Система оценивания образовательных результатов учащихся на уроках химии
учебно-методический материал по химии
Система оценивания образовательных достижений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных результатов учащихся на уроках химии
Контроль результатов обучения является одним из важнейших компонентов процесса обучения химии. В процессе обучения должны быть установлены четкие взаимосвязи между понятиями, формируемыми у обучающихся. Именно таким образом у них создается определенная система знаний. Каждая новая тема рассматривается лишь после того, как педагог проведет контроль оценивания уровня усвоения полученных знаний для восприятия нового материала. Выполнение каких-либо упражнений по новой теме способствует более полному, осознанному усвоению материала, создает условия для формирования у обучающихся системы химических понятий, логически связанных друг с другом.
Контроль знаний обучающихся должен проводиться учителем систематически. Виды контроля могут быть прописаны в годовом тематическом планировании, а также в плане и конспекте урока. Ориентиром для учителя химии должны быть имеющиеся в программах рубрики «Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов».
Классификации видов контроля результатов обучения химии
- По месту в учебном процессе
Входной контроль | Актуализация опорных или остаточных знаний по теме | Предварительный контроль осуществляют для диагностики исходного уровня знаний и умений обучающихся, поэтому применяется в начале учебного года |
Текущий контроль | Контроль усвоения учебного материала в ходе познавательного процесса | Проводится педагогом на протяжении всего учебного занятия с целью отслеживания качества усвоения химических знаний и умений, рассмотренных на уроке |
Тематический контроль | Итоговая проверка по теме учебного материала | Проводится после изучения какого-либо крупного раздела, как правило, в конце темы или полугодия |
Итоговый контроль | Вид контроля усвоения учебного материала за весь курс обучения | Проводится в форме дифференцированного зачета, итоговой контрольной работы, как правило, в конце учебного года |
- По форме проведения.
• Индивидуальный.
• Фронтальный (массовый).
- По способу организации.
• Устный.
• Письменный.
•Практический.
Оценивание устного ответа
Индивидуальный контроль результатов может проводиться на уроке как в форме краткого опроса с места (фронтальная контролирующая беседа), так и в виде обстоятельной проверки знаний и умений у доски. Этот вид опроса (индивидуальный) можно проводить на этапах актуализации знаний, изучения нового материала, закрепления и совершенствования знаний и проверки усвоения нового материала. Вопросы педагога для краткого опроса должны быть лаконичны, сформулированы в понятных обучающемуся терминах и требовать краткого ответа. Для экономии времени можно использовать карточки с вопросами, на которые обучающиеся готовятся ответить у доски.
Во время ответа обучающегося для достижения устойчивого внимания класса полезно предусмотреть последующее за ответом рецензирование со стороны других обучающихся, исправление допущенных ошибок, дополнение.
При проведении опроса допускается задавать обучающемуся наводящие вопросы для того, чтобы помочь ему сформулировать свои мысли. Могут быть и дополнительные вопросы, если они необходимы для предстоящего изучения нового материала. Во время устного ответа обучающегося педагог имеет возможность задать дополнительный вопрос диагностического характера, который поможет выявить состояние знаний и умений отвечающего.
Проведение устного индивидуального контроля требует от педагога собранности и внимания, так как необходимо за 5-10 минут выявить знания обучающихся в классе.
Учитель обязан прокомментировать ответ обучающегося, указав на ошибки и отметив удачные стороны. Любой ответ должен быть замечен педагогом и объективно им оценен. Необязательно ставить отметку за каждый неполный ответ. Если обучающийся неоднократно дополнял ответы других одноклассников, то можно поставить ему общую отметку за урок.
Отметка «5»: дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный, возможна одна несущественная ошибка.
Отметка «4»: дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий, материал изложен в определенной последовательности, ответ самостоятельный, допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.
Отметка «3»: дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно.
Отметка «2»: ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материала, допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Фронтальная контролирующая беседа обычно достаточно кратковременна. Вопросы, как и во всякой другой беседе, требуют краткого ответа, поэтому за один такой ответ обучающемуся ставить оценку нельзя. Нужно заранее наметить тех учеников, ответ которых во время беседы хотят оценить, и задавать им целенаправленно запланированные для беседы вопросы. Однако не следует задавать подряд вопросы одному и тому же обучающемуся. Работать должен весь класс. Фронтальная беседа может сочетаться с устным учетом знаний, когда несколько обучающихся готовятся к ответу у доски. Сложность работы заключается в том, чтобы не упускать из поля зрения группу, участвующую в беседе, и обучающихся, отвечающих у доски.
