Программы внеурочной деятельности Химия 8-11 классы
рабочая программа по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Гофман Галина Александровна

Авторские программы разработаны на основе программы курса химии для общеобразовательных учреждений , автор О. С. Габриелян, Москва Дрофа 2019г, рассчитаны  и соответствуют учебному плану учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 16. Рекомендуется для обучающихся 8-11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

РАССМОТРЕНО

МС____________________

Макарова М. П.

Протокол № _____

от «____» _________ 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ 16»

_________________________

Гребенникова Е.И.

Приказ №________

от «____»___________2021 г.

                                              Программа факультативного курса по химии

«Химия в задачах и упражнениях»

                               

                                                       8-9 классы

                                                     

                                                                                               Разработала:

Гофман

Галина Александровна

учитель химии 1 категории

                                             

                                                                 Братск 2023 г

Пояснительная записка.

 Программа разработана на основе Программы курса химии для общеобразовательных учреждений , автор О. С. Габриелян, Москва Дрофа 2019г, рассчитана на 34ч. и соответствует учебному плану учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 16. Рекомендуется для обучающихся 8 классов.

Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки  практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.

    Для того чтобы успешно справляться с задачами, необходимо знать основные способы их решения.

   Данный факультатив позволяет рассмотреть способы решения химических задач по следующим темам:

  • Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса и объем;
  • Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси; массовая доля элемента в соединении; вывод формул соединений;
  • Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции;
  • Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
  • Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции;
  • Расчеты, связанные со скоростью химической реакции и химическим равновесием;
  • расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией;
  • Расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов.

Большинство задач, решаемых в школе и на различного рода конкурсах и экзаменах, являются комбинированными, т.е. сочетают различные типы вычислений.

Знание способов решения простейших задач основных формул и законов, по которым проводятся расчеты, является обязательным, но не единственным условием того, чтобы справиться с предложенной задачей. Умение решать задачи складывается из многих факторов.

Во-первых, для успешного решения задачи необходим прочный теоретический фундамент, т.е. знания о строении веществ, их физических свойствах, способах получении, основных типах превращений. Очень часто затруднения в решении задач связаны с неумением верно написать уравнение реакции, ошибками в формулах соединений, пробелами в знаниях основных закономерностей и т.п.

Во-вторых, приступая к решению задачи, следует прежде всего внимательно изучить ее условие. Причем обращать внимание следует не только на численные величины, приведенные в задаче, но и на ее текст. Очень часто в тексте задачи содержатся подсказки, без учета которых нельзя добиться верного решения. Очень важно, чтобы решающий задачу четко представлял себе сущность описанных в ней процессов, видел взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче.

В-третьих, уяснив условия задачи, необходимо обдумать способ ее решения, т.е. установить связь между известными величинами и неизвестными. Для этого существует два метода. Первый метод предусматривает решение задачи «с конца». При этом обращают внимание на неизвестную величину, которая является целью решения задачи, выявляют законы и формулы, которые нужно использовать для ее вычисления, а также данные, необходимые для проведения таких вычислений, а если этих данных в условии задачи нет, определяют путь, по которому можно их найти, исходя из приведенных в условии величин. Второй путь предусматривает решение задачи, исходя из известных величин, содержащихся в условии. При этом анализируют исходные данные, определяют величины, которые они позволяют найти, выявляют направления, позволяющие перейти от этих величин к конечному результату. Нередко при решении задач приходится комбинировать описанные методы.

Программа данного факультатива поможет научиться правильно решать расчетные химические задачи и окажется полезной как для учащихся, интересующихся химией и для подготовки к выпускным экзаменам.

Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; систематизация знаний учащихся по химии в процессе обучения основным подходам к решению расчетных задач; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.

Задачи курса:

1. обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией;

2. отработать навыки решения простейших задач;

3.начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся;

4. подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.

5. способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии;

6. развивать учебно-коммуникативные навыки.

Факультативный курс «Химия для девятиклассников» рассчитан на 34 часа. Факультативный курс предусматривает теоретическую, практическую часть, а также решение задач. Практическая часть связана с теоретическим материалом, изучаемым в курсе химии.

Форма обучения:

       1.Фронтальная.

 2Индивидуальная.

3Групповая.

Методы обучения:

  1. Словесный (беседа, лекции, рефераты).
  2. Наглядный (П/Р).
  3. Практический (решение задач).

