”Качественная мотивация к изучению химии как залог успешного обучения” выступление в школе педагогического мастерства в Московском медицинском колледже №1 Шестаковой Ольги Сергеевны преподавателя химии 28.02.2024
статья по химии

Шестакова Ольга Сергеевна

В последние годы у обучающихся школ, колледжей наблюдается снижение интереса к химии. Несмотря на то, что современный человек в своей жизни все чаще использует вещества, продукты химического производства. В тоже время уменьшается  количество часов, отведенных для изучения химии. Возникает противоречие между необходимостью для современного человека химических знаний и непониманием значимости изучаемого материала для практической жизни. Поэтому необходимо применять различные приемы для повышения мотивации к обучению химии. Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших  учебных заведениях. Проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №1»)

“Качественная мотивация к изучению химии

 как залог успешного обучения”

                                                            преподаватель Шестакова О.С.

Москва

2024

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Шестакова Ольга Сергеевна, я преподаватель химии в СП1. Вашему вниманию представлена работа по теме:                ”Качественная мотивация к изучению химии как залог успешного обучения”

Слайд 2

Актуальность:

В последние годы у обучающихся школ, колледжей наблюдается снижение интереса к химии. Несмотря на то, что современный человек в своей жизни все чаще использует вещества, продукты химического производства. В тоже время уменьшается  количество часов, отведенных для изучения химии. Возникает противоречие между необходимостью для современного человека химических знаний и непониманием значимости изучаемого материала для практической жизни. Поэтому необходимо применять различные приемы для повышения мотивации к обучению химии

Слайд 3

Цель работы: использование различных приемов для развития учебной мотивации

Задачи:

  • раскрыть понятие мотивации
  • изучить приемы повышения мотивации
  • обобщить материал для развития учебной мотивации на уроках химии

 Слайд 4

Мотивация – это широкий круг явлений, побуждающих человека к деятельности. Само слово «мотив» - от лат. Moveo – «двигаю». Впервые термин «мотивация» употребил Артур Шопенгауэр (немецкий философ 19 век). Мотивация,  определяется как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. В обучении мотивация не может возникнуть сама по себе, над формированием её надо работать.

Слайд 5

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших  учебных заведениях. Поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.

“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учится” Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970 советский педагог, новатор украинского происхождения, детский писатель, создатель педагогической системы основанной на признании личности ребенка высшей ценностью, против наказания детей, за уважение личности ребенка “Письма к сыну”, “Рождение гражданина”, Сердце отдаю детям”)

Слайд 6

Какие же факторы мотивируют обучающихся к появлению учебной активности?

В начальной школе:

  • чувство долга
  • мотив избегания санкций
  • желание получить высокую оценку для родителей
  • основная мотивация внешняя, престижная, принудительная. Она неустойчивая. Отсутствие интереса к определенным предметам.

Подростковая школа:

  • мотив избегания неудачи
  • желание иметь высокую оценку, даже, если она не подкрепляется знаниями

как подтверждение высокого статуса в коллективе, средство самоутверждения

  • выбор будущего с позиции любимого предмета

Старшая школа, колледж:

  • значимость отметки как мотиватора снижается, она выступает как критерий качества знаний
  • достижение высоких результатов по значимым предметам с позиции будущего
  • преобладает внутренняя собственная мотивация

Слайд 7

Чтобы повысить мотивацию к учёбе  необходимо:

  • говорить простым доступным языком. То есть речь должна быть адаптирована к аудитории. Интерес начинается с понимания того о чем мы рассказывают. Нет понимания, нет интереса
  • но в то же время  подавать материал в такой форме, чтобы вызывать у учащихся эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т.е. материал должен быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным
  • на занятиях создавать благоприятную атмосферу, положительный психологический климат
  • важную роль в вопросе мотивации играет контакт ученика и педагога. Часто отношение к преподавателю  ассоциируется с предметом его преподавания. Известен факт, что если учителя любят, то и предмет его становится любимым
  • создавать ситуации успеха, то есть индивидуально подбирать задания, вопросы под учащегося
  • использовать проблемные ситуации, ориентированные на практическое применение знаний. А также на применение  изучаемого материала в профессиональной деятельности и связи с другими предметами (межпредметные связи)
  • максимально применять методы наглядности: если что-то можно показать в реальности  - показываем, нельзя - смотрим картинки в презентациях, видеофильмы
  • в структуре урока необходимо предусмотреть своевременную смену деятельности
  • использовать работу в команде (помощь сильными слабым, взаимопроверка
  • рефлексия (это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности)
  • оценивать работы обучающихся на каждом занятии
  • применять игровой вид деятельности
  • проводить внеурочные  мероприятия

