родительское собрание
методическая разработка по классному руководству (9 класс) по теме

Ольга Анатольевна Степанова

разработки родительских собраний в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Dokument_roditelskie_sobraniya.zip30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тематика родительских собраний в 9-м классе

В девятом классе классный руководитель должен посвятить родительские собрания проблемам нравственности учащихся, их ответственности за порученное дело, за свои поступки. Классный руководитель должен показать значение нравственных и безнравственных поступков взрослых для становления нравственности подростков.

Помимо проблем нравственности, необходимо обратить внимание на взаимоотношения учащихся друг с другом, на значимость дружбы в жизни взрослых и детей. Родителям необходимо понять с помощью родительских собрании, что от их поведения в каждодневной жизни зависит принятие ребенка и в классном коллективе, и в коллективе его ближайших друзей.

Родительские собрания поднимают вопросы умения учащихся- девятиклассников сказать "нет" плохим привычкам и поступкам. В девятом классе впервые достаточно серьезно встает проблема первоначального выбора профессии. С помощью родителей классный руководитель подводит первые итоги определения интересов учащихся к той или иной профессии, определяет приоритеты учащихся и родителей в выборе профессии.

Собрание 1
Тема собрания: Как научиться быть ответственным за свои поступки 


"Уроки этики поведения дпя детей и взрослых. Этика - это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему."
А. Швейцер

"Резкость, грубость, неотесанность - это пороки, от которых иной раз не свободны даже умные люди."
Ж Пабрюйер

"Вежливость порождает и вызывает вежливость."
Э. Роттердамский

Задачи собрания:
1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.
2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в девятом классе.

Форма проведения собрания: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения: 
1. Что значит быть культурным человеком? Критерии культуры личности.
2. Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей с 5-го по 9-й класс.

Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
2. Подбор ситуаций для дискуссии.
3. Подготовка устного журнала учащихся на тему "Изнанка жизни в нашем классе".
4. Подготовка памятки для родителей.

Анкетирование учащихся #1 
Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком "+", те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком " - "

~ громко кричать;
~ драться;
~ перебивать в разговоре другого человека;
~ списывать из чужой тетради во время контрольной;
~ задавать неуместные вопросы;
~ свистеть;
~ ругаться;
~ жадничать;
~ сплетничать;
~ ябедничать;
~ врать;
~ навязываться в друзья;
~ проявлять подлость;
~ заниматься вымогательством;
~ не обращать внимания, если над кем-то издеваются;
~ молчать, если кто-то совершил подлость или преступление;
~ приставать к людям с расспросами, проявлять неуместное любопытство;
~ завидовать кому-то;
~ жаловаться на кого бы то ни было;
~ быть равнодушным к чужой беде.

Анкетирование учащихся #2
Продолжи предложения:
1. Добрый человек - это тот, который
2. Злой человек - это тот, который
3. Честный человек - это тот, который
4. Правдивый человек - это тот, который
5. Жестокий человек - это тот, который
6. Грубый человек - это тот, который
7. Подлый человек - это тот, который
8. Преступник - это тот, который
9. Вежливый человек - это тот, который
10. Эгоист - это тот, который

Анкетирование учащихся #3 
Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся. Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа, эгоист, подлиза, подхалим, вымогатель, нахал, притвора, жестокий, безразличный ко всему происходящему, мстительный.

Анкетирование родителей. 
Из приведенных ниже слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка. Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, агрессивный эгоистичный, безответственный.

Ситуации для дискуссии 
Ситуация 1 
Всем классом учащиеся выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свои запасы. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали есть вдвоем. На приглашение учителя и ребят принять участие в общей трапезе ответили отказом...

Ситуация 2 
На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал через плечо в тетрадь своего соседа. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика. Результатом контрольной работы стала «двойка». Ученик же, у которого мальчик списывал, получил «пять». Подросток, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки...

Ситуация 3 
На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Сын начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына...

Ситуация 4 
Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы...