Ожидаемые результаты:

  • Успешное обучение в последующих классах;
  • Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
  • Умение проводить не только простейшие расчёты, но и расчеты требующие необходимой базы знаний;
  • Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;
  • Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.

Учащиеся должны знать:

  1. Валентность и с.о. атомов элементов.
  2. Признаки протекания химических реакций.
  3. Классификацию неорганических веществ и их химические свойства.
  4. Основные способы решения задач.
  5. Применение теоретических знаний на практике.

Учащиеся должны уметь:

  1. Планировать и проводить эксперимент.
  2. Решать задачи.
  3. Работать с основной и дополнительной литературой.
  4. Писать рефераты.
  5. Работать в группах.

Структура курса. Программа рассчитана на 34 часа. 1 час  в неделю.

Модуль 1 Введение (1 час)

Цели и задачи курса описать, Техника безопасности при выполнении практических и лабораторных работ.

Модуль 2 Важнейшие химические понятия (2 часа)

Овладение знаниями о веществе, знаках химических элементов, химических формулах, с.о., валентности, химических реакциях, физические явления. Применение теоретических знаний на практике. Решение расчетных задач на вычисление относительной молекулярной массы вещества по формулам. Решение упражнений по составлению химических формул с использованием валентности, определение с.о. элементов.

Модуль 3 Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса и объем.  (3 часа)

Овладение знаниями о количестве вещества, молярном объеме газа. Решение расчетных задач.

Модуль 4. Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении.              (3 часа)

Понятие массовой доли вещества в смеси или в растворе. Процентное выражение массовой доли. Объемная доля вещества, Массовая доля элемента как отношение этой величины к молярной массе всего соединения.

Модуль 5. Вывод формул соединений    (3 часа)

Соотношение числа атомов каждого элемента в молекуле – эмпирическая формула. Точный качественный и количественный состав одной молекулы данного соединения – молекулярная формула.

Модуль 6. Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции      (4 часа)

Составление уравнений реакции по условию задачи, расстановка коэффициентов. Расчеты с использованием количеств веществ реагирующих и образующихся веществ. Нахождение количества вещества других участников реакции по массе или объему.

Модуль 7. Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке     (3 часа)

Определение вещества взятого в избытке, а какое – в недостатке. Вещество, находящееся в недостатке прореагирует полностью, количество вещества данного реагента будет точно известно.

Модуль 8. Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции       (3 часа)

На практике масса продуктов реакции почти всегда меньше, чем масса тех же продуктов, рассчитанная теоретически. Часто вычисляют долю выхода продукта реакции. Вычисление продукта реакции, используя объем или количество вещества продукта, реально образовавшегося в химическом процессе и теоретически вычисленного по уравнению химической реакции.

Модуль 9. Расчеты, связанные со скоростью химической реакции и химическим равновесием.    (3 часа)

Овладение знаниями о скорости химической реакции, химическом равновесии, термохимическом уравнении.  Применение теоретических знаний на практике. Решение расчетных задач. Решение упражнений.

Модуль 10. Расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией.  (3 часа)

Гомогенная система, концентрация. Характеристика содержания растворенного вещества в определенном количестве раствора или растворителя. Массовая доля, молярная концентрация, титр, растворимость, диссоциация, степень диссоциации.

Модуль 11. Расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжения металлов        (4 часа)

Электродные потенциалы, отражающие восстановительную способность металлов. Вытеснение металлов из растворов солей другим металлом, стоящим левее.

Модуль 12. Итоговое занятие    (1 час)

Подведение итогов

     

     Тематическое планирование курса, всего 34 часа (1 час в неделю)

№ п.п

Тема

Количество

часов

Форма проведения

1

Введение

1

Лекция

2

Важнейшие химические понятия

3

2.1

Простые и сложные вещества. Химические формулы. Валентность, степени окисления. Относительные атомная и молекулярная массы

1

Лекция

2.2

Явления физические и химические. Признаки и условия протекания химических реакций

1

Индивидуальная работа

2.3

Решение упражнений

«Химические явления»

1

Практическая работа

3.

Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса и объем.

3

3.1

Количество вещества, масса

1

Лекция

3.2

Молярный объем газов

1

Лекция

3.3

Решение задач

1

Групповая, индивидуальная работа

4.

Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении.    

