Конфликты
материал (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА НА ТЕМУ:
«КОНФЛИКТЫ – НЕИЗБЕЖНОСТЬ ИЛИ...»
Все мы разные – у каждого из нас свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих нас людей могут не совпадать. И именно это становится причиной, приводящей к конфликтам. С этой точки зрения конфликты неизбежны и полезны! Ведь благодаря им выявляются противоречия, которые мешают развитию отношений. А вот будут ли они разрешены в ходе конфликта или, наоборот, будут усугубляться, зависит от поведения участников конфликта.
Можно ли превратить конфликт из деструктивной, разрушающей ссоры в конструктивный диалог? Какие стратегии поведения в конфликтной ситуации существуют и в чем их сильные и слабые стороны?
Давайте обсудим варианты поведения в конфликтных ситуациях, приведенные ниже.
Вспомним и вместе проанализируем конфликтные ситуации, происходившие в классе. Какую стратегию поведения избирали конфликтующие стороны? Насколько эффективным был их выбор?
Соперничество. Ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, считая невозможным ни в чем уступить своему сопернику. Такая тактика оправдана, когда вопрос идет о действительно очень важных, значимых для тебя вещах и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство или достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье и т. д. Постоянная же приверженность такой тактике может обеспечить тебе репутацию скандалиста и неприятного человека.
Избегание. Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, все прекрасно. Надо сказать, что такая тактика требует порой недюжинной выдержки. Однако ею стоит воспользоваться в том случае, если предмет спора не имеет для тебя особого значения (согласись, вряд ли стоит доводить дело до конфликта, если твой друг утверждает, что Бред Пит – актер всех времен и народов, а тебе он не так уж и нравится), если ситуация может разрешиться сама собой («вот приедет барин, барин нас рассудит» – предположим, вы спорите по поводу авторства известной рок-оперы. Выход прост – прекратить напрасные трения и обратиться за помощью к авторитетному для вас обоих человеку), если в настоящий момент конфликт невозможно разрешить, но в будущем эти условия могут появиться (тебя ужасно раздражает брат твоего друга, приехавший к нему в гости, но стоит ли конфликтовать с ним – ведь он приехал на время).
А вот постоянно использовать тактику избегания не стоит. Во-первых, это немалая нагрузка для твоего психоэмоционального состояния – попытка загонять эмоции внутрь может весьма негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если ты будешь делать вид, что все прекрасно, ты сохраняешь конфликтную ситуацию на неопределенно длительный период, не пытаешься ее разрешить.
Сотрудничество. Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений. Например, ты предлагаешь встретить Новый год на даче, а твой друг против. Но попробуй внимательно прислушаться к возражениям друга. Что именно вызывает у него сомнения: трудности, которые могут возникнуть при приготовлении пищи, проблемы, связанные с отоплением комнаты, получением согласия от родителей и т. д.? Ведь все это слабые стороны твоего плана, которые могут серьезно испортить замечательный праздник. Если вы вместе обдумаете, как именно их можно преодолеть, наверняка конфликт будет исчерпан.
Кстати, сотрудничать можно и нужно не только с друзьями, но даже с теми, кого сложно считать доброжелателями.
Как ты думаешь, почему Б. Шоу говорил: «Наши враги даже не подозревают, какую услугу оказывают нам, ругая. Они, как охотничьи собаки, идут по следу и выискивают наши промахи и ошибки»?
Приспособление. Этот вариант поведения предполагает, что одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву другому человеку. Вот еще, можешь ты возразить, с какой стати мне уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный. Требуются примеры? Пожалуйста! Твоя бабушка терпеть не может рок-музыку и считает ее кошмарной. Стоит ли пытаться переубедить ее и конфликтовать? Понятно, что нет, зачем заставлять нервничать дорогого, любящего тебя человека (кто, как не бабушка, может так успокоить и приласкать)? Попробуй уступить, включая музыку тогда, когда бабушки нет дома (понятно, что это не очень удобно, но здоровье и спокойствие родного человека дороже).
Милиционер на улице требует, чтобы ты открыл сумку и показал, что находится в ней. Ты считаешь такое требование унизительным для себя ведь ничего плохого ты не совершил. Но твои возражения и возмущение ни к чему не приведут и только лишь усугубят ситуацию.
Компромисс. Этот вариант поведения предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Так, ты договариваешься с родителями, что можешь приходить домой поздно вечером при условии, что заранее готовишь домашнее задание и не оставляешь его на потом. Вместе с сестрой вы решаете, что по очереди будете пользоваться видеокамерой, заранее предупреждая друг друга о сроках, когда камера будет занята. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности – само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие.
Но сколь разнообразны ни были бы стратегии поведения в конфликтной ситуации, важным, непременным условием для ее конструктивного разрешения является умение понять своего оппонента, посмотреть на ситуацию его глазами. Конечно, задача эта не из легких и требует от каждого из нас мудрости и терпения. А как решается эта задача в вашем классе? Удается ли вам шагнуть навстречу друг другу в споре?
Игры, которые приведены ниже, помогут вам легче достигать взаимопонимания.
Игра «Скульптура»
Цель игры: помочь конфликтующим одноклассникам найти общую точку зрения.
Участники игры садятся в круг. Вызывается желающий выполнить роль скульптора. Ему сообщается, что сейчас он сможет попытаться изменить отношения, которые его не устраивают. «Скульптор» выбирает человека, отношения с которым его не устраивают (частые конфликты, нет взаимопонимания и т. д.).
«Скульптор» должен создать композицию, которая бы отражала суть конфликта с партнером и показывала особенности их взаимоотношений, поведения. Для этого вначале он «лепит» фигуру своего партнера – придает определенное положение рукам, ногам, голове и т. д. Партнер при этом абсолютно пассивен. Затем «скульптор» сам становится в нужную, с его точки зрения, позу. «Скульптура» готова.
Участникам «скульптурной группы» нужно ответить на следующие вопросы:
- Какое название, по мнению «скульптора», подходит для «скульптуры»?
- Какое название предложил бы для «скульптуры» его партнер?
- Что испытывал «скульптор», когда создавал «скульптуру»?
- Что испытывал партнер, когда из него «лепили» «скульптуру»?
А теперь всем остальным участникам игры необходимо включиться в обсуждение и ответить на вопросы:
- Могли бы вы предложить свои названия для «скульптурной группы»?
- Совпали ли названия, предложенные «скульптором», его партнером и всеми остальными участниками? В чем причина расхождений?
- Была бы создана «скульптура», если бы партнер постоянно сопротивлялся «скульптору»?
- Смогут ли партнер и «скульптор» конструктивно сотрудничать в дальнейшем?
Попробуйте сформулировать правила конструктивного сотрудничества. Что нужно делать, чтобы избежать конфликта? Например: Готовность понять желания другого. Готовность сдерживать свои негативные чувства.
А что еще вы могли бы предложить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...
Методический семинар для педагогов "Конфликт. Способы решения конфликтов"
Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом снами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе обычно легко разрушаются человече...
Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)
Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"
Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...
«Что такое конфликт? Начало конфликта. Стили входа в конфликт»
по программе «профилактика асоциального поведения» (7кл.) Цель урока: помочь подросткам увидеть роль конфликтов в жизни человека.Задачи:Образовательные:формирование ...