Слайд 8

“В каждом настоящем человеке скрыт ребёнок, который хочет выйти и начать играть!” Фридрих Ницше (19 век немецкий мыслитель, филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения)

Игра -  одна из форм организации обучения, воспитания и развития личности. Использование игр на занятиях позволяет активизировать процесс обучения, стимулирует учебную деятельность. Так же позволяет воссоздать межличностные отношения, организовать работу в группах, моделировать практически любой вид профессиональной деятельности.

Я работаю в нашем колледже второй год. Преподаю химию на 1 курсе во внебюджетных группах. Ко мне приходят студенты с разным уровнем  подготовки. Примерно: 20% - это хорошо подготовленные ребята, мотивированные на учебу (5 чел), 50 % - средний уровень и ниже среднего (13 чел) и 30 % (7 чел) - нулевые знания по химии, вплоть до того, что не знают химические символы, кислород, водород и т.п. Игровой момент  помогает сглаживать определенные шероховатости.

На своих уроках использую загадки, ребусы, тематические проблемные задания.

В качестве разминки очень хорошо подходят загадки, они активизируют деятельность:

В холод прячется в нору,

 поднимается в жару.

 (Ртуть в термометре)

 Знатоков у нас немало,

 Знают это рыбаки:

 Капля этого металла

 Тянет снасть на дно реки.

 Очень мягкий и тяжелый,

 Отрицает магнетизм.

 Он рентгеновские волны

 Не пропустит в организм.

 (свинец)

Известен я давным-давно.

Меня в походы брали,

Чтоб не испортилась вода.

И мной героев награждали (серебро).

Слайд 9

А это пример задания уже для команды. Задаю по очереди вопросы, пока данная группа не угадает загаданное вещество. Попробуем,

1. В организме человека этот металл присутствует в тканях зубов, печени, клетках нервной системы.

2. Вещество, содержащее этот металл, входит в состав пудры.

3. Сплав этого металла с медью называется латунь.

4. Этот металл не окисляется кислородом воздуха, поэтому им покрывают поверхности.

Слайд 10

«ЦИНК»

Слайд 11

Применяю также  ребусы. Вашему вниманию вниманию  два ребуса:

Магний                                      Олово

Слайд 12

На занятиях стараюсь использовать  проблемные практико-ориентированного задания, например в теме  “Кислоты” можно предложить такие вот задания:

Мы знаем, что кислоты есть  в организме человека. В желудке вырабатывается соляная кислота, которая убивает болезнетворные бактерии и участвует в пищеварительном процессе. При нарушениях в работе желудка может возникнуть избыток кислоты,

который вызывает изжогу, боли. В этих случаях врачи рекомендуют использовать

лекарственные средства – антациды (образовано от двух слов: др.-греч. ἀντι-«против» + лат. acidus – «кислый»). Например, препарат «Маалокс». Его состав приведен на рисунке. Вопросы такие:

  1. Почему в качестве антацидов используют вещества, входящие в состав лекарственного средства «Маалокс»?

  1. Запишите уравнения химических реакции происходящих в желудке при приеме «Маалокса»? Как называется данный тип реакции?

  1. Если провести эти реакции в пробирке, как можно проверить, что кислотность среды снизилась?