Ситуация 5 
Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка... Устный журнал учащихся. Тема: "Изнанка жизни в нашем классе" Учащиеся оформляют газету на тему "Что такое хорошо и что такое плохо". Материалы берут из окружающей жизни и из жизни класса. Это необходимо, так как класс готовится в конце года сдавать свои первые зкзамены.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей 
1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
4, Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек — это человек, который умеет хорошо вести себя. Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? Образованность сама по себе не предопределяет воспитанность, хотя и создает для нее благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим, людям и к самому себе начинается в детстве.

Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д.

Этим вопросам были посвящены классные часы и часы общения в нашем классе. Сейчас мы вам напомним об этом, начиная с пятого класса. Ребята показывают страницы устного журнала родителям по годам. Но к проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь. Какие качества характера присущи культурному человеку? Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли? Давайте обратимся к анализу анкет детей и родителей.

Анализ анкетирования
Обсуждение с родителями детских самохарактеристик и характеристик, которые дали своим детям родители. Классный руководитель говорит родителям о том, что эти характеристики лягут в основу характеристик для рекомендаций к поступлению учащихся в средние специальные учебные заведения, в качестве характеристик для первых призывных комиссий.

Классный руководитель обсуждает с родителями причины нравственных проступков учащихся, дает рекомендации, как построить взаимоотношения с подростком, которому предстоят первые экзаменационные испытания.

Дискуссия по ситуациям, приведенным классным руководителем. Работа с памяткой для родителей и обсуждение ее.

Литература по теме собрания
1. Коломинский Я. Л. Мы живем среди людей. М.,1989.
2. Большой психологический словарь. М., 2001.
3. Беседы о нравственности. Сборник статей. М., 1996.

Собрание 2
Тема собрания: Поговорим о дружбе. 

"Друзья познаются в беде, настоящие друзья - в радости"
Народная мудрость

"Дружба - это созвучие душ в соединенности судеб"
Мудрость Востока

Задачи собрания: 
1. Формировать у родителей понимание значения дружбы в жизни ребенка.
2. Способствовать формированию у родителей интереса к делам класса и взаимоотношениям в коллективе учащихся.

Форма проведения собрания: костер дружбы.

Это родительское собрание уместно приурочить к весенним каникулам, когда ребята и их родители могут выехать на природу. Заранее готовится поляна и место для костра. Поляну можно украсить разноцветными флажками, которые учащиеся могут изготовить из цветной бумаги. На флажках пишутся различные пожелания своим друзьям. В конце встречи можно предложить подарить флажки с пожеланиями одноклассникам. Если возможности встретиться всем вместе на природе нет, можно проводить это собрание в классе или в актовом зале школы. А вот форму проведения собрания нужно сохранить. Для этого на сцене создается имитируемый костер, и все усаживаются по кругу.

Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование детей и родителей.
2. Подготовка выставки сочинений "Мой друг" или конкурса рассказов.
3. Подготовка ребятами сюрпризов для друзей.
4. Проведение конкурса пословиц и поговорок о дружбе.
5. Подготовка учащимися фотоколлажа "Кладовая дружбы".
6. Сценарий собрания.

Анкетирование учащихся #1 
1. Есть ли у тебя друзья?
2. Кого ты считаешь своим лучшим другом?
3. Почему ты считаешь этого человека своим лучшим другом?
4. Знают ли твои родители, кто твой лучший друг?
5. Знакомы ли они с ним?
6. Бывает ли твой друг у тебя дома?
7. Как часто вы с ним видитесь?
8. Как относятся твои родители к вашим встречам?
9. Есть ли хорошие друзья у твоих родителей?
10. Знаком ли ты с ними?
11. Какое мнение у тебя о них?

