Формирование учебной мотивации как залог успешного обучения ребенка
методическая разработка

Данная работа раскрывает содержание одного из приёмов организации учебного процесса по законам искусства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uchebnoy_motivatsii.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебной мотивации как залог успешного обучения ребенка

                                                                                                                                                                                                       

Образ современного успешного человека невозможен без определенных знаний и опыта, полученных в детстве. Именно в школьные годы закладывается способность к организации учебной деятельности (или любой другой), ее структурированию и развивается такое качество личности как упорство по достижению поставленных целей. Поэтому педагогу очень важно вовремя и с профессионализмом отнестись к процессу формирования учебной мотивации у школьников. Данная работа раскрывает содержание одного из приёмов организации учебного процесса по законам искусства. Учебное занятие мыслится как открытое режиссёрское действие, поэтому замысел урока и его содержание  строится с учётом сверхзадачи.

Любая деятельность определяется мотивацией. Под мотивацией в психологии принято понимать совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности, к которым относятся: мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые и обуславливают поведение человека.

 Проведённые исследования,  анкетирования, опросы показывают, что учебная деятельность не вызывает интереса у учащихся. Результаты РОК и ГИА доказывают, что мотивация к изучению школьных предметов у большинства учащихся находится на уровне ниже среднего.

 Важность задачи формирования  интереса учащихся  к школьным предметам обусловили  актуальность моей работы. Меня интересуют такие целевые проблемные вопросы: каким же образом можно преодолеть трудности восприятия учащимися академического материала, какие условия необходимо создать? С помощью каких методов можно повысить  активность ученика, его учебную мотивации.

Психологи считают, что только через собственную активную деятельность, через собственные переживания каждый познаёт мир. И это, действительно, так, ведь содержание урока должно быть наполнено тем, что способствует личностному росту ребёнка. Благодаря научной работе Н.Г.Тищенко и В.Т. Фоменко «Образно-эмоциональная основа процесса обучения» я поняла, что, вводя в урок сверхзадачу, можно создавать эмоциональную основу урока, побуждать учащихся к поиску, делать изучаемый материал личностно значимым для них, создавать условия для формирования их духовного мира.

Сверхзадача- цель, определяемая глаголом со значением ответа на вопрос: что я сейчас, в данный момент, хочу изменить в присутствующих на занятии? Зачем я сейчас здесь с этими детьми изучаю эту тему? Важно на этапе планирования урока учитывать ситуативную и личностную ориентацию учащихся.  Поэтому, я считаю, что, работая над художественным текстом, надо идти от ситуации ребёнка, показать как  можно решить их собственные проблемы на примере данного литературного героя.                                                                                                          

Приступать к созданию урока мы начинаем с определения темы и этапа целеполагания. Триединую цель никто не отменял. Я буду давать рассказ Гоголя «Шинель». Какую образовательную цель я поставлю? Я познакомлю ребят поближе с героем, мы проанализируем несколько фрагментов, которые позволят понять образ главного героя в этом произведении, чтобы выйти на идею. Что буду развивать? Я буду развивать навыки анализа художественного текста.  Какую воспитательную цель я обозначу? Я буду воспитывать любовь к русской литературе.  Теперь помимо этих целей, введём в урок сверхзадачу. Сверхзадача- это конкретная вещь. Потому что, если я говорю, что я хочу воспитывать в этих детях любовь к литературе, то по сути я ничего не говорю. А вот если я поставлю себе вот такую сверхзадачу: при изучении  повести Н.В.Гоголя «Шинель» убедить детей в том, что, когда человек живёт незаметно, довольствуясь малым, не имея цели в жизни, он теряет возможность жить счастливой жизнью. После того, как вы определились со сверхзадачей, поворот вашего урока изменится, потому,  что нужно к этой сверхзадаче прийти. А это значит все приёмы, весь материал, который мы для урока отберём, будет лежать на линии сверхзадачи. И начнём с самого начала, с заголовка. Давайте посмотрим, получится ли на нашу линию сверхзадачи положить новое название урока. У меня Гоголь «Шинель». У меня сверхзадача убедить детей в том,  что, когда человек живёт незаметно, довольствуясь малым, не имея цели в жизни, он теряет возможность жить счастливой жизнью.    Я называю урок «Когда бывает неинтересно жить?».

