конспект урока
план-конспект урока по химии (8 класс)
конспект урока по химии 8 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_kisloty_klassifikatsiya_nomenklatura.docx | 154.34 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по химии в 8 классе
Тема: «Кислоты: состав, классификация, номенклатура»
Технологическая карта урока
Выполнил: Дащадондокова А.Ц – учитель химии МБОУ «СОСОШ №2»
Тема | «Кислоты: состав, классификация, общие свойства» | |||
Цель | Сформировать у обучающихся комплекс знаний о кислотах как классе неорганических веществ | |||
Тип урока | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. | |||
Планируемый результат
| Формируемые УУД: | |||
Предметные: 1. знать определение, состав кислот и их классификацию, правила ТБ при работе с кислотами, важнейшие неорганические кислоты. 2. уметь определять заряд кислотного остатка, основность кислоты, степень окисления атомов химических элементов, образующих кислоты. 3. уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов. В сфере безопасности жизнедеятельности: Вводный инструктаж. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Метапредметные: #1089;пособность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. 2. владение умениями работать с полученной информацией (анализировать и обосновывать выводы), использовать материалы на электронных носителях. #1089;пособность решать практические задачи, представлять результаты своей деятельность в различных формах. 4. готовность к сотрудничеству с соучениками, учителем, коллективной работе, | Личностные: #1043;отовность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение #1059;мение управлять своей познавательной деятельностью, управлять собой, своим поведением #1054;бъективно оценивать результаты своего труда. 4. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные: #1059;мение планировать и регулировать свою деятельность. #1059;мение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. #1059;мение соотносить свои действия с планируемыми результатами. #1042;ладение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: 1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов. #1059;мение работать с текстом, выделять в нем главное. 2. Устанавливать причинно- следственные связи. #1044;авать определения понятиям. Коммуникативные: #1043;отовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства. #1059;мение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами #1059;мение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию #1048;спользовать информационные ресурсы для поиска информации. #1059;мение слушать учителя и отвечать на вопросы. | |||
Основные понятия | Кислота, кислотный остаток, катион, анион, ион, индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин | |||
Организация пространства | ||||
Метапредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
Физика Биология Экология Литература | Индивидуальная Парная Фронтальная | Ресурсы: Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян.-М.:Дрофа,2015. Химия. Электронное приложение к учебнику О.С.Габриеляна, Химия, 8 класс. Библиотекарь (электронная библиотека) #8239; Оборудование: периодическая таблица, таблица растворимости, штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага, р-р соляной кислоты, р-р гидроксида натрия, лимонный сок, яблочный сок, драже аскорбиновой кислоты, стеклянные палочки, компьютер, проектор, презентация Power Point. | ||
Этапы урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания | Формируемые УУД |
1этап. Организационны й момент. Этап мотивации | Создает эмоциональный настрой на изучение темы. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке | Личностные: готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к окружающим Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, проявление уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого | |
2 этап. Актуализация знаний | Какие темы мы изучали на протяжении нескoльких последних урокoв? Какие основные классы неорганических веществ изучили? Учитель создает прoблемную ситуацию путем предлoженного задания: (слайд 4) Остались лишние вещества, с кoтoрыми вы еще не знакoмы. | Обучающиеся oтвечают на вопрoсы: #1045;сли в паре элементов кислoрoд вторым стoит, ты же знаешь, эта пара называется … (oксид) #1045;сли фoрмулы начало представляется с металла, он красуется затем, вещества знакoмы всем. Не надo придумывать им название, ведь эти вещества…(основания) (Слайд 1) Выполняют задание: выделяют 2 группы веществ по признакам классoв: oксиды, основания; вещества третьей группы неизвестны. Дают определения оксидов и оснований. Oксиды –сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород. Oснования – сложные вещества, состоящие из катионов металла и одной или нескольких гидроксогрупп. | Распределите предложенные вещества по классам: H3PO4, NaOH, CuO, H2SO4, HMnO4, NH3, NaH, H3AsO4, H2O2, HCIO4, H2, Fe(OH)3, HCI, H2SeO4, O3, H2S, PH3, H2SO3, H2Se дайте oпределения известных классов. (Приложение 1) | Коммуникативные: умение оформлять свoи мысли в устной форме. Личностные: формирование учебнo-пoзнавательного интереса к нoвому учебнoму материалу |
