ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный химик»
рабочая программа по химии
Программа «Юный химик» дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей, способностей и образовательных потребностей, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов.
Направленность программы – естественнонаучная. Актуальность
В системе естественнонаучного образования химия занимает важное место, определяемое ролью химической науки в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира. Дополнительная общеобразовательная программа «Юный химик» создана, чтобы в процессе получения дополнительного образования учащиеся приобрели химические знания о законах и теориях, отражающих особенности химической формы движения материи, приобрели умения и навыки в постановке химического эксперимента, в работе с научной и справочной литературой, научились делать выводы применительно к конкретному материалу и более общие выводы мировоззренческого характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_himik_ispravlennaya_1.docx | 79.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тындинского муниципального округа муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Моготская средняя общеобразовательная школа"
Тындинского муниципального округа
РАССМОТРЕНО на заседании
педагогического совета
от «19» февраля2024 г.
Протокол № 5
УТВЕРЖДАЮ.
Директор МОАУ «Моготская СОШ»
___________ Макаренко Е.В.
Приказ от «19.02» 2024г. № 21-п
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности
«Юный химик»
Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 12 – 16 лет Срок реализации: 1 год
Автор-составитель программы:
Кузьмина Ольга Владимировна,
педагог дополнительного
образования
п. Могот, 2024
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка …………………………............................... 3 Цель и задачи программы................................................................... 4 Содержание программы……………………………………………... 5 Планируемые результаты................................................................... 7 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график……………………………………... 7 Условия реализации программы…………………………………… 13 Формы аттестации ………………………………………………… 14 Оценочные материалы ……………………………………………… 14 Методические материалы.................................................................... 15 Рабочая программа воспитания.......................................................... 16 Список литературы............................................................................... 17
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
Программа «Юный химик» дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей, способностей и образовательных потребностей, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов.
Направленность программы – естественнонаучная. Актуальность
В системе естественнонаучного образования химия занимает важное место, определяемое ролью химической науки в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира. Дополнительная общеобразовательная программа «Юный химик» создана, чтобы в процессе получения дополнительного образования учащиеся приобрели химические знания о законах и теориях, отражающих особенности химической формы движения материи, приобрели умения и навыки в постановке химического эксперимента, в работе с научной и справочной литературой, научились делать выводы применительно к конкретному материалу и более общие выводы мировоззренческого характера. Изучение химии помогает понять общие закономерности процесса познания природы человеком, методы аналогии и эксперимента, анализ и синтез позволяют понять науку во всем ее многообразии. Химические знания необходимы учащимся в повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования и правильной ориентации поведения в окружающей среде.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный химик" ориентирована на использование условий и материально-технической базы центра образования "Точка роста".
Отличительные особенности программы, новизна
Отличительной особенностью программы является то, что для учащихся 12-13 лет она является пропедевтическим курсом, а для учащихся 14-16 лет – базой для совершенствования и обогащения знаний и умений по предмету «Химия». Программа основывается на личностно-ориентированном обучении. Практическая часть программы обогащена демонстрацией и проведением химических опытов и экспериментов, содержание и тематика которых не дублируют демонстрационные и лабораторные опыты основной образовательной программы.
Новизна программы заключается в том, что она основана не на научно-исследовательской деятельности, служащей для иллюстрации тех или иных законов природы, а на учебной исследовательской деятельности. Под учебной исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Отличие учебного исследования состоит в том, что оно не требует получения объективно новых знаний, для него существенно, что обучающийся прошел весь путь исследования от начала до конца.
Адресат программы
Программа рекомендована обучающимся 12-16 лет, желающим познакомиться с миром химии и принять участие в реализации практических возможностей данного предмета.
В возрасте 12 – 13 лет стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие занятия, а быстрая переключаемость
внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время.
