конспект урока по химии 9 класс "Электролитическая диссоциация" с использованием цифровой лаборатории " Научные развлечения"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Работа с цифровыми лабораториями готовит учащихся к использованию современных измерительных приборов, помогает осознанно и критически подходить к оценке отображаемых значений физических величин, приучает к аккуратности и точности. В обучении химии большое значение играет эксперимент, в ходе которого учащиеся приобретают опыт познания, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, лежащих в основе научного мировоззрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_elektroliticheskaya_dissotsiatsiya_ayusheeva_a_g.docx | 20.25 КБ |
урок по теме Электролитическая диссоциация | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Электролитическая диссоциация».
Цель урока: сформировать понятие об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах
Задачи: Образовательные Способствовать формированию понятий о растворении как физико-химическом процессе, об ионах, о видах химической связи.
Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию таких понятий как электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, катион, анион, о полярности молекулы воды, о степени электролитической диссоциации, о сильных и слабых электролитах.
-Воспитательные: Осуществлять патриотическое воспитание на примере вклада великих русских ученых Д.И.Менделеева, И.А.Каблукова и В.А.Кистяковского в развитие теории электролитической диссоциации.
-Развивающие: Развивать у учащихся основные мыслительные операции: анализа и синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения понятий. Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале. Развивать у учащихся интерес к химии.
Планируемые образовательные результаты урока:
1. Метапредметные: Регулятивные УУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Познавательные УУД: анализировать, сравнивать факты и явления строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
2. Предметные: Базовый уровень. Знать основные понятия электролитической диссоциации. Повышенный уровень. Уметь использовать при характеристике превращений понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация; устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать и описывать реакции, проводить опыты с использованием датчиков цифровой лаборатории Высокий уровень: уметь делать выводы на основании полученных результатов
3. Личностные: овладение навыками для практической деятельности
Оборудование: интерактивная доска, прибор для определения электропроводности растворов с лампочкой; растворы хлорида натрия, сахарозы, поваренной соли, соляной кислоты; кристаллические вещества - хлорид натрия, щелочь, сахароза; дистиллированная вода, водопроводная вода; ноутбуки, датчики электропроводности (цифровая лаборатория «Научные развлечения»), карточки с заданиями.
Тип урока: урок открытия новых знаний. Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, экспериментальный.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Создание проблемной ситуации –
Учитель: Речь пойдет о самом удивительном веществе нашей планеты, без которого нет жизни – это воде, её роли при растворении веществ.
Учитель: Обратимся к истории 1837 года. В этот период в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена у Вас на рис. 5 с. 19. ( учебник Кузнецовой Н. Е., Титовой И.М.,ГараН.Н) Он состоит из 2-х электродов, лампочки и розетки. При опускании электродов в исследуемое вещество, если оно проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается.
Давайте и мы проведем исследования (Демонстрация электрической проводимости различных веществ с помощью специального прибора).
предлагаю провести исследование по следующему плану .
III. Этап изучения новых знаний и способов деятельности
1 этап. Электролиты, неэлектролиты.
Замерить электропроводность следующих веществ: 1 группа. Дистиллированная вода, твердая поваренная соль, раствор соли в воде (готовят сами) 2 группа. Дистиллированная вода, сахар, раствор сахара в воде (готовят сами)
План исследования.
- Запустить программу Химия-практикум
- Провести замер электропроводности дистиллированной воды, записать результат
- Просушить датчик (подумайте, почему)
- Провести замер электропроводности твердого вещества, внести результаты в таблицу
- Приготовить раствор. В стакан с дистиллированной водой внести половину ложечки вещества, размешать.
- Провести замер электропроводности раствора, внести результат в таблицу.
- Промыть датчик и просушить. Закрыть программу и нетбук.
Данные занести в таблицу
Электропроводность веществ и их растворов.
Название вещества, его агрегатное состояние | формула | Значение электропроводности | Тип химической связи | вывод |
Дистиллированная вода, жидкая | ||||
Поваренная соль, твердая | ||||
Поваренная соль, раствор | ||||
Беседа:
– Какой тип химической связи у этого соединения?
– К какому классу оно относится?
– Как вы думаете, проводит NaClкр. электрический ток?
– Проверим прибором (Нет).
– А теперь добавим воду в соль и проверим электропроводность этого раствора.
– Как Вы думаете, будет раствор поваренной соли проводить электрический ток? (Этот опыт может проделать ученик)
– Как Вы думаете почему? На этот вопрос мы дадим ответ немного позже. А сейчас продолжим исследование. И так далее….
– Какой вывод мы можем сделать на основе проведенных исследований?
