зрители. От вашей активности зависит, будет ли наше ток-шоу интересным, проблемным, захватывающим. Прежде чем объявить тему ток-шоу, давайте прослушаем фонограмму.
Звучат отрывки из песен о курении в исполнении Земфиры, групп «Кино», «Нэнси», «Иванушки интернешнл» и другие.
Ведущий.
- Это лишь небольшая часть песен о курении. Именно об этом социальном явлении мы будем говорить сегодня. Курение прочно вошло не только в наш быт, но и в культуру. А ведь были времена, когда курение считалось несовместимым с обликом цивилизованного человека. Откуда же пришла к нам эта пагубная привычка? Я передаю микрофон историкам.
Историки.
- До конца XV века это растение не было известно никому, кроме коренных жителей американского континента. Археологические раскопки показали, что 4000 лет назад, а возможно, и раньше, североамериканские индейцы уже употребляли табак. В древних цивилизациях табачному дыму приписывались магические, целебные свойства. Но курение или вдыхание дыма было связано в основном с религиозными ритуалами. Слово "табак", вероятно, происходит от названия острова Тобаго. Согласно свидетельствам испанских матросов, прибывших 15 октября 1492 года с экспедицией Колумба к берегам теперешней Центральной Америки, словом "tobaco" у местных жителей назывались большие скрученные листья, предназначенные для ритуального курения. Впоследствии испанцы и португальцы завезли листья и семена табака в Европу, и несмотря на запреты Инквизиции, европейцы тоже начали культивировать табак. Первыми распространителями табака были матросы, торговцы, монахи и политические деятели. Посол Франции при португальском дворе Жан Нико (Jean Nicot) в 1560-м году отправил немного табака королеве Екатерине Медичи, рекомендовав его как средство от мигрени. Вскоре после этого мода на нюхательный табак распространилась по всей Франции. В честь Нико растение впоследствии получило латинское название Nicotiana, а выделенный из него в начале XIX века алкалоид, соответственно, "никотин".
Со второй половины XVI века табак стал быстро набирать популярность как лекарственное растение. Табак нюхали, курили через трубки, жевали, смешивали с различными веществами и употребляли для лечения простуды, головной и зубной боли, кожных и инфекционных заболеваний.
В начале XVII века на территории современной Америки, в основном в английских колониях, возникли и другие табачные плантации.
В Россию табак попал в начале XVII века, курение табака и его нюхание жестоко преследовалось и наказывалось. В 1698 году Петр I снял запрет на курение. С тех пор курение стало быстро распространяться среди широких слоев населения.
Ведущий.
- Спасибо. Трубки, сигары, папиросы, сигареты... Все мы видели не раз эти предметы, но вряд ли задумывались о том, что у них внутри. О том, чем набита сигарета, мы попросили рассказать ботаника.
Ботаник.
- Табак – это однолетнее травянистое растение семейства паслёновых, высушенные листья которого после специальной обработки измельчают и используют для курения. Главная особенность табака, которая отличает его от других растений семейства паслёновых- содержание никотина. Этот род включает 66 видов, 45 из них произрастает в Америке, а 21 вид - в Австралии и Полинезии. Обычно это однолетние травы, реже многолетние, имеющие трубчатые или колокольчатые цветки, которые опыляются насекомыми и колибри. Листья у табака цельные, очередные. Плод - коробочка с многочисленными мелкими семенами, в 1 г содержится 10 тысяч семян. Растение имеет неприятный, тяжелый запах. Многие виды содержат никотин и другие ядовитые алкалоиды. В странах, где табак растет в диком виде, часто наблюдаются отравления домашних животных листьями и побегами табака. В культуре чаще встречаются табак настоящий и махорка. Сначала завезенный в Европу табак выращивали как декоративное и лекарственное растение. Сейчас табак выращивают более 120 стран мира, ежегодное мировое производство табака составляет более 6 миллионов тонн. Из семян в парниках выращивают рассаду, затем ее переносят в открытый грунт. Листья собирают вручную, нанизывают их на шнуры и подвешивают в сушильных сараях на несколько дней для томления. За это время листья желтеют и приобретают характерный запах. Затем их сушат и измельчают. В северный районах России выращивают махорку, из ее ли стьев выделяют лимонную кислоту, витамин РР, никотин-сульфат, который используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
Ведущий.
