Программа по химии по профессии/специальности 15.01.20
рабочая программа по химии
Программа рассчитана на 156 час., профессия/специальность 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике».
Цель: достижение результатов изучения дисциплины «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СОО с учетом профессиональной направленности ФГОС СПО.
Задачи дисциплины:
1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций, планировать и интерпретировать результаты химических экспериментов,
3) сформировать навыки проведения химических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием;
4) развить умения анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать информацию химического характера из различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственных процессов;
6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для развития социальной и производственной сфер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_himiya_gruppa_12.docx | 88.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский индустриальный техникум»
РАССМОТРЕНО на заседании МО преподавателей общеобразовательных дисциплин Протокол №____ «____»__________2024 г. Руководитель МО ________ М.Ю. Гаранжа | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР _______ Н.В. Радченко «____»__________2024 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ СИТ ________ Д.В. Чан «____»__________2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
ОУП.07 ХИМИЯ
базовый уровень
для специальности
среднего профессионального образования
15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»
Объем программы: 156 часов
Форма промежуточной аттестации: контрольная работа, дифференцированный зачет
Составитель: Васильева Ольга Анатольевна,
преподаватель ГБПОУ СИТ
г. Оха, 2024
Содержание:
1. | Общая характеристика учебной программы | 3 | |
1.1. | Место учебного предмета в структуре профессиональной образовательной программы СПО. | 3 | |
1.2 | Цели и планируемые результаты освоения дисциплины | 3 | |
1.2.1. | Цели и задачи дисциплины | 3 | |
1.2.2. | Планируемые результаты освоения общеобразовательного учебного предмета в соответствии с ФГОС СПО на базе ФГОС СОО. | 3 | |
2. | Структура и содержание общеобразовательного учебного предмета | 10 | |
2.1. | Объем учебного предмета и виды учебной работы | 10 | |
2.2. | Распределение часов, отводимое на освоение учебного предмета, по семестрам | 10 | |
2.3. | Тематический план и содержание учебного предмета | 10 | |
3. | Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины | 18 | |
3.1. | Требования к минимальному материально-техническому обеспечению | 18 | |
3.2 | Требования к информационному обеспечению | 18 | |
4. | Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины | 20 | |
5. | Перечень самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины | 28 | |
6. | Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся | 29 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Место учебного предмета в структуре профессиональной образовательной программы СПО.
Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике».
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цели и задачи дисциплины
Цель: достижение результатов изучения дисциплины «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СОО с учетом профессиональной направленности ФГОС СПО.
Задачи дисциплины:
1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций, планировать и интерпретировать результаты химических экспериментов,
3) сформировать навыки проведения химических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием;
4) развить умения анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать информацию химического характера из различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственных процессов;
6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для развития социальной и производственной сфер.
- Планируемые результаты освоения общеобразовательного учебного предмета в соответствии с ФГОС СПО на базе ФГОС СОО.
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | - владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, p-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительно-восстановительные, экзо- и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека; - уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов; - уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций; - уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции; - сформировать представления: о материальном единстве мира, закономерностях и познаваемости явлений природы; о месте и значении химии в системе естественных наук и ее роли в обеспечении устойчивого развития человечества: в решении проблем экологической, энергетической и пищевой безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии, в обеспечении рационального природопользования, в формировании мировоззрения и общей культуры человека, а также экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; - владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (дополнительно к системе понятий базового уровня) - изотопы, основное и возбужденное состояние атома, гибридизация атомных орбиталей, химическая связь (" " и "", кратные связи), молярная концентрация, структурная формула, изомерия (структурная, геометрическая (цис-транс-изомерия), типы химических реакций (гомо- и гетерогенные, обратимые и необратимые), растворы (истинные, дисперсные системы), кристаллогидраты, степень диссоциации, электролиз, крекинг, риформинг); теории и законы, закономерности, мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений, современные представления о строении вещества на атомном, молекулярном и надмолекулярном уровнях; представления о механизмах химических реакций, термодинамических и кинетических закономерностях их протекания, о химическом равновесии, дисперсных системах, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека; общих научных принципах химического производства (на примере производства серной кислоты, аммиака, метанола, переработки нефти); - уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин (массы, объема газов, количества вещества), характеризующих вещества с количественной стороны: расчеты по нахождению химической формулы вещества; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества или дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции; расчеты теплового эффекта реакций, объемных отношений газов; - уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других предметов для более осознанного понимания и объяснения сущности материального единства мира; использовать системные химические знания для объяснения и прогнозирования явлений, имеющих естественнонаучную природу; - уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия веществ, относящихся к изученным классам органических и неорганических соединений; использовать химическую символику для составления формул неорганических веществ, молекулярных и структурных (развернутых, сокращенных и скелетных) формул органических веществ; составлять уравнения химических реакций и раскрывать их сущность: окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций; реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений; реакций гидролиза, реакций комплексообразования (на примере гидроксокомплексов цинка и алюминия); подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций; - уметь классифицировать неорганические и органические вещества и химические реакции, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации изучаемых химических объектов; характеризовать состав и важнейшие свойства веществ, принадлежащих к определенным классам и группам соединений (простые вещества, оксиды, гидроксиды, соли; углеводороды, простые эфиры, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, амины, аминокислоты, белки); применять знания о составе и свойствах веществ для экспериментальной проверки гипотез относительно закономерностей протекания химических реакций и прогнозирования возможностей их осуществления; - уметь подтверждать на конкретных примерах характер зависимости реакционной способности органических соединений от кратности и типа ковалентной связи (" " и ""), взаимного влияния атомов и групп атомов в молекулах; а также от особенностей реализации различных механизмов протекания реакций; - уметь характеризовать электронное строение атомов (в основном и возбужденном состоянии) и ионов химических элементов 1 - 4 периодов Периодической системы Д.