Валентность.Составление формул по валентности. Разработка урока.
план-конспект урока (химия, 8 класс) по теме
Методическая разработка урока по химии в 8 классе коррекционной школы 6 вида, с использованием методики "Sandplay".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valentnost_8_otkr.urok_.docx | 37.67 КБ |
prilozhenie1_peskoterapiya.docx | 13.07 КБ |
prilozhenie2_algoritm.docx | 15.51 КБ |
prilozhenie3_valentnost.docx | 10.11 КБ |
prilozhenie4_zadaniya.docx | 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Валентность. Составление формул по валентности.
Цель урока: способствовать формированию у учащихся понятия “валентность” и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ
Планируемые результаты обучения:
- Учащиеся должны уметь формулировать определение “валентность”, знать валентность атомов водорода и кислорода в соединениях, определять по ней валентность атомов других элементов в бинарных соединениях,
- Уметь разъяснять смысл понятия “валентность” и последовательность действий при определении валентности атомов элементов по формулам веществ.
Понятия, впервые вводимые на уроке: валентность.
Оборудование: шаростежневые модели атомов, пластмассовые ящики с песком, инструктивные карты обучающихся, компьютер, проектор.
Ход урока
I.Организационный момент.(2 мин.)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Присаживаться могут те, кто назовёт по одному внешнему признаку химической реакции!
II.Проверка домашнего задания.(6 мин.)
Совсем недавно мы с вами изучили символы химических элементов, учились писать формулы и сейчас я предлагаю проверить ваши знания в игре «Химический тир», для этого разделимся на две команды: Саша и Никита пройдут к монитору, они будут «техническими исполнителями», напоминаю правила игры-перед вами всплывают пять мишеней, но только на одной правильное изображение, именно в эту мишень вы должны выстрелить! (Игра «Химический тир») Резко зажмурьте глаза и откройте!
III.Сообщение темы и цели урока.(2 мин.)
Тема нашего урока «Валентность. Составление формул по валентности.» Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока! Запишите в тетрадь дату и тему урока.
IV.Объяснение нового материала. (20 мин.)
– До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.
Задание: помогите мне, с помощью ваших карточек, записать формулы соединений водорода и хлора, водорода и кислорода, азота и водорода, углерода и водорода. Сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4.
Беседа с учащимися:
– Что общего в составе молекул?
Предполагаемый ответ: Наличие атомов водорода.
А чем они отличаются друг от друга, мы ответим позже! Сейчас я предлагаю вам необычный фрагмент урока, он называется «Сенд-плэй», это английское слово, может кто-то переведёт? (Игра с песком).
Пройдите к столу, в этих ящиках спрятан сюрприз, но прежде чем мы доберёмся до него, давайте « поскользим» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения ,выполните те же движения, поставив ладонь на ребро,“пройдитесь” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы, поиграйте по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. А теперь погрузитесь руками в песок и нащупайте «сюрприз», не доставая ничего попробуйте догадаться: Что это? Протрите руки влажными салфетками и соберите модели HCl , H2O, NH3, CH4.Работаем в парах.
Предлагаю вернуться к вопросу, а чем же отличается состав этих молекул?
Предполагаемый ответ:
- HCl – один атом хлора удерживает один атом водорода,
- H2O – один атом кислорода удерживает два атома водорода,
- NH3 – один атом азота удерживает три атома водорода,
- CH4 – один атом углерода удерживает четыре атома водорода.
Возникает проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?(Выслушиваем варианты ответов учащихся).
Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью.( На доску прикрепить карточку с термином) Слово “валентность” происходит от лат. valentia – сила. Обратите внимание на орфограммы этого слова, они подчёркнуты! Нужно будет записать новый термин в словарик. Откройте учебник на странице 32, найдите определение, прочтите вслух.
Валентность обозначается римскими цифрами.
Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода – II.
Я раздаю вам алгоритм определения валентности и мы пробуем применить его на практике:( учитель работает у доски)
Алгоритм определения валентности.
Алгоритм определения валентности | Пример | |
1. Запишите формулу вещества. | H2S, Cu2O | |
2. Обозначьте известную валентность элемента | I | II |
3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента. | 2 | 2 |
4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности. | 2 | 2 |
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента | I II | I II |
V.Закрепление.(4 мин.)
В течение четырёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.
- Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
- Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
- Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.
Работа над ошибками. Ответы на обратной стороне доски.
VI. Подведение итогов урока.(5 мин.)
Наш урок подходит к концу, у вас есть возможность сделать самооценку своей деятельности на уроке. Вам предлагается “Мишень эффективности”.
Отметьте свои знания по новой теме, отметив на рисунке буквой своего имени соответствующий сектор.