Анкетирование учащихся #2 
Продолжи предложение:
1.. Друг — это тот, кто
2. Лучший друг — это тот, кто
3. Я переживаю, когда мой друг
4. Я радуюсь, когда, мой друг
5. Мне приятно, когда мой друг
6. Мне неприятно, когда мой друг
7. Мне хотелось бы, чтобы мой друг
8. Мне не хотелось бы, чтобы мой друг
9. Когда я вырасту, я хочу, чтобы мой друг
10. Когда я вырасту, я не хочу, чтобы мой друг

Анкетирование родителей #1
1. Знаете ли вы друзей своего сына или дочери?
2. Как давно они дружат?
3. Довольны ли вы этой дружбой?
4. Считаете ли вы эту дружбу равноправной?
5. Бывает ли друг вашего ребенка у вас дома?
6. Как вы к этому относитесь?
7. Знаком ли ваш ребенок с вашими друзьями?
8. Как он к ним относится?
9. Что бы вы хотели изменить в общении вашего ребенка с его друзьями?

Анкетирование родителей #2 
Продолжите предложения:
1. Мы знаем, что друзья нашего ребенка - это
2. Если друзья нашего ребенка приходят к нам в дом, то
3. Если наш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы
4. Если наш ребенок приглашает своего друга с нами провести время, то мы
5. Если нам не нравится друг нашего ребенка, то мы

Выставка сочинений "Мой друг" или конкурс рассказов учащихся "История нашей дружбы" В классе проводится конкурс сочинений и рассказов о дружбе ребят. Все работы ребят оформляются в большую книгу под названием "Невыдуманные истории о дружбе". Эта книга издается, и на встрече все ребята, написавшие свои работы, получают эту книгу в подарок.

Подготовка сюрпризов "Подарок другу" Ребята готовят сюрпризы своим друзьям, они учитывают их интересы, желания, увлечения. Конкурс пословиц и поговорок о дружбе. Подведение итогов К собранию ребята готовят пословицы и поговорки о дружбе. Они ищут их в словарях, книгах. Собранные материалы останутся школе как методическое пособие для работы учителя.

"Кладовая дружбы". Фотоколлаж ребят, рассказывающий о друзьях их семьи Ребята готовят фотоколлаж, рассказывающий о друзьях родителей, о друзьях своей семьи.

Сценарий проведения собрания
Пока все рассаживаются, звучит песня "О дружбе" ("Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...").

Вступительное слово классного руководителя "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Как здорово, что все мы опять собрались вместе - мамы и папы, девочки и мальчики.

Тема нашего разговора сегодня о дружбе. А что значит слово "дружба"? (Ребята приводят свои объяснения.) Затем классный руководитель предлагает вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

Вопрос учащимся: А что объединяет все пословицы и поговорки о дружбе?
Ребята отвечают: умение быть нужным, полезным, бескорыстным и т.д.
Звучит песня В. Высоцкого из кинофильма "Вертикаль".
Вопрос учащимся: Кого можно называть своим другом?
Дети приводят аргументы и зачитывают свои сочинения о друзьях.
Классный руководитель продолжает выступление и зачитывает мнения ребят о дружбе (по материалам анкетирования).
Вопрос учащимся: А у вашей семьи, ваших родителей много друзей?
Ребята отвечают на поставленный вопрос и делают это с помощью своих коллажей.
Вопрос учащимся: Почему народная мудрость гласит: "Друг познается в беде, лучший друг — в радости"?
Мнение высказывают дети и родители. Приводят примеры из жизни. Классный руководитель рассказывает ребятам и родителям притчу и просит в ее подтверждение привести пословицу, которая достаточно часто употребляется в речи. Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню ночью проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с этим человеком. Прошел еще один день, и на заре хозяин овчарни увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть в облаке пыли людей. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к хозяину овчарни во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда этот человек шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи. Вопрос классу: О какой пословице шла речь в начале притчи? ("Не имей сто рублей, а имей сто друзей".)
Вопрос родителям: Можете ли вы привести примеры подобного рода для того, чтобы подтвердить, что в жизни нередко происходит именно так?
Родители рассказывают интересные истории собственной дружбы.
Вопрос классу: Отчего может погибнуть дружба?
Ребята работают в группах, предлагают ситуации, которые повлияли на их дружеские отношения, отвечают на поставленный вопрос и приводят свои аргументы.
Вопрос классу: Как сберечь дружбу?
Родители и дети совместно вырабатывают правила сохранения дружбы и записывают их на заранее приготовленный большой свиток. Вручение сувениров друзьям. Песни у костра о дружбе взрослых и детей.

