Рабочая программа по химии. Профессия "Машинист локомотива"
рабочая программа по химии
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Забайкальский транспортный техникум»
«Утверждаю»
Зам. директора по УПР
___________ О.Н. Куткина
«10» февраля 2023 года
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.07 ХИМИЯ
по профессии СПО 23.01.09 Машинист локомотива
Чита, 2023
Организация-разработчик: государственное профессиональное образовательное учреждение «Забайкальский транспортный техникум».
Разработчики:
1.Ретенгер А.А., преподаватель ГПОУ «Забайкальский транспортный техникум».
Рассмотрено на заседании Методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин Государственного профессионального образовательного учреждения «Забайкальский транспортный техникум».
Протокол заседания методической комиссии № 5 от «10» февраля 2023 г
Лист актуализации программы
Дата обновления | Содержание обновления | Ответственный за обновление |
Программа разработана на основе примерной программы, предназначенной для получения химии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих для профессий технического профиля.
Авторы:
О.С. Габриелян, профессор кафедры естественно-экологического образования Педагогической академии последипломного образования, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ;
И.Г. Остроумов, директор Энгельсского технологического института (филиал ФГБОУ «Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина»), доктор химических наук, профессор.
Программа может использоваться другими профессиональными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС).
Программа адаптирована: Ретенгер А.А., преподаватель ГПОУ «Забайкальский транспортный техникум».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1. | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 21 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 22 |
5. | ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ | 23 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих.
Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины для профессии СПО 23.01.09 Машинист локомотива
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующей цели: формирование у студентов химической составляющей естественнонаучной картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде
Задачи:
- сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
- развивать умения производить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций, планировать и интерпретировать результаты химических экспериментов,
- сформировать навыки поведения химических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием,
- развить умения анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать информацию химического характера из различных источников,
- сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственных процессов,
- сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для развития социальной и производственной сфер.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ПК 2.1. Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу;
ПК 2.2. Обеспечивать управление локомотивом.
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Планируемые результаты освоения дисциплины | ||
Код и наименование формируемых компетенций | общие | дисциплинарные |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | -владеть системой химических знаний, которая включает основополагающие понятия (химический элемент, атом, элетронная оболочка атома, s,p,d- электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристалллическая решётка, типы химических реакций (окслтельно-восстановительные, экзо- и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация окислитель, восстановитель, скорость химической реакции химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И.Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека; - уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениям других ествественно-научных предметов; - умет использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, аммиак, гашёная известь, негашёная известь, питьевая сода и других, сосалять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл, подтверждать химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций; - уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определённым классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейших свойства, определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решёток веществ, классифицировать химические реакции; - сформировать представления: о материальном единстве мира, закономерностях и познаваемости явлений природы: о месте и значении химии в системе естественных наук и её роли в обеспечении устойчивого развития человечества:: в решении проблем экологической, энергетической и пищевой безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии, в обеспечении рационального природопользования, в формировании мировоззрения и общей культуры человека, а также экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; - владеть системой химических знаний, которая включает основополагающие понятия – изотопы, основное и возбуждённое состояние атома, гибридизация атомных орбиталей, химическая связь (сигма и пи, кратные связи), молярная концентрация, структурная формула, изомерия (структурная, геометрическая), типы химических реакций (гомо- и гетерогенные, обратимые и необратимые), растворы (истинные, дисперсные