конспект урока
план-конспект урока по химии (8 класс)

конспект урока по химии 8 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по химии в 8 классе

Тема: «Кислоты: состав, классификация, номенклатура»

Технологическая карта урока

Выполнил: Дащадондокова А.Ц – учитель химии МБОУ «СОСОШ №2»

Тема

«Кислоты: состав, классификация, общие свойства»

Цель

Сформировать у обучающихся комплекс знаний о кислотах как классе неорганических веществ

Тип урока

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Планируемый результат

Формируемые УУД:

Предметные:

1. знать определение, состав кислот и их классификацию, правила ТБ при работе с кислотами, важнейшие неорганические кислоты.

2. уметь определять заряд кислотного остатка, основность кислоты, степень окисления атомов химических элементов, образующих кислоты.

3. уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

Вводный инструктаж. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Метапредметные:

#1089;пособность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.

2. владение умениями работать с полученной информацией (анализировать и обосновывать выводы), использовать материалы на электронных носителях.

#1089;пособность решать практические задачи, представлять результаты своей деятельность в различных формах.

4. готовность к сотрудничеству с соучениками, учителем, коллективной работе,

Личностные:

#1043;отовность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение

#1059;мение управлять своей познавательной деятельностью, управлять собой, своим поведением

#1054;бъективно оценивать результаты своего труда.

4. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные:

#1059;мение планировать и регулировать свою деятельность.

#1059;мение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

#1059;мение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

#1042;ладение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

#1059;мение работать с текстом, выделять в нем главное.

2. Устанавливать причинно- следственные связи.

#1044;авать определения понятиям.

Коммуникативные:

#1043;отовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

#1059;мение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

#1059;мение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

#1048;спользовать информационные ресурсы для поиска информации.

#1059;мение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Основные понятия

Кислота, кислотный остаток, катион, анион, ион, индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин

Организация пространства

Метапредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Физика

Биология

Экология

Литература

Индивидуальная

Парная

Фронтальная

Ресурсы: Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян.-М.:Дрофа,2015.

Химия. Электронное приложение к учебнику О.С.Габриеляна, Химия, 8 класс.

Библиотекарь (электронная библиотека) #8239;

Оборудование: периодическая таблица, таблица растворимости, штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага, р-р соляной кислоты, р-р гидроксида натрия, лимонный сок, яблочный сок, драже аскорбиновой кислоты, стеклянные палочки, компьютер, проектор, презентация Power Point.

Этапы урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания

Формируемые УУД

1этап.

Организационны й момент. Этап мотивации

Создает эмоциональный настрой на изучение темы.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке

Личностные: готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к окружающим

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, проявление уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого

2 этап.

Актуализация знаний

Какие темы мы изучали на протяжении нескoльких последних урокoв?

Какие основные классы неорганических веществ изучили?

Учитель создает прoблемную ситуацию

путем предлoженного задания: (слайд 4)

Остались лишние вещества, с кoтoрыми вы еще не знакoмы.

Обучающиеся

oтвечают на вопрoсы:

#1045;сли в паре элементов

кислoрoд вторым стoит, ты же знаешь, эта пара называется … (oксид)

#1045;сли фoрмулы начало представляется с металла, он красуется затем, вещества знакoмы всем.

Не надo придумывать им название, ведь эти вещества…(основания) (Слайд 1)

Выполняют задание: выделяют 2 группы веществ по признакам классoв: oксиды, основания; вещества третьей группы неизвестны.

Дают определения оксидов и оснований.

Oксиды –сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород.

Oснования – сложные вещества, состоящие из катионов металла

и одной или нескольких гидроксогрупп.

Распределите предложенные вещества по классам: H3PO4, NaOH, CuO, H2SO4, HMnO4, NH3, NaH, H3AsO4, H2O2, HCIO4, H2, Fe(OH)3, HCI, H2SeO4, O3, H2S, PH3, H2SO3, H2Se дайте oпределения известных классов. (Приложение 1)

Коммуникативные: умение оформлять свoи мысли в устной форме.

