Валентность.Составление формул по валентности. Разработка урока.
план-конспект урока (химия, 8 класс) по теме

Колесова Татьяна Юрьевна

Методическая разработка урока по химии в 8 классе коррекционной школы 6 вида, с использованием методики "Sandplay".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Валентность. Составление формул по валентности.

Цель урока: способствовать формированию у учащихся понятия “валентность” и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ

Планируемые результаты обучения:

  1. Учащиеся должны уметь формулировать определение “валентность”, знать валентность атомов водорода и кислорода в соединениях, определять по ней валентность атомов других элементов в бинарных соединениях,
  2. Уметь разъяснять смысл понятия “валентность” и последовательность действий при определении валентности атомов элементов по формулам веществ.

Понятия, впервые вводимые на уроке: валентность.

Оборудование: шаростежневые модели атомов, пластмассовые ящики с песком, инструктивные карты обучающихся, компьютер, проектор.

Ход урока

I.Организационный момент.(2 мин.)

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Присаживаться могут те, кто назовёт по одному внешнему признаку химической реакции!

II.Проверка домашнего задания.(6 мин.)

Совсем недавно мы с вами изучили символы химических элементов, учились писать формулы и сейчас я предлагаю проверить ваши знания в игре «Химический тир», для этого разделимся на две команды: Саша и Никита пройдут к монитору, они будут «техническими исполнителями», напоминаю правила игры-перед вами всплывают пять мишеней, но только на одной правильное изображение, именно в эту мишень вы должны выстрелить! (Игра «Химический тир») Резко зажмурьте глаза и откройте!

III.Сообщение темы и цели урока.(2 мин.)

Тема нашего урока «Валентность. Составление формул по валентности.» Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока! Запишите в тетрадь дату и тему урока.

IV.Объяснение нового материала. (20 мин.)

– До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.

Задание: помогите мне, с помощью ваших карточек, записать формулы соединений водорода и хлора, водорода и кислорода, азота и водорода, углерода и водорода. Сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4.

Беседа с учащимися:

– Что общего в составе молекул?

Предполагаемый ответ: Наличие атомов водорода.

А чем они отличаются друг от друга, мы ответим позже! Сейчас я предлагаю вам необычный фрагмент урока, он называется «Сенд-плэй», это английское слово, может кто-то переведёт? (Игра с песком).

Пройдите к столу, в этих ящиках спрятан сюрприз, но прежде чем мы доберёмся до него, давайте  « поскользим»  ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения ,выполните те же движения, поставив ладонь на ребро,“пройдитесь” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы, поиграйте по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. А теперь погрузитесь руками в песок и нащупайте «сюрприз», не доставая ничего попробуйте догадаться: Что это? Протрите руки влажными салфетками и соберите модели HCl , H2O, NH3, CH4.Работаем в парах.

Предлагаю вернуться к вопросу, а чем же отличается состав этих молекул?

Предполагаемый ответ:

  • HCl – один атом хлора удерживает один атом водорода,
  • H2O – один атом кислорода удерживает два атома водорода,
  • NH3 – один атом азота удерживает три атома водорода,
  • CH4 – один атом углерода удерживает четыре атома водорода.

Возникает проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?(Выслушиваем варианты ответов учащихся).

Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью.( На доску прикрепить карточку с термином) Слово “валентность” происходит от лат. valentia – сила. Обратите внимание на орфограммы этого слова, они подчёркнуты! Нужно будет записать новый термин в словарик. Откройте учебник на странице 32, найдите определение, прочтите вслух.

Валентность обозначается римскими цифрами.

Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода – II.

Я раздаю вам алгоритм определения валентности и мы пробуем применить его на практике:( учитель работает у доски)

Алгоритм определения валентности.

Алгоритм определения валентности

Пример

1. Запишите формулу вещества.

H2S, Cu2O

2. Обозначьте известную валентность элемента

I
H
2S,

          II  
Cu
2O

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности   и  индексом этого элемента.

   2
I
H
2S

    2
       II
Cu
2O

4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

  2
I   II
H
2S

   2
I     II
Cu
2O

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

I   II 
H
2S
(2=2)

I     II
Cu
2O
(2=2)

V.Закрепление.(4 мин.)

В течение четырёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.

  • Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
  • Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
  • Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

Работа над ошибками. Ответы на обратной стороне доски.

VI. Подведение итогов урока.(5 мин.)

Наш урок подходит к концу, у вас есть возможность сделать самооценку своей деятельности на уроке. Вам предлагается “Мишень эффективности”.

Отметьте свои знания по новой теме, отметив на рисунке буквой своего имени соответствующий сектор.

Беседа с учащимися, на следующем уроке мы продолжим изучение этой темы и сравним результаты «Мишени эффективности»

  • Какую проблему мы поставили в начале урока?
  • К какому выводу мы пришли?
  • Дать определение “валентности”.
  • Чему равна валентность атома водорода? Кислорода?
  • Достигли цели урока?

Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.

VII. Домашнее задание:(1 мин.) § 11-12, стр. 32–34, упр.4 на стр.37.



Предварительный просмотр:

Sand-play.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.
Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Формированием концепции “песочной терапии” (или “sand-play”) занимались, в основном, представители юнгианской школы.

