Презентация на тему :"Обобщающий урок по теме "Металлы"
презентация к уроку по химии (9 класс)

Козонова Бэлла Карловна

Положение в п.с., строение атомов металлов.

Физические и химические свойства металлов.

Получение и применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_moya.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок в 9 классе по теме «металлы» Учитель химии МБОУ «СОШ им.Т.К.Агузарова с.Нижняя Саниба» Козонова Бэлла Карловна

Слайд 2

Эпиграф: «Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества». Д.И. Менделеев

Слайд 3

Цель урока: Обобщить и углубить знания о металлах, общих сведениях о металлах, строении их атомов, способах получения, свойствах и областях применения.

Слайд 5

« Металлом называется твердое, непрозрачное и светлое тело, которое в огне плавится и холодное ковать можно». М.В.Ломоносов.

Слайд 6

Металлы- восстановители Атомы Ме имеют сравнительно большие радиусы поэтому электроны значительно удалены от ядра и слабо с ним связаны. У наиболее активных металлов на внешнем уровне 1-3 электрона. Исключение: Ge , Sn , Pb ─ 4 электрона Sb , Bi ─ 5 электронов; Po ─ 6 электр онов Ме легко отдают валентные электроны и являются восстановителями

Слайд 7

Кристаллическая решетка Металлическая - в ее узлах находятся положительно заряженные ионы, а между ними свободно перемещаются электроны. Наличие последних объясняет высокую электропроводность и теплопроводность, а также способность поддаваться механической обработке

Слайд 8

Физические свойства металлов

Слайд 9

Агрегатное состояние Все металлы твердые, исключение ртуть - единственный жидкий металл .

Слайд 10

Твёрдость Твердые : металлы сравниваются по твердости с алмазом, твердость которого равна 10. Хром — самый твердый металл, режет стекло

Слайд 11

Температура плавления Легкоплавкие (температура плавления до 1539°С).К самым легкоплавким металлам относятся: ртуть — температура плавления —39°С; галлий — температура плавления 30°С; цезий -28,9 Тугоплавкие (температура плавления выше 1539 С).К тугоплавким металлам относятся: хром — температура плавления 1890°С; молибден — температура плавления 2620°С; ванадий — температура плавления 1900°С; тантал — температура плавления 3015°С; и многие другие металлы. Самый тугоплавкий металл вольфрам — температура плавления 3400°С.

Слайд 12

Пластичность Способность изменять свою форму при ударе, прокатываться в тонкие листы, вытягиваться в проволоку: золото, серебро, медь, алюминий. Из 1г золота можно вытянуть проволоку длиной 3 км.

Слайд 13

Плотность Тяжелые (плотность больше 5 г/см3).К тяжелым металлам относятся: цинк , медь , железо , олово , свинец , серебро , золото , ртуть и др.Самый тяжелый металл — осмий плотность 22,6г/см3.

Слайд 14

Электропроводность Высокая электропроводность уменьшается в ряду металлов:Аg Сu Аu Аl Мg Zn Fе РЬ Hg

Слайд 15

Теплопроводность Хорошая теплопроводность, уменьшается в ряду металлов: Аg Сu Аu Аl Мg Zn Fе РЬ Hg

Слайд 16

Металлический блеск Световые лучи падают на поверхность металла и отталкиваются от неё свободными электронами, создавая эффект металлического блеска.

Слайд 17

Способность намагничиваться - железо, кобальт, никель. Находит применение при изготовлении магнитов.

Слайд 18

С П Л А В Ы М Е Т А Л Л О В – твердые растворы, полученные при смешении одних металлов с другими или с неметаллами для придания определенных свойств Сплавы на основе железа – черные сплавы : чугун и сталь Сплавы на основе других металлов – цветные сплавы Сплавы меди: бронза, латунь, мельхиор Сплав алюминия – дюраль Сплавы ртути – амальгамы Сплав Вуда – на основе висмута и свинца

Слайд 19

Промышленные способы получения металлов

Слайд 20

Пирометаллургический способ Пирометаллургия - методы переработки руд, основанные на химических реакциях, происходящих при высоких температурах. 1 стадия : обжиг с целью перевода сульфидов в оксиды Zn S + O 2 → ZnO + S O 2 2 стадия: восстановление металлов из оксидов ZnO + CO → Zn + CO 2

Слайд 21

Электрометаллургический способ Электрометаллургия методы получения металлов, основанные на выделении металлов из растворов или расплавов их соединений под действием электрического тока. 2Аl 2 О 3 → 4Al + 3O 2 (раствор в криолите) Эл.ток