Личностные: формирование учебнo-пoзнавательного интереса к нoвому учебнoму материалу

3 этап.

Формулировка цели, постановка задачи

Организация проблемной ситуации.

Учитель сoздает услoвия для фoрмулирования темы, цели и задач урока.

К какoй группе веществ мы oтнесем H3PO4, H2SO4, HMnO4, HCIO4, HCI, H2SeO4, H2S, H2SO3, H2Se Изучали ли мы пoдобные вещества?

Oсень — первый пик прoстудных забoлеваний. Вся надежда на витамины.

Учитель демонстрирует учащимся драже аскорбиновой кислоты, лимон и просит вспомнить какое оно на вкус, узнали ли выданное вам вещество, вспомните, какое оно на вкус.

Для тогo, чтобы oтветить на данные вопросы и сфoрмулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся oтветить на несколько вопросов.

#1050;люква и лимoн, аскорбиновая кислота каким обладают вкусом?

#1050;акие одинаковые вещества входят в состав данных продуктов?

#1045;сли веществo кислoе на вкус –это кислoта?

Учитель предлагает сделать вывод, о каком

веществе идет речь?

Мы узнали название третьего класса неорганических веществ-кислоты

Предлагают варианты целепoлаганий,

интересуются, как мoгут называться такие вещества, хoтят познакомиться с названием и классификацией соединений.

Данный класс называется кислоты. Одинаковые они или разные (дадим характеристику), почему они кислые, как это распознать. Записывают тему урока в рабочих тетрадях. Формулируют цель: сформировать понятие о кислотах, рассмотреть их классификацию и общие

свойства кислот.

Познавательные: фoрмирование умений самoстоятельно выделять и формулирoвать познавательную цель Коммуникативные: фoрмирование умений излагать свoи мысли в устной форме, умений взаимoдействoвать друг с другoм.

Регулятивные: фoрмирование умений oпределять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные: фoрмирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

4 Этап.

Изучение нового материала

Организуется работа по исследованию класса кислот.

Подводит учащихся к формулированию понятия кислоты.

Определение состава кислот.

Кислоты по числу атомов водорода классифицируют на одноосновные HNO3,

двухосновные H2SO4, трехосновные H3PO4

По наличию кислорода кислородсодержащие HNO3 и бескислородные HCl.

Растворимые и нерастворимые.

(слайд 8,9,10, 11)

Сильные и слабые электролиты

Учитель объясняет алгоритм нахождения степень окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков.

(Простое правило определения заряда кислотного остатка по числу атомов водорода в молекуле кислоты:

Водород в кислотах всегда заряжен +1. В силу электронейтральности молекулы

кислотный остаток будет иметь отрицательный заряд. Численное значение заряда кислотного остатка всегда равно числу атомов водорода в молекуле, т.е. основности данной кислоты.

Пример: НNО3 содержит один атом водорода, значит заряд всего кислотного остатка равен 1 (со знаком минус, конечно). Н+3-.

Как можно отличить кислоты от других веществ других веществ?

Сейчас вам предстоит провести лабораторный опыт по исследованию изменений окраски индикаторов в кислотных средах. Для этого у вас имеются на партах инструктивные карты и необходимое оборудование и реактивы. Читая внимательно инструкцию, выполните опыты, соблюдая правила техники безопасности (они то же есть в инструкции).

(Приложение №2)

Учитель знакомит учащихся с техникой безопасности при работе с кислотами. (слайд 2)

(Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. Не пробовать кислоты на вкус и не нюхать их в близком расстоянии. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей

воды).

Обсуждение результатов и формулирование выводов:

Организует сам.работу с учебным материалом

«Физические свойства кислот».

Состав кислот

Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь: первый элемент слева в формуле – водород (Н), справа- кислотный остаток.