системы), кристаллогидраты, степень диссоциации, электролиз, крекинг, рифоринг), теории и законы, закономерности, мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений, современные представления о строении вещества на атомном, молекулярном, надмолекулярном уровнях; представления о механизмах химических реакций, термодинамических и кинетических закономерностях их протекания, о химическом равновесии, дисперсных системах, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека; общих и научных принципах химического производства (на примере производства серной кислоты, аммиака, метанола, переработки нефти); -умет проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин (массы, объёма газов, количества вещества), характеризующих вещества с количественной стороны: расчёты по нахождению химической формулы вещества; расчёты массы (объёма, количества вещества) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в виде раствора с определённой массовой долей растворённого вещества или дано в избытке (имеет примеси); расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции; расчёты теплового эффекта реакций, объёмных отношений газов; - уметь выявлять характерные признаки взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия пи описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений, выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других предметов для более осознанного понимания и объяснения сущности материального единства мира; использовать системные химические знания для объяснения и прогнозирования явлений, имеющих естественнонаучную природу; -уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия веществ, относящихся к изученным классам органических и неорганических соединений; использовать химическую символику для составления формул неорганических веществ, составлять уравнения химических реакций и раскрывать их сущность: окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций; реакций ионного обмена путёмсосставления их полных и сокращённых ионных уравнений, реакций гидролиза, реакций комплексообразования (на примере гидрокомплексов цинка и алюминия, подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций; - уметь классифицировать неорганические и органические вещества и химические реакции, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации изучаемых химических объектов; характеризовать состав и ажнейшие свойства веществ, принадлежащих к определённым классам и группам соединений (простые вещества, оксиды, гидроксиды. Соли; углеводороды, простые эфиры, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, амины, аминокислоты, белки); применят знания о составе и свойствах веществ для экспериментальной проверке гипотез относительно закономерностей протекания химических реакций и прогнозирования возможностей их осуществления; - уметь подтверждать на конкретных примерах характер зависимости реакционной способности органических соединений от кратности и типа ковалентной связи (сигма, пи), взаимного влияния атомов и групп атомов в молекулах, а также от особенностей реализации различных механизмов протекания реакций; - уметь характеризовать электронное строение атома (в основном и возбуждённом состоянии) и ионов химических элементов 1-4 периодов ПСХЭ Д.И.Менделеева и их валентные возможности, используя понятия s,p,d-электронные орбитали, энергетические уровни, объяснять закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими соединений по периодам и группам. |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности | - уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, поучение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании. Цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат, карбонат, хлорид анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам «Металлы» и «Неметаллы») в соответствии с правилами ТБ при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы н основе этих результатов; - уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (СМИ, сеть Интернет и др.); - владеть основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); - уметь проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: масса, объём (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением; - уметь самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент (получение и изучение свойств неорганических и органических веществ, качественные реакции углеводородов различных классов и кислородсодержащих органических веществ, решение экспериментальных задач по распознаванию неорганических и органических веществ) с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием, формулировать цели исследования, предоставлять в различной форме результаты эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность; - уметь осуществлять целенаправленный поиск химической информации в различных источниках (научная и научно-учебная литература, средства массовой информации, Интернет и др.), критически анализировать химическую информацию, перерабатывать её и использовать в соответствии с поставленной учебной задачей; - владеть системой знаний о методах научного познания явлений природы, используемых в естественных науках и умениями применять эти знания при экспериментальном исследовании веществ и для объяснения химических явлений, имеющих место в природе, практической деятельности человека и в повседневной жизни; |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека | - уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, поучение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании. Цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат, карбонат, хлорид анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам «Металлы» и «Неметаллы») в соответствии с правилами ТБ при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы н основе этих результатов; - уметь самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент (получение и изучение свойств неорганических и органических веществ, качественные реакции углеводородов различных классов и кислородсодержащих органических веществ, решение экспериментальных задач по распознаванию неорганических и органических веществ) с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием, формулировать цели исследования, предоставлять в различной форме результаты эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность; |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности | - сформировать представление: о роли химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; - уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определённых веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации; - уметь прогнозировать. Анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; использовать полученные знания для принятия грамотных решений, проблем в ситуациях, связанных с химией; - уметь осознавать опасность воздействия на живые организмы определённых веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации, и пояснять на примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
объем образовательной программы дисциплины 83 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Объем образовательной программы дисциплины | 83 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 55 |
в том числе: | |
Основное содержание | 44 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 4 |
практические занятия | 6 |
контрольная работа | 2 |
Профессионально-ориентированное содержание | 11 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 28 |
в том числе: | |
подготовка сообщений | 10 |
создание презентаций | 7 |
Подготовка рефератов | 11 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Раздел 1. Основы строения вещества | 9 | ||||||
Тема 1.1. Строение атомов химических элементов и природа химической связи | Основное содержание | ОК 01 ПК 2.1 ПК 2.2 | |||||
Практические занятия: | 1 | ||||||
1. | Практическая работа №1 «Решение практических заданий на составление электронно-графических формул элементов 1-4 периодов» | 1 | |||||
Профессионально-ориентированное содержание: | 7 | ||||||
Теоретическое обучение: | |||||||
1. | Атом – сложная частица. Состояние электронов в атоме. Электронная конфигурация атома. Использование радиоактивных изотопов в технике | 2 | 2 | ||||
2. | Межатомные силы притяжения и отталкивания. Ионная химическая связь. Ковалентная химическая связь | 2 | |||||
3. | Металлическая химическая связь. Водородная химическая связь | 1 | |||||
4. | Типы кристаллических решёток. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки | 2 | |||||
Тема 1.2. Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева | Основное содержание | 1 | ОК 01 ОК 02 | ||||
Теоретическое обучение: | |||||||
1. | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | 1 | 1 | ||||
2. | Периодический закон Д.И.Менделеева. Открытие новых химических элементов | 1 | |||||
Раздел 2. Химические реакции | 8 | ||||||
Тема 2.1.Типы химических реакций | Основное содержание | 5 | ОК 01 | ||||
Теоретическое обучение: | |||||||
1. | Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Электролиз | 2 | 2 | ||||
2. | Реакции комплексообразования с участием неорганических веществ | 2 | |||||
3. | Основные количественные законы в химии | 2 | |||||
Практические занятия: | |||||||
Практическая работа № 2 «Составление уравнений реакций соединения, разложения, обмена, замещения» | 3 | 3 | |||||
Практическая работа №3 «Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса» | 3 | ||||||
Тема 2.2. Электролитическая диссоциация и электронный обмен | Основное содержание | 3 | ОК 01 | ||||
Теоретическое обучение: | |||||||
1. | Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена | 3 | 2 | ||||
2. | Гидролиз солей. Применение гидролиза в промышленности | 2 | |||||
Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ | 21 | ОК 01 ОК 02 | |||||
Тема 3.1.Классификация, номенклатура, строение неорганических веществ | Основное содержание | 3 | |||||
Теоретическое обучение: | |||||||
1. | Предмет неорганической химии. Классификация и номенклатура неорганических веществ | 2 | 2 | ||||
2. | Агрегатные состояния вещества | 2 | |||||
Практические занятия: | |||||||
1 | Практическая работа № 4 «Решение задач на определение массовой доли (массы) химического элемента в молекуле (смеси)» | 1 | 3 | ||||
Тема 3.2. Физико-химические свойства неорганических веществ | Основное содержание | 16 | ОК 01 ОК 02 ПК 2.1 ПК 2.2 | ||||
Теоретическое обучение: | |||||||
1. | Химические элементы и простые вещества – неметаллы. Химические свойства неметаллов | 2 | 2 | ||||
Профессионально-ориентированное содержание: | 2 | ||||||
1. | Применение кислот и щелочей на железнодорожном транспорте | 2 | |||||