Дети 14 – 15 лет способны хорошо запоминать, применять на практике знания и умения, полученные в ходе занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный химик». Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
Главным в возрасте 16 лет становится поиск смысла жизни и выбор профессии. Школьники овладевают философией, они стремятся познать окружающий мир, выявить основные его закономерности. Знания являются основой для формирования отношения школьников к разным явлениям мира, к людям, законам, природе.
Для обучения по данной программе принимаются все желающие, по заявлению родителей. Предварительной подготовки для зачисления в группу не требуется. Группа является разновозрастной. Особенности состава учащихся: неоднородный (смешанный), постоянный. Количество детей в объединении: - 10 человек.
Для обучающихся, показывающих высокий уровень подготовленности, предусмотрена возможность реализации индивидуального образовательного маршрута. Для обучающегося составляется план индивидуальной работы по форме:
Индивидуальный образовательный маршрут ученика_________________
№ п/п | Направление деятельности | Форма работы | Срок освоения темы | Форма контроля |
Объем и срок освоения программы
Объём – 37 часов
Срок освоения - 1 год
Форма обучения – очная.
Уровень программы – ознакомительный (стартовый).
Особенности организации образовательного процесса – реализация программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года. Занятия проводятся индивидуально и по группам. Теоретическое изложение материала реализуется для всего состава группы.
Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного академического часа 40 минут.
Цель и задачи программы
Цель: формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к проведению химического эксперимента;
- научить решать задачи нестандартными методами;
- формировать умение наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;
- формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
- воспитывать потребность в экологической культуре;
- расширять представления обучающихся о применении химических знаний.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | Опрос |
2. | Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности | 1 | 1 | 0 | Беседа |
2.1 | Приборы для исследований, лабораторное оборудование | 1 | 1 | 0 | Опрос. |
2.2 | Изучение правил техники безопасности | 1 | 0 | 1 | Тестирование |
3. | Многообразие веществ | 15 | 0 | 15 | Отчет о выполнении лабораторной работы. Опрос. |
4. | Химия в быту | 8 | 0 | 8 | Отчет о выполнении лабораторной работы. Тестирование. Беседа. Защита мини-проектов. |
5. | Увлекательная химия для экспериментаторов | 9 | 0 | 9 | Отчет о выполнении лабораторной работы. Опрос. Защита мини-проекта. |
6. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 0 | Защита электронной презентации |
Итого | 37 | 4 | 33 |
Введение.
Теория. Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ.
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.
Теория. Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра.
Приборы для исследований, лабораторное оборудование.
Теория. Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Посуда, её виды и назначение.
Изучение правил техники безопасности.
Практика. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы.
Многообразие веществ.
Практика. Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей. Вода и её свойства. Вода пресная и морская. Способы очистки воды: отстаивание, фильтрование, обеззараживание. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и ее физиологическое воздействие. Питьевая сода. Свойства и применение. Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека. Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи? Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней аптечке? Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зеленка» или раствор бриллиантового зеленого. Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении аспирина. Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений. Глюкоза, ее свойства и применение. Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Растительные и животные масла.
Лабораторная работа 1. Свойства веществ. Разделение смеси красителей.
Лабораторная работа 2. Свойства воды. Очистка воды.
Лабораторная работа 3. Свойства уксусной кислоты.
Лабораторная работа 4. Свойства питьевой соды.
Лабораторная работа 5. Свойства чая. Лабораторная работа 6. Свойства мыла.
Лабораторная работа 7. Сравнение моющих свойств мыла и СМС. Лабораторная работа 8. Изготовим духи сами.
Лабораторная работа 9. Необычные свойства таких обычных зеленки и йода. Лабораторная работа 10. Получение кислорода из перекиси водорода.
Лабораторная работа 11. Свойства аспирина.
Лабораторная работа 12.Свойства крахмала.
Лабораторная работа 13. Свойства глюкозы.
Лабораторная работа 14. Свойства растительного и сливочного масел.
Химия в быту.
Практика. Виды бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней. История стеклоделия. Керамика: от истории изобретения до наших дней. Химия и косметические средства.