(Вывод: Одни вещества проводят ток, а другие нет)
Учитель: Вещества, растворы которых проводят электрический ток назвали электролитами, а вещества, которые не проводят ток – неэлектролитами
– А какие вещества проводят электрический ток? (Растворы кислот, щелочей, солей.)
– С каким видом химической связи растворы веществ проводят электрический ток? (Ионной, ковалентной сильно полярной)
– Какие вещества не проводят электрический ток? (Все кристаллические вещества, оксиды, газы)
– С каким видом химической связи вещества не проводят электрический ток? (С ковалентной неполярной и слабо полярной)
2 этап: Механизм электролитической диссоциации.
Продолжение беседы:
– Какие частицы могут создавать электрический ток в растворе? (Движущие заряженные частицы)
– Почему и при каких условиях вещества проводят электрический ток?
В кристаллах ионы не свободные, а находятся в узлах кристаллической решетки.
– Что же происходит с кристаллом при растворении его в воде?
– Какова роль воды в этом процессе?
Механизм электролитической диссоциации с ионной связью на примере NaCl
– Что происходит с диполями воды?
1. Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а положительными вокруг отрицательных.
2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот процесс называется гидратация.
3.Во время гидратации возникают силы взаимного притяжения между диполями и ионами, химическая связь между ионами кристалла ослабевает и ионы, окруженные «водным одеялом» отрываются и переходят в раствор.
Происходит распад – диссоциация.
Ионы, окруженные водной оболочкой, называют гидратированными.
Процесс диссоциации упрощенно можно записать: NaCl = Na+ + Cl-
–
Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью на примере НCl
1. Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а положительными вокруг отрицательных.
Этот процесс называется ориентация. (Запись в тетрадь)
– Что происходит дальше?
2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот процесс называется гидратация. (Запись в тетрадь)
3.Под действием диполей воды происходит превращение ковалентной полярной связи в ионную, то есть происходит ионизация молекул электролита.
4. Происходит распад – диссоциация.
Процесс диссоциации упрощенно можно записать: НCl = Н+ + Cl-
–
Вывод: при растворении в воде вещества взаимодействуют с диполями, распадаются на свободные гидратированные ионы и проводят электрический ток. Гидратация ионов является основной причиной диссоциации электролита.
К такому выводу пришел шведский ученый Сванте Аррениус в 1887 году.
Вернемся к истории.
Учитель: Так как диссоциация происходит у электролитов, поэтому ее называют электролитической.
Оказывается электролитами являются не только растворы кислот, солей и щелочей, но и их расплавы.
3 этап: Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Учитель: Все ли электролиты в одинаковой степени проводят электрический ток? (Нет)
– Продолжим исследование с уксусной кислотой.
Демонстрация опыта:
Учитель: Проверим электропроводность концентрированной уксусной кислоты.
Беседа с классом:
– Что вы наблюдаете? (Лампочка горит очень слабо)
Вывод: не все электролиты в одинаковой степени проводят электрический ток. Бывают сильные и слабые электролиты.
Характеристикой силы электролита является степень диссоциации и обозначается α. α можно вычислить по формуле.
Для слабых электролитов процесс диссоциации обратим. HNO2↔ H+ + NO2-
Подробная информационная карта у вас на столах в сопроводительном листе.
– А можно ли «слабого сделать сильным», то есть увеличить степень диссоциации?
– От чего зависит α?
Продолжим исследования (Демонстрация опыта)
Беседа с классом:
1. Нагреем уксусную кислоту.
– Что Вы наблюдаете? От чего же зависит α?
2. Разбавим кислоту водой, то есть уменьшим её концентрацию.
– Что наблюдаете? От чего еще зависит α?
Вывод: α зависит от t, C. Если температуру увеличить α тоже увеличивается, если концентрацию увеличить α уменьшается.
IV. Применение знаний 5 минут
выберите правильные суждения. Парная работа. Проверяет сосед по парте.
Все соли электролиты | |
Сухой хлорид натрия проводит электрический ток | |
Все вещества с ковалентной связью - электролиты | |
Вещества с ионной связью в растворах электролиты | |
Соли относятся к электролитам | |
Катион – отрицательно заряженный ион | |
Анион при пропускании электрического тока через раствор или расплав электролита направляется к катоду | |
Серная кислота – сильный электролит | |
Подведение итогов учебного занятия.
V. Домашнее задание. П.4, 5, с 22 упр 1-3
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Электролитическая диссоциация».
Цель урока: сформировать понятие об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах
Задачи: Образовательные Способствовать формированию понятий о растворении как физико-химическом процессе, об ионах, о видах химической связи.
Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию таких понятий как электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, катион, анион, о полярности молекулы воды, о степени электролитической диссоциации, о сильных и слабых электролитах.