Литература для подготовки к собранию 
1. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
2. Катович Н. К. Модели воспитания школьников. М., 2000.
3. Разумихина. Г. П. Мир семьи. М., 1986.
4. Михалков С. В. Любимые стихи. М., 1997.

Собрание 3
Тема собрания: Курение и статистика.

"Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия"
И. П. Павлов

"Правильное поведение от недостатка воли страдает больше, чем от недостатка знаний"
Г. Спенсер

Задачи собрания:
1. Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения ребенка.
2. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме курения.

Форма проведения собрания: обмен мнениями.

Вопросы собрания:
1. Статистика и факты проблемы курения.
2. Болезни, связанные с курением.
3. Пути помощи ребенку, который курит.

Подготовительная работа к собранию 
1. Анкетирование учащихся и родителей по проблеме собрания.
2. Подготовка статистического материала к собранию.
3. Подготовка памятки для родителей и учащихся.
4. Сочинение учащихся на тему "Монолог курильщика".

К родительскому собранию классный руководитель готовит анализ проведенных мероприятий, которые были организованы в классе или в школе по проблеме курения.

Тест "Незаконченное предложение" 
1. Курение - это ...
2. Сигарета в руке - это показатель ...
3. Не курить - это значит не ...
4. Для того, чтобы бросить курить, нужно ...
5. В моей семье курит лишь ...
6. Курение в нашей семье - это ...
7. Курение дает мне возможность ...

Анкетирование учащихся "Мое отношение к проблеме" 
Отношение к статистике и утверждениям по проблеме курения. Прочтите, пожалуйста, утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет:
1. 20% всех смертей от рака обусловлено курением табака.
2. Выкуривание хотя бы 1 - 2 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца.
3. Вызываемый курением рак легких является одной из основных причин смертности среди мужчин.
4. Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но и не содержат яда.
5. Большинство курильщиков начинают курить в юношеские годы.
6. Пассивное курение (вдыхание дыма некурящими) опасно.
7. Одна треть больничных мест занята людьми, чьи болезни вызваны курением табака.
8. 50% смертей от заболеваний сердца среди женщин является результатом курения.
9. Одна сигарета в день не опасна для здорового человека.
10. Среди женщин смертность от вызываемого курением рака легких превышает смертность от рака груди.

Анкетирование учащихся и родителей "Почему я курю только тогда, когда..." 
~ чего-то достигаю в жизни;
~ нужно проявить активность;
~ сигарета попадает мне в руки;
~ мне нужно успокоиться;
~ мне нужно расслабиться;
~ чем-то огорчен;
~ нужно что-то обдумать;
~ нервничаю;
~ нужно принять важное решение;
~ собираются все курящие люди;
~ это стало привычкой.
Анализ последней анкеты проводится в конце собрания.

Полезная информация 
Курение очень широко распространено во всем мире. Это не просто вредная привычка. Курение вызывает зависимость от никотина, содержащегося в табаке. Вообще, никотин — это основной компонент всех видов табака. Кроме него, известно еще 6000 различных компонентов, причем 30 из которых относятся к ядовитым.

По данным ученых, никотин, извлеченный из пяти сигарет, способен убить кролика, а из 100 лошадь. Для человека же смертельная доза — 0,06 — 0,08 г никотина. Но люди не умирают сразу от одной выкуренной сигареты, так как никотин поступает в организм небольшими порциями, частично нейтрализуясь. Как следствие — возникает привыкание к никотину.

Приобщение к курению чаще всего происходит в подростковом возрасте, когда возникает желание экспериментировать, потребность таким образом самоутвердиться, почувствовать себя более взрослым и самостоятельным.