И. Менделеева и их валентные возможности, используя понятия "s", "p", "d-электронные" орбитали, энергетические уровни; объяснять закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими соединений по периодам и группам; |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; | - уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов; - уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие); - владеть основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); - уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением; - уметь самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент (получение и изучение свойств неорганических и органических веществ, качественные реакции углеводородов различных классов и кислородсодержащих органических веществ, решение экспериментальных задач по распознаванию неорганических и органических веществ) с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием, формулировать цели исследования, предоставлять в различной форме результаты эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность; - уметь осуществлять целенаправленный поиск химической информации в различных источниках (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие), критически анализировать химическую информацию, перерабатывать ее и использовать в соответствии с поставленной учебной задачей; - владеть системой знаний о методах научного познания явлений природы, используемых в естественных науках и умениями применять эти знания при экспериментальном исследовании веществ и для объяснения химических явлений, имеющих место в природе практической деятельности человека и в повседневной жизни; |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; | - уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам «Металлы» и «Неметаллы») в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов; -уметь самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент (получение и изучение свойств неорганических и органических веществ, качественные реакции углеводородов различных классов и кислородсодержащих органических веществ, решение экспериментальных задач по распознаванию неорганических и органических веществ) с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием, формулировать цели исследования, предоставлять в различной форме результаты эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность; |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; | - сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; - уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации; - уметь прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; использовать полученные знания для принятия грамотных решений проблем в ситуациях, связанных с химией; - уметь осознавать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации, и пояснять на примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека; |
ПК 01 Выполнение монтажа приборов и электрических схем систем автоматики в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности | Производить лужение, пайку проводов; сваривать провода; производить электромонтажные работы с электрическими кабелями; | - проводить сравнительный анализ взаимосвязи строения и свойств s-металлов и d-металлов, использование в технике на основании различных свойств; - характеризовать свойства различных сплавов металлов, называть причины коррозии металлов; характеризовать способы борьбы с коррозией металлов; понимать сущность процесса лужения металлов как защиту от коррозии или подготовку металла к пайке; |
ПК 02 Ведение наладки электрических схем и приборов автоматики в соответствии с требованиями технической документации | Знать состав оборудования, аппаратуры и приборов управления металлообрабатывающих комплексов; | - знать последовательность и сущность процессов металлообработки (литье, обработка металлов давлением, механическая обработка, сварка металлов); -понимать влияние температуры на изменение скорости и смещение равновесия при резке и обработке металлов; - характеризовать свойства лако-красочныех покрытий в технике на основе фенолоформальдегидных, полихлорвиниловых, эпоксидных и фторорганических полимеров; - характеризовать поливинилхлорид как изоляционный материал в простых и силовых кабелях с медными, алюминиевыми жилами. |
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебного предмета | 156 |
в т. ч. | |
Основное содержание - ОС | 104 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 64 |
практические занятия (в т. ч. комбинированные занятия – КЗ, контрольные работы – КР, дифференцированный зачет) | 40 |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля - ПМ) | 11 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 5 |
практические занятия (практические работы – ПР) | 6 |
Самостоятельная работа | 52 |
Консультации | - |
Промежуточная аттестация (в составе практических занятий: контрольная работа, дифференцированный зачет) | 4 |
2.2. Распределение часов, отводимое на освоение учебного предмета, по семестрам
№ п/п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Максимальная учебная нагрузка | 96 | 60 | 156 | ||||
2 | Обязательная учебная нагрузка | 64 | 40 | 104 | ||||
В т.ч.: Занятий на уроках / из них ПМ | 38/3 | 26/2 | 64/5 | |||||
Практические работы / из них ПМ | 26/4 | 14/2 | 40/6 | |||||
Контрольные работы (в составе ПР) | 2 | 2 | 4 | |||||
Промежуточная аттестация, контрольная работа, дифференцированный зачет (в составе ПР) | 2 | 2 | 4 | |||||
3 | Самостоятельная работа | 32 | 20 | 52 | ||||
4 | Консультации | - | - | - | ||||
5 | Промежуточная аттестация в виде экзамена | - | - | - |
- Тематический план и содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль | Объем часов | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 семестр | |||
Раздел 1. Общая и неорганическая химия | 64 | ||
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии. | Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химический элемент | 2 | ОК 01 ОК 02 |
Тема 1.2. Основные классы неорганических веществ. | 22 | ||
Классификация неорганических веществ. Оксиды, понятие, классификация, получение, химические свойства, применение. Тренировочные упражнения по теме «Оксиды». | Определение, номенклатура, классификация, степени окисления, физические и химические свойства основных и кислотных оксидов. Амфотерные оксиды. Области применения оксидов. | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Гидроксиды, основания, понятие, классификация, получение, химические свойства, применение. Тренировочные упражнения по теме «Гидроксиды, основания». | Определение, номенклатура, классификация, степени окисления, физические и химические свойства гидроксидов. Щелочной характер среды. Щелочи и нерастворимые основания. Амфотерные гидроксиды. Области применения гидроксидов. Ржавление железа. | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Кислоты, основания, понятие, классификация, получение, химические свойства, применение. Тренировочные упражнения по теме «Кислоты». | Определение, номенклатура, классификация, степени окисления, физические и химические свойства кислот. Кислый характер среды. Области применения кислот. | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Соли, основания, понятие, классификация, получение, химические свойства, применение. Тренировочные упражнения по теме «Соли». | Определение, номенклатура, классификация, степени окисления, физические и химические свойства солей. Различный характер среды растворов солей. Области применения солей. | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Практическая работа «Генетическая связь между классами неорганических веществ». | Взаимосвязь химических свойств и превращений между классами неорганических веществ. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Практическая работа «Отработка упражнений и расчетных задач по свойствам классов неорганических веществ». | Химические свойства основных представителей классов неорганических веществ. Решение расчетных задач на вычисление количества вещества, массы, объема вещества в реакции | 4 | ОК 01 ОК 02 |
