Практико-ориентированные задания как средство повышения мотивации изучения химии
методическая разработка по химии (8, 9 класс)

Иванова Жанна Альфредовна

Материал посвящен использованию на уроках химии практико-оринтированных заданий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

 «Учитель года России» - 2025

Методическая разработка

Практико-ориентированные задания как средство повышения мотивации изучения химии

Автор: Иванова Ж.А

Учитель химии

МОУ Болтинская СОШ

п.Судоверфь, 2023 год

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………   3                                                                                                                      

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРАКТИКО -  ОРИЕНТРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ .... 4

1.1.Концептуальные основы активного обучения ………………………….. 4

1.2. Использование практико-ориентированных заданий в обучении …….. 5

1.3. Классификация практико-ориентированных заданий …………………. 6

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ В БОЛТИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 7

2.1.Алгоритм составления практико – ориентрованных заданий …………..7

2.2. Из опыта работы …………………………………………………………...8

            2.3  Результативности деятельности ………………………………………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....   12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ………… 13

Введение

Сегодня в образовании большое значение приобретает практическая составляющая процесса обучения, ценностью являются не просто фундаментальные знания, а способность обучающегося применить полученные знания на практике, умение работать в измененных условиях, находить личностный смысл в содержании образования, проводить саморефлексию деятельности.

Усилить практическую составляющую в ходе обучения на уроках химии можно за счет использования теории практико-ориентированного обучения, основная цель которого — подготовка обучающихся к решению задач, возникающих в практической деятельности, формирование готовности к применению знаний и умений в процессе профессиональной деятельности.

По мнению В. И. Байденко, В. А. Болотова, В. П. Борисенкова, В. В. Серикова, наряду с последовательным и логичным изложением основ науки важно на всех этапах обучения в каждую изучаемую тему включать материал, дающий возможность решать практические задачи, связанные с будущей профессиональной деятельностью.

Отличительной особенностью практико-оринтированных заданий является возможность создания на их основе проблемной ситуации с привлечением фактов из реальной жизни.

Согласно обновлённым федеральным государственным стандартам школьникам важно понимать, как изучаемые ими предметы помогают определиться с выбором профессии. Поскольку химия является важным профилирующим предметом при выборе учащимися будущих профессий медико-биологического, фармацевтического, сельскохозяйственного, химико-технологического профиля, стараюсь на своих уроках отбирать задачи именно практико-ориентированного характера. Часто такие задачи являются интегрированными с материалами курсов биологии, физики, экологии.

Цель работы: повышение   мотивации изучения химии через использование на уроках практико - ориентированных заданий.

- разработать задания с практико – ориентированным содержанием для повышения учебной  мотивации;

- способствовать социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями через применение практико-ориентированных заданий;

- способствовать профессиональной ориентации школьников через организации профессиональных проб в рамках урока химии.

Практическая значимость работы в разработке практико-ориентированных заданий для курса химии основной школы.

Вопрос практико-ориентированных заданий в школе рассмотрен мало, поэтому считаем материалы инновационными.

Актуальность работы заключается в выполнении требований ФГОС  для всех обучающихся, включая детей с особыми образовательными потребностями.

Разработка будет полезна молодым специалистам, учителям естественно-научного цикла, студентам педагогических вузов и колледжей.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРАКТИКО -  ОРИЕНТРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ

  1. Концептуальные основы активного обучения

– Очень часто можно слышать от учителей высказывания: «Ничего не хотят…», «Ничего не учат…», «Не хотят ничего делать…» и т.п.

Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение, цель.

Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет.

Концептуальные основы активного обучения были сформулированы еще в

начале ХХ века. Традиционной системе образования, основанной на

приобретении и усвоении знаний, было противопоставлено обучение «путем

делания», чтобы новые знания извлекались человеком из практической

деятельности и личного опыта. В результате сформировались две концепции:

«пирамида обучения» (learningpyramid) и «конус опыта Эдгара Дейла»

(Dale’sconeofexperience).

«Конус опыта» американского педагога Эдгара Дейла (EdgarDale) наглядно иллюстрирует, каких разных образовательных результатов можно добиться, используя различные средства или «носители» (media) содержания обучения (рис. 1). Эта версия «конуса» относится к более поздним публикациям.

Рисунок 1. «Конус опыта»

К концу 1970-х годов XX в. сформулирована концепция «пирамиды

обучения». Она также демонстрирует зависимость между методами обучения и степенью усвоения материала. Становится очевидным, что классическая лекция (монолог преподавателя, который не сопровождается слайдами и другими иллюстрациями) – наименее эффективный метод обучения: он обеспечивает освоение в среднем около 5% содержания. В то же время активное обучение (вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной деятельности) позволяет добиться значительно лучших результатов (рис. 2).

