Пррограмма по химии для 8-9 класса
рабочая программа по химии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии для обучающихся 8-9 классов составлена на основе Примерной рабочей программы( Москва, 2021) и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также авторской программы курса химии для общеобразовательных учреждений О. С. Габриеляна, С. А. Сладкова «Химия. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова 8 -9 классы» в издательстве «Просвещение», Москва 2021 г., Рабочей программы воспитания МАОУ "СПШ №33", инструктивно-методического письма по химии от 26.10.2023 г.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект :
8 класс:
- Габриелян О. С. , Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия. 8 класс: М «Просвещение», 2021
. Габриелян О.С. Химия 8- 9 класс Методическое пособие/ О.С. Габриелян, А.В. Купцова – 4 изд. стереотип. – М. :Дрофа
9 класс:
- Габриелян О. С. , Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия. 9 класс: М «Просвещение», 2021
. Габриелян О.С. Химия 8- 9 класс Методическое пособие/ О.С. Габриелян, А.В. Купцова – 4 изд. стереотип. – М. :Дрофа
Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цель: познание законов природы для развития производительных сил общества и создания новой базы материальной культуры.
Задачи:
- Формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественно-научной картины.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и её вклада в современный научно-технический прогресс; формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ.
- Воспитание убеждённости в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве.
- Проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения.
- Овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.
Общая характеристика учебного предмета «Химия»
Предлагаемая рабочая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета:
- «Вещество» — взаимосвязь состава, строения, свойств, получения и применения веществ и материалов;
- «Химическая реакция» — закономерности протекания и управления процессами получения и превращения веществ;
- «Химический язык» — оперирование системой важнейших химических понятий, владение химической номенклатурой и символикой (химическими знаками, формулами и уравнениями);
- «Химия и жизнь» — соблюдение правил химической безопасности при обращении с химическими веществами и материалами в повседневной жизни и на производстве.
Курс ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической химии и краткое знакомство с некоторыми понятиями и объектами органической химии.
В содержательной линии «Вещество» раскрывается учение о строении атома и вещества, составе и классификации химических веществ.
В содержательной линии «Химическая реакция» раскрывается учение о химических процессах: классификация химических реакций и закономерности их протекания; качественная и количественная стороны химических процессов (расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций).
В содержательной линии «Химический язык» формируются умения учащихся называть вещества по формулам и составлять формулы по их названиям, записывать уравнения реакций и характеризовать их.
В содержательной линии «Химия и жизнь» раскрываются логические связи между свойствами, применением, получением веществ в лабораторных условиях и на производстве; формируется культура безопасного и экологически грамотного обращения с химическими объектами.
В курсе значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических работ и лабораторных опытов, фиксации и анализу их результатов, соблюдению норм и правил безопасной работы в химическом кабинете (лаборатории).
Реализация программы курса в процессе обучения позволит обучающимся понять роль и значение химии среди других наук о природе, т. е. раскрыть вклад химии в формирование целостной естественно-научной картины мира.
Место предмета в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает изучение курса химии в основной школе как составной части предметной области «Естественно-научные предметы».
Курс рассчитан на изучение предмета в объёме 136 учебных часов :
68 час в 8 классе
68 час в 9 классе
Предлагаемый курс, хотя и носит общекультурный характер и не ставит задачу профессиональной подготовки обучающихся, тем не менее позволяет им определиться с выбором профиля обучения в старшей школе.
Количество тематических контрольных мероприятий не должно превышать 10% от всего объёма учебного времени, отводимого на изучение химии.