Беседа с учащимися, на следующем уроке мы продолжим изучение этой темы и сравним результаты «Мишени эффективности»
- Какую проблему мы поставили в начале урока?
- К какому выводу мы пришли?
- Дать определение “валентности”.
- Чему равна валентность атома водорода? Кислорода?
- Достигли цели урока?
Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.
VII. Домашнее задание:(1 мин.) § 11-12, стр. 32–34, упр.4 на стр.37.
Предварительный просмотр:
Sand-play.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.
Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Формированием концепции “песочной терапии” (или “sand-play”) занимались, в основном, представители юнгианской школы.
Независимо от возрастной направленности, пескотерапия помогает:
- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;
- развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки;
- тренировать мелкую моторику рук;
- гармонизировать психоэмоциональное состояние;
- формировать установку на положительное отношение к себе.
Познавательные игры на песке.
1. Знакомство с окружающим миром.
Дикие и домашние животные, насекомые, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт.
2. Географические игры.
Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.
3. Фантастические игры.
В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса.
4. Исторические игры.
Только в песочнице ребенок может все сам построить и проиграть, став участником исторических событий.
5. Игры-экскурсии по городу.
Родина начинается с родного города, селения. Его история оказывает существенное влияние на образ мыслей и жизни жителей. История города, как и жизненный путь человека, имеет свои радости и печали. Эти события можно разыгрывать на песке.
Предварительный просмотр:
Алгоритм определения валентности | Пример | |
1. Запишите формулу вещества. | H2S, Cu2O | |
2. Обозначьте известную валентность элемента | I | II |
3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента. | 2 | 2 |
4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности. | 2 | 2 |
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента | I II | I II |
Алгоритм определения валентности | Пример | |
1. Запишите формулу вещества. | H2S, Cu2O | |
2. Обозначьте известную валентность элемента | I | II |
3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента. | 2 | 2 |
4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности. | 2 | 2 |
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента | I II | I II |
Алгоритм определения валентности | Пример | |
1. Запишите формулу вещества. | H2S, Cu2O | |
2. Обозначьте известную валентность элемента | I | II |
3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента. | 2 | 2 |
4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности. | 2 | 2 |
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента | I II | I II |
Алгоритм определения валентности | Пример | |
1. Запишите формулу вещества. | H2S, Cu2O | |
2. Обозначьте известную валентность элемента | I | II |
3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента. | 2 | 2 |
4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности. | 2 | 2 |
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента | I II | I II |
Алгоритм определения валентности | Пример | |
1. Запишите формулу вещества. | H2S, Cu2O | |
2. Обозначьте известную валентность элемента | I | II |
3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента. | 2 | 2 |
4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности. | 2 | 2 |
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента | I II | I II |
Алгоритм определения валентности | Пример | |
1. Запишите формулу вещества. | H2S, Cu2O | |
2. Обозначьте известную валентность элемента | I | II |
3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента. | 2 | 2 |
4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности. | 2 | 2 |
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента | I II | I II |
Предварительный просмотр:
Валентность
Предварительный просмотр:
Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:
NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:
MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:
N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.
Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:
NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:
MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:
N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.
Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:
NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:
MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:
N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.
Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:
NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:
MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:
N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.
Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:
NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:
MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:
N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.
Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:
NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:
MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:
N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания к уроку "Составление химических формул по валентности"
Предлагается схема составления бинарных соединений, номенклатура....
Разработка урока к муниципальному этапу конкурса "Лучшее электронное приложение к уроку" по теме "Формулы сокращённого умножения" Алгебра - 8 класс, Ю.Н.Макарычев
Цели урока:*систематизировать и обобщить знания, умения и навыки применения формул сокращенного умножения при преобразовании выражений;*формирование логического мышления, любознательности, разви...
Конспекты с неполной информацией к урокам "Химические элементы. Простые и сложные вещества", "Химическая формула" и "Валентность" для организации обучения восьмиклассников, находящихся на длительном стационарном лечении
Данная методическая разработка может помочь учителю химии, работающему с длительно болеющими детьми в условиях обучения в стационаре. Предлагаемые бланки конспектов уроков по темам "Химические ...
презентация "Составление формул по валентности"
даннае презинтация к уроку химии в 8 классе , тема "Составление формул по валентости"....
урок химии 8 класс составление формул по валентности
Урок химии в 8 классе , по теме "Составление Формул по валентности"...
Урок по теме "Валентность. Составление формул по валентности".
Материал для более простого определения валентостей элементов и быстрого сотавления формул по валентности....
Составление формул по валентности.
Материал предназначен для учащихся 8класса....