Определяют состав вещества: Н n(КО) m

Кислоты- это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Классификация

(изучают по электронному приложению к учебнику, отвечают на предложенные вопросы)

1) по наличию атомов кислорода. Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит

2) по растворимости ( по таблице растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые)
нерастворимая кислота- кремниевая H2SiO3

Определение степени окисления элементов, входящих в состав кислот и зарядов ионов

Структурирование знаний учащихся через фронтальную беседу.

Распознавание кислот (лаб. опыт)

Учащиеся проводят определение кислот с помощью индикаторов, сравнивают с изменением окраски в щелочной среде, делают выводы, заполняют таблицу

Учащиеся делают вывод: Независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствам

Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь. Лабораторная работа по инструктивной карточке.

Учитель: Исходя из состава, дайте определение понятию кислота

Провести эксперимент, занести данные в таблицу (приложение 1)

Обратите внимание на формулы кислот. Рассмотрите формулы кислот и ответьте на вопрос: как можно разделить кислоты по составу? Что является на ваш взгляд основой? Обратите внимание на то, сколько атомов водорода может быть в кислоте.(слайд 6)

Учитель:

Какой второй признак классификации кислот вы бы выделили?

Учитель:

Кислоты, которые в свободном виде не существуют

H 2CO3=CO2↑ + H2 O

H SO3= S O2↑ +H2 O

Задание 4. Из приведённого перечня выберите сильные и слабые электролиты: H2SO4, H2S, HNO3, H3PO4, HNO2, HBr, HMnO4, HCIO, H2SiO3, HI, HCI, H2CO3, HCIO4, H2SO3 (слайд 7,8)

Определять степень окисления атомов химических

элементов, образующих кислоты. Рассмотрим бинарную кислоту

+1 -1 +1 -2

HCl и H2S

Рассчитаем степени окисления элементов в серной кислоте.

+1 x -2

H2SO4

Составим уравнение:

(+1)∙2+х+(-2)∙4=0 , где х- степень окисления серы; х=6

Заряды кислотных остатков определяются по основности, например:

+1-1 +1 -2

HNO3 H2SO4

Составим оксиды соответствующих кислот

+1 -1 +5-2 +1 -2 +6 -2

HNO3 — N2O5 H2SO4 — SO3.

определять степени окисления атомов химических

элементов, образующих кислоты. Рассмотрим бинарную кислоту

+1 -1 +1 -2

HCl и H2S

Рассчитаем степени окисления элементов в серной кислоте.

+1 x -2

H2SO4

Составим уравнение:

(+1)∙2+х+(-2)∙4=0 , где х- степень окисления серы; х=6

Заряды кислотных остатков определяются по основности, например:

+1-1 +1 -2

HNO3 H2SO4

Составим оксиды соответствующих кислот

+1 -1 +5-2 +1 -2 +6 -2

HNO3 — N2O5 H2SO4 — SO3

#1050;ак можно определить раствор кислоты среди других веществ?

(Раствор кислоты среди других веществ можно определить с помощью индикаторов).

#1050;акие индикаторы изменили свой цвет в кислоте?

(Лакмус и метилоранж). #1050;акую окраску приобрели лакмус и метилоранж в соляной кислоте?

.

Предметные умения: должны знать определения понятий: кислота и кислотная среда; должны уметь: определять формулы среди других веществ, составлять их, исследовать среды раствора с помощью индикатора, оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов., работать с материалом учебника.

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Предметные: слушают ,извлекая нужную информацию.

осуществляют анализ, обобщение, делают вывод.

Коммуникативные: вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Р: проведение необходимого действия самостоятельно-,самоконтроль и самооценка достигнутого результата.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом поставленных учебно-познавательных задач.

Познавательные: осознают поставленную задачу, выполняют учебно-познавательное действие-эксперимент;

устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

.

5 Этап. Усвоение учащимися нового способа действия

Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.

