Формирование учебной мотивации как залог успешного обучения ребенка
методическая разработка
Данная работа раскрывает содержание одного из приёмов организации учебного процесса по законам искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uchebnoy_motivatsii.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование учебной мотивации как залог успешного обучения ребенка
Образ современного успешного человека невозможен без определенных знаний и опыта, полученных в детстве. Именно в школьные годы закладывается способность к организации учебной деятельности (или любой другой), ее структурированию и развивается такое качество личности как упорство по достижению поставленных целей. Поэтому педагогу очень важно вовремя и с профессионализмом отнестись к процессу формирования учебной мотивации у школьников. Данная работа раскрывает содержание одного из приёмов организации учебного процесса по законам искусства. Учебное занятие мыслится как открытое режиссёрское действие, поэтому замысел урока и его содержание строится с учётом сверхзадачи.
Любая деятельность определяется мотивацией. Под мотивацией в психологии принято понимать совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности, к которым относятся: мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые и обуславливают поведение человека.
Проведённые исследования, анкетирования, опросы показывают, что учебная деятельность не вызывает интереса у учащихся. Результаты РОК и ГИА доказывают, что мотивация к изучению школьных предметов у большинства учащихся находится на уровне ниже среднего.
Важность задачи формирования интереса учащихся к школьным предметам обусловили актуальность моей работы. Меня интересуют такие целевые проблемные вопросы: каким же образом можно преодолеть трудности восприятия учащимися академического материала, какие условия необходимо создать? С помощью каких методов можно повысить активность ученика, его учебную мотивации.
Психологи считают, что только через собственную активную деятельность, через собственные переживания каждый познаёт мир. И это, действительно, так, ведь содержание урока должно быть наполнено тем, что способствует личностному росту ребёнка. Благодаря научной работе Н.Г.Тищенко и В.Т. Фоменко «Образно-эмоциональная основа процесса обучения» я поняла, что, вводя в урок сверхзадачу, можно создавать эмоциональную основу урока, побуждать учащихся к поиску, делать изучаемый материал личностно значимым для них, создавать условия для формирования их духовного мира.
Сверхзадача- цель, определяемая глаголом со значением ответа на вопрос: что я сейчас, в данный момент, хочу изменить в присутствующих на занятии? Зачем я сейчас здесь с этими детьми изучаю эту тему? Важно на этапе планирования урока учитывать ситуативную и личностную ориентацию учащихся. Поэтому, я считаю, что, работая над художественным текстом, надо идти от ситуации ребёнка, показать как можно решить их собственные проблемы на примере данного литературного героя.
Приступать к созданию урока мы начинаем с определения темы и этапа целеполагания. Триединую цель никто не отменял. Я буду давать рассказ Гоголя «Шинель». Какую образовательную цель я поставлю? Я познакомлю ребят поближе с героем, мы проанализируем несколько фрагментов, которые позволят понять образ главного героя в этом произведении, чтобы выйти на идею. Что буду развивать? Я буду развивать навыки анализа художественного текста. Какую воспитательную цель я обозначу? Я буду воспитывать любовь к русской литературе. Теперь помимо этих целей, введём в урок сверхзадачу. Сверхзадача- это конкретная вещь. Потому что, если я говорю, что я хочу воспитывать в этих детях любовь к литературе, то по сути я ничего не говорю. А вот если я поставлю себе вот такую сверхзадачу: при изучении повести Н.В.Гоголя «Шинель» убедить детей в том, что, когда человек живёт незаметно, довольствуясь малым, не имея цели в жизни, он теряет возможность жить счастливой жизнью. После того, как вы определились со сверхзадачей, поворот вашего урока изменится, потому, что нужно к этой сверхзадаче прийти. А это значит все приёмы, весь материал, который мы для урока отберём, будет лежать на линии сверхзадачи. И начнём с самого начала, с заголовка. Давайте посмотрим, получится ли на нашу линию сверхзадачи положить новое название урока. У меня Гоголь «Шинель». У меня сверхзадача убедить детей в том, что, когда человек живёт незаметно, довольствуясь малым, не имея цели в жизни, он теряет возможность жить счастливой жизнью. Я называю урок «Когда бывает неинтересно жить?».