2. | Химические элементы и простые вещества – металлы. Свойства металлов, способы получения. Сплавы металлов, используемые на железной дороге | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся №1. Сообщение на тему: «Щелочные аккумуляторные батареи на электровозах» Самостоятельная работа обучающихся №2. Сообщение на тему: «Кислотные аккумуляторы на тепловозах» | 10 | ||||||
Тема 3.3. Производство неорганических веществ. Значение и применение в быту и на производстве | Основное содержание | 2 | ОК 01 ОК 02 | ||||
Теоретическое обучение: | |||||||
1. | Промышленные способы получения химических веществ. Получение аммиака, серной кислоты. | 1 | 1 | ||||
Контрольная работа № 1 | 1 | 1 | |||||
Раздел 4. Строение и свойства органических веществ | 13 | ОК 01 | |||||
Тема 4.1. Классификация, строение и номенклатура органических веществ | Основное содержание | 3 | |||||
Теоретическое обучение: | |||||||
1. | Предмет органической химии. Теория строения органических веществ А.М.Бутлерова | 2 | 2 | ||||
2. | Классификация и номенклатура органических соединений | 2 | |||||
Практические занятия | |||||||
1 | Практическая работа № 5 «Номенклатура органических соединений. Составление структурных формул органических веществ» | 1 | 3 | ||||
Тема 4.2. Свойства органических соединений | Основное содержание | 5 | ОК 01 ОК 02 | ||||
Теоретическое обучение: | |||||||
1. | Алканы | 5 | 2 | ||||
2. | Алкены. Алкины. | ||||||
3 | Алкадиены. Каучуки | ||||||
4 | Кислородсодержащие соединения. | ||||||
5 | Азотсодержащие соединения | 2 | |||||
Тема 4.3.Органические вещества в жизнедеятельности человека. Производство и применение органических веществ в промышленности | Основное содержание | ОК 01 ОК 02 | |||||
Теоретическое обучение: | 5 | ||||||
1. | Биоорганические соединения. Состав, строение, применение и биологическая роль белков, углеводов. Нуклеиновые кислоты | 2 | |||||
2. | Производство органических веществ. Производство метанола, этилена, каучука и резины. Переработка нефти. | 2 | |||||
3. | Синтетические и искусственные волокна | 2 | |||||
Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций | 5 | ||||||
Тема 5.1. Кинетические закономерности протекания химических реакций | Основное содержание | ОК 01 ОК 02 | |||||
Теоретическое обучение: | |||||||
1 | Химические реакции. Классификация реакций по фазовому составу и использованию катализатора | 3 | 1 | ||||
2 | Скорость химической реакции, её зависимость от различных факторов. Катализаторы. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве | 1 | |||||
Тема 5.2. Термодинамические закономерности протекания химических реакций. Равновесие химических реакций | Основное содержание | 2 | ОК 01 ОК 02 | ||||
Теоретическое обучение: | |||||||
1 | Химические реакции по тепловому эффекту. Термохимические уравнения. | 2 | 1 | ||||
2 | Обратимые и необратимые реакции. Роль смещения равновесия в технологических процессах. Понятие об энтальпии и энтропии. | 2 | |||||
Раздел 6. Дисперсные системы (3ч.) | 3 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 | |||||
Тема 6.1. Дисперсные системы и факторы их устойчивости | Основное содержание | 2 | |||||
Теоретическое обучение: | |||||||
1. | Дисперсные системы | 2 | 2 | ||||
2. | Растворение. Растворы. Предельно допустимые концентрации и их использование в оценке экологической безопасности | 2 | |||||
Тема 6.2.Исследование свойств дисперсных систем для и идентификации | Основное содержание | 1 | ОК 01 ОК 02 | ||||
Практические занятия | |||||||
1. | Лабораторная работа №1 «Исследование дисперсных систем» | 1 | 3 | ||||
Раздел 7. Качественные реакции обнаружения органических и неорганических веществ (3ч.) | 3 | ||||||
Тема 7.1. Обнаружение неорганических катионов и анионов | Основное содержание | 1 | ОК 01 ОК 02 | ||||
Практические занятия | |||||||
1 | Лабораторная работа №2 «Аналитические реакции катионов I-VI групп» | 1 | 3 | ||||
Тема 7.2. Обнаружение органических веществ отдельных классов с использованием качественных реакций | Основное содержание | 2 | ОК 01 ОК 02 | ||||
Практические занятия | |||||||
1. | Лабораторная работа № 3 «Качественные реакции на отдельные классы органических соединений» | 2 | 3 | ||||
2. | Лабораторная работа №4 «Денатурация белков. Цветные реакции белков» | 3 | |||||
Раздел 8. Химия в быту и производственной деятельности | 14 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 2.1 ПК 2.2 | |||||
Тема 8.1. Химия в быту и производственной деятельности | Профессионально-ориентированное содержание: | 2 | |||||
1 | Экологическая безопасность последствий бытовой и производственной деятельности человека. Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду и жизнь человека | 2 | 2 | ||||
Контрольная работа № 2 | 1 | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся №3. Реферат на тему: «Экология на железнодорожном транспорте» Самостоятельная работа обучающихся №4. Презентация на тему «Водородные поезда: реальность и перспективы» | 18 | ||||||
Всего: | 83 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета «Химия».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- лабораторная посуда и оборудование;
-натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстрационного и ученического эксперимента;
- реактивы;
-таблицы по органической и неорганической химии;
- методические пособия для кабинета химии.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 272 с.
Дополнительные источники:
1. Габриелян О.С. Химия: тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. – 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 336с.