3

4.1

Смесь, массовая доля

1

Лекция

4.2

Объемная и молярная доля вещества в смеси

1

Расчеты в группах

4.3

Решение задач

1

Групповая, индивидуальная работа

5

Вывод формул соединений    

3

5.1

Вывод эмпирической формулы

1

Групповая, индивидуальная работа

5.2

Вывод молекулярной формулы

1

Групповая, индивидуальная работа

5.3

Решение задач

1

Групповая, индивидуальная работа

6

Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции  

3

6.1

Расчеты по химическим уравнениям

1

Лекция

6.2

Расчет газообразных веществ

1

Групповая, индивидуальная работа

6.3

Решение задач

1

Групповая, индивидуальная работа

7

Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

3

7.1

Расчет массы вещества взятого в избытке

1

Групповая, индивидуальная работа

7.2

Расчет объема вещества взятого в  избытке

1

Групповая, индивидуальная работа

7.3

Решение задач

1

Групповая, индивидуальная работа

8

Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции    

3

8.1

Доля выхода продукта реакции

1

Лекция

8.2

Расчет практической доли выхода продукта по массе исходного вещества

1

Решение в парах, индивидуально

8.3

Решение задач

1

Решение в парах, индивидуально

9

Расчеты, связанные со скоростью химической реакции и химическим равновесием.

3

9.1

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость

1

Лекция

9.2

Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье

1

Лекция, в парах

9.3

Решение расчетных задач

1

Решение в парах, индивидуально

10

Расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией.

3

10.1

Молярная концентрация

1

Лекция

10.2

Растворимость веществ. ЭТД

1

Решение в парах, индивидуально

10.3

Расчетные задачи

1

Решение в парах, индивидуально

11

Расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжения металлов      

3

11.1

Электрохимический ряд металлов

1

Лекция

11.2

Положение водорода в ЭХР напряжения металлов

1

Решение в парах, индивидуально

11.3

Решение задач на вытеснение Металлов из растворов

1

Решение в парах, индивидуально

12

Итоговое занятие

1

Подведение итогов

Содержание рабочей программы факультативного курса «Решение расчетных задач по химии» для 9 класса

Настоящая программа является авторской, она составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми владеют учащиеся к моменту окончания основной школы. Актуальность данного курса обусловлена тем, что в программах основной и полной средней школ не отводится дополнительное время на решение задач, в то же время умение решать задачи является универсальным и может быть использовано обучающимися не только на уроках химии, но и при решении задач по математике и физике.

Учебно-тематическое планирование факультативного курса «Решение расчетных задач по химии» для 10 класса

№ п/п

Тема

Количество часов на изучение темы

В том числе:

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)

Уроки

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

1

Расчеты по формулам химических веществ

2

2

Учащиеся должны знать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная

масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

Учащиеся должны уметь: определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

2

Решение задач, связанных с растворами веществ

3

3

3.

Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции

2

2

4.

Расчёты по термохимическим уравнениям

2

2

5.

Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции и понятия «массовая доля»

2

2

6.

Вывод формул химических соединений различными способами

3

3

7.

Решение комплексных задач и упражнений по разделам химии

3

3

Календарно-тематическое планирование факультативного курса

«Решение расчетных задач по химии» для 10 класса

урока

п/п

Тема  урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Эксперимент, материально-техническое оснащение урока

Расчеты по формулам химических веществ

1.

Относительная плотность газов.

1.09-7.09

сентябрь

2.

 Массовая доля элементов в веществе.

08.09-14.09

сентябрь

Решение задач, связанных с растворами веществ

3.

Способы выражения состава растворов, массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. .

15.09-21.09

сентябрь

4.

Массовая доля растворённого вещества

22.09-28.09

сентябрь

5.

Задачи, связанные с выпариванием воды из раствора с образованием раствора с новой массовой долей растворенного вещества.

29.09-5.10

октябрь

Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции

6.

 Нахождение массы вещества по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.

20.10-26.10

октябрь

7.

Нахождение объёма газа по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.

27.10-02.11

ноябрь

Расчёты по термохимическим уравнениям

8..

 Расчёты по термохимическим уравнениям.

15.12-21.12

декабрь

9.

Расчёты по термохимическим уравнениям. Закрепление.

22.12-28.12

декабрь

Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции и понятия «массовая доля»

10

 Вычисление массы продукта реакции, если для неё взят раствор с определённой массовой долей исходного вещества.

13.01-19.01

январь

11.