- Человек - существо любознательное, его тянет к новым ощущениям. В связи с этим у меня вопрос к аудитории: кто из вас хоть один раз в жизни пробовал курить? Вы можете вспомнить свои первые ощущения от курения? После этого вы пробовали еще раз курить? Зачем? Почему неприятные ощущения вас не оттолкнули?
Весьма осведомленный во всем Мефистотель заявил Фаусту по поводу табака: «Полезная травка, не лопух какой-нибудь. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы». Почему так происходит, почему возникает привы кание к табаку? С этим вопросом мы обращаемся к медикам.
Медицинский работник школы.
- Составные части табачного дыма всасываются в кровь и через 2-3 минуты достигают клеток головного мозга. Ненадолго эти вещества повышают активность клеток мозга, это состояние воспринимается курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения. Однако это состояние скоро проходит, и, чтобы его снова ощутить, человек тянется за новой сигаретой. Постепенно никотин встраивается в процесс обмена веществ, и человеку его постоянно не хватает. Привыкание к табаку формируется от нескольких недель до 10 лет в зависимости от особенностей организма и интенсивности курения. Чаще всего табакозависимость устанавливается за год. У человека, привыкшего к курению, в случае резкого прекращения курения наблюдается абстинентный синдром (ломка), который выражается в головной боли, колебании артериального давления, болях в области сердца, желудка, могут наблюдаться кишечные расстройства, повышенная потливость, слабость, вялость, нервозность, подавленность.
Никотин может привести к следующим заболеваниям:
-Рак
-Эмфизема
-Инсульт
-Сердечно – сосудистые заболевания,
Многие из этих заболеваний вызваны химическими веществами, содержащимися в сигаретном дыме . Курящие женщины чаще сталкиваются с такими проблемами, как бесплодие, осложнения беременности и родов. Если женщина курит в первые дни после зачатия, то прежде всего, страдает центральная нервная система ребенка, так как она закладывается именно в это время. Курение во время беременности увеличивается риск рождения ребенка с низкой массой тела и, соответственно, со слабым здоровьем, что в дальнейшем может отрицательно повлиять на его развитие. Следствием курения во время беременности может стать диабет или ожирение ее будущего ребенка.
Ведущий.
- Так забава, шалость превращаются в привычку. Мне бы хотелось услышать мнение аудитории вот по какому вопросу: почему люди начинают курить? А что на это скажут социологи?
Социолог.
- Известно, что в мире систематически курит 60% мужчин и 20% женщин. Из систематически курящих мужчин 16,9% начали курить в 8-9 лет. Большинство подростков начинают курить под влиянием товарищей в компании (27%), из любопытства (40%), в подражание взрослым (17%). Показательно, что 85% курящих подростков - из семей, где хотя бы один родитель курит, остальные 15% - из некурящих семей. Среди девушек причины курения такие: желание привлечь к себе внимание, вы глядеть модно, современно, эффектно, казаться окружающим независимой, уверенной в себе. Еще в начале XX века курящая женщина была редкостью, сейчас среди 17-18-летних курящих девушек столько же, сколько курящих парней. Интересно, что большинство школьников в состоянии назвать причину, по которой они начали курить, но среди студентов многие не смогли вспомнить причину, ответили, что курят по привычке. Итак, мы видим, что следование моде, примеру товарищей в курении перерастает в привычку, от которой трудно избавиться. Установлено, что 80% закуривших детей не бросают этой привычки, а если подросток выкурил 2 сигаре ты, то в 70% случаев он будет курить систематически.