Принято выделять четыре стадии приобщения к курению: узнавание, проба, привыкание, зависимость. Узнавание происходит еще в раннем детстве, когда ребенок видит курящих взрослых. В том случае, если курят в семье, ребенок привыкает к запаху дыма и к виду сигарет, а иногда является пассивным курильщиком. Со временем появляется желание попробовать курить самому, Чаще всего первая проба происходит в компании сверстников. Подросток боится быть отвергнутым и продолжает курить, веря в то, что этот процесс успокаивает нервы и улучшает настроение. Через некоторое время организм подростка привыкает к действию никотина и развивается привычка, переходящая в никотиновую зависимость.

Основные последствия курения:
1. Преждевременная смерть.
2. Рождение ослабленного потомства.
3. Нарушение взаимоотношений между людьми.
4. Риск возникновения заболеваний внутренних органов.

Необходимо объяснять подростку, что курение не является признаком сильной и взрослой личности и не стоит приобщаться к этой вредной привычке.

Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые мамы и папы! Сегодня мы затронули одну из главных тем безопасности жизни человека — проблему курения. Она вовсе не случайно стала темой родительского собрания. Когда в начале учебного года вам были предложены темы родительских собраний, вы определили, что проблему курения детей необходимо обсуждать и совместно искать пути ее решения.

Анализ предварительной работы, проведенной среди учащихся по подготовке собрания.

Анализ фактов и статистика по проблеме
Пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет.
За год выкуривается примерно 100 миллиардов сигарет.
Есть люди, которые выкуривают 1 - 2 сигареты в день, и в то же время есть определенное количество людей, которые курят до 20 сигарет в день.

Среди молодежи в возрасте 14 - 17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. Из 100 ребят в возрасте 14 — 17 лет 20 уже заядлые курильщики.

Существуют так называемые "профессии курильщиков". Что это такое? Это профессии, связанные с риском, с нервными перегрузками, со стрессом. Среди них: шахтеры, строители, водители, моряки и т. д.

Болезни, связанные с курением Курение - это важнейшая из причин, способствующая заболеваниям, инвалидности и смертельному исходу. Количество людей, которые ушли из жизни по причине курения, доходит до 70 тысяч в год. Для сравнения — в результате несчастных случаев ежегодно гибнут 11000 человек.

Каким заболеваниям способствует курение?
~ бронхит, эмфизит;
~ болезни сердца, инфаркты;
~ рак легких и иные раковые заболевания;
~ болезни желудка и 12-перстной кишки;
85% от всех умерших от рака легких были курящими людьми.
25% от всех умерших от инфаркта миокарда были курящими людьми.
Инфаркт в 40 лет ждет прежде всего курящего человека.

Какие проблемы со здоровьем у курящего человека можно определить невооруженным глазом?
1. Курящие мужчины и женщины кашляют много и часто, им тяжело дышать.
2. Во время хирургического вмешательства эти люди страдают и погибают из-за осложнений с дыханием.
3. Курящие люди имеют проблемы с лечением зубов и сохранением их здоровыми.
4. Внешний вид говорит сам за себя: желтое лицо, круги под глазами, нарушение кровоснабжения.

Памятки и анкеты по данной теме вы найдете в других разделах "Мастерской" 

Литература для подготовки к собранию 
1. Wertbeagentur Н. Die Freiheit vom Rauchen, Кцlп, 1992.
2. Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998. 3. Школа здоровья. М., 1999, #l.

Собрание 4
Тема собрания: Склонности и интересы подростков в выборе профессии. 

"Профессия — это тягость, переходящая в радость"
Высказывание прохожего в ходе интервью

Задачи собрания: 
1. Показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей девятиклассников.
2. Формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками.

Форма проведения собрания: круглый стол с участием детей.

Вопросы для обсуждения:
1. Анализ отношения девятиклассников к выбору будущей профессии.
2. Значение склонностей и способностей в выборе профессии.
3. Влияние семьи на будущий выбор профессии.

Подготовительная работа к собранию
1. Анкетирование учащихся и родителей по теме собрания.
2. Приглашение представителей центра труда и занятости, представителей средних специальных учебных заведений.
3. Подготовка учащимися газеты "Учебные заведения нашего города, поселка..."
4. Написание сочинений на тему "Профессии моей семьи".
5. Подготовка памятки для учащихся и родителей.