Вычисление массы продукта реакции, если для неё взят раствор с определённой массовой долей исходного вещества. Закрепление

20.01-26.01

январь

Вывод формул химических соединений различными способами

12.

Определение молекулярной формулы газа по его относительной плотности

04.04-10.04

апрель

13

Определение молекулярной формулы газа по его относительной плотности. Алгебраический способ решения

11.04-17.04

Апрель

14.

Определение молекулярной формулы газа по его относительной плотности. Закрепление

18.04-24.04

апрель

Решение комплексных задач и упражнений по разделам химии

15.

Решение комплексных задач и упражнений по неорганической химии

16.05-22.05

Май.

16.

Решение комплексных задач и упражнений по органической химии.

23.05-29.05

Май

17.

Решение комплексных задач и упражнений по аналитической химии

23.05-29.05

Май

Литература

Учебники:

1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2019.

2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2019.

3. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2018.

Учебные пособия:

1. Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 8 класс. – М.: Дрофа, 2018.

2. Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 9 класс. – М.: Дрофа, 2018

3. Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 10 класс. – М.: Дрофа, 2018

4. Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия, 10 класс». – М.: Дрофа, 2017

5. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс. – М.: Блик и К, 2019.

6. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 9 класс. – М.: Блик и К, 2018.

7. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 10 класс. – М.: Блик и К, 2019.

8. Николаев Л.А. Современная химия. Пособие для учителей. _М.: Просвещение, 2016



Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

 

«Рассмотрено»

Руководитель МС

 

____Грекова Н.В________

                      Ф.И.О.                               

        Протокол № ___

       от   «__»  _________  20__  г.

 

 

«Утверждаю»

   Директор МБОУ «СОШ № 16»

______Зимарева Е.А.

Ф.И.О.  

 Приказ № ____

 от  «___» ________  20__  г.

 ПРОГРАММА

учебного курса

«Химия в задачах и упражнениях»

для обучающихся 10 -11 классов 

  

Гофман Г.А.________________

 

_1 категории___________________

Ф.И.О., категория

 

 

Пояснительная записка

Необходимость разработки элективного курса для учащихся 10-х и 11-х классов «Химия в задачах и упражнениях» обусловлена тем, что в соответствии с базисным учебным планом среднего (полного) общего образования химии за 2 года выделяется всего70 часов. В содержании курса химии в 10-11-х классах представлены только основополагающие химические теоретические знания, включающие самые общие сведения. Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение.     Особенностью данного курса является то, что занятия идут параллельно с изучением курса органической химии в 10-ом классе, и с изучением курса общей химии в 11-ом классе. Это даёт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической, общей и неорганической  химии и для общего развития учеников.

Цель курса:

  • расширение знаний, формирование умений и навыков у      учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.

Задачи курса:

  • углубление и расширение знаний по химии
  • закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений;
  • исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач;
  • формировать целостное представление  о применении математического аппарата  при решении химических задач;
  • развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
  • способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе  совместной работы;
  • развить интересы учащихся, увлекающихся химией.

Курс базируется на знаниях, получаемых учащимися при изучении химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо,  чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы.

В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а так же решение задач и упражнений по данной теме.

Для повышения интереса к теоретическим вопросам и  закрепления изученного материала, предусмотрены уроки-практикумы по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с указанием способов их решения.

При разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в программы вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их решению проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках. Большинство задач и упражнений взято из КИМов по ЕГЭ предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Элективный курс «Химия в задачах и упражнениях» совместим с программой Н.Н.Гары. (Программа курса химии для 10-11классов) и учебно-методическим комплектом Г.Е Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана.

Элективный курс «Химия в задачах и упражнениях» предназначен для учащихся 10-11-ых классов и рассчитан на 35часов в 10классе и 34 часа в 11 классе

(1 час в неделю в 10 и 11 классах).

Требования к уровню подготовки выпускников

 В результате изучения элективного предмета ученик должен

 Знать/понимать

 Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;

Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике; Классификацию и номенклатуру: неорганических и органических соединений;

Уметь

Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  Определять: валентность и степень окисления химических элементов, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета)

Календарно-тематическое планирование 10 класс 35 часов (1 час в неделю)

№ п/п

Наименование темы

Элемент содержания

1

Введение. Роль и место расчетных задач в системе обучения химии и практической жизни. Типы задач.

Условные обозначения, названия и единицы измерения физических величин, их взаимосвязь. Приближенные вычисления, правила округления.