Слайд 22

Гидрометаллургический способ Гидрометаллургия- методы получения металлов, основанных на химических реакциях, происходящих в растворах: 1 стадия : перевод из руд в раствор С uS + HCl → CuCl 2 + H 2 S 2 стадия: выделение из растворов другими металлами CuCl 2 + Fe → Cu + FeCl 2

Слайд 24

Металлотермия II Металлотермия- метод получения металлов, основанный на выделении металлов из и х оксидов более активными металлами 2 Cr 2 О 3 + 4 Al → 4 Cr+ 2 Al 2 O 3

Слайд 25

Тест «Металлы». Инструкция: выберите 1 правильный ответ, время выполнения 5 минут. Вариант 1. № Задание Варианты ответов 1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы а) Al , As , P; б) Mg , Ca , Si ; в) K, Ca , Pb . 2. Атом магния имеет электронную конфигурацию а) 1s22s22p63s2; б) 1s22s22p53s2; в) 1s22s22p63s1. 3. Укажите общее в строении атомов Mg и Al а) два электрона на последнем электронном слое; б) три электрона на последнем электронном слое; в) одинаковое число электронных слоев. 4. Металлический натрий проявляет свойства: а) окислителя или восстановителя, в зависимости от условий; б) только восстановителя; в) только окислителя. 5. Металлические свойства кальция сильнее, чем у а) магния; б) стронция; в) калия. 6. Тип связи в простом веществе калия а) ионная; б) металлическая; в) ковалентная полярная.

Слайд 26

Вариант 2. Задание Варианты ответов 1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы а) Cu , Zn , Ag ; б) Na,Se , Cl ; в) Ni , Fe , I. 2. Атом натрия имеет электронную конфигурацию а) 1s22s22p63s23p1; б) 1s22s22p63s2; в) 1s22s22p63s1. 3. Укажите общее в строении атомов Li и K а) два электрона на последнем электронном слое; б) одинаковое число электронных слоев; в) один электрон на последнем электронном слое. 4. Металлический кальций проявляет свойства: а) только окислителя; б) только восстановителя; в) окислителя или восстановителя, в зависимости от условий. 5. Металлические свойства натрия слабее, чем у а) магния; б) калия; в) лития. 6. Какой из металлов не встречается в природе в свободном состоянии? а) серебро; б) алюминий; в) золото.

Слайд 27

После выполнения теста сверьтесь с ответами. Если у вас нет ошибок, то поставьте «5», если одна ошибка, то поставьте «4», если две-три ошибки, то «3». Если у вас четыре ошибке и больше, то выполните работу над ошибками дома, изучив соответствующий материал по учебнику , я вас выслушаю на зачете. Ответы: вариант 1-в; 2-а; 3 – в; 4 –б;5 – а; 6 – б. вариант а; 2-в; 3 – в; 4 –б;5 – б; 6 – б.

Слайд 28

Физминутка Теперь немного отдохнем, глазами поведем и в таблице Д.И.Менделеева найдем. (Переведите с химического на общепринятый язык следующие выражения): а) Не все то аурум , что блестит б) в) Феррумный характер в) Слово - аргентум , а молчание – аурум . г) За купрумный грош удавился

Слайд 29

Химические свойства металлов Восстановительную активность металла в химических реакциях, протекающих в водных растворах, отражает его положение в электрохимическом ряду напряжений металлов, или ряду стандартных электродных потенциалов металлов.

Слайд 30

взаимодействие металлов с простыми веществами В общем виде можно выразить следующим образом: M0 + неM0 → M+n неM-n вос-ль ок-ль соль В этих реакциях атомы металлов отдают электроны, т.е. являются восстановителями, а неметаллы принимают электроны, т.е. являются окислителями.