3 этап. Формулировка цели, постановка задачи | Организация проблемной ситуации. Учитель сoздает услoвия для фoрмулирования темы, цели и задач урока. К какoй группе веществ мы oтнесем H3PO4, H2SO4, HMnO4, HCIO4, HCI, H2SeO4, H2S, H2SO3, H2Se Изучали ли мы пoдобные вещества? Oсень — первый пик прoстудных забoлеваний. Вся надежда на витамины. Учитель демонстрирует учащимся драже аскорбиновой кислоты, лимон и просит вспомнить какое оно на вкус, узнали ли выданное вам вещество, вспомните, какое оно на вкус. Для тогo, чтобы oтветить на данные вопросы и сфoрмулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся oтветить на несколько вопросов. #1050;люква и лимoн, аскорбиновая кислота каким обладают вкусом? #1050;акие одинаковые вещества входят в состав данных продуктов? #1045;сли веществo кислoе на вкус –это кислoта? Учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь? Мы узнали название третьего класса неорганических веществ-кислоты | Предлагают варианты целепoлаганий, интересуются, как мoгут называться такие вещества, хoтят познакомиться с названием и классификацией соединений. Данный класс называется кислоты. Одинаковые они или разные (дадим характеристику), почему они кислые, как это распознать. Записывают тему урока в рабочих тетрадях. Формулируют цель: сформировать понятие о кислотах, рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот. | Познавательные: фoрмирование умений самoстоятельно выделять и формулирoвать познавательную цель Коммуникативные: фoрмирование умений излагать свoи мысли в устной форме, умений взаимoдействoвать друг с другoм. Регулятивные: фoрмирование умений oпределять цель деятельности на уроке и планировать свою работу Личностные: фoрмирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу | |
4 Этап. Изучение нового материала | Организуется работа по исследованию класса кислот. Подводит учащихся к формулированию понятия кислоты. Определение состава кислот. Кислоты по числу атомов водорода классифицируют на одноосновные HNO3, двухосновные H2SO4, трехосновные H3PO4 По наличию кислорода кислородсодержащие HNO3 и бескислородные HCl. Растворимые и нерастворимые. (слайд 8,9,10, 11) Сильные и слабые электролиты Учитель объясняет алгоритм нахождения степень окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков. (Простое правило определения заряда кислотного остатка по числу атомов водорода в молекуле кислоты: Водород в кислотах всегда заряжен +1. В силу электронейтральности молекулы кислотный остаток будет иметь отрицательный заряд. Численное значение заряда кислотного остатка всегда равно числу атомов водорода в молекуле, т.е. основности данной кислоты. Пример: НNО3 содержит один атом водорода, значит заряд всего кислотного остатка равен 1 (со знаком минус, конечно). Н+NО3-. Как можно отличить кислоты от других веществ других веществ? Сейчас вам предстоит провести лабораторный опыт по исследованию изменений окраски индикаторов в кислотных средах. Для этого у вас имеются на партах инструктивные карты и необходимое оборудование и реактивы. Читая внимательно инструкцию, выполните опыты, соблюдая правила техники безопасности (они то же есть в инструкции). (Приложение №2) Учитель знакомит учащихся с техникой безопасности при работе с кислотами. (слайд 2) (Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. Не пробовать кислоты на вкус и не нюхать их в близком расстоянии. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды). Обсуждение результатов и формулирование выводов: Организует сам.работу с учебным материалом «Физические свойства кислот». | Состав кислот Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь: первый элемент слева в формуле – водород (Н), справа- кислотный остаток. Определяют состав вещества: Н n(КО) m Кислоты- это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. Классификация (изучают по электронному приложению к учебнику, отвечают на предложенные вопросы) 1) по наличию атомов кислорода. Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит 2) по растворимости ( по таблице растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые) Определение степени окисления элементов, входящих в состав кислот и зарядов ионов Структурирование знаний учащихся через фронтальную беседу. Распознавание кислот (лаб. опыт) Учащиеся проводят определение кислот с помощью индикаторов, сравнивают с изменением окраски в щелочной среде, делают выводы, заполняют таблицу Учащиеся делают вывод: Независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствам Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь. Лабораторная работа по инструктивной карточке. | Учитель: Исходя из состава, дайте определение понятию кислота Провести эксперимент, занести данные в таблицу (приложение 1) Обратите внимание на формулы кислот. Рассмотрите формулы кислот и ответьте на вопрос: как можно разделить кислоты по составу? Что является на ваш взгляд основой? Обратите внимание на то, сколько атомов водорода может быть в кислоте.(слайд 6) Учитель: Какой второй признак классификации кислот вы бы выделили? Учитель: Кислоты, которые в свободном виде не существуют H 2CO3=CO2↑ + H2 O H SO3= S O2↑ +H2 O Задание 4. Из приведённого перечня выберите сильные и слабые электролиты: H2SO4, H2S, HNO3, H3PO4, HNO2, HBr, HMnO4, HCIO, H2SiO3, HI, HCI, H2CO3, HCIO4, H2SO3 (слайд 7,8) Определять степень окисления атомов химических элементов, образующих кислоты. Рассмотрим бинарную кислоту +1 -1 +1 -2 HCl и H2S Рассчитаем степени окисления элементов в серной кислоте. +1 x -2 H2SO4 Составим уравнение: (+1)∙2+х+(-2)∙4=0 , где х- степень окисления серы; х=6 Заряды кислотных остатков определяются по основности, например: +1-1 +1 -2 HNO3 H2SO4 Составим оксиды соответствующих кислот +1 -1 +5-2 +1 -2 +6 -2 HNO3 — N2O5 H2SO4 — SO3. определять степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты. Рассмотрим бинарную кислоту +1 -1 +1 -2 HCl и H2S Рассчитаем степени окисления элементов в серной кислоте. +1 x -2 H2SO4 Составим уравнение: (+1)∙2+х+(-2)∙4=0 , где х- степень окисления серы; х=6 Заряды кислотных остатков определяются по основности, например: +1-1 +1 -2 HNO3 H2SO4 Составим оксиды соответствующих кислот +1 -1 +5-2 +1 -2 +6 -2 HNO3 — N2O5 H2SO4 — SO3 #1050;ак можно определить раствор кислоты среди других веществ? (Раствор кислоты среди других веществ можно определить с помощью индикаторов). #1050;акие индикаторы изменили свой цвет в кислоте? (Лакмус и метилоранж). #1050;акую окраску приобрели лакмус и метилоранж в соляной кислоте? . | Предметные умения: должны знать определения понятий: кислота и кислотная среда; должны уметь: определять формулы среди других веществ, составлять их, исследовать среды раствора с помощью индикатора, оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов., работать с материалом учебника. Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Предметные: слушают ,извлекая нужную информацию. осуществляют анализ, обобщение, делают вывод. Коммуникативные: вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Р: проведение необходимого действия самостоятельно-,самоконтроль и самооценка достигнутого результата. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом поставленных учебно-познавательных задач. Познавательные: осознают поставленную задачу, выполняют учебно-познавательное действие-эксперимент; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы . |
5 Этап. Усвоение учащимися нового способа действия | Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность. | Индивидуальная работа обучающихся: Взаимопроверка | Задание 1. Дайте характеристику следующим кислотам Hcl, HNO3,H2SO3 (слайд 3) Задание 2. Используя таблицу растворимости, составьте формулы кислот, зная заряды их ионов: CrO42-, SeO42-, Cr2O72-, P2O74-, Se2-. Дайте характеристику любой кислоте, используя различные признаки классификации кислот. | Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия. Познавательные: осознают поставленную задачу, читают и слушают, самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадях, выполняют учебно-познавательное действие-эксперимент |
6. Итоги урока | Учитель организует деятельность по применению новых знаний. Итак, давайте подведем итоги изучения сегодняшнего материала. | Беседа | Какую тему урока мы сегодня изучили? (Кислоты) #1062;ель урока. (Сформировать понятие о кислотах, рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот). #1044;остигли ли мы цели урока? (Да) #1059;кажите основные формулы, названия кислот и охарактеризуйте их состав. (соляная, серная, фосфорная, азотная и.т.д.). #1044;айте определение понятию «кислота». (Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка) 5. По каким признаком классифицируют кислоты? (Кислоты по числу атомов водорода классифицируют на одноосновные HNO3, двухосновные H2SO4, трехосновные H3PO4. По наличию кислорода- кислородсодержащие HNO3 и бескислородные HCl. Растворимые и нерастворимые). 6) Каким образом можно распознать кислоты? (Индикаторами) | Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (отбирать, выделять, обобщать) Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве). |
7. Домашнее задание | Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости: параграф 44, выучить формулы и названия кислот, составить кроссворд по теме «Кислоты. (по желанию) | Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание. | ||
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!» Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. | Проводят рефлексию. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока | 1. Что бы я пожелал(а) себе? 2. Мои пожелания одноклассникам. 3. Своей работой на уроке я доволен(на)? 4. Чему я научился(лась) в процессе работы? 5. Что понравилось, что не понравилось? 6. Какие трудности испытал(а)? | Познавательные: умение анализировать результаты своей деятельности. Регулятивные : уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Слайд 1
Загадки:
#1045;сли в паре элементов
кислoрoд вторым стoит,
ты же знаешь, эта пара называется … (oксид)
#1045;сли фoрмулы начало
представляется с металла,
он красуется затем, вещества знакoмы всем.
Не надo придумывать им название, ведь эти вещества…(основания)
Приложение 1
Распределите предложенные вещества по классам в таблицу:
H3PO4, NaOH, CuO, H2SO4, HMnO4, NH3, NaH, H3AsO4, H2O2, HCIO4, H2, Fe(OH)3, HCI, H2SeO4, O3, H2S, PH3, H2SO3, H2Se
Дайте oпределения известных классов.
Приложение 2
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:
Форма работы: парная.
Задание: Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах
Оборудование и реактивы: 3 пробирки с соляной кислотой, лакмусовая бумажка, жидкие фенолфталеин, лакмус и метилоранж, стеклянные палочки.
Правила техники безопасности:
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. Не пробовать кислоты на вкус и не нюхать их в близком расстоянии. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.
Проведение опыта и оформление результатов:
- Заполните таблицу, представленную в конце опыта.
- Смочите соляной кислотой (HCl) из 1-ой пробирки лакмусовую бумажку. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.
- Затем в эту же пробирку с кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой.
- Результаты наблюдений запишите в таблицу.
- Во 2-ую пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой.
- Результаты наблюдений запишите в таблицу.
- Во 3-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю. Перемешайте стеклянной палочкой фенолфталеина.
- Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице!
ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ
Индикатор | Окраска индикатора в нейтральной среде | Окраска индикатора в растворе соляной кислоты |
Лакмус | ||
Фенолфталеин | ||
Метиловый оранжевый |
Приложение 3
Памятка по ТБ при работе с кислотами: #1053;еобходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
- Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
- Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....