Ведущий.
- У меня опять вопрос к зрителям: почему люди не бросают курить, даже зная о негативных последствиях? А какие сведения на этот счет у социологов?
Социолог.
- Примерно 65% курильщиков хотят бросить курить, но 80% из них не могут сделать этого самостоятельно. Некоторые не пытаются бросить курение, так как считают, что это не вредит их здоровью, а наоборот, помогает успокоиться, сосредоточиться, снять напряжение. Примерно 20% молодых людей не знают о негативных последствиях длительного курения. Часть курильщиков считают, что действие табака избира тельно и на них он не действует.
Ведущий.
- Огромное число людей на Земле курит и продолжает, жить. Так ли опасно курение для нашего организма? С этим вопросом я обращаюсь к химику.
Химик.
- В момент затяжки на кончике сигареты развивается темпера тура 600-900 °С. При этом происходит сухая перегонка табака, при которой образуется около 6000 веществ, из которых 120 ядовиты. 28,7% общей токсичности приходится на никотин. При медленном курении в дым переходит 20% никотина, при быстром - 40%. Никотин всасывается слизистыми оболочками и разносится по всему организму в течение 21-23 секунд. Обезвреживается никотин в почках и печени. Смертельная доза никотина для человека 2-4 капли, однако внутривенно достаточно ввести никотин из 1 сигареты, чтобы вызвать смерть человека. За 30 лет курильщик поглоща ет 800 г - 1 кг никотина. Кроме никотина в табачном дыме содержатся аммиак, угарный газ, синильная кислота, сероводород, радиоактивные изотопы калия, мышьяка, свинца, висмута, полония.
Всем предлагается поучаствовать в эксперименте «Легкие курильщика». Для этого каждой группе выдается «курильщик», который делается заранее. Для его приготовления понадобятся пластиковая бутылка, сигарета, вата, спички, пластмассовая трубка. В крышке бутылки делается отверстие для трубки, в один конец трубки вставляется сигарета, в другой – ватный шарик. Дети поджигают сигарету и при помощи бутылки имитируют вдох и выдох с зажженной сигаретой. Спустя некоторое время участники рассматривают ватный шарик и делают вывод о том, что имеет курильщик в своих легких. Запах, который наполняет комнату, достаточно тяжелый, поэтому после окончания эксперимента нужно хорошо проветрить помещение. Кроме того, тех, кто возьмется проводить подобный эксперимент, хочется предупредить: прежде чем предложить его детям, поэкспериментируйте сами. Дело в том, что вата темнеет и желтеет не сразу, а на классном часе времени на этот опыт у вас будет мало. Поэтому заранее побеспокойтесь о «легких» курильщика, иначе опыт просто не удастся. Если эксперимент получится, то он произведет должный эффект и вы услышите ожидаемые выводы.
Параллельно демонстрируется слайд: влияние вредных веществ, содержащихся в табаке, на разные органы человека.
Учащийся:
Стихотворение о вреде курения.
Какой неприглядный курильщика вид:
Серость лица, голос хрипит
Запах какой изо рта неприятный,
Одышка тяжелая – в общем, понятно,
Что это последствия сигареты.
Но если бы только внешность страдала!
Нет, никотину этого мало –
Он убивает людей изнутри:
Легкие, сердце, печень болит.
Плевриты, язва, стенокардия,
Инфаркты, раки, амблиопия,
Атеросклерозы и спазмы сосудов,
Вы догадались, болезни откуда?
Но даже и тот, кто не курит совсем,
Тоже имеет массу проблем!
Пассивный курильщик не меньше страдает
Он никотина больше вдыхает.
Ведущий.
- Впечатляет. А что на этот счет скажут математики?