Практическая работа: «Выведение пятен ржавчины, чернил, жира»
Увлекательная химия для экспериментаторов.
Практика. Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты. Состав акварельных красок. Правила обращения с ними. История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей. Состав школьного мела. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Лабораторная работа 15. Секретные чернила.
Лабораторная работа 16. Получение акварельных красок.
Лабораторная работа 17. Мыльные опыты.
Лабораторная работа 18. Как выбрать школьный мел.
Лабораторная работа 19. Изготовление школьных мелков.
Лабораторная работа 20. Определение среды раствора с помощью индикаторов.
Лабораторная работа 21. Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора.
Итоговое занятие.
Теория. Химический фейерверк или как сделать химию полезной.
Планируемые результаты
По итогам освоения программы у обучающихся:
- сформируется интерес к проведению химического эксперимента;
- сформируется умение решать задачи нестандартными методами;
- сформируется умение наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;
- сформируется умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
- сформируется потребность в совершенствовании знаний экологической культуры;
- расширятся представления о применении химических знаний, отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
№ п/п | Дата проведения | Время проведения | Форма проведения занятия | Количество часов | Тема | Место проведения | Формы контроля |
Вводное занятие | |||||||
1 | 04.09.24 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ. | Кабинет | Опрос |
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности | |||||||
2 | 11.09.24 | 15.25-16.05 | Видеоурок | 1 | Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра. | Кабинет | Беседа |
Приборы для исследований, лабораторное оборудование | |||||||
3 | 18.09.24 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Посуда, её виды и назначение. | Кабинет | Опрос. |
Изучение правил техники безопасности | |||||||
4 | 25.09.24 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы. | Кабинет | Тестирование |
Многообразие веществ | |||||||
5 | 02.10.24 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей. Лабораторная работа 1. Свойства веществ. Разделение смеси красителей. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
6 | 09.10.24 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Вода. Вода и её свойства. Вода пресная и морская. Способы очистки воды: отстаивание, фильтрование, обеззараживание Лабораторная работа 2. Свойства воды. Очистка воды. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
7 | 16.10.24 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и ее физиологическое воздействие. Лабораторная работа 3. Свойства уксусной кислоты. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
8 | 23.10.24 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Питьевая сода. Свойства и применение. Лабораторная работа 4. Свойства питьевой соды. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
9 | 30.10.24 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека. Лабораторная работа 5. Свойства чая. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
10 | 06.11.24 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Лабораторная работа 6. Свойства мыла. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
11 | 13.11.24 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Лабораторная работа 7. Сравнение моющих свойств мыла и СМС. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
12 | 20.11.24 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи? Лабораторная работа 8. Изготовим духи сами. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
13 | 27.11.24 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней аптечке? | Кабинет | Опрос |
14 | 04.12.24 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зеленка» или раствор бриллиантового зеленого. Лабораторная работа 9. Необычные свойства таких обычных зеленки и йода. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
15 | 11.12.24 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Лабораторная работа 10. Получение кислорода из перекиси водорода. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
16 | 18.12.24 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении аспирина. Лабораторная работа 11. Свойства аспирина. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
17 | 25.12.24 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений. Лабораторная работа 12. Свойства крахмала. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
18 | 8.01.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Глюкоза, ее свойства и применение. Лабораторная работа 13. Свойства глюкозы. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
19 | 15.01.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Растительные и животные масла. Лабораторная работа 14. Свойства растительного и сливочного масел. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
Химия в быту | |||||||
20 | 22.01.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Виды бытовых химикатов. | Кабинет | Тестирование |
21 | 29.01.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Разновидности моющих средств. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
22 | 05.02.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней. | Кабинет | Беседа |