Количество контрольных мероприятий по предмету «Химия»
Класс | Уровень | Кол-во часов в учебном году | Контрольные работы, количество | Практические работы, количество |
8 | базовый | 68 | 4 | 2 |
8 | углублённый | 102 | 5 | 5 |
9 | базовый | 68 | 4 | 2 |
9 | углублённый | 102 | 4 | 6 |
10 | базовый | 34 | 2 | 1 |
10 | углублённый | 102 | 3 | 6 |
11 | базовый | 34 | 2 | 1 |
11 | углублённый | 102 | 4 | 6 |
Распределение контрольных и практических работ по видам контроля
Класс | Уровень изучения химии | Название работы по ФООП | Форма проведения контроля | Вид контроля |
8 | Базовый | Практическая работа № 1 по теме «Правила работы в лаборатории и приемы обращения с лабораторным оборудованием» | Практическая работа | Тематический |
Практическая работа № 2 по теме «Разделение смесей (на примере очистки поваренной соли)» | Практическая работа | Текущий | ||
Контрольная работа № 1 по теме «Вещества и химические реакции» | Контрольная работа | Тематический | ||
Практическая работа № 3 по теме «Получение и собирание кислорода, изучение его свойств» | Практическая работа | Текущий | ||
Практическая работа № 4 по теме «Получение и собирание водорода, изучение его свойств» | Практическая работа | Текущий | ||
Практическая работа № 5 по теме «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества» | Практическая работа | Текущий | ||
Контрольная работа № 2 по теме «Кислород. Водород. Вода» | Контрольная работа | Тематический | ||
Практическая работа № 6 по теме «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» | Практическая работа | Тематический | ||
Контрольная работа № 3 по теме «Основные классы неорганических соединений» | Контрольная работа | Тематический | ||
Контрольная работа № 4 по теме «Строение атома. Химическая связь» | Контрольная работа | Тематический | ||
9 | Базовый | Контрольная работа № 1 по теме «Повторение и углубление знаний | Контрольная работа | Тематический |
основных разделов курса 8 класса» | ||||
Практическая работа № 1 по теме «Решение экспериментальных задач» | Практическая работа | Текущий | ||
Контрольная работа № 2 по теме «Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах» | Контрольная работа | Тематический | ||
Практическая работа № 2 по теме «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств» | Практическая работа | Текущий | ||
Практическая работа № 3 по теме «Получение аммиака и изучение его свойств» | Практическая работа | Текущий | ||
Практическая работа № 4 по теме «Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат ион» | Практическая работа | Тематический | ||
Практическая работа № 5 по теме «Решение экспериментальных задач «Важнейшие неметаллы и их соединения» | Практическая работа | Тематический | ||
Контрольная работа № 3 по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения» | Контрольная работа | Тематический | ||
Практическая работа № 6 по теме «Жесткость воды и методы ее устранения» | Практическая работа | Текущий | ||
Практическая работа № 7 по теме «Решение экспериментальных задач «Важнейшие металлы и их соединения» | Практическая работа | Текущий | ||
Контрольная работа № 4 по теме «Важнейшие металлы и их соединения» | Контрольная работа | Тематический |
Учебно-тематический план
8 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов по рабочей программе | Количество часов по авторской программе | Контрольные работы | Практические работы |
11 | Тема 1. Первоначальные химические понятия | 19 | 20 | 1 | 1 |
2 | Тема 2. Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии | 21 | 18 | 1 | |
3 | Тема 3. Основные классы неорганических соединений | 12 | 10 | 1 | 1 |
4 | Тема 4. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома | 7 | 8 | ||
5 | Тема 5. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции | 9 | 8 4ч резерв | 1 | |
Итого: | 68 | 68 | 4 | 2 |
В авторскую программу внесены некоторые изменения :
уменьшено количество часов на изучение тем:
Первоначальные химические понятия – на 1 час,
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома – на 1 час
Увеличено количество часов на изучение тем:
Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии – на 3 часа,
Основные классы неорганических соединений – на 2 часа,
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции – на 1 час,
Т.к. эти темы вызывают затруднения у учащихся.
Учебно-тематический план
9 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов по рабочей программе | Количество часов по авторской программе | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Тема 1. Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса | 5 | 4 | ||
2 | Тема 2. Химические реакции в растворах электролитов | 10 | 11 | 1 | |
3 | Тема 3. Неметаллы и их соединения | 25 | 25 | 1 | 2 |
4 | Тема 4. Металлы и их соединения | 16 | 17 | 1 | |
5 | Тема 5. Химия и окружающая среда | 2 | 2 | ||
6 | Тема 6. Обобщение знаний по химии курса основной школы. Подготовка к Основному государственному экзамену | 10 | 7+2 | 1 | |
Итого: | 68 | 68 | 4 | 2 |
В авторскую программу внесены некоторые изменения :
уменьшено количество часов на изучение тем:
Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса– на 1 час,
Обобщение знаний по химии курса основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену – на 1 час
Увеличено количество часов на изучение тем:
Химические реакции в растворах электролитов – на 1 час,
Металлы и их соединения – на 1 час.