-Воспитательные: Осуществлять патриотическое воспитание на примере вклада великих русских ученых Д.И.Менделеева, И.А.Каблукова и В.А.Кистяковского в развитие теории электролитической диссоциации.
-Развивающие: Развивать у учащихся основные мыслительные операции: анализа и синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения понятий. Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале. Развивать у учащихся интерес к химии.
Планируемые образовательные результаты урока:
1. Метапредметные: Регулятивные УУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Познавательные УУД: анализировать, сравнивать факты и явления строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
2. Предметные: Базовый уровень. Знать основные понятия электролитической диссоциации. Повышенный уровень. Уметь использовать при характеристике превращений понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация; устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать и описывать реакции, проводить опыты с использованием датчиков цифровой лаборатории Высокий уровень: уметь делать выводы на основании полученных результатов
3. Личностные: овладение навыками для практической деятельности
Оборудование: интерактивная доска, прибор для определения электропроводности растворов с лампочкой; растворы хлорида натрия, сахарозы, поваренной соли, соляной кислоты; кристаллические вещества - хлорид натрия, щелочь, сахароза; дистиллированная вода, водопроводная вода; ноутбуки, датчики электропроводности (цифровая лаборатория «Научные развлечения»), карточки с заданиями.
Тип урока: урок открытия новых знаний. Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, экспериментальный.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Создание проблемной ситуации –
Учитель: Речь пойдет о самом удивительном веществе нашей планеты, без которого нет жизни – это воде, её роли при растворении веществ.
Учитель: Обратимся к истории 1837 года. В этот период в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена у Вас на рис. 5 с. 19. ( учебник Кузнецовой Н. Е., Титовой И.М.,ГараН.Н) Он состоит из 2-х электродов, лампочки и розетки. При опускании электродов в исследуемое вещество, если оно проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается.
Давайте и мы проведем исследования (Демонстрация электрической проводимости различных веществ с помощью специального прибора).
предлагаю провести исследование по следующему плану .
III. Этап изучения новых знаний и способов деятельности
1 этап. Электролиты, неэлектролиты.
Замерить электропроводность следующих веществ: 1 группа. Дистиллированная вода, твердая поваренная соль, раствор соли в воде (готовят сами) 2 группа. Дистиллированная вода, сахар, раствор сахара в воде (готовят сами)
План исследования.
- Запустить программу Химия-практикум
- Провести замер электропроводности дистиллированной воды, записать результат
- Просушить датчик (подумайте, почему)
- Провести замер электропроводности твердого вещества, внести результаты в таблицу
- Приготовить раствор. В стакан с дистиллированной водой внести половину ложечки вещества, размешать.
- Провести замер электропроводности раствора, внести результат в таблицу.
- Промыть датчик и просушить. Закрыть программу и нетбук.
Данные занести в таблицу
Электропроводность веществ и их растворов.
Название вещества, его агрегатное состояние | формула | Значение электропроводности | Тип химической связи | вывод |
Дистиллированная вода, жидкая | ||||
Поваренная соль, твердая | ||||
Поваренная соль, раствор | ||||
Беседа:
– Какой тип химической связи у этого соединения?
– К какому классу оно относится?
– Как вы думаете, проводит NaClкр. электрический ток?
– Проверим прибором (Нет).
– А теперь добавим воду в соль и проверим электропроводность этого раствора.
– Как Вы думаете, будет раствор поваренной соли проводить электрический ток? (Этот опыт может проделать ученик)
– Как Вы думаете почему? На этот вопрос мы дадим ответ немного позже. А сейчас продолжим исследование. И так далее….
– Какой вывод мы можем сделать на основе проведенных исследований?
(Вывод: Одни вещества проводят ток, а другие нет)
Учитель: Вещества, растворы которых проводят электрический ток назвали электролитами, а вещества, которые не проводят ток – неэлектролитами
– А какие вещества проводят электрический ток? (Растворы кислот, щелочей, солей.)
– С каким видом химической связи растворы веществ проводят электрический ток? (Ионной, ковалентной сильно полярной)
– Какие вещества не проводят электрический ток? (Все кристаллические вещества, оксиды, газы)
– С каким видом химической связи вещества не проводят электрический ток? (С ковалентной неполярной и слабо полярной)
2 этап: Механизм электролитической диссоциации.
Продолжение беседы:
– Какие частицы могут создавать электрический ток в растворе? (Движущие заряженные частицы)
– Почему и при каких условиях вещества проводят электрический ток?
В кристаллах ионы не свободные, а находятся в узлах кристаллической решетки.
– Что же происходит с кристаллом при растворении его в воде?
– Какова роль воды в этом процессе?
Механизм электролитической диссоциации с ионной связью на примере NaCl
– Что происходит с диполями воды?
1. Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а положительными вокруг отрицательных.
2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот процесс называется гидратация.
3.Во время гидратации возникают силы взаимного притяжения между диполями и ионами, химическая связь между ионами кристалла ослабевает и ионы, окруженные «водным одеялом» отрываются и переходят в раствор.
Происходит распад – диссоциация.
Ионы, окруженные водной оболочкой, называют гидратированными.
Процесс диссоциации упрощенно можно записать: NaCl = Na+ + Cl-
–
Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью на примере НCl
1. Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а положительными вокруг отрицательных.
Этот процесс называется ориентация. (Запись в тетрадь)
– Что происходит дальше?
2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот процесс называется гидратация. (Запись в тетрадь)
3.Под действием диполей воды происходит превращение ковалентной полярной связи в ионную, то есть происходит ионизация молекул электролита.
4. Происходит распад – диссоциация.
Процесс диссоциации упрощенно можно записать: НCl = Н+ + Cl-
–
Вывод: при растворении в воде вещества взаимодействуют с диполями, распадаются на свободные гидратированные ионы и проводят электрический ток. Гидратация ионов является основной причиной диссоциации электролита.
К такому выводу пришел шведский ученый Сванте Аррениус в 1887 году.
Вернемся к истории.
Учитель: Так как диссоциация происходит у электролитов, поэтому ее называют электролитической.
Оказывается электролитами являются не только растворы кислот, солей и щелочей, но и их расплавы.
3 этап: Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Учитель: Все ли электролиты в одинаковой степени проводят электрический ток? (Нет)
– Продолжим исследование с уксусной кислотой.
Демонстрация опыта:
Учитель: Проверим электропроводность концентрированной уксусной кислоты.
Беседа с классом:
– Что вы наблюдаете? (Лампочка горит очень слабо)
Вывод: не все электролиты в одинаковой степени проводят электрический ток. Бывают сильные и слабые электролиты.
Характеристикой силы электролита является степень диссоциации и обозначается α. α можно вычислить по формуле.
Для слабых электролитов процесс диссоциации обратим. HNO2↔ H+ + NO2-
Подробная информационная карта у вас на столах в сопроводительном листе.
– А можно ли «слабого сделать сильным», то есть увеличить степень диссоциации?
– От чего зависит α?
Продолжим исследования (Демонстрация опыта)
Беседа с классом:
1. Нагреем уксусную кислоту.
– Что Вы наблюдаете? От чего же зависит α?
2. Разбавим кислоту водой, то есть уменьшим её концентрацию.
– Что наблюдаете? От чего еще зависит α?
Вывод: α зависит от t, C. Если температуру увеличить α тоже увеличивается, если концентрацию увеличить α уменьшается.
IV. Применение знаний 5 минут
выберите правильные суждения. Парная работа. Проверяет сосед по парте.
Все соли электролиты | |
Сухой хлорид натрия проводит электрический ток | |
Все вещества с ковалентной связью - электролиты | |
Вещества с ионной связью в растворах электролиты | |
Соли относятся к электролитам | |
Катион – отрицательно заряженный ион | |
Анион при пропускании электрического тока через раствор или расплав электролита направляется к катоду | |
Серная кислота – сильный электролит | |
Подведение итогов учебного занятия.
V. Домашнее задание. П.4, 5, с 22 упр 1-3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторные работы по химии с использованием цифровой лаборатории
В настоящее время цифровыми лабораториями оснащены большинство школ Санкт Петербурга. Они используются в основном для демонстраций, при выполнении исследовательских и проектных работ, а также в кружко...
Проектная работа по химии Использование цифровой лаборатории «Архимед» при проведении уроков
Использование цифровой лаборатории «Архимед» при проведении уроков на темы:«Исследование электропроводности растворов органических веществ и сравнение ее с электропроводностью раствора соляной кислоты...
Использование цифровой лаборатории "Архимед" и цифрового микроскопа на уроках биологии
Методическая статья...
Использование цифровой лаборатории «Архимед» на уроках химии
Использование цифровой лаборатории «Архимед»на уроках химии...
Использование цифровых лабораторий на уроках химии
В статье рассказывается об опыте использования цифровых лабораторий на уроках химии....
«Кейс-метод в структуре современного урока химии с использованием цифровой лаборатории «Точка роста»
Кейс-метод- специфическая разновидность исследовательской аналитической технологии.Кейс-метод выступает как технология коллективного обучения (работа в группах) и взаимный обмен информацией.Синергичес...
Практика использования цифровой лаборатории центра «Точка роста» на уроках химии. Методическая разработка
Практика использования цифровой лаборатории центра «Точка роста» на уроках химии. Методическая разработка...