Рисунок 2. «Пирамида обучения»

1.2.  Использование практико-ориентированных заданий в обучении

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий положительно влияет на прочность знаний, развивает мотивацию так как у  школьников возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.

Необычная формулировка заданий, связь с жизнью, межпредметные связи вызывают интерес учащихся к выбору  профессии, способствуют развитию любознательности, творческой активности.

Практико-ориентированные задания реализуют ряд функций.

1. Обучающая функция состоит в сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.

Усвоенные таким образом знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью.

2. Развивающая функция состоит в развитии обучаемого во всех направлениях: развитие речи, мышления, эмоционально-волевой и потребностно - мотивационной сфер личности.

3. Воспитательная функция состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения в обществе.

 4.Побуждающая функция состоит в обеспечении активности личности.

 5.Мотивационная функция определяет собой субъективную значимость данной ситуации для учащегося.

6.Прогностическая функция состоит в предвиденье последствий, дальнейших изменений решаемой ситуации, предупреждении возможных опасных тенденций, формулировании рекомендаций по их преодолению.

7. Интегративная функция состоит в системном, целостном обобщении внутридисциплинарных, междисциплинарных знаний.

8. Контролирующая функция состоит в выявлении либо исходного, либо конечного состояния знаний и умений учащихся, изучении глубины и объема их усвоения.

1.3. Классификация практико-ориентированных заданий

Практико-ориентированные задания можно разделить на три группы.

Теоретические задания закрепляют теоретические знания, демонстрируют глубину проработки студентами теоретических аспектов курса, умение применять полученные знания в анализе конкретных явлений и процессов.

Экспериментально-теоретические задания являются средством активизации научного

поиска обучающихся и позволяют вести изучение теоретических вопросов на экспериментальной основе. Это могут кратковременные наблюдения, измерения и опыты, связанные с темой урока, осуществляемые на простейшем оборудовании.

Расчетные задания являются средством развития мышления обучающихся и могут применяться на разных этапах освоения информации — при объяснении нового материала; при закреплении знаний; для домашнего задания; при текущем учете и итоговом контроле знаний.

Каждый из этих этапов характеризуется определенными требованиями к содержанию задач и к методам их решения. При объяснении нового материала задачи могут  иллюстрировать рассмотренные теоретические положения. В этом случае они должны отличатся четкостью содержания и простотой решения.

Обычно при изложении нового материала ход рассуждений, связанный с решением задач, ведет сам учитель, привлекая учеников к выполнению несложных расчетов. При закреплении знаний можно предложить столь же простые задачи. Однако в этом случае надо добиться от обучающихся самостоятельных рассуждений.

Убедившись при закреплении знаний, что обучающиеся поняли изложенный материал, учитель может предложить для домашнего задания задачи с более сложными расчетами. При повторении ранее изученного материала, а также при контроле  знаний решение задач позволит оценить способность обучающихся думать   устанавливать связь между отдельными разделами пройденного материала.

Практико-ориентированные задания должны отвечать следующим требованиям: соответствовать четко поставленной цели, иметь разный уровень трудности, иллюстрировать несколько аспектов профессиональной ситуации, быть актуальными на сегодняшний день, иллюстрировать типичные ситуации в профессиональной деятельности, развивать аналитическое мышление, провоцировать дискуссию, иметь несколько  вариантов решений.

Таким образом, использование практико-ориентированных заданий позволяет качественно осуществлять практическую подготовку обучающихся , обобщать межпредметные знания  формировать умение решать практические задачи, связанные с возможной будущей  профессиональной деятельностью.

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ В БОЛТИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

На использование практико-ориентированных заданий отводится в год  35-40 % учебного времени.  

Из практики работы можно заключить универсальность применения такой формы работы, потому что:

1. Не требуется изменять структуру урока.

2. Задания можно использовать на любом этапе урока.  

3. Не требуется специальной подготовки оборудования

Условие

 Наличие банка практико-ориентированных заданий или умение их составлять

2.1.Алгоритм составления практико – ориентрованных заданий

Реализация практико-ориентированных заданий включает алгоритм составления заданий; методы и приёмы использования заданий на разных этапах урока; мониторинг качества знаний учащихся.

Алгоритм составления практико-ориентированных задач.

1. Определить цель задачи, её место на уроке, в теме, в курсе.

2. Определить направленность задачи (профессиональная, межпредметная).

3. Определить виды информации для составления задачи. В учебниках и методической литературе в основном встречается только один вид –текстовый.

4. Определить степень самостоятельности учащихся в получении и обработке информации.

5. Выбрать структуру задачи.