Так как эти тем требуют более подробного изучения.
Планируемые результаты освоения курса
8 класс
Личностные результаты:
- Воспитание российской гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию; формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории;
- формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира;
- овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.
6)формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.
Метапредметные результаты:
- Умение определять цели обучения, постановка и формулирование для себя новых задач;
- планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера;
- соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности;
- определение источников химической информации, её получение и анализ, создание информационного продукта и его презентация;
- использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения
и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно-научного содержания;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.
Предметные результаты:
- раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции; тепловой эффект реакции; ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
- иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
- использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;
- определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях; степень окисления элементов в бинарных соединениях; принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная и ионая) в неорганических соединениях;
- раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их положения в Периодической системе; законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярного учения, закона Авогадро; описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)»;
- классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту);
- характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций;
- прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава; возможности протекания химических превращений в различных условиях;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению химической реакции;
- применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества; планировать и проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов.
Планируемые результаты освоения курса
9 класс
Личностные результаты:
1)Воспитание ответственного отношения к природе, воспитание российской гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию; формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории;
2)формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира;
3)овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим;
4)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;
5)формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.
6)формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.
Метапредметные результаты:
1)Умение определять цели обучения, постановка и формулирование для себя новых задач;
2)планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера;
3)соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности;
4)определение источников химической информации, её получение и анализ, создание информационного продукта и его презентация;
5)использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения
и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно-научного содержания;
6)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7)формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
8)генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.
Предметные результаты:
- раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор; электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность, химическая связь, кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы; скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества;
- иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
- использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;
- определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного состава; принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических соединениях; заряд иона по химической формуле; характер среды в водных растворах неорганических соединений, тип кристаллической решётки конкретного вещества;
- раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды; соотносить обозначения, которые имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов;
- классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов);
- характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена; уравнения реакций, подтверждающих существование генетической связи между веществами различных классов;
- раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций;
- прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения; возможности протекания химических превращений в различных условиях;
11)вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению химической реакции;
12)следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ;
13)проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ: распознавать опытным путём хлорид- бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов, присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
14)применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
Содержание курса химии
8 класс
Начальные понятия и законы химии(19 ч)
Тела и вещества. Свойства веществ. Эталонные физические свойства веществ. Материалы и материаловедение. Роль химии в жизни современного общества. Отношение общества к химии: хемофилия и хемофобия.
Методы изучения химии. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование.
Модели материальные и знаковые, или символьные.
Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями вещества: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление.
Физические явления. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси газообразные, жидкие и твёрдые. Способы разделения смесей: перегонка, или дистилляция, отстаивание, фильтрование, кристаллизация или выпаривание. Хроматография. Применение этих способов в лабораторной практике, на производстве и в быту.
Химические элементы. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Аллотропия на примере кислорода. Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Знаки (символы) химических элементов. Информация, которую несут знаки химических элементов. Этимология названий некоторых химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева: короткопериодный и длиннопериодный варианты. Периоды и группы.
Главная и побочная подгруппы, или А- и Б-группы. Относительная атомная масса.
Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Информация, которую несут химические формулы.
Валентность. Структурные формулы. Химические элементы с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности.
Определение валентности химического элемента по формуле вещества. Составление названий соединений, состоящих из двух химических элементов, по валентности. Закон постоянства состава веществ.
Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических реакций. Условия их протекания и прекращения. Реакции горения.
Экзотермические и эндотермические реакции.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических уравнений. Информация, которую несёт химическое уравнение.
Классификация химических реакций по составу и числу реагентов и продуктов. Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Катализаторы и катализ.
Практические работы
- Правила техники безопасности и некоторые виды работ в химической лаборатории (кабинете химии).
- Наблюдение за горящей свечой.
- Анализ почвы (аналог работы «Очистка поваренной соли»).
Важнейшие представители неорганических веществ. (21 ч)
Состав воздуха. Понятие об объёмной доле (j) компонента природной газовой смеси — воздуха. Расчёт объёма компонента газовой смеси по его объёмной доле и наоборот.
Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распознавание кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными веществами. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
Оксиды. Образование названий оксидов по их формулам. Составление формул оксидов по их названиям. Представители оксидов: вода и углекислый газ, негашёная известь.
Водород в природе. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Кислоты, их состав и классификация. Индикаторы. Таблица растворимости. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение.
Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат натрия, фосфат кальция.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса.
Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества.
Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро».
Закон Авогадро. Молярный объём газообразных веществ. Относительная плотность газа по другому газу.
Кратные единицы измерения — миллимолярный и киломолярный объёмы газообразных веществ.
Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «число Авогадро».
Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды: взаимодействие с оксидами.
Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция.
Растворитель и растворённое вещество. Растворы. Растворение. Гидраты. Массовая доля растворённого вещества. Расчёты, связанные с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества
Практические работы
- Получение, собирание и распознавание кислорода.
- Получение, собирание и распознавание водорода.
- Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества.
Основные классы неорганических соединений (12 ч)
Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и свойствах. Способы получения оксидов.
Основания, их классификация, названия и свойства. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения оснований.
Кислоты, их классификация и названия. Общие химические свойства кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Получение бескислородных и кислородсодержащих кислот.
Соли, их классификация и свойства. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Практические работы
- Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение атома ( 7 ч)
Естественные семейства химических элементов: щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные (благородные) газы. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Комплексные соли.
Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона и создание им периодической системы химических элементов.
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Микромир. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов 1—20. Понятие о завершённом электронном уровне.
Изотопы. Физический смысл символики периодической системы. Современная формулировка периодического закона. Изменения свойств элементов в периодах и группах как функция строения электронных оболочек атомов.
Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции (9 ч)
Ионная химическая связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи для бинарных соединений. Ионные кристаллические решётки и физические свойства веществ с этим типом решёток. Понятие о формульной единице вещества.
Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Понятие о валентности. Ковалентная неполярная связь. Схемы образования ковалентной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки и свойства веществ с этим типом решёток.
Электроотрицательность. Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная химическая связь. Диполь. Схемы образования ковалентной полярной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки и свойства веществ с этим типом решёток.
Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка.
Свойства веществ с этим типом решёток. Единая природа химических связей. Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Правила расчёта степеней окисления по формулам химических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций методом электронного баланса.
Содержание курса химии
9 КЛАСС
Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса ( 4 ч )
Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные гидроксиды, кислородсодержащие кислоты. Средние, кислые, осно€вные и комплексные соли.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту, обратимости, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, агрегатному состоянию реагирующих веществ, использованию катализатора.
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, площадь соприкосновения, наличие катализатора. Катализ.
Химические реакции в растворах электролитов ( 11ч )
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты.
Их классификация и диссоциация.
Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов и солями. Молекулярные и ионные (полные и сокращённые) уравнения реакций. Хи- мический смысл сокращённых уравнений. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов.
Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.
Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами.
Гидролиз как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Водородный показатель (pH).
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях.
Практические работы
- Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Неметаллы и их соединения ( 25 ч )
Строение атомов неметаллов и их положение в периодической системе.
Ряд электроотрицательности. Кристаллические решётки неметаллов — простых веществ. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.
Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в з висимости от их положения в периодической системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Биологическое значение и применение галогенов.
Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений галогенов.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Сера в природе и её получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её применение.
Сероводород: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.
Оксид серы(IV), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион.
Оксид серы(VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты.
Серная кислота как сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты как типичной кислоты: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат-ион.
Общая характеристика элементов VA-группы. Азот, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства и применение азота. Азот в природе и его биологическая роль.
Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно-акцепторный механизм образования связи в катионе аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная реакция на катион аммония.
Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, её получение и свойства. Нитраты.
Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора(V) и фосфорная (ортофосфорная) кислота. Фосфаты.
Общая характеристика элементов IVА-группы: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов
в периодической системе. Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды.
Оксид углерода(II): строение молекулы, получение и свойства. Оксид углерода(IV): строение молекулы, получение и свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода.
Органическая химия. Углеводороды.
Метан, этан и пропан как предельные (насыщенные) углеводороды. Этилен и ацетилен как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Структурные формулы веществ. Горение углеводородов. Реакции дегидрирования предельных углеводородов.