Индивидуальная работа обучающихся:

Взаимопроверка

Задание 1. Дайте характеристику следующим кислотам Hcl, HNO3,H2SO3 (слайд 3)
по плану: #1085;аличие кислорода
#1086;сновность
#1088;астворимость
#1089;тепени окисления элементов, образующих кислоту
#1079;аряд иона, образуемого кислотным остатком
#1089;оответствующий оксид

Задание 2. Используя таблицу растворимости, составьте формулы кислот, зная заряды их ионов: CrO42-, SeO42-, Cr2O72-, P2O74-, Se2-. Дайте характеристику любой кислоте, используя различные признаки классификации кислот.

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия.

Познавательные: осознают поставленную задачу, читают и слушают, самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадях, выполняют учебно-познавательное действие-эксперимент

6. Итоги урока

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

Итак, давайте подведем итоги изучения сегодняшнего материала.

Беседа

Какую тему урока мы сегодня изучили? (Кислоты)

#1062;ель урока. (Сформировать понятие о кислотах, рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот).

#1044;остигли ли мы цели урока? (Да)

#1059;кажите основные формулы, названия кислот и охарактеризуйте их состав. (соляная, серная, фосфорная, азотная и.т.д.).

#1044;айте определение понятию

«кислота». (Кислоты – сложные

вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и

кислотного остатка)

5. По каким признаком классифицируют кислоты? (Кислоты по числу атомов водорода классифицируют на одноосновные HNO3, двухосновные H2SO4, трехосновные H3PO4.

По наличию кислорода- кислородсодержащие HNO3 и бескислородные HCl.

Растворимые и нерастворимые).

6) Каким образом можно распознать кислоты?

(Индикаторами)

Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и

информацию, полученную на уроке (отбирать, выделять, обобщать) Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).

7. Домашнее задание

Учитель формулирует задание,

комментируя его по необходимости: параграф 44, выучить формулы и названия кислот, составить кроссворд по теме «Кислоты.

(по желанию)

Обучающиеся воспринимают

информацию, фиксируют задание.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

«А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

Проводят рефлексию. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока

1. Что бы я пожелал(а) себе?

2. Мои пожелания одноклассникам.

3. Своей работой на уроке я доволен(на)?

4. Чему я научился(лась) в процессе работы?

5. Что понравилось, что не понравилось?

6. Какие трудности испытал(а)?

Познавательные: умение анализировать результаты своей деятельности.

Регулятивные :

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Слайд 1

Загадки:

#1045;сли в паре элементов

кислoрoд вторым стoит,

ты же знаешь, эта пара называется … (oксид)

#1045;сли фoрмулы начало

представляется с металла,

он красуется затем, вещества знакoмы всем.

Не надo придумывать им название, ведь эти вещества…(основания)

Приложение 1

Распределите предложенные вещества по классам в таблицу:

H3PO4, NaOH, CuO, H2SO4, HMnO4, NH3, NaH, H3AsO4, H2O2, HCIO4, H2, Fe(OH)3, HCI, H2SeO4, O3, H2S, PH3, H2SO3, H2Se

Дайте oпределения известных классов.

Приложение 2

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:

Форма работы: парная.

Задание: Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах

Оборудование и реактивы: 3 пробирки с соляной кислотой, лакмусовая бумажка, жидкие фенолфталеин, лакмус и метилоранж, стеклянные палочки.

Правила техники безопасности:

Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. Не пробовать кислоты на вкус и не нюхать их в близком расстоянии. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.

Проведение опыта и оформление результатов:

  1. Заполните таблицу, представленную в конце опыта.
  2. Смочите соляной кислотой (HCl) из 1-ой пробирки лакмусовую бумажку. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.
  1. Затем в эту же пробирку с кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой.
  2. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
  3. Во 2-ую пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой.
  4. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
  5. Во 3-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю. Перемешайте стеклянной палочкой фенолфталеина.
  6. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице!

ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ

Индикатор

Окраска индикатора в

нейтральной среде

Окраска индикатора в

растворе соляной кислоты

Лакмус

Фенолфталеин

Метиловый оранжевый

Приложение 3

Памятка по ТБ при работе с кислотами: #1053;еобходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

  1. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

  1. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

P502#yIS1

P524#yIS1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...