23 | 12.02.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | История стеклоделия. | Кабинет | Защита мини-проекта |
24 | 19.02.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Керамика: от истории изобретения до наших дней. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
25 | 05.03.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Химия и косметические средства. | Кабинет | Защита мини-проекта |
26 | 12.03.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Химия и косметические средства. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
27 | 19.03.25 | 15.25-16.05 | Индивидуальная | 1 | Практическая работа «Выведение пятен ржавчины, чернил, жира». | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
Увлекательная химия для экспериментаторов | |||||||
28 | 26.03.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты. | Кабинет | Защита мини-проекта |
29 | 02.04.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Лабораторная работа 15. Секретные чернила. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
30 | 09.04.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Состав акварельных красок. Правила обращения с ними. | Кабинет | Опрос |
31 | 16.04.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Лабораторная работа 16. Получение акварельных красок. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
32 | 23.04.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей. Лабоарторная работа 17. Мыльные опыты. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
33 | 30.04.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Состав школьного мела. Лабораторная работа 18. Как выбрать школьный мел. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
34 | 07.05.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Лабораторная работа 19. Изготовление школьных мелков. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
35 | 14.05.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Лабораторная работа 20. Определение среды раствора с помощью индикаторов. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
36 | 21.05.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Лабораторная работа 21. Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора. | Кабинет | Отчет о выполнении лабораторной работы |
Итоговое занятие | |||||||
37 | 28.05.25 | 15.25-16.05 | Групповая | 1 | Химический фейерверк или как сделать химию полезной. | Кабинет | Защита электронной презентации |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации образовательного процесса будет использовано оборудование и материалы химической и биологической лабораторий центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». Помещения соответствует требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам, имеют хорошее естественное и искусственное освещение и системы проветривания.
Помещения оснащены необходимой мебелью для учащихся, учителя и хранения оборудования.
Приборы, расходные материалы, оборудование |
Микроскоп школьный 40х-1200х, микроскоп электронный. |
Пробирки, колбы, стекла предметные, шпатели, резиновые трубки, воронки, фильтровальная бумага |
Мыло, средство для мытья посуды, йод. Наборы химических реактивов и веществ. |
Цифровая лаборатория «Наулаб» по химии для ученика: датчики температуры термопарный, электропроводности, рН, температуры (-40…+ 180), оптической плотности 525нм и 590 нм, Школьная лаборатория «Качество воды», цифровая лаборатория по экологии для реализации сети школьного мониторинга. |
Пищевые продукты, задействованные в опытах: мука, сахар, орехи, семечки, пшеница, соль, уксус, горох, фасоль, лимон, яблоко, яйцо, крахмал, каркадэ и др. |
Информационное обеспечение: учебные пособия, литература; компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; набор ЦОР по проектной технологии, химии и биологии.
Кадровое обеспечение: Кузьмина Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования, учитель биологии – химии (стаж – 36 лет 10 месяцев, первая квалификационная категория). Образование: Читинский государственный педагогический институт, специальность: учитель биологии с дополнительной специальностью химия. Педагог обладает знаниями средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ.
Соответствует требованиям Приказа Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей КПК:
Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования «Школа современного учителя. Развитие естественно-научной грамотности» - 2022 – 56 ч.
Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования «Использование современного учебного оборудования в центрах естественно-научной и технологической направленности «Точка Роста» - 2023 36 ч.
Центр дополнительного образования «Экстерн» «Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации» -2023 -36ч.
Центр дополнительного образования «Экстерн» « Теоретические и методические основы содержания дополнительного образования детей» - 2023 -36 ч.
Формы аттестации
В программу заложены требования, предъявляемые к знаниям дополнительной общеобразовательной программы, умениям и навыкам, которым дети должны научиться в течение курса обучения.
Формы контроля: текущий и итоговый
Текущий контроль (по итогам занятий) - осуществляется для выявления уровня освоения материала и качества выполнения практических работ: опрос, тестирование, беседа, защита мини – проектов, отчет о выполнении лабораторной работы.
Итоговый контроль осуществляется в форме защита электронной презентации.