Спирты. Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трёхатомный спирт глицерин. Уксусная кислота как представитель карбоновых кислот.
Кремний: строение атома и нахождение в природе. Силициды и силан.
Свойства кремния. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли.
Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс. Оптическое волокно.
Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха как способ получения кислорода, азота и аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, иода. Электролиз растворов.
Получение серной кислоты: сырьё, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырьё, химизм, технологическая схема.
Практические работы
- Изучение свойств соляной кислоты.
- Изучение свойств серной кислоты.
- Получение аммиака и изучение его свойств.
- Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат- ионы.
Металлы и их соединения ( 17 ч )
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атомов и кристаллов металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, отражающая способность, пластичность. Чёрные и цветные металлы.
Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия.
Общая характеристика элементов IА-группы. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика элементов IIА-группы. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства и применение. Важнейшие соли щелочноземельных металлов, их значение в природе и жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция.
Временная и постоянная жёсткость воды. Способы устранения временной жёсткости. Способы устранения постоянной жёсткости.
Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия (хлорид, сульфат).
Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Получение чугуна и стали. Оксиды и гидроксиды железа(II) и (III). Соли железа(II) и (III). Обнаружение катионов железа в растворе. Значение соединений железа.
Коррозия газовая (химическая) и электрохимическая. Защита металлов от коррозии. Металлы в природе. Понятие о металлургии. Чёрная и цветная металлургия. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов.
Практические работы
- Жёсткость воды и способы её устранения.
- Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Химия и окружающая среда ( 2 ч )
Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера, гидросфера, атмосфера. Химический состав Земли. Горные породы. Минералы. Руды. Осадочные горные породы. Полезные ископаемые.
Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: нарушение биогеохимических круговоротов химических элементов, потепление климата, кислотные дожди и др. Озоновые дыры. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. «Зелёная химия».
Обобщение знаний по химии курса основной школы. Подготовка к Основному государственному экзамену (9 ч )
Строение атома в соответствии с положением химического элемента в периодической системе. Строение вещества: химическая связь и кристаллическая решётка. Зависимость свойств образованных элементами простых веществ (металлов, неметаллов, благородных газов) от положения элементов в периодической системе. Типология неорганических веществ, разделение их на классы и группы. Представители.
Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по различным признакам. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.
Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих оксидов, гидроксидов (оснований, кислородсодержащих кислот и амфотерных гидроксидов), солей.
Тематическое планирование
8 класс (2 ч в неделю, всего 68 ч)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Характеристика основных видов учебной деятельности: формирование системы универсальных учебных действий (коммуникативные, регулятивные, познавательные) | Воспитательный потенциал урока (виды/формы деятельности) | Примечание |
1 | Тема 1. Первоначальные химические понятия | 19 | Раскрывать роль химии в природе и жизни человека, её связь с другими науками. Различать чистые вещества и смеси. Различать физические и химические явления. Следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием. Различать физические и химические явления, объяснять их сущность с точки зрения атомно-молекулярного учения. Классифицировать химические реакции Составлять формулы бинарных веществ по валентности и определять валентность по формулам веществ. Расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций. | Побуждение учащихся соблюдать на уроке общепринятые правила поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации, привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений | |
2 | Тема 2. Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии | 21 | Раскрывать смысл изучаемых понятий и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений. Характеризовать физические и химические свойства водорода, способы его получения, применение. Раскрывать смысл изучаемых понятий и применять эти понятия, а также изученные законы и теории для решения расчётных задач. Вычислять молярную массу веществ; количество вещества, объём газа, массу вещества; Проводить расчёты по уравнениям химических реакций: количества, объёма, массы вещества по известному количеству, объёму, массе реагентов или продуктов реакции. Проводить вычисления с применением понятия «массовая доля вещества в растворе». | Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений | |
3 | Тема 3. Основные классы неорганических соединений | 12 | Производить вычисления по уравнениям химических реакций. Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента. Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования.