Математики:
- Подсчитано, что каждый из нас выкуривает за год 1,55 кг табака. Если я не курю, то тот, кто рядом выкуривает 3,1 кг; а если и он не курит, то тот, следующий выкуривает 4,5 кг, а то и 6 кг табака. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 мин. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. 13 секунд (звук метронома). За год – это 2,5 млн. человек. Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Поистине астрономические цифры. Общая масса окурков – 2 520 000 тонн.
Ведущий:
- Да! Страшные цифры услышали мы от математиков.
Ведущий:
- А сейчас проведём игру “Собери и прочитай пословицу”.
Пословицы.
- Курильщик – сам себе могильщик.
- Табак и верзилу седеет в могилу.
- Табак – забава для дураков.
- Курить – здоровью вредить.
- Когда появляется табак, удаляется мудрость.
- Поздоровавшись с сигаретой, попрощайся с умом.
Ведущий:
- Итак:
1. Какой вред здоровью может принести сигарета?
2. Какие вредные вещества в сигарете?
3. Помогают ли фильтры избежать вредных воздействий?
4. Как вы поясните поговорку “Капля никотина убивает лошадь!”.
5. Как ведется борьба с курением в других странах? У нас в стране? В школе?
Борьба с курением.
Англия – вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате.
Дания – запрещено курить в общественных местах.
Сингапур – курение – 500 долларов штраф. Нет рекламы на табачные изделия.
Финляндия – врачи установили 1 день - 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет.
Япония г. Ваки – решение: 3 дня в месяц без курения.
Франция – После антитабачной кампании число курильщиков сократилось более, чем на 2 млн. человек.
Ведущий:
- Последний вопрос к залу. После всего услышанного и увиденного здесь необходимо принять верное решение. Курить или не курить? Необходимо активно вести антиникотиновую пропаганду среди друзей, никогда не прикасаться к сигарете и вести здоровый образ жизни. Что бы вы пожелали курящему человеку?
- Спасибо всем за активное участие в нашем ток-шоу и желаем вам здоровья. На память о нашей встрече мы хотим подарить вам брошюры.
ЛИТЕРАТУРА:
- ВШ 4-89 Углов Ф. “Открытое письмо курящей девушке” с. 98
- Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М., П., 1986 г
- ВШ 3-98 Амосов Н. Здоровый образ жизни, с. 73
- ВШ 5-90 Бойко А. “Как избавиться от курения”, с. 72
- Лисицын Ю.П. Когда привычка приводит к болезни. Факультет здоровье. 10-86 г.
- Шицкова А.П. Здоровье здоровых (Факультет здоровье, №3-87г) с. 44
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТОК _ ШОУ Курение или здоровье – выбирайте сами
Ругать курящего подростка практически бесполезно, поэтому профилактика курения должна начинаться значительно раньше – в начальной школе. Начинать профилактику курения среди школьников нужно...
ТОК _ ШОУ Курение или здоровье – выбирайте сами
Ругать курящего подростка практически бесполезно, поэтому профилактика курения должна начинаться значительно раньше – в начальной школе. Начинать профилактику курения среди школьников нужно...
КУРЕНИЕ ИЛИ ЗДОРОВЬЕ – ВЫБИРАЙТЕ САМИ! (музыкальная беседа-обозрение)
Цель:показать на материале представления, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана; какие заболевания могут быть у детей, рожденных от отц...
Устный журнал "Курение или здоровье - выбирайте сами"
Классный час в форме устного журнала. Проводится с целью способствовать воспитанию активной жизненной позиции, негативного отношения к курению, а также формированию положительных привычек....
Курение или здоровье - выбирайте сами
"Курение или здоровье – выбирайте сами"Цели:1. Показать учащимся, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека.2. Выяснить, почему люди начинают курить.3. Сформировать оптималь...
Классный час "Курение или здоровье - выбирайте сами"
Данная разработка содержит очень интересный материал, который пригодится вам в работе....
Курение или здоровье - выбирайте сами, "Я выбираю жизнь"(профилактика подростковой наркомании)
Классный час -конференция....