Слайд 13

Ежегодно в атмосферу выбрасывается огромное количество вредных примесей: СО, СО2, NO2, SO2, твёрдые частицы и др. Они образуются в результате биологических процессов, работы промышленных предприятий и транспорта. Газы – загрязнители  наносят большой вред окружающей среде. Из-за загрязнения воздуха могут стать опасными и атмосферные осадки. Такими осадками являются, например, «кислотные дожди». Выпадение таких дождей чаще происходит в странах с развитой тяжёлой промышленностью. Они могут вызвать гибель некоторых живых организмов в водоёмах, растений. Также они разрушают горные породы, металлические конструкции и другие строительные материалы. Статуи и строения, которые веками стояли без повреждений, в последние десятилетия стали разрушаться.

Запишите уравнения возможных реакции разрушающих мраморные скульптуры под действием “Кислотных дождей”.

Слайд 14

Для повышения интереса студентов к химии я использую внеурочную деятельность. Провела следующие мероприятия: со студентами группы, где я куратор, мы организовали открытый классный час для студентов 1 курса по теме “Мусор, дадим тебе вторую жизнь” приуроченный ко дню вторичной переработки, цель  которого была объяснить смысл  раздельного сбора мусора.

Слайд 15

С этой же группой мы посетили Музей Воды, расположенный на территории бывшей Главной канализационной насосной станции. Ребята узнали о  истории становления водопровода в нашем городе. Осознали значимость чистой воды в жизни каждого из нас.

Слайд 16

А на основе полученной информации, провели мероприятие: “Вода - источник жизни” посвященный Всемирному дню Воды. Цель мероприятия была, рассказать все о воде, о необходимости бережного и рационального ее использования.

Слайд 17

Также мы побывали в Музее Нефти на ВДНХ. Нефть - полезное ископаемое, без которого жизнь современного человека уже немыслима. Почему нефть так ценна, что из нее производят, почему все страны хотят ее приобрести? На эти вопросы нам помогли ответить сотрудники музея.

Слайд 18

А мы с ребятами в рамках открытого классного часа на тему: «Нефть — черное золото» поделились полученными знаниями со студентами первого курса других групп. Цель  мероприятия была: определить ценность нефти как ресурса и донести важность ее бережного использования.

Слайд 19

Заключение

  • развитие учебной мотивации учащихся требует от преподавателя

быть гибким, способным к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), восприимчивым к потребностям учащихся, владеть стилем доверительного (неформального) общения, быть эмоционально уравновешенным, жизнерадостным

  • иметь творческий подход к своей деятельности
  • анализировать технологии своей работы
  • “Учитель деревенеет, каменеет, “опускается” без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трех педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности” Адольф Дистервег (“Воспитывать - значит побуждать”, развивающее обучение, развитие умственных способностей детей., всесторонне развитых. Немецкий педагог 1790-1866 гг)

Слайд 20

“У одних людей вид пропасти вызывает ужас. А у других желание построить мост”  (Всеволод Мейерхольд - советский режиссер,  актер 1874-1940 г)

Я желаю нам с вами, дорогие коллеги, чтобы наши студенты при встрече с проблемами не боялись их решать, а хотели построить тот самый мост.

В своем выступлении я ни сказала вам ничего нового, все вы это знаете. Данная работа - это скорее некий анализ своей  непродолжительной педагогической деятельности.

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Слайд 22

Литература


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»

Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация дви...

Проект педагогического совета на тему "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения"

Данный проект предлагает план проведения педагогического совета по теме "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения". Разработан творческой группой....

Взаимодействие семьи и школы - залог успешного обучения ребенка

Кто отвечает за обучение ребенка в школе - родители или педагоги? Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Функции семьи и школы не совпадают, но взаимодополняют друг друга...

Выступление на занятиях в Школе Педагогического Мастерства по теме "Коммуникативный метод изучения иностранного языка".

«Коммуникативный метод изучения иностранного языка»                                           ...

Формирование учебной мотивации как залог успешного обучения ребенка

Данная работа раскрывает содержание одного из приёмов организации учебного процесса по законам искусства....

Формирование учебной мотивации как залог успешного обучения ребенка.

Образ современного успешного человека невозможен без определенных знаний и опыта, полученных в детстве. Именно в школьные годы закладывается способность к организации учебной деятельности (или любой д...