Независимо от возрастной направленности, пескотерапия помогает:
- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;
- развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки;
- тренировать мелкую моторику рук;
- гармонизировать психоэмоциональное состояние;
- формировать установку на положительное отношение к себе.

Познавательные игры на песке.
1. Знакомство с окружающим миром.
Дикие и домашние животные, насекомые, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт.
2. Географические игры.
Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.
3. Фантастические игры.
В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса.
4. Исторические игры.
Только в песочнице ребенок может все сам построить и проиграть, став участником исторических событий.
5. Игры-экскурсии по городу.
Родина начинается с родного города, селения. Его история оказывает существенное влияние на образ мыслей и жизни жителей. История города, как и жизненный путь человека, имеет свои радости и печали. Эти события можно разыгрывать на песке.



Предварительный просмотр:

Алгоритм определения валентности

Пример

1. Запишите формулу вещества.

H2S, Cu2O

2. Обозначьте известную валентность элемента

I
H
2S,

          II  
Cu
2O

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности   и  индексом этого элемента.

   2
I
H
2S

    2
       II
Cu
2O

4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

  2
I   II
H
2S

   2
I     II
Cu
2O

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

I   II 
H
2S
(2=2)

I     II
Cu
2O
(2=2)

Алгоритм определения валентности

Пример

1. Запишите формулу вещества.

H2S, Cu2O

2. Обозначьте известную валентность элемента

I
H
2S,

          II  
Cu
2O

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности   и  индексом этого элемента.

   2
I
H
2S

    2
       II
Cu
2O

4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

  2
I   II
H
2S

   2
I     II
Cu
2O

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

I   II 
H
2S
(2=2)

I     II
Cu
2O
(2=2)

Алгоритм определения валентности

Пример

1. Запишите формулу вещества.

H2S, Cu2O

2. Обозначьте известную валентность элемента

I
H
2S,

          II  
Cu
2O

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности   и  индексом этого элемента.

   2
I
H
2S

    2
       II
Cu
2O

4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

  2
I   II
H
2S

   2
I     II
Cu
2O

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

I   II 
H
2S
(2=2)

I     II
Cu
2O
(2=2)

Алгоритм определения валентности

Пример

1. Запишите формулу вещества.

H2S, Cu2O

2. Обозначьте известную валентность элемента

I
H
2S,

          II  
Cu
2O

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности   и  индексом этого элемента.

   2
I
H
2S

    2
       II
Cu
2O

4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

  2
I   II
H
2S

   2
I     II
Cu
2O

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

I   II 
H
2S
(2=2)

I     II
Cu
2O
(2=2)

Алгоритм определения валентности

Пример

1. Запишите формулу вещества.

H2S, Cu2O

2. Обозначьте известную валентность элемента

I
H
2S,

          II  
Cu
2O

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности   и  индексом этого элемента.

   2
I
H
2S

    2
       II
Cu
2O

4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

  2
I   II
H
2S

   2
I     II
Cu
2O

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

I   II 
H
2S
(2=2)

I     II
Cu
2O
(2=2)

Алгоритм определения валентности

Пример

1. Запишите формулу вещества.

H2S, Cu2O

2. Обозначьте известную валентность элемента

I
H
2S,

          II  
Cu
2O

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности   и  индексом этого элемента.

   2
I
H
2S

    2
       II
Cu
2O

4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

  2
I   II
H
2S

   2
I     II
Cu
2O

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

I   II 
H
2S
(2=2)

I     II
Cu
2O
(2=2)



Предварительный просмотр:

Валентность



Предварительный просмотр:

Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:

NH3, Au2O3, SiH4, CuO.

Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:

MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.

Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:

N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:

NH3, Au2O3, SiH4, CuO.

Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:

MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.

Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:

N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:

NH3, Au2O3, SiH4, CuO.

Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:

MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.

Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:

N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:

NH3, Au2O3, SiH4, CuO.

Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:

MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.

Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:

N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:

NH3, Au2O3, SiH4, CuO.

Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:

MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.

Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:

N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:

NH3, Au2O3, SiH4, CuO.

Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:

MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.

Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:

N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания к уроку "Составление химических формул по валентности"

Предлагается схема составления бинарных соединений, номенклатура....

Разработка урока к муниципальному этапу конкурса "Лучшее электронное приложение к уроку" по теме "Формулы сокращённого умножения" Алгебра - 8 класс, Ю.Н.Макарычев

Цели урока:*систематизировать и обобщить знания, умения и навыки применения формул сокращенного умножения при преобразовании выражений;*формирование логического мышления, любознательности, разви...

Конспекты с неполной информацией к урокам "Химические элементы. Простые и сложные вещества", "Химическая формула" и "Валентность" для организации обучения восьмиклассников, находящихся на длительном стационарном лечении

Данная методическая разработка может помочь учителю химии, работающему с длительно болеющими детьми в условиях обучения в стационаре.   Предлагаемые бланки конспектов уроков по темам "Химические ...

презентация "Составление формул по валентности"

даннае презинтация к уроку химии в 8 классе , тема "Составление формул по валентости"....

урок химии 8 класс составление формул по валентности

Урок химии в 8 классе , по теме "Составление Формул по валентности"...

Урок по теме "Валентность. Составление формул по валентности".

Материал для более простого определения валентостей элементов и быстрого сотавления формул по валентности....

Составление формул по валентности.

Материал предназначен для учащихся 8класса....