Методика выполнения задания №23 ОГЭ по химии
методическая разработка по химии (9 класс)

В 2025 году 23 задания ОГЭ по химии. 23 задание включает проведение эксперимента. Эксперты не оценивают технику безопасности проведения эксперимента в 2025 г. В работе подробно описано выполнение 23 задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_vypolneniya_no23_oge_po_himii.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 54

Коптяева М.Н.

учитель химии

МБОУ СШ №7 им. В.Н. Булатова

(г.Архангельск, Россия)

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №23 ОГЭ ПО ХИМИИ

Аннотация: в работе разбирается выполнение задания №23 ОГЭ по химии. Чтобы решить задание №23, надо хорошо знать качественные реакции. Качественными называются реакции, позволяющие распознать в исследуемом объекте определенные атомы, ионы, молекулы и т. д. Распознавание происходит по внешним признакам, которые сопровождают реакцию: выделение газа, изменение цвета раствора, образование или растворение осадка, появление запаха, выделение (поглощение) тепла (иногда света), окрашивание пламени.

Ключевые слова: качественные реакции, реактив, признак реакции, техника безопасности, молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения.

Характеристика задания №23

  • Уровень сложности задания – высокий
  • Максимальный балл за выполнение задания -5 баллов
  • Примерное время выполнения -20 минут

Задание № 23 (демоверсия)

Запишите сначала номер задания (23), а затем развёрнутый ответ к нему. Ответ записывайте чётко и разборчиво. Для оформления ответа используйте предложенную в задании табличную форму, которую следует перенести в БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Инструкция по технике безопасности при выполнении практического задания )

Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.

1. Вы приступаете к выполнению практического задания. Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

2. Прочтите ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданию, и убедитесь (по формулам на этикетках) в том, что на выданном лотке находятся указанные в перечне вещества (или их растворы). При обнаружении несоответствия набора веществ на лотке перечню веществ в условии задания сообщите об этом организатору в аудитории.

3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и продумайте способ работы с ними. При этом обратите внимание на правила, которым Вы должны следовать.

В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.

Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку – в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём Демонстрационный вариант ОГЭ 2025 г. ХИМИЯ, 9 класс. 15 / 23 © 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см по высоте пробирки).

Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.

При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывают крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.

Для определения запаха вещества следует взмахом руки над горлышком сосуда направлять на себя пары этого вещества.

Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

4. Начинайте выполнять опыт. После проведения каждой реакции записывайте в черновик свои наблюдения за изменениями (или их отсутствием), происходящими с веществами. 5. Вы завершили эксперимент. Проверьте, соответствуют ли результаты опытов теоретическим предсказаниям. При необходимости скорректируйте их, используя записи в черновике, которые сделаны при проведении эксперимента.

Инструкция по выполнению задания 23

  1. Из склянки 1 отберите в две чистые пробирки по 1–2 мл раствора;
  2. добавьте в каждую из пробирок 1–2 мл первого из двух реактивов, отобранных Вами на этапе планирования эксперимента;
  3. запишите наблюдаемые признаки протекания реакций (наличие/ отсутствие запаха у газа, цвет осадка или раствора) или укажите на их отсутствие в соответствующих ячейках таблицы;
  4. из склянки 2 отберите в две новые чистые пробирки по 1–2 мл раствора;
  5. добавьте в каждую из пробирок 1–2 мл второго реактива из отобранных Вами на этапе планирования эксперимента;
  6. запишите наблюдаемые признаки протекания реакций (наличие/ отсутствие запаха у газа, цвет осадка или раствора) или укажите на их отсутствие в соответствующих ячейках таблицы;
  7. в строке «вывод» запишите формулы или названия веществ, содержащихся в склянках № 1 и № 2.

Пример выполнения задания №23

Для проведения эксперимента выданы склянки № 1 и № 2 с растворами гидроксида натрия и хлорида магния, а также три реактива: соляная кислота, растворы сульфата меди(II) и карбоната калия.

  1. только из указанных в перечне трёх реактивов выберите два, которые необходимы для определения каждого вещества, находящегося в склянках № 1 и № 2;
  2. составьте молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения реакции, которую планируете провести для определения вещества из склянки № 1;
  3. составьте молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения реакции, которую планируете провести для определения вещества из склянки № 2;
  4. для оформления хода эксперимента используйте предложенную ниже таблицу ; приступайте к выполнению эксперимента

Таблица 1. Результаты выполнения опытов (максимальный балл - 3).