2

Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», молярная масса, молярный объем.

Общие рекомендации к решению и оформлению расчетных задач. Анализ химической задачи.

3

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества.

Химические формулы: простейшая (эмпирическая), молекулярная (истинная, брутто-формула),графическая, структурная, электронная. (DН2,Dвозд.,DО2,D N2 и др.) Вывод формулы вещества на основе массовой доли элемента,  относительной плотности по другому газу, массе, объему общей формуле гомологического ряда органических соединений.

4

Вывод формулы вещества по относительной плотности и массе (объему или количеству) продуктов сгорания.

Вывод формулы вещества по количеству вещества продуктов сгорания, общей формуле гомологического ряда органических соединений.

5

Изомерия и номенклатура органических соединений

Виды изомерии: пространственная и структурная. Пространственная изомерия и её виды. Номенклатура: тривиальная, современная. Правила систематической номенклатуры. Написание структурных формул изомеров

6

Урок-упражнение по отработке навыков составления изомеров и их названий

7

Расчет объемных отношений газов при химических реакциях

Решение задач

8

Вычисления массы (количества, объема) вещества по известному количеству (массе, объему) одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ.

Расчеты по химическим уравнениям с использованием различных величин.  (Задачи с использованием материала по органической химии)  

9

Вычисление массы, количества или объема продукта реакции по известной массе, количеству или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Степень чистоты основного вещества(вещества, вступающего в реакцию), содержащего примеси, определяется массовой долей данного вещества в навеске смеси. Решение задач

10

Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Массовая доля практического выхода. Объемная доля практического выхода. Решение задач

11

Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей растворенного вещества

Массовая доля растворенного вещества. Решение задач

12

Вычисление массы (объема или количества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Если одно из реагирующих веществ взято в избытке, то расчет массы (объема, количества вещества) продукта реакции осуществляют по массе (объему, количеству вещества) того реагента, который вступил в реакцию полностью. Решение задач

13

Расчеты по термохимическим уравнениям

Термохимическое уравнение, тепловой эффект химической реакции.

14

Химические реакции в органической химии

Понятие о реакциях соединения. Понятие о реакциях отщепления.

 Реакции изомеризации. Правило Марковникова. Реакции

ароматической системы и углеводородного радикала.

 Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце

 (ориентанты I и II рода). Выполнение упражнений

15

Понятие о циклоалканах

Циклоалканы. Строение, изомерия,

номенклатура и свойства. Выполнение заданий

16

Алкадиены

Алкадиены. Строение молекул. Изомерия и номенклатура.

Химические свойства алкадиенов. Выполнение заданий

17

Каучук

Каучук в природе. Свойства каучука. Состав и строение натурального каучука.

18

Бензол и его гомологи

 Электронное строение бензола и его гомологов. Химические свойства гомологов бензола Выполнение заданий

19

Химические свойства углеводородов и способы их получения.

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Выполнение заданий

20

Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые, смешанные.

Химические свойства углеводородов и способы их получения. Схемы превращений, отражающие генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые смешанные

 Выполнение заданий

(Работа в группах и парах)

21

Урок-практикум по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между углеводородами

22

Переработка углеводородного сырья

Перегонка нефти. Крекинг нефтепродуктов. Коксохимическое производство.

23

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола и способы их получения

Химические свойства кислородосодержащих органических соединений и способы их получения.

Выполнение заданий

Схемы превращений, отражающие генетическую связь между веществами: открытые, закрытые смешанные.

Выполнение заданий

24

Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров и способы их получения.

25

Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими соединениями: открытые, закрытые, смешанные.

26

Урок-практикум (Эксперимент)

27

Сложные эфиры. Жиры. Углеводы.

Жиры как питательные вещества. Гидролиз и гидрирование жиров.  Моющие средства. Охрана окружающей среды. Крахмал  как питательное вещество. Строение углеводов. Применение углеводов. Ацетатное волокно. Выполнение заданий

28

Химические свойства азотсодержащих соединения и способы их получения.

Химические свойства азотсодержащих соединения и способы их получения.

Выполнение заданий

Схемы превращений, отражающие генетическую связь между веществами: открытые, закрытые смешанные

Выполнение заданий

29

Генетическая связь аминов с другими классами органических соединений

30

Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений

31

Азотсодержащие гетероциклические соединения

32

Схемы  превращений по теме « Азотсодержащие соединения»

33

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы.

