«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин»
статья по истории по теме
Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования, жизненную востребованность его результатов; активное применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни», поэтому они предъявляют новые требования к методике преподавания предметов не только естественно-математического цикла, но и гуманитарного. Таким образом, задача сферы образования сегодня - это разработка новых технологий обучения. Она может быть решена и с помощью интеграции исследований в области педагогики, психологии и информатики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_vystuplenie_na_mo.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12
Заседание городского методического объединения
училелей истории, обществознания, права
«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин»
( из опыта работы учителя истории и обществознания
ОУ СОШ №12 г. Сызрани
Житенёвой О.А.)
2009 г.
«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин»
( из опыта работы)
Тема моего выступления «Опыт использования информационных технологий на уроках истории, обществознания, права как фактор повышения эффективности в обучении». Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования, жизненную востребованность его результатов; активное применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни», поэтому они предъявляют новые требования к методике преподавания предметов не только естественно-математического цикла, но и гуманитарного. Таким образом, задача сферы образования сегодня - это разработка новых технологий обучения. Она может быть решена и с помощью интеграции исследований в области педагогики, психологии и информатики.
Современный период развития общества характеризуется активным процессом информатизации. Информатизация общества - это глобальный процесс, который внёс изменения в общение людей. Она осуществляется посредством информационных технологий (телевидение, радио, пресса и другое). Несомненно, педагогические технологии (понимаемые как способы общения) также являются информационными, поскольку учебный процесс основывается на обмене информацией. Принципы взаимодействия в новой образовательной среде значительно изменились.
(Слайд 3 «Принципы взаимодействия»).
Учащийся долгое время воспринимался в образовательных технологиях как объект обучения. Субъектами взаимодействия чаще всего выступали обучаемый - ученик и обучающий - учитель. Традиционно взаимообмен информацией осуществлялся между двумя субъектами образовательного процесса (обучающим и обучаемым), которые имели возможность осуществлять обратную связь. Традиционно вид информационной деятельности обучаемого был ограничен известным набором: восприятие (при прослушивании, просмотре) в процессе объяснения обучающим нового учебного материала определенного конкретного объема; запоминание, заучивание самим обучаемым, как правило, только части представленного учебного материала; воспроизведение (вербально или в письменной форме) обучаемым усвоенного материала.
С появлением интерактивных средств обучения, (интерактивных программных средств учебного назначения) в информационное взаимодействие включается третий субъект (средство обучения, функционирующее на базе ИКТ), имеющий возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя, являясь источником учебной информации значительного объема и различного уровня, как по сложности, так и по содержанию. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явление, процессов. Теперь интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе ИКТ.
На современном этапе развития образования появилась новая трактовка понятия информационная технология обучения - это педагогическая технология, которая использует специальные способы, программные и технические средства (компьютеры, видео- и аудиоаппаратуру) для работы с информацией.
(Слайд 4 «Цели и задачи ИКТ»)
Т.о., я вижу целью использования ИКТ является формирование более эффективной модели обучения.
Задачи
- стимулировать познавательный интерес к учению;
- индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельность учащегося;
- придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;
- способствовать обновлению содержательной стороны предмета
(Слайд №5 ) Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа (англ. - многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. А новая сопровождающая компьютер техника, обладающая практически неограниченными возможностями построения любого визуального ряда, позволяет провести современный урок на более высоком уровне.
(Слайд №6) Работа с мультимедийными программами и компьютерными презентациями, Интернет – ресурсами косвенным путём развивает конструктивное, алгоритмическое мышление, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся, а также формирует умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации, и её последующей обработки.
(Слайд №7) Как показывает опыт, использование ИКТ повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Это эффективный стимул обучения учащихся.
Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей современного ученика.
Между тем, при всех своих возможностях компьютер остаётся лишь средством повышения эффективности человеческой деятельности.
Слайд №8
Использование готовых информационных материалов как средство представления наглядности
Технологию использования компьютера на своих уроках я начала с использования готовых пакетов мультимедийных программ по истории, обществознанию и праву с интерактивным интерфейсом, снабжённых видео- и аудиосопровождением.