6. Определить форму ответа на вопрос задачи (однозначный, многовариантный, нестандартный, отсутствие ответа, ответ в виде графика) [ Успешное усвоение знаний, умений и навыков по предмету в целом можно обеспечить, если изучение материала будет выстроено логически: восприятие–осмысление–запоминание–применение–обобщение. На учебных занятиях уделяю большое внимание проблемно-поисковым методам обучения при использовании практико-ориентированных заданий.

2.2. Из опыта работы

Рассмотрим примеры применения практико-ориентированных заданий в практике работы учителя химии Болтинской средней школы

1. Тема «Первоначальные химические понятия»

Предлагаем практико - ориетированное задание по данной теме урока  «Чистые вещества и смеси» в 8 классе.

Цель: изучение способов разделения смесей

1. Направленность задачи  межпредметная.

2.Формулировка задания в виде текстовой информации.

 3.Вопрос сформулирован однозначно.

 В походе Анна случайно просыпала последнюю соль на землю. Каким способом можно «вернуть» соль?

Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.

https://chem-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=1415&png=1               https://chem-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=1416&png=1          https://chem-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=1417&png=1

 Рисунок 1                                 Рисунок 2                                Рисунок 3

Предлагаю на основе личного опыта выдвинуть гипотезу разделения смеси почвы и соли у ребят.

Далее выполняется практическая работа , составляется рабочий лист работы

Picture background

Проверка знаний показала, что 9 из 14 присутствующих хорошо заполнили тему.

Так, при повторении темы «Классификация химических реакций» в 9 классе. Обучающимся была предложена следующая ситуация из жизни:

Вы с родителями пошли в лес собирать чернику. После сбора руки у всех членов семьи оказались окрашены в темно-фиолетовый, почти черный цвет. Как очистить руки, находясь в лесу?

После обсуждения учитель подсказал, что черника имеет щелочную среду.

Дети не смогли дать ответа. Тогда учитель напомнил, как происходит реакция нейтрализации, показав, опыт.

Picture background

 Школьники сразу сказали, что нужно брать кислую ягоду.

Использование практико-ориентированного подхода позволяет учащимся с ОВЗ понять сложные биологические и химические процессы.

С организацией в 2021 году в МОУ Болтинская СОШ центра образования естественнонаучной направленности «Точка роста», учителя химии и биологии школы получили дополнительные возможности для организации практико-ориентированной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

На уроке в 8 классе «Сильные и слабые электролиты»

Решалась следующая учебная задача. В машине Андрея потек аккумулятор, что вы посоветуете молодому человеку?  

Школьники , в которых есть в семьях машины или техника сразу сказали, что

Вытек электролит.

Спросила: « Какой электролит? Он сильный или слабый?»

Ответ: «Кислотный».

С помощью датчиков электропроводности определили, что есть сильные и слабые кислоты. А вот серная кислота, которая есть в аккумуляторах сильная. Повторили ее формулу

Составили таблицу сильных и слабых электролитов, проверив различные вещества датчиком электропроводности.

Затем ответили на вопрос, заданный ранее.

Чаще всего причиной течи становится расшатывание клемм, а также повреждение корпуса батареи или коррозия вследствие постоянной вибрации. Также причиной неисправности может стать поломка генератора, сырость АКБ или сульфатирование пластин электродов. Лучше обратиться к специалистам

Так, мы побывали автомеханиками. И определили вывоз на изучение новых тем в химии, что является мотивацией в изучении предмета.

Применяя на уроке оборудование центра «Точка роста», мы создаем обстановку, которая погружает школьников в профессиональную среду. Учащиеся «примеряют на себя» различные социальные роли, работают в группах, что способствует социализации.

Рассмотрим организацию профессиональной пробы

Профессиональная проба — это испытание или профессиональная проверка, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности

В 9 классе во время практической работы «Решение экспериментальных задач обучающиеся стали экспертами –криминалистами и лаборанта химического анализа. Работа проводится в группах

Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме : «Металлы». «Получение соединений металлов и изучение из свойств»

Цель: опытным путем получить соединения металлов и провести с ними необходимые для изучения химических свойств реакции.

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки с растворами веществ под номерами хлорид железа (II), сульфат магния, маркеры со следами крови и неизвестного вещества, раствор NaOH, соляная кислота.

Опыт 1. Возьмите вещество в пробирке 1, добавьте раствор NaOH. Наблюдается выпадение осадка. Какого цвета осадок?  Разделите осадок на две части. В первую пробирку  добавьте гидроксид натрия, во вторую соляную кислоту. Сделайте вывод о веществе в пробирке.

Опыт 2. Те же действия повторите с пробиркой 2.