Зачет - это метод устного контроля, когда обучающимся предоставляется возможность более длительно и обстоятельно ответить на вопрос.
Классический зачет предусматривает выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся во время их беседы с учителем. Он дает полное и точное представление об уровне обученности каждого ученика.
Оценивание письменной работы
Письменные работы подразделяют на текущие (проверочные) и итоговые (контрольные) работы; по времени они могут занимать весь урок или его часть.
К методам письменной проверки результатов обучения относятся письменная контрольная работа на 45 мин, проверочные работы на 20-25 мин (например, решение расчетных задач), письменный учет знаний отдельных обучающихся по карточкам, химические диктанты, задания тестового типа и т.п.
Подготовка обучающихся к контрольной работе чаще всего осуществляется на обобщающих уроках. О проведении контрольной работы обучающихся предупреждают заранее, чтобы они могли подготовиться.
Содержание контрольной работы охватывает весь наиболее важный материал контролируемой темы. В такой большой контрольной работе задания должны быть едиными для обучающихся всех уровней развития. В контрольную работу рекомендуется включать разнообразные задания: обобщающие вопросы, качественные и расчетные химические задачи, цепочки превращений, тестовые, графические задания и т.д. Необходимо использовать наибольшее число вариантов. Тетради для контрольных работ являются документом, который может быть проверен администрацией школы.
Учителю иногда довольно трудно определить степень сложности подобранных заданий. Методисты советуют воспользоваться следующим приемом. Необходимо самому выполнить эту работу, а израсходованное время увеличить в 3 раза. Можно в ходе предварительной самостоятельной работы предложить несколько типичных заданий и проанализировать степень их выполнения.
При оценивании ответа обучающегося необходимо учитывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.
Отметка «5»: дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена неполно (но не менее чем на треть), имеются не более одной существенной ошибки и 2-3 несущественные.
Отметка «2»: работа выполнена меньше чем на треть, имеется несколько существенных ошибок.
Возможна следующая система оценивания контрольной работы по пятибалльной системе:
при выполнении учеником от 96 до 100% работы ставить оценку «5»; от 76 до 95% работы - «4»; от 50 до 75% - «3»; от 20 до 50% - «2». При полном отсутствии правильных ответов или выполнении работы менее чем на 20% ставится оценка «1».
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Все работы обязательно должны быть проверены к следующему уроку, при этом учитель должен соблюдать полную объективность. Обязателен анализ результатов письменной работы и работа над типичными ошибками. Объявление оценок и анализ работ требуют от учителя соответствующего педагогического такта.
Оценивание тестовых работ
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 20—30 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 40—50 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов • нет ошибок — оценка «5»; • одна ошибка - оценка «4»; • две ошибки — оценка «3»; • три ошибки — оценка «2».
Если оценка выставляется в форме зачет/незачет, то зачет ставится при выполнении 70% заданий. Такая форма оценки используется, если тест содержит упражнения на распознавание. Если тест оценивается по пятибалльной системе, то стандартные критерии оценок таковы: 91-100% - оценка «5»; 81-90% - оценка «4»; 80-70% - оценка «3»; ниже 70% - оценка «2».
Оценка умений решать расчетные задачи Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок
Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, допущено не более двух несущественных ошибок
Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок. допускается существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Оценка экспериментальных умений (в процессе выполнения практических работ по инструкции)
Практические работы по химии выполняются в тетрадях для практических работ. При оценивании отчета по выполнению практической работы особое внимание уделяется качеству и полноте самостоятельных выводов обучающегося.
Количество практических работ определено в программе.
В течение учебного года тетради для практических работ хранятся у педагога.
Отметка «5»: Эксперимент выполнен полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и приборами, проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы). Допущены не более двух несущественных ошибок при оформлении работы.
Отметка «4»: работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.
Отметка «3»: ответ неполный, работа выполнена правильно не менее, чем наполовину, допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую обучающийся исправляет по требованию учителя. Допускается оформление работы без записи уравнений реакций. Эксперимент полностью выполнен в соответствии с инструкциями и правилами техники безопасности, но работа не оформлена.