№ опыта

Реактив (формула или название)

Наблюдаемые признаки реакции

Вещество из склянки №1

Вещество из склянки №2

1

(1балл)

Сульфат меди (II) (CuSO4)

Голубой осадок

Изменений нет

2

(1балл)

Карбонат калия (K2CO3)

Изменений нет

Белый осадок

(1балл)

ВЫВОД:

Гидроксид натрия (NaOH)

Хлорид магния (MgCl2)

Элементы ответа:

Составлены молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения реакции (максимальный балл - 2):

к опыту 1 (1балл):

2 NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

2 Na+ + 2OH- + Cu2+ + SO42- = Cu(OH)2 ↓+ 2Na+ + SO42- Cu 2+ + 2OH - = Cu(OH)2 .

к опыту 2 (1балл):

K2CO3 + MgCl2 = 2KCl + MgCO3

2K+ + CO32- + Mg2+ + 2Cl-= 2K++ 2Cl-+ MgCO3↓ Mg2++ CO32- = MgCO3

Начисление баллов за оформление результатов эксперимента
К1. Оформление результатов эксперимента
  • Верно составлены молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения реакций, проводимых при определении веществ в опытах 1 и 2 (2балла).
  • Верно составлены молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения реакции, проводимых при определении вещества только в одном из опытов (1балл).
  • Допущены ошибки при составлении уравнений реакций, проводимых при определении веществ в обоих опытах (0 баллов).
К2. Оформление результатов эксперимента
  1. В таблице верно заполнена строка для опыта 1 (записан реактив, приведены наблюдаемые признаки реакции с веществами из склянок № 1 и № 2 (наличие/отсутствие запаха у газа, цвет осадка или раствора));
  2. в таблице верно заполнена строка для опыта 2 (записан реактив, приведены наблюдаемые признаки реакции с веществами из склянок № 1 и № 2 (наличие/отсутствие запаха у газа, цвет осадка или раствора));
  3. верно сделан вывод о нахождении веществ в склянках № 1 и № 2

(3 балла).

  • Правильно заполнены только две любые строки таблицы. ИЛИ Представлены верные результаты выполнения опытов и вывод, но ответ дан не в табличной форме (2 балла).
  • Правильно заполнена только одна любая строка таблицы. ИЛИ Представлены результаты выполнения опытов и вывод, содержащие одну ошибку, но ответ дан не в табличной форме (1 балл).
  • Все элементы ответа записаны неверно или отсутствуют (0 баллов).

Максимальный балл 5

НОВОЕ:

изменена модель задания №23, предусматривающего выполнение химического эксперимента.

  • Экзаменуемым предстоит провести четыре опыта, позволяющих распознать вещества в двух пробирках под номерами.
  • Результаты выполнения задания оформляются в табличной форме.

Выполнение задания оценивается 5 баллами.

  • Оценивание экспертами в аудитории техники безопасности при выполнении опытов в 2025 году не предусмотрено.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. (дата обращения )

2. (дата обращения )

3.;filter=all&ysclid=m5eehxmzuq330006802 (дата обращения )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания, контрольные задания и методика выполнения практических заданий для студентов-заочников по МДК 02.03. Маркетинг специальности 100701 «Коммерция» (по отраслям)

Методические указания, контрольные задания и  методика выполнения практических заданий по МДК 02.03. Маркетинг для студентов-заочников среднего профессионального образования по специальности 1007...

Методика выполнения практических работ по химии в ПУ

Методический сборник  по выполнению  практических и лабораторных работ для студентов ПУ.   Дисциплина  "Химия" Общеобразовательный цикл.   специальности:1108003....

Мастер-класс "Методика подготовки учащихся к выполнению заданий С2 ЕГЭ по химии с помощью химического эксперимента"

Данная методика позволяет учащимся осознать сущность химических операций (действий) и учит ориентироваться в физических свойствах веществ....

Методика выполнения заданий ЕГЭ по географии

Методика выполнения заданий ЕГЭ по географии....

Видео-урок на тему:"Методика выполнения заданий ЕГЭ по географии. "

Видео-урок на тему:"Методика выполнения заданий ЕГЭ по географии. "...

методика выполнения тестовых заданий по ОФП

содержит рекомендации по выполнению различных видов тестовых заданий по ОФП...

Методическая разработка "Подготовка обучающихся к выполнению заданий КИМ ЕГЭ по химии при изучении темы "Гидролиз"

В представленной работе представлен не только теоретический материал по теме "Гидролиз", но и практические задания для отработки изученного материала...