Синтез органических соединений в лаборатории, на производстве. Получение органического соединения определенного строения из отличающегося от него по строению соединения посредством одной или нескольких химических реакций. Цепочки превращений

(решение  зачетных задач и упражнений)

34

Синтетические каучуки и синтетические волокна. (решение задач и упражнений)

35

Подведение итогов

Выступление учащихся

Календарно-тематическое  планирование 11 класс 34 час ( 1 час в неделю).

№ п/п

Наименование темы

Элемент содержания

Тема 1. Химический элемент  (3)

1

Строение атома. Изотопы.

Ядро и электронная оболочка. Электроны и протоны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.

Решение задач

2

Основные понятия и законы химии

Решение задач с применением закона сохранения массы вещества, закона постоянства состава, закона сохранения энергии .

3

Расчёты с применением уравнения Менделеева – Клайперона

Решение задач

4

Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов

Физический смысл квантовых чисел (главное, орбитальное, магнитное спиновое квантовые числа). Понятие атомной орбитали. Заселение атомных орбиталей электронами. Принцип минимума энергии, принцип Паули и правило Хунда.

Выполнение заданий

5

Структура периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

Структура периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Определение строения атома по их координатам. Выполнение заданий

6

Валентность и степень окисления

Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Причина высшей валентности атомов, валентность элементов при образовании химической связи по донорно-акцепторному механизму, графические схемы строения внешних электронных слоев атомов химических элементов в возбужденном и невозбуждённом состоянии. Выполнение заданий

7

Основные виды химической связи, механизмы их образования

Вид химической связи в простых и сложных веществах, схемы образования веществ с различными видами связи, механизм образования донорно-акцепторной, ковалентной связи, особенности водородной связи

Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (сигма и пи), по кратности (одинарная, двойная, тройная, полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки для веществ с этой связью: атомная и молекулярная. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи и ее значение. Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связей  в одном веществе.

Выполнение тестовых заданий

8

Типы кристаллических решеток и свойства веществ

9

Характеристики химической связи.

основные характеристики химической связи (Насыщаемость, поляризуемость, направленность). Выполнение заданий

10

Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.

sp- гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза.

sp- гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов, графита.

sp - гибридизация у соединений бериллия, алкинов, карбина. Геометрия молекул названных веществ.

Выполнение заданий

11

Дисперсные системы.

Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Девять типов систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсная система с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы.

12

Задачи с использованием разных способов выражения концентрации растворов.

Решение задач

13

Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Правило смешения растворов, («правило креста»).

Решение задач

14

Кристаллогидраты

Решение задач

15

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.

Понятие о химической реакции, её отличие от ядерной реакции. Реакции аллотропизации и изомеризации. Реакции, идущие с изменением состава вещества: по числу и характеру  реагирующих и образующихся веществ (разложения, замещения, обмена, соединения); по изменению степеней окисления (ОВР и не ОВР); по тепловому эффекту  (экзо- и эндотермические);  по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые);  по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические).

Выполнение заданий

16

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакций.    

Понятие о скорости. Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакций: природа реагирующих веществ, катализаторы, температура, концентрация. Катализ гомо- и гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами. Ингибиторы и каталитические яды. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ.

Выполнение заданий.

17

Химическое равновесие.  

Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. Принцип Ле Шателье. Выполнение заданий.

18

Производство серной кислоты контактным способом.

Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты. Принципы химического производства

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

19

Окислительно-восстановительные реакции(ОВР).  

Степень окисления. Классификация реакций в свете электронной теории. Основные понятия ОВР. Методы составления уравнений ОВР: метод электронного баланса, метод полуреакций.  Влияние среды на протекание ОВР. Классификация ОВР. ОВР в органической химии. Выполнение заданий.

20

Электролитическая диссоциация. (Э.Д.)  

Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации с различным видом связи. Свойства катионов и анионов. Кислоты, соли, основания в свете Э.Д. Степень Э.Д.и её зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация. Свойства растворов электролитов. Выполнение заданий

21

Водородный показатель.  

Диссоциация воды. Константа её диссоциации. Ионное произведение воды, Водородный показатель - рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.

22

Гидролиз.  

Понятие гидролиза. Гидролиз органических и неорганических веществ (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз солей - три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое значение гидролиза. Выполнение заданий

23

Металлы.

Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Простые вещества-металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов и восстановительные свойства их: взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами, растворами солей, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость свойств этих соединений от степеней окисления металлов. Значение металлов в природе и жизни организмов.