Анкетирование учащихся #1 
Выбрал(а) ли ты свою будущую профессию?
Какую профессию ты выбираешь?
Что ты знаешь о своей будущей профессии?
А. Предмет, содержание и условия работы;
Б. Профессионально значимые качества этой работы;
В. Где можно получить эту профессию;
Г. Нужность профессии на рынке труда.
Если не выбрал(а) профессию, то почему?
А. Плохо знаю мир профессий;
Б. Плохо знаю свои возможности;
В. Не могу выбрать из нескольких вариантов;
Г. Не знаю, на чем остановиться в выборе профессии.
Что повлияло на твой выбор?
А. Самостоятельно принял(а) решение;
Б. Посоветовали родители;
В. Советовали друзья;
Г. Влияние профконсультанта.

Анкетирование учащихся #2 
1. Нравятся ли тебе профессии твоих родителей или родственников?
2. Как высказываются твои родители о своей профессии?
3. Был ли ты на рабочем месте своих родителей?
4. Понравилось ли оно тебе?
5. Что говорят о твоих родителях их сослуживцы?
6. Представлял ли ты себя на рабочем месте своих родителей?
7. Как ты думаешь, в чем нужность профессии твоих родителей?
8. Какие качества характера нужны для их профессий?
9. Какие качества характера тебе еще необходимо выработать, чтобы продолжить их дело? 10. Хотели бы твои родители, чтобы ты продолжил их дело?

Анкетирование родителей 
1. Обсуждали вы в своей семье вопрос будущей профессии вашего ребенка?
2. Едины ли вы во взглядах на его будущую профессию со своей женой/мужем?
3. Считаете ли вы необходимым учитывать интерес самого ребенка при выборе его будущего?
4. Кем вы его видите в будущем?
5. Будет ли он продолжать дальнейшее обучение в школе или будет получать профессию?
6. Считаете ли вы необходимым учитывать его склонности и способности при выборе профессии?
7. Как вы относитесь к посещению профконсультанта и психолога при выборе профессии?
8. О профессиях в каких сферах деятельности для вашего ребенка не может быть и речи?
9. Какая помощь классного руководителя вам нужна в решении данной проблемы?
10. Считаете ли вы необходимым поднимать эту проблему уже в 9-м классе?

Встреча со специалистами 
Представители центра занятости, представители средних учебных заведений, которые приглашаются на встречу, должны рассказать о возможных путях помощи семье в выборе ребенком будущей профессии, поделиться информацией о востребованности тех или иных профессий, рассказать о профессиях, которые только появляются на рынке труда.

Специалисты должны быть готовы к тому, что родители придут со своими сомнениями и убеждениями, запросами и требованиями помощи ребенку. Поэтому их консультация должна быть убедительна и компетентна.

Выпуск газеты "Учебные заведения нашего города, поселка..."

Учащиеся класса работают в группах и готовят информационный, многоплановый бюллетень, знакомятся с учебными заведениями, в которых можно учиться после девятого класса.

Сочинение учащихся "Профессии моей семьи" Ребята пишут сочинения о профессиях своей семьи, своего рода, о своем отношении к этим профессиям. Сочинения зачитываются на родительском собрании.

Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии 
Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии - важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные "за" и "против" выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Полезная информация 
Подготовка учащихся к сознательному выбору будущей профессии происходит параллельно с трудовым воспитанием. Деятельность классного руководителя по профориентации старшеклассников включает в себя немало полезных бесед и мероприятий.

1. Темы бесед: "Что значит правильно выбрать профессию?", "Как готовить себя к будущей профессии?", "Здоровье и выбор профессии", "Уровень образования и выбор профессии", "Выбор профессии в условиях рынка", "Как избежать безработицы" и т.д.
2. Экскурсии на производство, встречи с представителями различных профессий.
3. Экскурсии в профессиональные учебные заведения.
4. Проведение конкурса "Кто больше знает о профессии", написание и защита рефератов о профессиях.
5. Приобщение школьников к кружковым и факультативным занятиям, общественной деятельности,
6. Организация общественно полезного труда учащихся как проба сил для определения будущей профессии.
7. Изучение круга чтения старшеклассников.
8. Рекомендации старшеклассникам о дальнейшем продолжении учебы и профессиональной подготовке. Помощь в выборе профиля обучения.

