" Валентность.Определение валентности"
план-конспект урока по химии (8 класс)
На уроке раскрывается понятие валентность и рассматриваются правила расставления валентности в бинарных соединениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_8_kl_himiya.docx | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учебный предмет: химия
Класс: 8 класс
Дата проведения:18.10.2022
Учитель химии: Винник Наталья Дмитриевна. высшая квалификационная категория
Автор УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман,8 класс.
Тема урока: «Валентность. Определение валентности элементов в бинарных соединениях».
Тип урока: получение новых знаний
Форма урока: интегрированный урок (химия + математика)
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Методы: по Бабанскому Ю.К
- Методы стимулирования и мотивации учения: методы эмоционального стимулирования.
- Методы организации и осуществления учебных действий и операций: рассказ, беседа; проблемно-поисковые методы (проблемное изложение,), репродуктивные методы (иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка).
- Методы контроля и самоконтроля: самоконтроль, взаимопроверка
Технологии и методические приемы: ИКТ,ЗСТ, технология формирующего оценивания, методические приемы: « Лови ошибку», « Блиц-опрос»« Цепочка», « Корзинка идей, понятий»
Средства обучения: раздаточный материал -алгоритм определения формул веществ по валентности, задача, дифференцированное д/з,учебник Г.Е.Рудзитис, Ф. Г. Фельдман . Химия 8 класс, ПСХЭ, шаростержневые модели
Цель урока: Способствовать формированию у учащихся на предметном уровне системы знаний о валентности; определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях, акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии и математики.
Задачи урока :
1.Формировать умение учащихся концентрировать внимание, как необходимого условия успешности выполнения работы.(Для достижения личностного результата)
2. Выявить и раскрыть взаимозаменяемость методов и средств разных учебных дисциплин при решении одной и той же задачи. Показать единство материального мира.(Для достижения метапредметного результата)
3. Использовать понятия «валентность» при составлении бинарных формул химических веществ. Приобретение навыков самостоятельной работы (Для достижения предметного результата)
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: В результате урока учащиеся смогут :
– развивать умения ориентироваться в разных областях знаний в широком смысле слова;
– бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;
– сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
-использовать умение определять валентность элементов в бинарных соединениях;
- анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания;
-самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания;
Метапредметные: В результате урока учащиеся смогут :
– развивать умения ориентироваться в разных областях знаний в широком смысле слова;
– бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;
– сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
регулятивные:
-следовать определенному алгоритму при определении валентности.
– использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий;
– формулировать высказывания, задавать вопросы;
– выделять главное, существенное;
-самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организацию учебного сотрудничества с педагом и сверстниками.
-познавательные:
-выделять информацию из текста учебника;
-высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями;
-осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;
-коммуникативные:
-уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;
Личностные:
-проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов;
-оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;
-руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении работы
– развивать умения ориентироваться в разных областях знаний в широком смысле слова;
– сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Технологическая карта урока
Этапы урока | Планируемая деятельность учащихся | Деятельность учителя | Развиваемые (формируемые) учебные действия | |
предметные | метапредметные | |||
1.Организационный момент. Создание благоприятной атмосферы на уроке. Мотивация учащихся (5 мин) 2.Первичное ознакомление Результат этапа: знакомство с новым материалом, самостоятельное «открытие» нового знания Постановка проблемы, определение темы (10мин) | Работа в тетради – запись даты Один ученик работает у доски, другие в тетрадях записываю формулы Предлагают варианты Фронтальный опрос Отвечают – Называют и записывают Учащиеся называют состав молекул в-ва, записанных ими. Выдвигают гипотезы Анализируют, отвечают на вопрос учителя. Замечают, что водород может присоединять различное количество водорода, а он в свою очередь может присоединить один атом другого химического элемента Приходят к выводу, что водород может присоединять к себе только один атом другого химического элемента, кислород два атома. Учащиеся работают по учебнику с.56. табл.3 Анализируют, отвечают на вопрос учителя. Работа по инструктивной карточке | Прием: «Новости одной строкой» Информирует о дате 18 октября в мировой истории 1867г (тридцатитрехлетний Менделеев был переведен с кафедры технической химии на кафедру неорганической химии в качестве ординарного профессора и т. д.) (портрет ученого) Диктует формулы: HCI. H2 O. NH3 .CH4 ( учитель характеризует неизвестные вещества ) Прием Блиц- опрос 1.Что это за записи? 2.Что такое химическая формула? 3.Что можно определить по формуле? 4.Охарактеризуйте качественный и количественный состав 5.Найти молекулярную массу 5.Найти массовую долю элементов в веществе. Что общего, чем отличаются? Постановка учебной задачи. Прием: «Необъявленная тема» (работа со шаростержневыми моделями) На предметном столе модели химических соединений некоторых элементов Прием: «Корзина идей, понятий» а) валентность б) бинарные соединения Продолжая работать с предложить учащимся попробовать дать определение валентности «Химическая энциклопедия», с.55 (Учащиеся предлагают варианты ответов, наиболее точный и дополненный учителем записывается в тетрадь) а) валентность б) бинарные соединения
