Урок "Химическое загрязнение".
план-конспект урока по химии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предмет: Химия
Класс: 9
Тип урока: обобщение знаний, частично-поисковый.
Тема урока: Химическое загрязнение окружающей среды.
Цель урока: овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент; применение полученных
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
Учить наблюдать, применять полученные знания на практике.
Обобщить знания об основных загрязнителях окружающей среды.
Личностные результаты:
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные результаты:
- приводить примеры химических процессов в природе;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
- умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе.
Основные термины и понятия: кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, индикаторы,
Средства обучения: лабораторное оборудование для проведения опытов.
Оборудование: лимонная кислота, пищевая сода, черничное варенье, куриное яйцо, сера, раствор серной кислоты, магний, комнатные растения.
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат (развитие УУД) | |
I Организационный момент | Настроить на урок. | Приветствие учеников. Контроль посещаемости. | Приветствуют учителя демонстрируют готовность к уроку | Готовность к учебной деятельности. |
II. Актуализация знаний. | Постановка проблемы. | Слова М.В. Ломоносова «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие» Как вы понимаете слова М.В. Ломоносова | Обучающиеся высказывают своё отношение на высказывание. В результате обсуждения приходят к выводу, что химия прочно вошла в нашу жизнь, без нее невозможна жизнь современного человека | Актуализируют свой жизненный опыт, Определяют положительное и отрицательное влияние химии на окружающую среду. |
III. Осмысление информации. | Выявление проблемы. | Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Предлагает выделить отрицательное влияние химии на окружающую среду | Обучающиеся определяют глобальные проблемы человечества: кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры. Записывают на стикерах к каким глобальным проблемам привело использование химических веществ | Развитие логического мышления. |
IV. Конструирование способа действия для решения познавательной (учебной) задачи | Совместное исследование проблемы | Как в домашних условиях можно получить растворы разной кислотности и определить рН среды. Приготовьте растворы, а вместо индикатора используйте раствор черничного варенья. | Вспоминают, какие вещества мы используем в быту. Обучающиеся готовят кислый раствор (лимонная кислота) и щелочной раствор (питьевая сода) и исследуют их с помощью раствора черничного варенья. Черничный сок в воде – фиолетовый, в кислоте – розовый, в щёлочи – синий цвет. | Использование теоретических знаний на практике Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
V. Применение общего способа действия для решения учебных задач. | Создать условие для апробирования школьниками изучаемых способов действия с учебным материалом. | Как в природе образуются кислотные дожди и как они влияют на окружающую среду? | Высказывают предположения, записывают уравнения реакций. В результате сжигания серы, углерода, образуются оксиды, при окисления азота в двигателях внутреннего сгорания также образуется оксид. При взаимодействии с водой они превращаются в кислоты и выпадают на Землю | Совместное решение проблемы. Умение находить эффективные способы решения заданий. |
Лабораторные опыты | Организует эксперимент. Контролирует соблюдение техники безопасности. Как в природе образуются кислотные дожди? | Учащиеся в ходе рассуждения, приходят к выводу, что в результате сжигания мусора, в атмосферу попадают оксиды неметаллов, которые соединяясь с водой, образуют кислоты. Записывают уравнения реакций. Проводят лабораторные опыты. Получают оксид серы, сернистую кислоту и проверяют ее действие на органические вещества, металлы, здания. Проводят опыты(распределяют между собой):
Коллективно сжигают различные виды пластика и определяют кислотность среды. S + O2 = SO2 2 SO2 + O2 = 2SO3 SO2 + H2O = H2SO3 SO3+ H2O = H2SO4 | Выстраивают цепочку превращений. Планируют этапы выполнения эксперимента выполняют практическую работу. Умение планировать ход выполнения учебной работы, осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания. Распределяют опыты, выполняют, наблюдают, делают выводы и публично представляют результаты своих исследований. | |
VI. Подведение итогов/ Рефлексия | Установить соответствия между поставленной целью урока и результатом. | Подводит итог урока, проводит рефлексию учебной деятельности учеников на уроке. Сегодня на уроке мы более подробно познакомились с одной из глобальных экологических проблем. | В результате практической работы учащиеся делают выводы:
| Умение и навыки по планированию, выполнению практических химических превращений. Умение делать выводы. |
VII. Домашнее задание | Предлагает и комментирует домашнее задание . Предложите способы решения экологических проблем. | Записывают домашнее задание. Приводят в порядок класс. | Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-11955-1478532579.jpg)
Ролевая игра по теме "Загрязнение реки"
Актуальность и воспитательная ценность экологической тематики подтверждается не только введением специального курса на родном языке в различных учебных заведениях, но...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/18/picture-25184.jpg)
Проект "Загрязнение окружающей среды"
Презентация. Подробно рассматриваются этапы работы над проектом....
оценка уровня загрязнения окружающей среды по состоянию деревьев
Урок содержит материал по биоиндикации листьев березы, липы и хвои. Данная работа была использована на уроке экологии. Представляет собой проектную деятельность учащихся....
Интегрированный урок "Загрязнение и охрана окружающей среды"
Аннотация к интегрированному уроку географии и английского языка по теме: "Загрязнение и охрана окружающей среды" 8-й класс Калимуллина Райхан Зиннуровна, учитель географии...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/23/picture-51043.jpg)
Презентация "Загрязнение окружающей среды"
Человек всегда жил в мире звуков. Рядом с ним шумели леса, плескались волны, гремел гром и свистел ветер. Голоса природы господствовали в окружающей среде. По мере развития че...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/28/picture-52937.jpg)
Презентация на тему: "Загрязнение природных вод"
Презентация создана для урока природоведение 5 класстема: Загрязнение природных вод...
Загрязнение атмосферного воздуха
Цель. Ознакомить учащихся с источниками загрязнения атмосферы; видами загрязнений и последствиями.Задачи. Учащиеся смогут распознавать естественные и антропогенные источники загрязнения атмосферы; дат...