| Использование воспитательных возможностей содержания учебного материала для формирования ответственного отношения к процессу обучения | |
4 | Тема 4. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома | 7 | Раскрывать смысл периодического закона. Понимать существование периодической зависимости свойств химических элементов и их соединений от положения в периодической системе и строения атома. Устанавливать связь между положением элемента в периодической системе и строением его атома (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям). | Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного поведения | |
5 | Тема5. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции | 9 | Определять степень окисления химического элемента по формуле его соединения. Составлять электронный баланс с учётом числа отданных и принятых электронов. Составлять уравнение окислительно-восстановительной реакции. | Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений |
Тематическое планирование
9 класс (2 ч в неделю, всего 68 ч)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Характеристика основных видов учебной деятельности: формирование системы универсальных учебных действий (коммуникативные, регулятивные, познавательные) | Воспитательный потенциал урока (виды/формы деятельности) | Примечание |
1 | Тема 1. Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса | 4 | Характеризовать химические элементы первых трёх периодов, калия и кальция по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева. Классифицировать и называть неорганические вещества изученных классов. Определять вид химической связи и тип кристаллической решётки вещества. Классифицировать химические реакции по различным признакам. Прогнозировать возможности протекания химических превращений в различных условиях. Определять окислитель и восстановитель в ОВР. Составлять электронный баланс реакции. Производить вычисления по химическим уравнениям. | Побуждение учащихся соблюдать на уроке общепринятые правила поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации, привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений | |
2 | Тема 2. Химические реакции в растворах | 11 | Раскрывать смысл изучаемых понятий, а также смысл теории электролитической диссоциации. Объяснять причины электропроводности водных растворов. Составлять уравнения диссоциации кислот, щелочей и солей, полные и сокращённые ионные уравнения химических реакций ионного обмена. | Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений | |
3 | Тема 3. Неметаллы и их соединения | 25 | Объяснять общие закономерности в изменении свойств неметаллов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп Периодической системы химических элементов с учётом строения их атомов. Характеризовать физические и химические свойства простых веществ галогенов. Определять галогенид-ионы в растворе. Определять наличие сульфат-ионов в растворе. Производить вычисления по химическим уравнениям. Характеризовать физические и химические свойства простых веществ азота и фосфора и их соединений (аммиака, солей аммония, азотной кислоты, нитратов, оксида фосфора(V) и фосфорной кислоты, фосфатов). Характеризовать физические и химические свойства простых веществ углерода и кремния и их соединений, способы их получения, применение и значение в природе и жизни человека. Определять карбонат- и силикат- ионы в растворе. | Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного поведения | |
4 | Тема 4. Металлы и их соединения | 17 | Объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов-металлов и их соединений с учётом строения их атомов. Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. Производить вычисления по химическим уравнениям. Характеризовать физические и химические свойства простых веществ металлов и их соединений (оксидов, гидроксидов, солей), способы их получения, применение и значение в природе и жизни человека. Распознавать с помощью качественных реакций ионы металлов (магния, алюминия, цинка, железа, меди). Производить вычисления по химическим уравнениям. | Побуждение учащихся соблюдать на уроке общепринятые правила поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации, привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений | |
5 | Тема 5. Химия и окружающая среда | 2 | Характеризовать роль химии в различных сферах деятельности людей, основные вещества и материалы, применяемые в жизни современного человека. Объяснять условия безопасного использования веществ и химических реакций в быту | Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений | |
6 | Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ. | 9 | Представлять информацию по теме «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории строения атома» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Выполнять тестовые задания по теме. Представлять информацию по теме «Виды химической связи и типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ» в виде таблиц, схем. | Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного поведения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соответствие содержания мультимедийного диска "1С образовательная коллекция. ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс. ЗАО 1С" темам химии, изучаемым в 8 классе. ЗАО 1С
В помощь учителям химии приводится соответствие содержания мультимедийного диска "1С образовательная коллекция. ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс. ЗАО 1С" темам химии, изучаемым в 8 классе....
Соответствие содержания мультимедийного диска "1С образовательная коллекция. ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс. ЗАО 1С" темам химии, изучаемым в 9 классе
В помощь учителям химии приводится соответствие содержания мультимедийного диска "1С образовательная коллекция. ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс. ЗАО 1С" темам химии, изучаемым в 9 классе....
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ХИМИИ (среднее общее образование, базовый уровень) для 10 - 11 класса (УМК по химии для 10-11 классов О.С. Габриелян)
Программа курса химии 10 – 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.Основными вопросами химии являются изучение состава и стр...