24

Коррозия металлов

Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.

Общие способы получения металлов. Металлы в природе. металлургия и ее виды: пиро-  и  гидро- электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его  значение.

25

Расчёты по теме «Электролиз»

Выполнение заданий

26

Неметаллы.  

Положение неметаллов в периодической системе, строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Неметаллы - простые вещества. Атомное и молекулярное строение их. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.). Водородные соединения неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах.

27

Кислоты органические и неорганические.  

Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.

Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.

Выполнение заданий

28

Амфотерные органические и неорганические соединения.

Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами

29

Понятие о комплексных соединениях

Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Номенклатура данных соединений. Примеры соединений. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона

30

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.

Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (серы и кремния), переходного элемента (цинка). Генетические  ряды и генетическая связь в органической химии (соединения двухатомного углерода). Единство мира веществ.

Выполнение заданий

31

Цепочки превращений, отражающие генетическую связь  между классами неорганических и органических веществ.

Выполнение заданий

32

Химия и экология.  

Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.

Выступления учащихся

33

Химия и повседневная жизнь человека

Домашняя аптека. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека.

Выступления учащихся

34

Подведение итогов

Выступления учащихся

Самоанализ

1. На каком содержательном материале?

 - На материале органической и общей химии  (10,11 класс).

2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса …?

-содержании курса химии в 10-11-х классах представлены только основополагающие химические теоретические знания, включающие самые общие сведения. Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение

 3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен?

1. Дидактические материалы по органической химии для 10 -11классов татарской общеобразовательной школы

2. Химия: практикум по органической химии. 10-11классы/ сост. Н.И. Тулин. - Волгоград: Учитель, 2006

3. Химия: практикум по общей химии. 10-11классы/ сост. Н.И. Тулин. - Волгоград: Учитель, 2006

4. Задачник с «помощником». 10-11классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Н.Гара, Н.И. Габрусева. –М. : Просвещение, 2009

5. Учимся решать задачи по химии. 8-11 классы/авт.-сост. Р.А. Бочарникова. –Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2016

4. Какие виды деятельности возможны …?

 - решение задач;

- выполнение упражнений;

 - выполнение превращений по органической и неорганической химии;

 - выполнение практических работ (решение экспериментальных задач);

 - написание рефератов;

- подготовка презентаций

6. Какие виды работ могут выполнить учащиеся?

- Написание реферат;

-составление презентации;

- выполнение контрольного теста.

7. Какова доля самостоятельности ученика ?

- Учащиеся могут выбрать  вид отчетных работ из предложенного перечня, ƒ литературу, по которой они будут готовить собственные работы.

 8. Каковы критерии успешности?

- Ученик получает зачет при условии выполнения работы, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению. ƒ

 Дополнительные баллы выставляются за выполнение дополнительной работы, участия в мероприятиях, проводимых по предмету, участие в олимпиадах любого уровня; инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т.п.).

Итоговая работа считается выполненным, если ученик завоевывает призовое место на олимпиаде муниципального уровня

9. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса?

 - Собеседование в процессе работы

10. Какова форма итоговой отчетности?

- выставление работ на школьных мероприятиях.

Литература

1. Химия: практикум по органической химии. 10-11классы/ сост. Н.И. Тулин. - Волгоград: Учитель, 2006

2. Химия: практикум по общей химии. 10-11классы/ сост. Н.И. Тулин. - Волгоград: Учитель, 2006

3. Задачник с «помощником». 10-11классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Н.Гара, Н.И. Габрусева. –М. : Просвещение, 2009

4. Учимся решать задачи по химии. 8-11 классы/авт.-сост. Р.А. Бочарникова. –Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2016

5. Цветков Л.А. Органическая химия: Учеб. Для 10-11кл. общеобразоват.учеб. заведений.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС

6. Курсы по выбору: выбор за вами / Ред.-сост. Л.Г.Пройчева.-М.: Центрхимпресс, 2007.

7. Н.И. Тулина. Углубленное изучение отдельных тем общей химии»; опубликована: Химия. 10-11 классы: сборник элективных курсов/авт.-сост. В.Е. Морозов. – Волгоград: Учитель, 2007.

8. Химия для гуманитариев. 10,11 классы: элективный курс / сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"

Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная информатика"

С целью формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирования и развития логического и алгоритмического мышления для учащихся 1-х классов был разработан...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...