Интернет-ресурсы:
1.https://hvsh.ru/ - журнал «Химия в школе»
2.https://postnauka.ru/ - лекции по химии
3.https://hij.ru/- сайт научно-популярного журнала «Химия и жизнь»
4.https://xumuk.ru/- Сайт о химии
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, контрольных работ.
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 01 | Р.1. Темы: 1.1, 1.2 Р.2. Темы: 2.1, 2.2 Р.3. Темы: 3.1, 3.2, 3.3 Р.4. Темы: 4,1, 4.2, 4,3 Р.5. Темы: 5.1. 5.2 Р.6. Темы: 6.1, 6.2 Р.7. Темы: 7.1, 7.2 Р.8. Темы: 8.1 | Оценка выполнения контрольных работ № 1, 2 Выполнение и защита практических работ № 1-5 Выполнение и защита лабораторных работ № 1-4 |
ОК 02 | Р.1. Темы: 1.2 Р.3. Темы: 3.1, 3.2, 3.3 Р.4. Темы: 4.2 Р.5. Темы: 5.1 Р.6. Темы: 6.1, 6.2 Р.7. Темы: 7.1, 7.2 Р.8. Темы: 8.1 | Выполнение и защита практической работы № 4 Выполнение и защита лабораторных работ № 1, -4 |
ОК 04 | Р.8. Темы: 8.1 | Выполнение и защита лабораторной работы № 1 |
ОК 07 | Р.6. Темы: 6.1 Р.8. Темы: 8.1 | Оценка выполнения контрольной работы №2 |
ПК 2.1. | Р.3. Темы: 3.2, 3.3 Р.4. Темы: 4.2 Р.8. Темы: 8.1 | Оценка выполнения контрольных работ № 1, 2 Оценка выполнения самостоятельных работ №1-4 |
ПК 2.2. | Р.1. Темы: 1.1 Р.3. Темы: 3.2 Р.8. Темы: 8.1 | Оценка выполнения контрольных работ № 1, 2 Оценка выполнения самостоятельных работ №1-4 |
5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
Введение. Органическая химия. | Давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, функциональная группа, изомерия, гомология. Устанавливать зависимость свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Формулировать основные положения теории химического строения органических соединений и характеризовать в свете этой теории свойства основных классов органических соединений. Характеризовать состав, строение, свойства, получение и применение важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей. В аналогичном ключе характеризовать важнейших представителей других классов органических соединений: метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, альдегиды (формальдегид и ацетальдегид), кетоны (ацетон), карбоновые кислоты (уксусная кислота, для естественнонаучного профиля представителей других классов кислот), моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы. Выполнять химический эксперимент в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдать, фиксировать и описывать результаты проведенного эксперимента. Решать расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям. Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); Использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. |
Общая и неорганическая химия | Давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие. Формулировать законы сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Устанавливать причинно-следственную связь между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Устанавливать эволюционную сущность менделеевской и современной формулировок периодического закона Д.И. Менделеева. Объяснять физический смысл символики периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и устанавливать причинно-следственную связь между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеризовать важнейшие типы химических связей и относительность этой типологии. Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Формулировать основные положения теории электролитической диссоциации и характеризовать в свете этой теории свойства основных классов неорганических соединений. Объяснять сущность химических процессов. Классифицировать химические реакции по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества. Классифицировать вещества и процессы с точки зрения окисления-восстановления. Составлять уравнения реакций с помощью метода электронного баланса. Объяснить зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов. Решать расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям. Выполнять химический эксперимент в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдать, фиксировать и описывать результаты проведенного эксперимента. Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); Использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. |
Приложение
К1 – критерии оценки контрольной работы (в форме теста):
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
К2 - критерии оценки практической и лабораторной работы
Отметка «5» ставится, если студент:
1. Правильно определил цель работы.
2. Выполнил работу в полном объеме.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил необходимое оборудование.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы.
Отметка «4» ставится, если:
1. студент проводил работу в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. допущено два-три недочета.
3. работа выполнена не полностью.
5. в описании наблюдений допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3»ставится, если:
1. Студент правильно определил цель, работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.
2. В ходе проведения работы были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Работа проводится в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью.
Отметка «2» ставится, если:
1. Студент не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование
2. Измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...