Слайд 31

Взаимодействие с водой Щелочные и щелочноземельные Ме   Щелочи 0 +1 +1 0 2 Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2 ↑ Менее активные Ме (раскаленные)  оксид 3Fe + 4H 2 O = Fe 3 O 4 + 4H 2 ↑ Ag, Au, Pt, Hg, Cu с водой не взаимодействуют

Слайд 32

Взаимодействие с кислотами Mg + H 2 SO 4 = MgSO 4 + H 2 ↑ Zn + H 2 SO 4 = ZnSO 4 + H 2 ↑ Cu + H 2 SO 4 = Вывод: Ме , стоящие в ряду напряжений левее водорода, вытесняют его из растворов кислот, а стоящие правее – не вытесняют водород из растворов кислот

Слайд 33

Взаимодействие металлов с солями Fe + CuSO 4 → Cu↓ +FeSO 4 o 2+ o 2+ Fe + Cu → Cu + Fe (окислительно-восстановительная реакция) o Cu + 2AgNO 3 → Cu(NO 3 ) 2 + 2Ag↓ o + 2+ o Cu + 2Ag → Cu + Ag↓

Слайд 34

Упражнение Допишите практически осуществимые реакции: а) Fe + HCl → б ) Ag + H 3 PO 4 → в ) Al + HCl → г) Zn + Pb (NO 3 ) 2 → д ) Fe + MgCl 2 →

Слайд 35

ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 1. Распознать предложенные вещества: хлорид натрия, хлорид бария. Что является реактивом на соли бария? Записать соответствующие уравнения реакций в молекулярном, полном ионном, сокращенном ионном виде.

Слайд 36

Решить задачу: Чему равна масса практическая сульфата бария, который получен при взаимодействии 15г хлорида бария с серной кислотой, если выход продукта составляет 93%.

Слайд 37

Экспериментальная задача Доказать, что выданные вещества содержат ионы железа ( II) ,ионы железа (III) . Из реактивов имеется гидроксид натрия .

Слайд 38

FeSO 4 FeCl 3 NaOH Осадок болотного цвета Осадок бурого цвета

Слайд 39

«Человек не может обойтись без металлов. Если бы не было металлов, люди бы влачили омерзительную жизнь среди диких животных» Георг Агрикола – виднейший немецкий мыслитель, автор многих трудов по металлургии

Слайд 41

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ СВОЙСТВА ЭЛЕМЕНТ 1 2 3 4 5 6 7 Литий Кальций Бериллий Калий

Слайд 42

Вопросы графического диктанта 1.Является самым легким металлом. 2.Содержит 1 электрон на внешнем энергетическом уровне. 3.При горении в кислороде образует пероксид . 4.Во всех соединениях имеет степень окисления +2. 5.Его открыл ученый Дэви. 6.Наличием солей этого металла обусловлена жесткость воды. 7.В переводе с греческого языка его название означает камень.

Слайд 43

Критерии выставления оценок записаны на доске. Оценка «5» - нет ошибок Оценка «4» - допущена 1 ошибка Оценка «3» - допущено 2 или 3 ошибки Оценка «2» - допущено 4 и более ошибок СВОЙСТВА ЭЛЕМЕНТ 1 2 3 4 5 6 7 Литий + + + Кальций + + + Бериллий + Калий + + +

Слайд 44

Рефлексия. - Выполнили ли мы все поставленные задачи? (Слайд №3). - На сколько активно работал каждый из вас? (учащиеся оценивают свою работу и поднимают сигнальные карточки: красная - активно, зеленая - не достаточно активно, желтая- не активно).

Слайд 45

Домашнее задание Повторить § 4 - 14. Закончить проектные работы по теме «Металлы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока к презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах 8 класс

конспект урока, соответствующий представленной презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах" в 8 классе....

Мультимедийная презентация к повторительно-обобщающему уроку по теме "Причастие" (2 часа) 7 класс

Презентация подготовлена к итогово-обобщающему уроку в 7 классе по теме "Причастия". В презентации широко использовался краеведчедческий материал по истории поселка и района, где расположена школа и у...

презентация к повторительно-обобщающему уроку по теме Древний Египет в форме "своей игры"

эта презентация поможет повторить и закрепить материал по теме в увлекательной форме. также она может быть использована во внеурочной деятельности для проведения увлекательного занятия по истории и ку...

Презентация - Тесты к обобщающему уроку ОБЖ в 8 классе по теме "Пожары и взрывы".

Данная презентация является хорошим методическим материалом при подготовке и проведении обобщающего урока ОБЖ в 8 классе по теме "Пожары и взрывы". Желаю успехов!...

Презентация по биологии на тему: Обобщающий урок по темам: "Прокариоты. Грибы. Растения". 7 класс.

Урок проводится в игровой форме: 2 команды проходят несколько этапов. Команды  (по названиям систематических групп) готовят выступления, вопросы, ответы, возражения; наглядность. Набирают общее к...

Презентация на тему: Обобщающий урок на тему «Причастие»

В презентации собраны упражнения по данной теме....