Мультимедиа-программы - наукоёмкий продукт. Он создаёт спектр широких возможностей для учителя и учащихся и позволяет:
- осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями урока и познавательного интереса учащихся;
- прогнозировать понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя;
- осуществлять выбор способов сочетания и интеграции средств мультимедийной книги с традиционными средствами обучения;
- создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения (учащиеся самостоятельно или в группах ищут ответы на поставленные вопросы);
- удовлетворять познавательный интерес к школьным предметам гуманитарного цикла.
Но как показывает опыт использования готовых пакетов мультимедийных программ, целесообразней применять их на таком типе урока, как урок - изучение нового материала. Мультимедийные программы в данном случае играют роль источника знаний или помощника в поиске ответов на поставленные учителем вопросы. Конечно, в современных условиях невозможно проводить каждый урок с сопровождением компьютерной техники, поэтому необходимо произвести отбор тех тем, где применение средств мультимедиа наиболее актуально и обеспеченно программой.
Для меня такими темами стали темы «Культура эпохи…» т.к., помогают учителю наглядно и увлекательно ознакомить учащихся с историей культуры в разные эпохи, где зрительный ряд играет немаловажную роль в усвоении учащимися учебного материала.
Безусловно, нельзя переоценивать возможности мультимедиа программ. Они ни в коей мере не могут заменить учителя на уроке. Превращать урок в простую демонстрацию красивых картинок ни в коем случае нельзя.
Слайд №9
Создание и использование компьютерных презентаций на уроке
Итак, готовые мультимедийные программы имеют целый ряд достоинств перед традиционной наглядностью. Но объём содержащейся в них информации зачастую невозможно уложить в 40 минут урока. Поэтому мне пришлось освоить программное обеспечение Microsoft PowerPoint. Оно позволяет привести материал урока в соответствие с конкретными целями и задачами, поставленными перед изучением нового материала, а также появляется возможность провести урок в том методическом ключе, с помощью которого учитель выстраивает свою систему работы.
Компьютерные презентации обладают целым рядом возможностей:
1. Одновременное использование различных способов предоставления учебной информации (дата, понятие, текст, диаграмма, анимация, графика, звук);
2. Представление на электронных страницах (слайдах) одновременно текст и мультимедийные объекты;
3. Возможность изменения последовательности представления слайдов в процессе просмотра презентации;
4. Возможность неоднократного возвращения к просмотренному ранее слайду;
5. Возможность многорядного изображения с целью сравнения объектов.
Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время на записи на доске.
Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у них работают сразу два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала.
Кроме того, применение компьютерных технологий позволяет осуществить один важный принцип образования - принцип гуманизма. Печатный шрифт, чёткое воспроизведение и большой формат представляемых образов позволяют включиться в работу даже тех ребят, которые на обычных уроках занимают пассивную позицию. Данный тип работы позволяет даже учащимся с низкими интеллектуальными способностями принять участие в учебном диалоге, а значит, почувствовать себя успешными.
Не последнюю роль играет принцип наглядности. Наглядность активизирует внимание, мышление и память (психологами доказано, что человек запоминает 50% увиденного, в то время как услышанное воспроизводится только на 20%), заставляет переключать внимание с одного элемента урока на другой, не утомляя школьника.
Пример: тема «Эпоха дворцовых переворотов»
Исходя из возможностей компьютерных презентаций, их можно использовать на уроках любого типа: урок - контроль знаний (слайды выступают как активизаторы мышления, на них учителем заготавливаются задания различного вида и уровня сложности по типу «Историческое лото»), урок изучения нового материала (дополнительный материал, выведенный на экран даёт возможность учащимся вести самостоятельный поиск ответов на вопросы, сопоставлять факты, сравнивать явления, осуществлять контроль за правильностью выполнения заданий и многое другое на примере уроков «Познание» - 10 класс, «Олимпийские игры» - 5 класс)), комбинированный урок.
Однако необходимость использования компьютерных презентаций определяется самим учителем. Место презентаций на уроке любого типа так же определяется учителем.
Существует большое количество сайтов, где размещены уже готовые презентации, но, на мой взгляд, и эти презентации необходимо подстраивать под свой урок.
В перспективе вижу разработку серии уроков с активным включением учащихся в процесс создания компьютерных презентаций. Такой опыт уже есть в 8-х классах, 10-11 классах.
Ведь компьютер открывает возможности и для самих учащихся:
- интеграция учебных предметов;
- совершенствование умения пользоваться компьютером;
- умение поиска и отбора информации в электронных справочниках;
- выход на проектную деятельность (психологами доказано, что человек запоминает 90% того, что делает сам).