Учебное занятие мыслится как действие. Все этапы урока лежат на линии сверхзадачи: экспозиция- введение в тему; завязка- вопрос-стимул, вопрос- проблема; развитие действия- открытие нового знания; кульминация- вопрос-провокация; развязка-рефлексия. Рефлексия должна быть содержательная: как я это понял, как я буду себя вести в данной ситуации, т.е. между входом учащегося в урок и выходом должна быть разница. Если в конце урока дети стали «другими», произошёл их личностный рост,  значит  урок удался.

        Создание ситуации, близкой и понятной учащемуся, вызывает обязательно эмоциональное отношение к изучаемому объекту, стимулирует проявление воображения, способности переносить свойства одного объекта на другой, воспринимать правильно все оттенки и нюансы, и при этом одновременно осознавать академическое знание  через мыслительную деятельность. Совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние я осуществляю за счёт введения в урок сверхзадачи.  Реализовать  это удаётся за счёт верно поставленной проблемы урока, проблемы интересной и нужной для учащегося, пути решения которой ему важно найти. Например, мною был разработан цикл уроков по теме "Судьба русской женщины". В этот цикл входят произведения каждого этапа развития русской литературы. Так, например, мы начали рассматривать эту тему на уроке, посвящённом изучению фольклора, а именно жанров лирической и рекрутской  песен, где пронаблюдали историю замужества молодой девушки и посочувствовали горькой  доле матери рекрута.  Учащиеся проявили интерес к данным урокам. Сверхзадача урока способствовала развитию мыслительных операций и познавательной активности у учащихся. Вопросов, что писать в сочинении по данным произведениям  не возникало.      

        Мысли о том, что я на верном пути подтверждает   результативность работы. Мои учащиеся стали победителями и призёрами районных конкурсов сочинений «Героями не рождаются», «Герои живут вечно»,  областного этапа Всероссийского конкурса сочинений, Всероссийского конкурса творческих работ «Проба пера» и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

        

Заключение

       Я считаю, что учитель должен помнить, что неправильное или неинтересное занятие способствуют потере интереса к учению и может привести к проявлениям асоциального или девиантного поведения у учащегося (часто проявляется в пропусках занятий). Следует помнить, что стремление к учению проще всего начинать формировать с первых дней пребывания ученика в школе. Задача учителя построить весь учебный процесс так, чтобы получение или перенимание знаний и умений сопровождались формированием и укреплением мотивационной сферы учащихся.

Список использованной литературы

1. М.М.Чуйкова «Сверхзадача урока»..Тюмень, 2015

2. Н.Г.Тищенко и В.Т. Фоменко «Образно-эмоциональная основа процесса обучения». Ростов-на-Дону, 2007

3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Мотивация учения //Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие регулятивных универсальных учебных действий - важное условие успешного обучения ребенка в школе.

В разработке представлены рекомендации для родителей по развитию у младших школьников регулятивных навыков....

Взаимодействие семьи и школы - залог успешного обучения ребенка

Кто отвечает за обучение ребенка в школе - родители или педагоги? Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Функции семьи и школы не совпадают, но взаимодополняют друг друга...

Формирование учебной мотивации как залог успешной учёбы

Семинар-прктикум для учителей, воспитателей и педагогов школы-интерната...

Современный учебно-опытный участок – залог успешного обучения и воспитания

Опыт  по организации работы учебно-опытного участка учреждения дополнительного образования...

Выступление на педсовете "Формирование учебной мотивации успешного обучения ребенка посредством участия в предметных олимпиадах" 2020

Выступление на педсовете "Формирование учебной мотивации успешного обучения ребенка посредством участия в предметных олимпиадах"...

Формирование учебной мотивации как залог успешного обучения ребенка.

Образ современного успешного человека невозможен без определенных знаний и опыта, полученных в детстве. Именно в школьные годы закладывается способность к организации учебной деятельности (или любой д...