Тема 1.3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь. Строение вещества. | 10 | ||
Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева. Электронное строение атома. Отработка упражнений на электронное строение атомов химических элементов. | Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества. Атомные орбитали, s-, p-, d-, f-элементы. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Прикладной модуль: Сравнительный анализ взаимосвязи строения и свойств s-металлов и d-металлов, использование в технике на основании различных свойств | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 ПК-02 |
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. S, p, d, f – элементы, строение, общая характеристика, представители и их применение. | Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Положение металлов в ПСХЭ. Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) ПСХЭ (щелочные, щелочно-земельные, амфотерные на примере алюминия). Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) ПСХЭ (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, олово, платина). Прикладной модуль: Сплавы металлов. Коррозия металлов. Способы борьбы с коррозией металлов. Лужение металлов. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 ПК-02 |
Понятие и виды химической связи. Агрегатное состояние веществ. Чистые вещества и смеси. | Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул веществ. Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Практическая работа «Взаимосвязь строения атома и свойств химических элементов». | Описание физических и химических свойств химического элемента, областей применения неметаллов и металлов на основании строения их атома Прикладной модуль: Металлообработка (литье, обработка металлов давлением, механическая обработка, сварка металлов) | 4 | ОК 01 ОК 02 ПК 01 ПК-02 |
Тема 1.4. Теория электролитической диссоциации | 20 | ||
Электролиты и неэлектролиты. Электролиз растворов и расплавов. | Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (pH) раствора. Примеры процесса электролиза расплавов и растворов солей. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Сущность электролитической диссоциации. | Химические источники тока. Ряд стандартных электродных потенциалов. Сущность химического гальванического элемента. Простейшие гальванические элементы (элемент Даниэля – Якоби) как окислительно-восстановительные процессы. Прикладной модуль: Изоляционные неорганические материалы | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 ПК-02 |
Реакции ионного обмена. | Взаимодействие между ионами неорганических веществ в обменных реакциях | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Гидролиз солей. | Сущность и возможности гидролиза солей в щелочной, кислой и нейтральной среде | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Практическая работа «Решение экспериментальных задач на реакции ионного обмена и гидролиз солей». | Подтверждение теоретических знаний через решение экспериментальных заданий на реакции ионного обмена и гидролиз солей | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса. | Сущность окислительно-восстановительных процессов. Сильные и слабые окислители и восстановители. Ступенчатость окислительно-восстановительных процессов. Метод электронного баланса в окислительно-восстановительных реакциях. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Практическая работа «Отработка упражнений на применение метода электронного баланса». | Применение метода электронного баланса на примерах различных ОВР реакций | 4 | ОК 01 ОК 02 |
Практическая работа «Решение практических задач по теории электролитической диссоциации». | Отработка знаний по теории электролитической диссоциации в ходе решения различных экспериментальных задач. | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Тема 1.5. Закономерности протекания химических реакций | 10 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Скорость химических реакций. Зависимость от температуры и давления. Катализаторы и ингибиторы. | Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Производство серной кислоты контактным способом. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия. | Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле-Шателье. Прикладной модуль: Влияние температуры на изменение скорости и смещение равновесия при резке и обработке металлов | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 ПК-02 |
Практическая работа «Решение практических задач на смещение химического равновесия в реакциях». | Решение тренировочных упражнений на смещение химического равновесия в реакциях. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Практическая работа «Общая и неорганическая химия, разделы 2-5». | Обобщение курса, контроль знаний, умений и навыков по общей и неорганической химии Прикладной модуль: отработка знаний по взаимосвязи: строение- свойства металлов, видам сплавов металлов, способам обработки металлов и их применением в технике | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 ПК-02 |
2 семестр | |||
Раздел 2. Органическая химия | 40 | ||
Тема 2.1. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Строение атома углерода. Понятие об изомерии и ее видах. | Органические вещества. Органическая химия. Становление органической химии как науки. Теория химического строения веществ. Углеродный скелет. Изомерия. Изомеры. Состояние электронов в атоме. Энергетические уровни и подуровни. Электронные орбитали, s- электроны и р – электроны. Спин электрона. Спаренные электроны. Электронная конфигурация. Графические электронные формулы. Электронная природа химических связей, пи связь и сигма связь. Метод валентных связей. Классификация органических соединений. Функциональная группа. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Тема 2.2. Предельные углеводороды | 4 | ||
Понятие об углеводородах. Гомология и строение. Физические свойства алканов. | Предельные углеводороды (алканы). Возбужденное состояние атома углерода. Гибридизация атомных орбиталей. Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи. Гомологическая разность. Гомологический ряд. Международная номенклатура органических веществ. Изомерия углеродного скелета. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Химические свойства алканов. Способы получения алканов. Крекинг алканов. Применение. | Метан. Получение, физические и химические свойства метана. Реакции замещения (галогенирование), дегидрирования и изомеризации алканов. Цепные реакции. Свободные радикалы. Способы получения алканов. Крекинг алканов. Галогенопроизводные алканов. Применение алканов и их производных | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
10 | |||