Оценочные материалы
№ п/п | Вид оценивания/критерии | Результат | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
1. | Теоретические знания по химии Критерии: знания алгоритма решения задач, планов решения задач, планов конструирования задач, проведение опыта. | Обучающийся владеет всем объемом знаний, предусмотренных программой | Обучающийся владеет ½ объема или более ½ объема знаний, предусмотренных программой | Обучающийся владеет менее ½ объема знаний, предусмотренных программой |
2. | Работа с текстом. Практические умения и навыки в проведении лабораторных работ. Критерии: умение работать с текстом, находить скрытую информацию в условии, трансформировать полученную информацию из одного вида в другой. Умение находить общее в подходах к решению разного рода задач. Умение подбирать продуктивные и эффективные методы и приёмы решения задач. | Учащийся самостоятельно выполняет задания. Полностью соответствует программным требованиям. | Учащийся выполняет задания с помощью педагога, небольшие ошибки в самостоятельном решении. | Педагог оказывает большую помощь, грубые ошибки в самостоятельном решении |
3. | Интеллектуальные и творческие способности Критерии: процесс создания и решения поставленных задач. | Самостоятельно неординарно решает задачи, способен найти новый путь решения. | С помощью педагога находит новые пути решения поставленных задач. | Без педагога не способен привнести в процесс что-то новое, создать самостоятельный продукт. |
4. | Организация учебной деятельности Критерии: воля, настойчивость, ответственность за выполнение заданий. | Волевой, настойчивый, ответственный, способен организовать и завершить процесс работы на занятии. | Иногда затрудняется в завершении начатого дела. | Слабо развиты волевые черты характера, испытывает трудности в организации учебной деятельности. |
Методические материалы
Для реализации программы используются следующие методические принципы: личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить; коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе работы; деятельностный характер обучения позволяет каждому учащемуся научиться работать как индивидуально, так и в коллективе; поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу «от простого к сложному», т.е. выводит учащихся к свободному владению материалом.
Методы реализации программы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, технология коллективной творческой деятельности, исследовательский.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Алгоритм учебного занятия:
1этап – организационный.
II этап – проверочный.
III этап – подготовительный.
IV этап – основной.
1 Усвоение новых знаний и способов действия
2. Первичная проверка понимания.
3. Закрепление знаний и способов действия.
4. Обобщение и систематизация знаний.
V этап – контрольный
VI этап – итоговый.
VII этап – рефлексивный.
VIII этап – информационный.
Рабочая программа воспитания
Цель воспитания обучающихся в Школе: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Особенности воспитательного процесса
Воспитательная система школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного образования, реализацию программ воспитания.
Управление воспитательным процессом осуществляется на уровне всех участников образовательного процесса. Наряду с администрацией, в решении принципиальных вопросов воспитания, развития школы участвуют советы самоуправления.
Активную роль в обогащении и совершенствовании воспитательной деятельности играют объединения дополнительного образования. Учащиеся, занимающиеся в кружках и студиях, как правило, проявляют больший интерес к познанию, а педагогов работа в кружках стимулирует к поиску творческих путей в организации учебно-познавательной деятельности.
Формы и содержание деятельности
Основные школьные дела – реализация воспитательного потенциала основных школьных дел.
Классное руководство – реализация воспитательного потенциала классного руководства как деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство в качестве особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся.
Урочная деятельность – реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями учащихся.
Внеурочная деятельность – реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся осуществляется в рамках выбранных обучающимися курсов, занятий, дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) – привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий и др.
Самоуправление – реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в школе предусматривает действующее на базе МОАУ «Моготская СОШ» детское общественное объединение Школьная Демократическая Республика «МИР» — это добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Профориентация, через проведение профориентационных классных часов и психологических занятий, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
Профилактика и безопасность, через реализацию воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе.
Внешкольные мероприятия – внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами школы.
Организация предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе.
Социальное партнёрство – проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности.