Отметка «2»: Выполнено менее половины работы; допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые обучающийся не может исправить.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые обучающимся результаты выполнения опытов.
Отметка «5»: План решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, эксперимент выполнен полностью, дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»: план решения составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, эксперимент выполнен полностью, допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).
Отметка «3»: план решения составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, эксперимент выполнен не менее, чем наполовину, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах, эксперимент выполнен полностью, отчет не составлен допущены нарушения техники безопасности, эксперимент выполнен полностью, сделаны несущественные ошибки в объяснении и выводах.
Отметка «2»: допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе химических, реактивов и оборудования, в объяснении и выводах), допущены нарушения техники безопасности
О самооценке и взаимооценке.
Оценку определяют учитель и ученик.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. | После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку (отметку), если докажет, что она завышена или занижена. |
Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Как, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задачи (задания)?
− Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)
− В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)
− Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)
7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Выделяют также репродуктивные, конструктивные и творческие задания.
Репродуктивные и продуктивные задания должны занимать не менее 50% времени, отведенного на выполнение домашнего задания, например, по химии. Это важно для формирования химической грамотности учащихся. К таким заданиям можно отнести составление формул и уравнений реакций по определенному образцу, решение расчетных задач по алгоритму.
Более сложными являются конструктивные задания, например: составить план, таблицу, схему; сравнить отдельные положения; систематизировать материал. Давать учащимся такие задания можно только после овладения ими основными приемами умственной деятельности.
Творческие задания выполняются как отдельными учащимися, так и всем классом, они способствуют развитию познавательных потребностей й творческого мышления школьников. Творческие задания могут даваться как перед изучением на уроке определенного материала, так и после его изучения.
Предварительный просмотр:
Предметные результаты учащихся* (годовые отметки учащихся за 5 лет) | Учебные годы | Классы (указать свои классы) | ||||||||
10а кл. | 11а кл. | 12а кл. | ||||||||
усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | ||
2019-2020 | 100 | 20 | 3,2 | 100 | 22 | 3,2 | 100 | 14 | 3,1 | |
2020-2021 | 100 | 9,5 | 3,1 | 100 | 15,3 | 3,1 | 100 | 17 | 3,2 | |
2021-2022 | 100 | 8,3 | 3,1 | 100 | 18 | 3,1 | 100 | 22 | 3,2 | |
2022-2023 | 100 | 18 | 3,1 | 100 | 21 | 3,2 | 100 | 30 | 3,3 | |
2023-2024 | 100 | 35 | 3,3 | 100 | 20 | 3,2 | 100 | 28 | 3,3 |
Анализ административных контрольных работ за 2019-2024 учебные года
Учеб ные годы | Контрольная работа | |||||||||
10 кл. | 11 кл. | 12 кл. | ||||||||
кач. зн. Входн | кач. зн Промеж | кач. зн Итогов | кач. зн Входн | кач. зн. Промеж | кач. зн Итогов | кач. зн Входн | кач. зн. Промеж | кач. зн Итогов | ||
2019-2020 | 7 | 25 | 20 | 8 | 26 | 22 | - | 11 | 14 | |
2020-2021 | 14 | 18 | 21 | 13 | 17 | 20,6 | 18 | 20 | 22 | |
2021-2022 | 10 | 11 | 19 | 11 | 14,8 | 23 | 12 | 14 | 17 | |
2022-2023 | 10 | 28 | 40 | 7 | 25 | 31 | 7 | 32,5 | 36,5 | |
2023-2024 | 13 | 25,5 | 27,5 | 15 | 24 | 22 | 19 | 18 | 27,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Панорамный семинар по теме «Система оценивания образовательных результатов учащихся: опыт РВЦИ», МБОУ «СОШ № 83», 13.12.2018
В этом материале отражен анализ мониторинга пятого класса и его использование в организации образовательного процесса в классе....

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии
Совершенствование общего среднего образования направлено на переориентацию процесса обучения на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями. Современный молодой ч...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках биологии и химии
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках биологии и химии...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках биологии и химии.
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках биологии и химии....

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии и биологии
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии и биологии...