Гомологический ряд алкенов. Изомерия этиленовых углеводородов. Химические свойства алкенов. Применение. | Кратные связи. Непредельные углеводороды. Алкены. Строение молекулы, гомология, номенклатура и изомерия. Sр2 – гибридизация. Этен (этилен). Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи. Пространственная изомерия (стереоизомерия). Получение и химические свойства алкенов. Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидратация), окисление и полимеризации алкенов. Правило Марковникова. Высокомолекулярные соединения. Качественные реакции на двойную связь. Применение. Полиэтилен. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Практическая работа «Получение этилена дегидратацией этилового спирта. Взаимодействие этилена с бромной водой, раствором перманганата калия». | Отработка способов получения этилена, изучение его химических свойств экспериментально | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Алкадиены. Понятие и классификация диеновых углеводородов. Особенности химических свойств. Применение. | Изомерия и номенклатура алкадиенов (диеновые углеводороды). Дивинил (бутадиена-1,3). Изопрен (2-метилбутадиен-1,3). Сопряжённые двойные связи. Получение и химические свойства алкадиенов. Реакции присоединения (галогенирования) и полимеризации алкадиенов. Каучук и резина. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Применение. | Ацетилен (этин) и его гомологи. Физические свойства ацетилена. Изомерия и номенклатура. Межклассовая изомерия. sp-гибридизация. Химические свойства алкинов. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Полимеризации алкинов. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Арены. Бензол. Химические свойства и применение бензола. Представители аренов. | Арены (ароматические углеводороды). Изомерия и номенклатура. Бензол. Бензольное кольцо. Толуол. Изомерия заместителей. Химические свойства бензола и его гомологов. Реакции замещения (галогенирование, нитрование), окисление и присоединения аренов. Пестициды. Генетическая связь аренов с другими углеводородами. Применение | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. | Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Попутные нефтяные газы. Каменный уголь. Переработка нефти. Перегонка нефти. Ректификационная колонна. Бензин. Лигроин. Керосин. Крекинг нефтепродуктов. Термический и каталитический крекинги. Пиролиз. Экология добычи и переработки природных источников углеводородов. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Практическая работа «Ознакомление с образцами каучука, резины, изучение их свойств. Ознакомление с образцами нефти и нефтепродуктов». | Ознакомление с образцами каучука, резины, изучение их свойств. Ознакомление с образцами нефти и нефтепродуктов | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Практическая работа «Обобщение. Углеводороды и их производные». | Проверка знаний и полученных навыков по темам раздела 2.1-2.3. | 2 | ОК 01 ОК 02 |
Тема 2.4. Кислородосодержащие органические вещества. | 13 | ||
Спирты. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. | Одноатомные предельные спирты. Функциональная группа спиртов. Изомерия и номенклатура спиртов. Метанол (метиловый спирт). Этанол (этиловый спирт). Первичный, вторичный и третичный атом углерода. Водородная связь. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Получение и химические свойства этанола. Применение этанола на основе свойств. | Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. | 1 | |
Практическая работа. «Глицерин как представитель многоатомных спиртов». | Проведение эксперимента: растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Применение многоатомных спиртов. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Фенол. Физические и химические свойства фенола Применение фенола на основе свойств. | Фенолы. Химические свойства фенола. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Прикладной модуль: Лако-красочные покрытия в технике на основе фенолоформальдегидных, полихлорвиниловых, эпоксидных и фторорганических полимеров | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 02 |
Альдегиды. Кетоны. | Альдегидная группа как функциональная. Альдегиды. Кетоны. Изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства альдегидов. Качественные реакции на альдегиды. Формальдегид и его свойства, области применения | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Карбоновые кислоты. Строение, классификация, получение, свойства и применение. | Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа (карбоксогруппа). Изомерия и номенклатура карбоновых кислот. Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Получение одноосновных предельных карбоновых кислот. Химические свойства одноосновных предельных карбоновых кислот. Муравьиная кислота. Уксусная кислота. Ацетаты. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Практическая работа «Изучение свойств уксусной кислоты». | Изучение свойств уксусной кислоты экспериментально | 2 | ОК 01 ОК 02 |
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров, свойства и применение. | Жиры. Твердые жиры, жидкие жиры. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Синтетические моющие средства. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Углеводы. Строение, классификация, свойства. Значение углеводов в природе и жизни человека. | Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Реакция поликонденсации. Качественная реакция на крахмал. Целлюлоза. Ацетилцеллюлоза. Классификация волокон. Значение углеводов в природе и жизни человека | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Обобщение и систематизация знаний по кислородосодержащим органическим соединениям. | Проверка знаний и полученных умений по кислородосодержащим органическим соединениям | 1 | ОК 01 ОК 02 |
Тема 2.5. Азотосодержащие органические вещества | 11 | ||
Аминокислоты. Белки. Структуры белков. Химические свойства и биологическое значение. | Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Химические свойства аминокислот. Пептиды. Полипептиды. Глицин. Белки. Структура белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная, четвертичная). Химические свойства белков. Денатурация и гидролиз белков. Цветные реакции на белки. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Практическая работа «Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца». | Изучение свойств белков молока, мясного бульона и куриного яйца в ходе эксперимента | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Пластмассы. Виды, представители и применение пластмасс. | Полимеры. Степень полимеризации. Мономер. Структурное звено. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные полимеры. Стереорегулярные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Политетрафторэтилен. Термореактивные полимеры. Фенолоформальдегидные смолы. Пластмассы. Фенопласты. Аминопласты. Пенопласты. Природный каучук. Резина. Эбонит. Синтетические каучуки. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. Прикладной модуль: Поливинилхлорид как изоляционный материал в простых и силовых кабелях с медными, алюминиевыми жилами. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 02 |
Практическая работа «Распознавание пластмасс и волокон». | Изучение свойств и определение различных представителей пластмасс и волокон в ходе эксперимента | 2 | ОК 01 ОК 02 |
Решение упражнений и расчетных задач по курсу органической химии | Решение по курсу изучения разделов «Общая и неорганическая химия» и «Органическая химия»: - номенклатуры изученных классов неорганических и органических веществ; - уравнений химических реакций основных представителей изученных классов неорганических и органических веществ; - расчетных задач на нахождение массы, объема, массовой доли вещества, выхода продукта реакции | 2 | ОК 01 ОК 02 |
Дифференцированный зачет (практическая работа) | Определения уровня усвоения знаний, умений и навыков, полученных в курсе изучения разделов «Общая и неорганическая химия» и «Органическая химия». Прикладной модуль: отработка знаний по взаимосвязи: строение- свойства металлов, видам сплавов металлов, способам обработки металлов и их применением в технике | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 ПК 02 |
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: учебный кабинет химии, химическая лаборатория.
Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия): наборы шаростержневых моделей молекул, модели кристаллических решеток, коллекции простых и сложных веществ и/или коллекции полимеров; коллекция горных пород и минералов, таблица «ПСХЭ Д.И. Менделеева», цифровые образовательные ресурсы.
Технические средства обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном.
Оборудование и реактивы: наборы неорганических и органических веществ для проведения практических работ в соответствии с программой, мензурки, пипетки-капельницы, термометры, микроскоп, предметные и покровные стекла, планшеты для капельных реакций, фильтровальная бумага, стеклянные пробирки, резиновые пробки, фонарики, набор реактивов, стеклянные палочки, штативы для пробирок; мерные цилиндры, воронки стеклянные, воронки делительные цилиндрические (50-100 мл), ступки с пестиком, фарфоровые чашки, пинцеты, фильтры бумажные, вата, марля, часовые стекла, электроплитки, лабораторные штативы, спиртовые горелки, спички, прибор для получения газов (или пробирка с газоотводной трубкой), держатели для пробирок, склянки для хранения реактивов, раздаточные лотки; химические стаканы (50, 100 и 200 мл); шпатели; пинцеты; тигельные щипцы; секундомеры (таймеры), мерные пробирки (на 10–20 мл) и мерные колбы (25, 50, 100 и 200 мл), водяная баня (или термостат), стеклянные палочки; конические колбы для титрования (50 и 100 мл); индикаторные полоски для определения рН и стандартная индикаторная шкала; универсальный индикатор; пипетки на 1, 10, 50 мл (или дозаторы на 1, 5 и 10 мл), бюретки для титрования, медицинские шприцы на 100–150 мл, лабораторные и/или аналитические весы, рН-метры, сушильный шкаф, и др. лабораторное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Список литературы:
Для обучающихся:
- Учебник Ю.М. Ерохин, И.Б. Ковалева Химия, для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей, ИЦ «Академия», 2020;
- Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Ю.М. Ерохин. – М.: ИЦ «Академия», 2019;
- Химия. Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Ю.М. Ерохин. – М.: ИЦ «Академия», 2019.
Для преподавателя:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 1 сентября 2022г. №N796 «О внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования».
- Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 №1579 (ред. от 01.09.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 № 44801)
- Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Химия» базовый уровень для профессиональных образовательных организаций, утвержденная на заседании Совета по оценке качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования ФГБОУ ДПО ИРПО (Протокол № 14 от 30 ноября 2022г.).
Интернет-ресурсы:
- https://xumuk.ru/.
- http://www.virtulab.net/.
- https://phet.colorado.edu/sims/html/balancing-chemical-equations/latest/balancing-chemical-equations_en.html.
- http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000755
- http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Chemistry.
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО.
Наименование разделов и тем | Результат обучения | Оценочные материалы | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 семестр | |||
Раздел 1. Общая и неорганическая химия | |||
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии. | Знают: - формулировки основных законов химии (закон постоянства состава вещества, закон сохранения массы и энергии); - причины многообразия веществ и форм их существования; - примеры и характеристику аллотропных модификаций веществ. Умеют: составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов, исходя из валентности и электроотрицательности | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Основные понятия химии. Формы существования химического элемента. Аллотропия. Законы химии. | |||
Тема 1.2. Основные классы неорганических веществ. | Знают: - понятие и номенклатуру классов неорганических веществ; - связь между строением и свойствами классов неорганических веществ; - химические свойства и способы получения классов неорганических веществ; - области применения различных представителей классов неорганических веществ. Умеют: - классифицировать неорганические вещества в соответствии с их строением; - называть представителей классов неорганических веществ в соответствии с международной номенклатурой; - исследовать качественные реакции неорганических веществ, распознавать качественно основных представителей в ходе эксперимента; - составлять цепочки уравнений химических реакций на генетическую связь между классами неорганических веществ. | Самостоятельная работа «Оксиды» | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Классификация неорганических веществ. Оксиды, понятие, классификация, получение, химические свойства, применение. Тренировочные упражнения по теме «Оксиды» | |||
Гидроксиды, основания, понятие, классификация, получение, химические свойства, применение. Тренировочные упражнения по теме «Гидроксиды, основания» | Самостоятельная работа «Гидроксиды» | ||
Кислоты, основания, понятие, классификация, получение, химические свойства, применение. Тренировочные упражнения по теме «Кислоты» | Самостоятельная работа «Кислоты» | ||
Соли, основания, понятие, классификация, получение, химические свойства, применение. Тренировочные упражнения по теме «Соли» | Самостоятельная работа «Соли» | ||
Практическая работа «Генетическая связь между классами неорганических веществ» | Отчет по практической работе «Генетическая связь между классами неорганических веществ» | ||
Отработка упражнений и расчетных задач по свойствам классов неорганических веществ | Контрольная работа «Основные классы неорганических соединений» | ||
Тема 1.3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь. Строение вещества. | Знают: - формулировку ПЗ и суть закона для выявления свойств химических элементов, - устройство ПСХЭ, - состав и строение атомов химических элементов, роль химических знаний в жизни человека; - взаимосвязь строения и свойств s-металлов и d-металлов и использование в технике на основании различных свойств; - состав и характеристики различных сплавов металлов; -сущность процесса коррозии металлов и способы борьбы с ней; - сущность процесса и значение лужения металлов; - сущность последовательных процессов металлообработки (литье, обработка металлов давлением, механическая обработка, сварка металлов). Умеют: - пользоваться табличными величинами для проведения расчетов по формулам и уравнениям; - характеризовать химические элементы в соответствии с их положением в ПСХЭ; - составлять электронные формулы строения атомов химических элементов; - устанавливать зависимость физико-химических свойств неорганических веществ от строения атомов и молекул, а также типа кристаллической решетки. | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 ПК-02 | |
Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева. Электронное строение атома. Отработка упражнений на электронное строение атомов химических элементов | Тестовое задание «Строение атомов элементов. Периодический закон» | ||
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. S, p, d, f – элементы, строение, общая характеристика, представители и их применение | |||
Периодичность в изменении свойств химических элементов и их соединений | |||
Понятие и виды химической связи. Агрегатное состояние веществ. Чистые вещества и смеси | |||
Практическая работа «Взаимосвязь строения атома и свойств химических элементов» | Тестовое задание «ПЗ и ПСХЭ, взаимосвязь строения атома и химических свойств элементов» | ||
Тема 1.4. Теория электролитической диссоциации | Знают: - понятия степени окисления, раствора, растворителя, истинного раствора, коллоидного раствора, суспензии, геля, эмульсии, электролита, неэлектролита, электролитической диссоциации, электролиза, ионного обмена, гидролиза, окисления, восстановления, окислителя, восстановителя, окислительно-восстановительных реакций; - принцип взаимодействия солей с водой, электролиза растворов и расплавов веществ. Умеют: - составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов, исходя из валентности и электроотрицательности; - различать истинные растворы, коллоидные растворы и грубодисперсные системы на основе химического эксперимента; - исследовать химический состав проб воды; - исследовать физико-химические свойства различных видов дисперсных систем; - составлять уравнения химических реакций ионного обмена с участием неорганических веществ; - разбирать уравнения реакций методом окислительно-восстановительного баланса. | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Электролиты и неэлектролиты. Электролиз растворов и расплавов. | |||
Сущность электролитической диссоциации. | |||
Реакции ионного обмена. | Самостоятельная работа «Реакции ионного обмена» | ||
Гидролиз солей. | |||
Практическая работа «Решение экспериментальных задач на реакции ионного обмена и гидролиз солей» | Отчет по практической работе «Решение экспериментальных задач на реакции ионного обмена и гидролиз солей» | ||
Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса | |||
Отработка упражнений на применение метода электронного баланса | Самостоятельная работа «ОВР» | ||
Практическая работа «Решение практических задач по теории электролитической диссоциации» | Отчет по практической работе «Решение практических задач по теории электролитической диссоциации» | ||
Тема 1.5. Закономерности протекания химических реакций | Знают: - влияние концентрации реагирующих веществ и температуры на скорость химических реакций; - влияние изменения концентрации веществ, реакции среды и температуры на смещение химического равновесия; - влияние температуры на изменение скорости и смещение равновесия при резке и обработке металлов. Умеют: - составлять и классифицировать реакции соединения, разложения, обмена, замещения, окислительно-восстановительные реакции и реакции комплексообразования (на примере гидроксокомплексов алюминия и цинка) с участием неорганических веществ; - применять знания по взаимосвязи: строение- свойства металлов, видам сплавов металлов, способам обработки металлов и их применением в технике для решения экспериментальных и расчетных задач. | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 ПК-02 | |
Скорость химических реакций. Зависимость от температуры и давления. Катализаторы и ингибиторы. | |||
Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия | Тест «Скорость реакции и смещение химического равновесия в реакции» | ||
Практическая работа «Решение практических задач на смещение химического равновесия в реакциях» | Отчет по практической работе «Решение практических задач на смещение химического равновесия в реакциях» | ||
Практическая работа «Общая и неорганическая химия, разделы 2-5» | Контрольная работа «Решение задач и упражнений за курс Общей и неорганической химии» | ||
2 семестр | |||
Раздел 2. Органическая химия | |||
Тема 2.1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений | Знают: - положение теории строения органических веществ А.М. Бутлерова Умеют: - классифицировать органические вещества в соответствии с их строением; - устанавливать зависимость физико-химических свойств органических веществ от строения молекул; - обосновывать значение и применение органических веществ в бытовой и производственной деятельности человека их физико-химическими свойствами. | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Строение атома углерода. Понятие об изомерии и ее видах. | |||
Тема 2.2. Предельные углеводороды | Знают: - состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения алканов; - правила безопасного обращения с горючими веществами. Умеют: - записывать структурные формулы молекул алканов, гомологов и изомеров; - называть вещества по систематической номенклатуре; - характеризовать физические и химические свойства алканов, записывая уравнения соответствующих реакций. | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Химические свойства алканов. Способы получения алканов. Крекинг алканов. Применение. | |||
Химические свойства алканов. Применение | Тест «Предельные углеводороды» | ||
Тема 2.3. Непредельные и ароматические углеводороды | Знают: - состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения непредельных углеводородов; - состав изопрена, бутадиена и натурального каучука, способы получения изопрена и бутадиена, области применения каучука и резины; - токсическое влияние бензола на организм человека и животных; - состав природного газа, нефти, угля; - способы переработки энергетического сырья; - области применения продуктов переработки энергетического сырья. - правила безопасного обращения с горючими веществами. Умеют: - записывать структурные формулы молекул непредельных углеводородов, гомологов и изомеров; - называть вещества по систематической номенклатуре; - характеризовать физические и химические свойства непредельных углеводородов, записывать уравнения соответствующих реакций. | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Гомологический ряд алкенов. Изомерия этиленовых углеводородов. Химические свойства алкенов. Применение и способы получения алкенов. | |||