Планируемые результаты и формы их проявления
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают:
- осознание ими российской гражданской идентичности;
- сформированность у них ценностей самостоятельности и инициативы;
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Список литературы
Литература для педагога:
- нормативные документы
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
2. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года»;
5. Постановление Главного государственного врача Российской Федерации об утверждении санитарных правил С.П.2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 №28;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.21 № 652-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Приказ Росстандарта от 03.12.2018 № 1050-ст «ГОСТ Р 7.0.100-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
10. Приказ Минобрнауки Амурской области от 01.12.2021 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки Амурской области от 10.07.2020 № 691 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Амурской области» и дополнение к нему.
11. Приказ Минобрнауки Амурской области от 13.04.2020 №359 «Об утверждении проведения независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ» и Приказ «О внесении изменений в приказ Минобрнауки области от 13.04.2020 № 359» 05.03.21 №263.
12.Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена Распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678
Методические рекомендации:
1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242);
2. Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2.06.2020 г. (http://form.instrao.ru );
3. Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ (заседание ученого совета ГАУ ДПО «АмИРО» от 24.02.2022, протокол №1).
Литература, использованная при составлении программы:
1.Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высш. школа, 1987. – 630 с. Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. – М.: Махаон,2006.
– 367 с.
2. Браунт Лемей Г. Ю. Химия в центре наук. В 2-х ч. – М.: Мир, 1983. – 520 с.
3. Бусев А. И., Ефимов И. П. Определения, понятия и термины в химии. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.
4. Леонтович А. В. К проблеме исследований в науке и в образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 33-37.
5. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. – 1999. – № 10. – С. 152-158.
6. Органикум для студентов / Пер. с нем. – М.: Мир, 2009. – 208 с.
7. Перчаткин С. Н., Зайцев А. А., Дорофеев М. В. Химические олимпиады в Москве. – М.: МИПКРО, 2012. – 326 с.
8. Популярная библиотека химических элементов. В 2 кн. 2-е изд. – М.: Наука, 2008. – Кн.
131. – 566 с.; Кн. 2. – 572 с.
Рэмсден Э. Н. Начала современной химии. – Л.: Химия, 2005. – 784 с.
Литература для обучающихся
1.Бухарин Ю. В. Химия живой природы. – М.: Росмен, 2012. – 57 с. Зоммер К. Аккумулятор знаний по химии. – М.: Мир, 2010. – 293 с.
2. Книга для чтения по неорганической химии / Сост. В. А. Крицман. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 301 с.
3. Конарев Б. Н. Любознательным о химии. – М.: Химия, 2000. – 219 с.
4. Леенсон И. А. Занимательная химия. – М.: Росмен, 2000. – 101 с.
5. Лейстнер Л., Буйтам П. Химия в криминалистике. – М.: Мир, 1990. – 300 с. Ольгин О. М.
6 Опыты без взрывов. 3-е изд. – M.: Химия, 2013. – 138 с.
7. Пигучина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: Аркти, 2000. – 133 с.
8. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2003. – 351 с.
9. Химия (энциклопедический словарь школьника). – М.: Олма пресс, 2000. – 559 с.
Литература для родителей
1.Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2006. – 367 с.
2.Браунт Лемей Г. Ю. Химия в центре наук. В 2-х ч. – М.: Мир, 1983. – 520 с.
3. Пигучина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.:Аркти, 2000. – 133 с.
4. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2003. – 351 с.
5. Химия (энциклопедический словарь школьника). – М.: Олма пресс, 2000. – 559 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный натуралист"
Программа «Юный натуралист» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-10 лет, пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юная мастерица"
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей русс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные орнитологи»
Актуальность программы связана с тем, что в настоящее время экологическое образование является одним из приоритетных направлений педагогической науки и практики, и обусловлена потребностью общества в ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности «Юный ямальский журналист»
Помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный корреспондент»
Программа «Юный корреспондент» имеет художественную направленность и нацелена на освоение основ журналистики как творческой деятельности, формирование её профессиональных и духовно-нравств...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный медик»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный медик»...