Учебное занятие мыслится как действие. Все этапы урока лежат на линии сверхзадачи: экспозиция- введение в тему; завязка- вопрос-стимул, вопрос- проблема; развитие действия- открытие нового знания; кульминация- вопрос-провокация; развязка-рефлексия. Рефлексия должна быть содержательная: как я это понял, как я буду себя вести в данной ситуации, т.е. между входом учащегося в урок и выходом должна быть разница. Если в конце урока дети стали «другими», произошёл их личностный рост, значит урок удался.
Создание ситуации, близкой и понятной учащемуся, вызывает обязательно эмоциональное отношение к изучаемому объекту, стимулирует проявление воображения, способности переносить свойства одного объекта на другой, воспринимать правильно все оттенки и нюансы, и при этом одновременно осознавать академическое знание через мыслительную деятельность. Совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние я осуществляю за счёт введения в урок сверхзадачи. Реализовать это удаётся за счёт верно поставленной проблемы урока, проблемы интересной и нужной для учащегося, пути решения которой ему важно найти. Например, мною был разработан цикл уроков по теме "Судьба русской женщины". В этот цикл входят произведения каждого этапа развития русской литературы. Так, например, мы начали рассматривать эту тему на уроке, посвящённом изучению фольклора, а именно жанров лирической и рекрутской песен, где пронаблюдали историю замужества молодой девушки и посочувствовали горькой доле матери рекрута. Учащиеся проявили интерес к данным урокам. Сверхзадача урока способствовала развитию мыслительных операций и познавательной активности у учащихся. Вопросов, что писать в сочинении по данным произведениям не возникало.
Мысли о том, что я на верном пути подтверждает результативность работы. Мои учащиеся стали победителями и призёрами районных конкурсов сочинений «Героями не рождаются», «Герои живут вечно», областного этапа Всероссийского конкурса сочинений, Всероссийского конкурса творческих работ «Проба пера» и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Заключение
Я считаю, что учитель должен помнить, что неправильное или неинтересное занятие способствуют потере интереса к учению и может привести к проявлениям асоциального или девиантного поведения у учащегося (часто проявляется в пропусках занятий). Следует помнить, что стремление к учению проще всего начинать формировать с первых дней пребывания ученика в школе. Задача учителя построить весь учебный процесс так, чтобы получение или перенимание знаний и умений сопровождались формированием и укреплением мотивационной сферы учащихся.
Список использованной литературы
1. М.М.Чуйкова «Сверхзадача урока»..Тюмень, 2015
2. Н.Г.Тищенко и В.Т. Фоменко «Образно-эмоциональная основа процесса обучения». Ростов-на-Дону, 2007
3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Мотивация учения //Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие регулятивных универсальных учебных действий - важное условие успешного обучения ребенка в школе.
В разработке представлены рекомендации для родителей по развитию у младших школьников регулятивных навыков....
Взаимодействие семьи и школы - залог успешного обучения ребенка
Кто отвечает за обучение ребенка в школе - родители или педагоги? Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Функции семьи и школы не совпадают, но взаимодополняют друг друга...
Мотивация как залог успешного обучения родным языкам
Выступление на заседании ГМО...
Формирование учебной мотивации как залог успешной учёбы
Семинар-прктикум для учителей, воспитателей и педагогов школы-интерната...
Современный учебно-опытный участок – залог успешного обучения и воспитания
Опыт по организации работы учебно-опытного участка учреждения дополнительного образования...
Выступление на педсовете "Формирование учебной мотивации успешного обучения ребенка посредством участия в предметных олимпиадах" 2020
Выступление на педсовете "Формирование учебной мотивации успешного обучения ребенка посредством участия в предметных олимпиадах"...
Формирование учебной мотивации как залог успешного обучения ребенка.
Образ современного успешного человека невозможен без определенных знаний и опыта, полученных в детстве. Именно в школьные годы закладывается способность к организации учебной деятельности (или любой д...