Учитель объясняет, как по ПСХЭ находить валентность, поясняет алгоритм определения валентности (приложение №1) | Использовать умение анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания Математическое правило округления Математическое правило: наименьшее общее кратное | Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные Самоопределение Мотивация учебной деятельности Регулятивные: Контроль внимания Познавательные: Установление отношений между данными и вопросом Коммуникативные: Взаимодействие Личностные Нравственно-этическая ориентация Мотивация учебной деятельности Регулятивные: Планирование Контроль внимания Коррекция Прогнозирование |
3.Отработка и закрепление Результат этапа: освоение нового знания/ способа действий на уровне исполнительской компетенции (на уровне применения знаний). (12мин) | Учащиеся выполняют по цепочке задания из инструктивной карточки у доски | Прием «Цепочка» (приложение №2)
| Использовать понятия, анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания, применять понятия валентности | Познавательные: Анализ текста Осуществление плана решения Проверка и оценка решения задачи Моделирование Коммуникативные: Взаимодействие Интериоризация (перевод информации извне вовнутрь, её присвоение) |
4. . Обобщение, систематизация, применение Результат этапа: освоение нового знания/способа действий на уровне их произвольного использования в ситуации максимально приближенной к реальной, интеграция и перенос знаний (прикладное применение знаний)(5 мин) | Учащиеся ищут ошибку, задание в инструктивной карте. Работа в парах | Прием: «Лови ошибку» Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. (приложение №3) | Самостоятельно использовать материалы учебника Использовать умение определять валентность элементов в веществах | Познавательные-анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: прогнозирование. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
5. Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия (формирующее оценивание) Результат этапа: Для учителя: получение данных для корректировки и/или индивидуализации обучения Для ученика: самоопределение, постановка личных и познавательных задач(5мин) | Выполняют задания, взаимопроверка . После решения, ученики меняются работами и проверяют самостоятельно, оценивают Дети составляют синквейн со словом «валентность» Затем проверяем. | Приём «Райтинг». Учитель дает учащимся зад.из учебникас.58 №5 Синквейн(предполагаем) 1.Валентность 2.переменная постоянная 3.связывать удерживать скреплять 4.валентость у элементов разная. 5.свойство | Использовать умение анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания | . Личностные: действие смыслообразования Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция |
6.Итог урока. Отметки за урок. Домашнее задание (3мин) | Отвечают на вопросы. Записывают в дневник П .16. Дифференцированное д\з из инстр.карты (ученики его получают на карточках» | Задаёт вопросы: Что такое валентность? Как обозначается валентность? У каких химических элементов она постоянная? Как записать формулу вещества зная валентность химических элементов? Какие правила математики мы использовали? Задаёт вопрос: Достигли ли мы поставленной цели? | Использовать умение анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания | Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные – смыслообразование, целеполагание. |
Приложения
Инструктивная карточка приложение№1
1. Алгоритм определения валентности.
Алгоритм определения валентности | Пример | Пример |
1. Запишите формулу вещества. | H2S | Cu2O |
2. Обозначьте известную валентность элемента | I | II |
3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента. | 2 | 2 |
4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности. | 2 | 2 |
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента | I II | I II |
приложение №2
2.Упражнение «Цепочка» определить валентность элементов в веществах (тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске). Задание в раздаточном материале.
SiH4, CrO3, H2S, CO2, CO, SO3, SO2, Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O5, Cl2O7, РН3, K2O, Al2O3, P2O5, NO2, N2O5, Cr2O3, SiO2, B2O3, SiH4, Mn2O7, MnO, CuO, N2O3.
приложение №3
3.Упражнение «Лови ошибку»
Исправьте валентности элементов в следующих веществах:
HO, Zn 2O, MnO4, P5O2, I2O7, PH2, K2O, CO3
приложение №4
4.Домашнее задание: п.16
- (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
- (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
- (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Валентность.Составление формул по валентности. Разработка урока.
Методическая разработка урока по химии в 8 классе коррекционной школы 6 вида, с использованием методики "Sandplay"....
План-конспект урока в 11 классе по теме "Валентность. Валентные возможности атомов".
Урок по данной теме является повторяющим и закрепляющим материал. Именно на уроках такого типа необходимо использование приемов, которые помогут учащимся актуализировать полученные ранее знания и сист...
Урок по химии в 8-м классе по теме: "Валентность. Определение валентности по формулам"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Урок по химии в 8-м классепо теме: "Валентность. Определение валентности по формулам"Цели урока.Дидактические:опираясь на знания учащихся, повторить понятия “химическ...
Урок химии в 8-м классе по теме: "Валентность. Определение валентности по формулам"
Урок химии в 8 классе по теме: "Валентность. Определение валентности по формулам"...
Презентация к уроку по химии "Валентность. Определение валентности по формулам."
Урок по теме "Валентность. Определение валентности по формулам". P { margin-bottom: 0.21cm; } Планируемые результаты обучения: учащиеся должны-уметь формулировать определение “валентность”,-...
Видеоурок в 8 классе на тему "Валентность химических элементов. Определение валентности химических элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединения по валентности".
https://youtu.be/ukzxfFKKAxc...
Урок по теме "Валентность. Составление формул по валентности".
Материал для более простого определения валентостей элементов и быстрого сотавления формул по валентности....