Опыт 3. В 1995 году в Лос-Анджелесе, на судебном заседании, защита подсудимого прибегла к неожиданному трюку, заявив, что обнаруженные на вещественных доказательствах пятна крови, являются на самом деле следами кетчупа. Для того чтобы подобной ситуации не повторялось, современные криминалисты берут предварительные пробы на кровь. Поиск следов крови осуществляется при тщательном осмотре места происшествия, с помощью лупы. Предметы могут осматриваться с помощью ультрафиолетовых лучей, а также через  пробу с трехпроцентной перекисью водорода, наносимая пипеткой на подозрительное пятно. Появление вспенивания указывает на возможное присутствие крови. Также установлено, что кровь содержит ионы железа. Докажите, есть ли в выданных вам пробах катионы железа?

В столбце «Что делали? Что наблюдали?» - Выполняется рисунок с указанием добавленного реактива. Указываем признак протекания реакции.

«Выводы» - Уравнение химической  реакции. С записью сокращенного ионного уравнения. Вывод о том, что является реагентом  и на какой ион

Название опыта

      Что делали? Что наблюдали?

                          Выводы

Опыт 1

Определение вещества 1

Опыт 2 Определение вещества 2

Опыт 3. Определение крови в образцах

Таким образом, школьники во время проведения практической работы смогли примереть на себя роли : лаборанта химического анализа и эксперта –криминалиста, что способствовало развитию мотивации глубже изучить вопрос связанный с воздействием различных реактивов друг на друга.  

2.3. Результативность деятельности

В ходе трех летней работы по применению на уроках практико-ориентированных заданий произошли количественные и качественные  изменения в участии детей конкурсах, выборе экзамена как в девятом , так и одиннадцатом классе, отмечу, что чаще школьники выбирают профессии, связанные с изучением химии. На основе данных составлена диаграмма 1.

Из данных диаграммы видно, что по результативности выступления на конкурсах, выборе экзамена по предмету «Химия», выборе профессии наблюдается положительная динамика  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование практико-ориентированных заданий в учебном процессе обеспечивает овладение учащимися рядом универсальных учебных действий: умение работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах, что позволяет школьникам с особыми образовательными потребностями успешно социализироваться. Проведение профессиональных проб и профессиональная( межпредметная) направленность заданий часто определяют выбор будущей профессии.

Наблюдения за деятельностью учеников свидетельствуют о том, что частое применение практико-ориентированных задач обеспечивает повышение интереса учащихся к учебной деятельности, формирование положительной мотивации на уроках.

В дальнейшем ставлю перед собой цель продолжать работу по составлению и использованию практико-ориентированных заданий на уроках химии в средней школе для обеспечения стабильных результатов изучения химии

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ

1.Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста - М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 240 с.

2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 2019. - 160 c.

Маклаков А. Г. Общая психология; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2017. - 582 с.

3. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // «Эйдос». — 2005. — 10 сентября. — Режим

доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm. ( дата обращения 1.12.2024)

4. Власова, А. Утром — практика, вечером —теория // Российская газета. — 2006. — № 286. —С. 11.

5. Кендиван, О. Д. Практико-ориентированные задания в обучении химии / О.Д.Кендиван // Химия в школе. – 2009. – №8. – С. 43–47 с.

6. Петрова С.А Особенности формирование учебной мотивации у подростков

 «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» 7(58), 2021 Alley-science.ru( дата обращения 1.12.2024)

7. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // «Эйдос». — 2007. — 15 января. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm. ( дата обращения 1.12.2024)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин»

Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования,...

«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин» ( из опыта работы учителя истории и обществознания ОУ СОШ №12 г. Сызрани Житенёвой О.А.)

Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования,...

Театральные постановки как средство повышения мотивации изучения английскому языку.

Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем.  Как преодолеть равнодушное отношение к  изучению английского языка?  В нашей школе работает клуб «EnglishWise», в который входят ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.

Новые стандарты предусматривают  существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями в обществе; большую практическую направленность образования, жизненную востреб...

Статья "Метапредметные задания как средство повышения мотивации к изучению английского языка"

Данная статья описывает опыт учителя по теме, с которой работал на протяжении нескольких лет. Содержит как некоторые теоретические положения, так и описание своего практического опыта....

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены преимущества практико-ориентированных методов и форм обучения на уроках учебной практики на примере нескольких видов игр и упражнений. В основу используемых форм и методов обучения положен...

«Практико -ориентированные задания как средство повышения мотивации изучения математики»

В настоящее время современное общество нуждается в людях, которые подготовлены к настоящей жизни, занимают активную жизненную позицию, умеют работать в коллективе, имеют возможность быстро переучиться...