Слайд №10
Работа с Интернет – ресурсами и использование ИКТ в проектной деятельности.
Задачей школьного образования становится не только передача определенных знаний, но и обучение учащихся способам самостоятельного овладения ими. Важным является освоение школьниками умения извлекать новую информацию из разнообразных источников, оперировать ею, выводить общие закономерности на основе частных фактов и интерпретировать факты на основании известных закономерностей. При этом главным результатом образования станет обретение учащимися системы обобщенных теоретических представлений.
Решение поставленных задач и достижение необходимых результатов возможно при использовании метода проектирования и работе с Интернет ресурсами. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. При этом дети получают возможность осваивать продуктивные приемы мыслительной деятельности. Метод проектов стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств – познавательную инициативность, поисковую активность, творческие способности, самостоятельность, деловое лидерство.
Слайд №11. Учитель, планируя проведение подобной работы, должен четко осознавать, для чего она необходима, каких целей он хотел бы достичь, определить для себя все этапы предстоящей деятельности. Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий (В.В.Гузеев,1996):
- подготовка (формулирование темы и целей проекта);
- планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);
- исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);
- оформление результатов и выводов;
- представление или отчет;
- оценка результатов и процесса.
Готовый продукт, полученный учащимися в процессе работы с информацией, позволяет судить об объёмах и глубине этой информации.
Я представляю вам буклеты, выполненные учащимися 10 класса по разделам предмета «Право».
Мне кажется, что проектная деятельность учащихся «позволяет произвести переход от безличностной «знаниевой» педагогике к деятельностной и личностно-ориентированной».
Слайды №12 и №13
Слайд №14.
Заключение
Компьютер не может заменить полностью учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учащихся, побудить в них любознательность, завоевать их доверие, направить их на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить за усилия и заставить учиться. Как уже говорилось ранее, компьютер и информационные носители являются хорошим средством преодоления некоторых проблем, существующих у образования. Так же они позволяют осуществить важнейшие принципы обучения:
-принцип гуманизма;
-принцип научности;
-принцип наглядности.
Список литературы
- Васильева В.М. Изучение вопросов культуры Х1-ХУШ вв. на уроках истории СССР. - М.:Просвещение,1989. - с. 13-64.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России учебник для 6-7 классов. - М.: Интеллект-Пресс, 1998. - с.34-41, 224- 233, 251-277.
3. Жилкин В.В. Информационно-технологические средства в профессиональной деятельности педагога. -- Материалы Интернета по адресу: http://center.flo.ru в рубрике «В помощь учителю».
4. Журавлёв Д. Ребёнок и компьютер. //Народное образование. - № 7.-2002.-с.113-122.
- Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-ХV вв. М.: Мирос,1993.-с. 85-113.
- Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М.: Владос, 2000. - с. 4-9, с. 128-131.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. - № 7. - 2000. - с. 151.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Полат Е.С./. - М., 1999. - с.3-5
10. Осин А.В. Электронные издания и ресурсы и педагогические технологии. - //Бюллетень Федерального депозитария электронных средств учебного назначения и электронных изданий для общего среднего образования. - № 2. - 2003. - с.2-4.
11. Стратегия модернизации содержания общего образования (Материалы для разработки документов по обновлению общего образования). - М.: Министерство образования РФ, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин» ( из опыта работы учителя истории и обществознания ОУ СОШ №12 г. Сызрани Житенёвой О.А.)
Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования,...
Статья "Использование информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики и информатики"
Работая учителем математики и информатики, применяя IT-технологии на уроках, добиваюсь хороших знаний по предмету, потому что признаю сквозное преподавание математики и информатики с 5-ого по 11-ые кл...
Мультимедиа технологии как средство формирования мотивации учащихся НПО к изучению информационных технологий
Современные средства ИКТ открывают для учащихся и учителей школ и профессиональных училищ принципиально новые возможности, способствующие повышению эффективности самостоятельной работы, реализации нов...
«Использование новых информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики и информатики»
Математика важна для повседневной практической деятельности человека. В современных условиях математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются, изучаются и прогнозируются мно...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Новые стандарты предусматривают существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями в обществе; большую практическую направленность образования, жизненную востреб...
Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры
Игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её п...
Использование мультимедиа технологий как средство повышения мотивации учащихся
Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. П...