Практическая работа «Получение этилена дегидратацией этилового спирта. Взаимодействие этилена с бромной водой, раствором перманганата калия» | Отчет по практической работе «Получение этилена дегидратацией этилового спирта. Взаимодействие этилена с бромной водой, раствором перманганата калия» | ||
Алкадиены. Понятие и классификация диеновых углеводородов. Особенности химических свойств. Применение | |||
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Применение | Тест «Непредельные углеводороды» | ||
Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование)». | |||
Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти | |||
Практическая работа «Ознакомление с образцами каучука, резины, изучение их свойств. Ознакомление с образцами нефти и нефтепродуктов» | Отчет по практической работе «Ознакомление с образцами каучука, резины, изучение их свойств. Ознакомление с образцами нефти и нефтепродуктов» | ||
Практическая работа «Обобщение. Углеводороды и их производные» | Контрольная работа «Углеводороды и их производные» | ||
Тема 2.4. Кислородосодержащие органические вещества. | Знают: - понятие об одноатомных и многоатомных спиртах, функциональной группе; - строение молекулы, физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения спиртов, области применения; - состав, строение молекулы фенола, некоторые способы получения, области применения; - физические и химические свойства фенола; - состав альдегидов и кетонов (сходство и отличие), понятие о карбонильной группе; - физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения альдегидов, области применения; -состав карбоновых кислот, понятие о карбоксильной группе; - нахождение в природе и области применения кислот; - физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения кислот; - определение сложного эфира, строение, свойства, получение и применение; - определение жиров, их классификацию, строение, свойства; -процесс превращения жиров пищи в организме; - о технологии замены пищевых жиров в технике непищевым сырьем; - некоторые виды СМС, вопросы защиты от загрязнения СМС; - характеристику лако-красочных покрытий в технике на основе фенолоформальдегидных, полихлорвиниловых, эпоксидных и фторорганических полимеров. Умеют: - составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре; - характеризовать физические и химические свойства одноатомных спиртов и многоатомных на примере глицерина; - использовать знания для оценки влияния алкоголя на организм человека; - составлять структурные формулы изомеров и называть альдегиды по систематической номенклатуре; - характеризовать физические и химические свойства альдегидов; - составлять структурные формулы изомеров и называть карбоновые кислоты по систематической номенклатуре; - характеризовать физические и химические свойства кислот; - составлять формулы, называть сложные эфиры; -записывать уравнение гидролиза и этерификации; - записывать структурные формулы, уравнения гидролиза жира и образование его. | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 ПК-02 | |
Спирты. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. | Тест «Спирты» | ||
Получение и химические свойства этанола. Применение этанола на основе свойств. | |||
Практическая работа «Глицерин как представитель многоатомных спиртов». | Отчет по практической работе «Глицерин как представитель многоатомных спиртов». | ||
Фенол. Физические и химические свойства фенола Применение фенола на основе свойств. | |||
Альдегиды. Кетоны. | |||
Карбоновые кислоты. Строение, классификация, получение, свойства и применение. | Тест «Альдегиды и карбоновые кислоты» | ||
Практическая работа «Изучение свойств уксусной кислоты». | Отчет по практической работе «Изучение свойств уксусной кислоты». | ||
Сложные эфиры. Получение, химические свойства сложных эфиров. Применение сложных эфиров на основе свойств. | |||
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров, свойства и применение. | |||
Углеводы. Строение, классификация, свойства. Значение углеводов в природе и жизни человека. | |||
Практическая работа «Кислородосодержащие органические соединения». | Контрольная работа «Кислородосодержащие органические вещества» | ||
Тема 2.5. Азотосодержащие органические вещества | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 ПК-02 | ||
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Химические свойства и применение анилина. | Знают: - строение и свойства аминокислот; - состав и строение белков. - качественные реакции на белок; - строение нуклеиновых кислот, их биологическую роль; - важнейшие лекарственные препараты, которые используются без рецепта врача; - определение высокомолекулярных соединений, их классификацию; - свойства полимеров - характеристику поливинилхлорида как изоляционного материала в простых и силовых кабелях с медными, алюминиевыми жилами. Умеют: - пользоваться инструкцией к лекарственным препаратам; - решать практические задачи и расчетные задачи по азотосодержащим органическим веществам; - определять экспериментально вид пластмасс и волокон по характерным свойствам. | ||
Аминокислоты. Белки. Структуры белков. Химические свойства и биологическое значение. | |||
Практическая работа «Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца». | Отчет по практической работе «Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца». | ||
Пластмассы. Виды, представители и применение пластмасс. | |||
Практическая работа «Распознавание пластмасс и волокон». | Отчет по практической работе «Распознавание пластмасс и волокон». | ||
Решение упражнений и расчетных задач по курсу органической химии | |||
Дифференцированный зачет (практическая работа) | Умеют применять полученные знания и умения в решении теоретических, практических, экспериментальных и расчетных задач | Тестовая контрольная работа «Решение задач и упражнений по курсу общей, неорганической и органической химии» | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 ПК-02 |