Трудовая и общественно полезная деятельность ребенка в школе играет большую роль в дальнейшем процессе социализации личности: в выборе профессии, приобретении духовных ценностей, взаимоотношениях с разными людьми, становлении характера. Сюда можно отнести и попадание молодого человека в современные условия рыночных отношений, умение защитить собственную жизненную позицию, получение экономических и политических знаний о жизни общества, развитие правовой культуры.

Последнее время большой интерес со стороны старшеклассников проявляется к такой трудовой деятельности, как дизайн в быту и на производстве, изготовление мебели, украшений, вязание и шитье, разведение экзотических растений, ландшафтный дизайн, садоводство и цветоводство; разведение различных животных, коллекционирование. Такие виды деятельности требуют дополнительных знаний, приобретения определенных навыков и умений, творческого отношения к труду.

Школа должна заботиться об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формировать в них определенные качества, дающие возможность быть востребованными на рынке труда, самоопределиться профессионально и социально. Несмотря на то, что взрослые стараются помочь молодому человеку в выборе своей будущей профессии, окончательное решение принимает он сам и в дальнейшем несет ответственность за свой выбор.

Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы, гости нашего собрания!
Есть два способа выбирать профессию.

Первый способ - метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.

Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.

Есть еще третий путь - путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того, чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное - это отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.

Анализ анкетирования учащихся и родителей 
Выступление учащихся.
Представление сочинений о профессиях семей. Ребята выступают со статистикой по классу среди профессий родителей. Например: в нашем классе 5 врачей, 2 учителя и т. д. Выступление гостей круглого стола, ответы гостей на вопросы учащихся и их родителей. Знакомство родителей с информационным бюллетенем, сделанным учащимися класса Мнение родителей о будущих профессиях своих детей и выборе дальнейшей формы обучения после девятого класса. Обсуждение памятки для учащихся и родителей по выбору будущей профессии Учащиеся и родители вместе обсуждают памятку и добавляют недостающие, по их мнению, положения памятки. В конце собрания родители и классный руководитель обсуждают мероприятия класса, с помощью которых можно расширить и углубить знания учащихся о профессиях. Это могут быть экскурсии, встречи с интересными людьми-профессионалами, посещение учебных заведений и встречи с представителями учебных заведений и т. д. Итог собрания.бережно передают традиции сохранения верности профессии из рук в руки. (Представление семей и родителей. Их рассказ о выборе профессии.)

Литература для подготовки к собранию
1. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1991.
2. Степанов А. Н., Бендюков М. А., Соломин И. Л. Азбука профориентации. СПб., 1995.
3. Поляков В. Технология карьеры. М., 1995.

Собрание 5
Тема собрания: Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам.

"Экзамен - проверка знаний ученика и мудрости преподавателя"

Вопросы для обсуждения: 
1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.
2. Подготовить родителей учащихся к новой жизненной ситуации- сдаче их детьми экзаменов за. курс базовой школы.

Форма проведения собрания: беседа.

Родительское собрание в 9-м классе, которое проводится в канун школьных экзаменов, очень важное и полезное дело классного руководителя. В таком собрании родители участвуют впервые. Сдача их детьми школьных экзаменов — ответственное дело, а хорошо организованное собрание позволит настроить и родителей, и детей на серьезное и ответственное отношение к первым в их жизни интеллектуальным и нравственным испытаниям. Собрание проводится за неделю до экзаменов. Обстановка собрания должна быть доброжелательной и спокойной.

Если учителя-предметники готовы принять участие в собрании, то они могут дать ценные советы родителям по подготовке к экзаменам по отдельным предметам:
~ какие темы курса повторить ученику дома;
~ какие задачи и диктанты стоит решать и написать дома под диктовку родителей;
~ какими справочными пособиями руководствоваться;
~ как повторять учебный материал в домашних условиях и в какой последовательности.