5. Перечень самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины
Тема занятия | Тема самостоятельной работы |
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии | самостоятельная работа № 1-2 «Аллотропные модификации кислорода, углерода и олова» |
Тема 1.2. Основные классы неорганических веществ. | самостоятельная работа № 3-4 «Измерение вещества» |
самостоятельная работа № 5-6 «Характеристика одного из основных и кислотных оксидов» | |
самостоятельная работа № 7-8 «Характеристика свойств щелочи, нерастворимого основания» | |
самостоятельная работа № 9-10 «Характеристика, производство, применение серной кислоты» | |
самостоятельная работа № 11 «Сущность, химизм, вред кислотных дождей» | |
самостоятельная работа № 12 «Жесткость воды» | |
самостоятельная работа № 13 «Употребление поваренной соли в пищу» | |
самостоятельная работа № 14 «Комплексообразующие соединения» | |
Тема 1.3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Химическая связь. Строение вещества. | самостоятельная работа № 15 «Значение Периодического закона для развития технологий и промышленности» |
самостоятельная работа № 16 «Эволюция теорий строения атома» (стр.56-64) | |
самостоятельная работа № 17 «Водородная связь, сущность и значение» | |
самостоятельная работа № 18 «Относительная электроотрицательность элементов» | |
Тема 1.4.Теория электролитической диссоциации. | самостоятельная работа № 19 «Применение электролитов в технике» |
самостоятельная работа № 20 «Применение кислотных и щелочных электролитов в технике» | |
самостоятельная работа № 21 «Электролиз» | |
самостоятельная работа № 22-26 «Выполнение расчетных задач и упражнений по темам разделов 1.2-1.4» | |
самостоятельная работа № 27-32 «Решение упражнений по изученному курсу неорганической химии» | |
Тема 2.1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений | самостоятельная работа № 33 «Геометрия молекул органических веществ» |
самостоятельная работа № 34. «Гомологи и изомеры. Составление структурных формул» | |
Тема 2.2. Предельные углеводороды | самостоятельная работа № 35. «Классификация органических веществ» |
самостоятельная работа № 36. «Номенклатура органических веществ» | |
самостоятельная работа № 37. «Гомологи и изомеры. Составление структурных формул» | |
самостоятельная работа № 38. «Классификация реакций в органической химии» | |
самостоятельная работа № 39. «Гомологи и изомеры. Составление структурных формул» | |
самостоятельная работа № 40. «Изучение природных источников углеводородов Сахалинской области» | |
самостоятельная работа № 41. «Экология добычи и переработки природных источников углеводородов» | |
Тема 2.3. Непредельные и ароматические углеводороды | самостоятельная работа № 42. «Гомологи и изомеры. Составление структурных формул» |
самостоятельная работа № 43. «Составление структурных формул по названию» | |
самостоятельная работа № 44. «Классификация реакций в органической химии» | |
самостоятельная работа № 45. «Химизм влияния метилового и этилового спирта на организм человека» | |
Тема 2.5. Азотосодержащие органические вещества | самостоятельная работа № 46. «Составление структурных формул по названию» |
самостоятельная работа № 47. «Технологии производства различных пластмасс» | |
самостоятельная работа № 48. «Применение различных пластмасс» | |
самостоятельная работа № 49. «Белки, жиры и углеводы в организме» | |
самостоятельная работа № 50. «Технологии производства различных пластмасс» | |
самостоятельная работа № 51-52 «Решение расчетных задач за курс органической химии» |
6. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
Виды | «5» | «4» | «3» | «2» |
Индивидуальный устный | - полный ответ, -логическая последовательность - возможна одна несущественная ошибка | - полный ответ, - логическая последовательность, - допущены 1-2 ошибки | - часть ответа, - логическая непоследовательность, - допущены ошибки | - не понимает сути вопроса, - не имеет знаний по теме |
Тест | 90-100% правильно | 70-89% правильно | 50-69% правильно | правильно менее 50% |
Решение расчетных задач | - логика и алгоритм решения; - правильное решение | - в целом применяет алгоритм решения; - имеется незначительная ошибка | - нет логики в решении; - отмечаются попытки применить знания в решении | - не понимает смысла решения; - не владеет теоретическими знаниями по задаче |
Эксперимент | -соблюдена последовательность; -теория и практика, -сопровождение эксперимента записями химических реакций; - сделаны правильные выводы | -соблюдена последовательность; -теория и практика, -сопровождение эксперимента записями химических реакций; - сделаны правильные выводы - в описании работы имеются 1-2 ошибки в химических реакциях, выводах и т.д. | -нарушена последовательность; -теория и практика, -сопровождение эксперимента записями химических реакций, но в них есть ошибки; - сделаны выводы, но имеются существенные ошибки в понимании сути процессов | - не понимает смысла эксперимента, поэтому не может выполнить его, описать и сделать выводы |
Контрольная работа, дифференцированный зачет | 90-100% правильно | 70-89% правильно | 50-69% правильно | правильно менее 50% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по химии профессии/специальности СПО 15.01.05
Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 15.01.05 &laqu...
Программа по химии профессии/специальности СПО 15.01.31
Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 15.01.31 &laqu...
Программа по химии профессии/специальности СПО 23.01.06
Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 23.01.06 &laqu...
Фонд оценочных средств по химии профессии/специальности СПО 15.01.31
Фонд оценочных средств разработан с целью формирования, контроля и оценки результатов освоения содержания Рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Химия», являющейся обязательной ...
Программа по химии профессии/специальности СПО 23.02.07
Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 23.02.07 &laqu...
Программа по химии профессии/специальности СПО 38.02.01
Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 38.02.01 &laqu...
Фонд оценочных средств по химии профессии/специальности СПО 38.02.01
Фонд оценочных средств разработан с целью формирования, контроля и оценки результатов освоения содержания Рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Химия», являющейся обязательной ...