Подготовительная работа к собранию 
1. Анализ успеваемости учащихся класса по четвертям.
2. Изучение мнения учителей-предметников.
3. Проведение классного часа "Поговорим перед экзаменами..."
4. Подготовка расписания экзаменов и консультаций.
5. Подготовка памяток для родителей по организации режима дня школьника перед экзаменами и в день экзаменов.

Анализ успеваемости учащихся класса по четвертям 
Готовясь к итоговому собранию в 9-м классе, необходимо еще раз познакомить родителей с предварительными результатами успеваемости за год и прокомментировать родителям инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ по допуску учащихся к экзаменам и их организации.

Изучение мнения учителей-предметников по выставлению отметки по поведению Классный руководитель изучает мнение учителей-предметников по вопросу выставления отметки по поведению. На основе их мнения составляется рекомендация учащимся класса для продолжения учебной деятельности в 10-м классе. Учителя-предметники должны не только односложно ответить, какую отметку по поведению они хотели бы поставить, но и привести аргументы «за» или «против».

Классный час "Поговорнм перед экзаменами..." 
В ходе классного часа классный руководитель дает возможность учащимся самим поставить себе отметку по поведению за год и выслушать мнение своих товарищей-одноклассников. Нельзя превращать этот классный час в судилище, но настроить некоторых учащихся на серьезную и ответственную работу просто необходимо.

Подготовка расписания экзаменов и консультаций 
собрание позволит настроить и родителей, и детей на серьезное и ответственное отношение к первым в их жизни интеллектуальным и нравственным испытаниям.

Памятка для родителей 
Уважаемые папы и мамы!
Для вас и ваших детей наступила ответственная и волнующая пора - пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ребенка в экзаменационном марафоне.
1. Создайте в своем доме уютную теплую рабочую атмосферу.
2. Составьте расписание рабочего времени своего ребенка на период экзаменов.
3. Учтите в расписании 15 - 20-минутные перерывы после часа работы.
4. Соблюдайте режим питания в это ответственное время. Не забывайте, что мозгу нужна витаминная пища.
5. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком.
6. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом.
7. Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть взаперти, необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе.
8. Не позволяйте своему ребенку впустую тратить время.

В день сдачи учеником экзаменов не забудьте:
~ вовремя его разбудить;
~ приготовить одежду, соответствующую торжественности случая;
~ положить необходимые учебные принадлежности;
~ пожелать ему удачи и успехов.

Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы!
Наступает один из самых важных и ответственных моментов в жизни вашего ребенка. Пройдет совсем немного времени, и он получит документ, в котором будет зафиксирован государственной комиссией результат его пребывания в школе за 9 лет! Наша с вами задача - помочь пройти ему этот путь с честью, показав все, чему он научился и в чем преуспел за эти годы.

Анализ успеваемости начинается с благодарности родителям, дети которых показывали все 9 лет отличные и хорошие результаты в учебе. Знакомство родителей учащихся с отметкой по поведению и мнением учителей по этому вопросу. Эти результаты можно говорить вслух или предоставить родителям в виде индивидуального информационного листка. Знакомство родителей с инструкцией по экзаменам, расписанием экзаменов и консультаций. Знакомство родителей с требованиями школы к участию в экзаменах с памятками для родителей и учащихся. Если учителя-предметники могут принять участие в собрании, то они участвуют. Если по каким-то причинам они быть не могут, то они передают классному руководителю свои рекомендации, и он знакомит родителей с ними.

Ответы на вопросы родителей, обсуждение текущих дел класса
1. Финансовый отчет родительского комитета.
2. Обсуждение вопросов ремонта помещения класса и участия в ней родителей и учащихся.
3. Обсуждение вопросов летнего отдыха учащихся, поступления в средние специальные учебные заведения, колледжи, лицеи.
4. Знакомство родителей учащихся с библиографическим справочником на новый учебный год. (Классный руководитель раздает его родителям.).

Литература для подготовки к собранию 
1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя, М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....