Урок: "Металлы в Великую Отечественную Войну"
план-конспект урока по химии (9 класс)
На основе физических и химических свойств показать значение и использование металлов в Великую Отечественную войну, отметить практическую их значимость. Развивать представление о химических веществах, сопоставить исторические события. В конце урока сделать стенгазету: "Металлы тоже воевали"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_metally_v_vov.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 9 классе.
Тема: Металлы в Великую Отечественную Войну.
Цели и задачи урока:
-образовательная на основе физических и химических свойств показать значение и использование металлов в Великую Отечественную войну, отметить практическую их значимость.
-воспитательная способствовать воспитанию у школьников гражданства и патриотизма, любви к родной стране, чувства гордости за победителей войны; взаимоуважения, взаимопомощи, умение работать в коллективе.
-развивающая развивать представление о химических веществах, сопоставление исторических событий, умения: владеть химической терминологией, самостоятельной работы с текстовым материалом, устанавливать причинно-следственные связи; проводить эксперимент;
Планируемые результаты
предметные
умение раскрывать физические свойства металлов, нахождение металлов в ПСХЭ, записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства металлов. Знать области практического применения металлов и их сплавов, устанавливать причинно-следственные связи между свойствами и применением веществ.
метапредметные
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное; характеризовать объекты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; проводить сравнение объектов.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: умение осуществлять контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь.
КОММУКАТИВНЫЫЕ УУД: умение вступать в речевое общение; аргументировать свою точку зрения; адекватно воспринимать иные мнения и идеи.
личностные
готовность к решению творческих задач; способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская)
Используемое оборудование, реактивы и материалы
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, компьютер, проектор, презентация: «Металлы», плакат: «Металлы в ВОВ», вырезки картинок для стенгазет, маркеры, листы А 3.
Ход урока:
Звучит музыка: Б. Окуджава: «Нам нужна одна победа», на фоне кадры ВОВ.
Приближается великий праздник. День Победы. 75 лет назад, 9 мая 1945 года, окончилась Великая Отечественная война. 9 мая. Этот день навеки останется в истории человечества.75 лет промчались, но не забудется дата такая. В памяти каждого это осталось – 45-й год, 9 мая! День всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах…
В преддверии празднования Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне мы вспоминаем тех, кто на полях сражений и на трудовом фронте приближал наступление этого дня. В обеспечении победы над фашистской Германией огромное экономическое и оборонное значение имело создание мощной химической промышленности, способной обеспечить в военный период потребности государства в конструкционных материалах, необходимых для создания оружия, топливе, взрывчатых веществах, лекарственных препаратах, минеральных удобрениях и других химических соединениях.
Большую роль в истории Великой Отечественной войны сыграли химические элементы-металлы, они помогали ковать победу над фашистской Германией.
- Как вы думайте, какая тема нашего урока? Металлы в ВОВ,
- Сформулируйте цель нашего урока.
Актуализация знаний:
Давайте вспомним, что такое металлы?
Металлы это группа элементов, в виде простых веществ, обладающих характерными металлическими свойствами, такими, как высокие тепло- и электропроводность, высокая пластичность и металлический блеск. Из 118 химических элементов, открытых на данный момент (из них признаны 112), к металлам относят 94 элемента.
- Таким образом, возникает проблемный вопрос: «Как и каким образом, металлы помогли в победе Великой Отечественной войне?».
Для этого вы сидите в группах и у каждого есть номер, сейчас я попрошу первые номера сесть вместе, вторые, третьи и четвертые. У каждой группы свое задания, в течении 5 минут вы в своих группах рассматриваете вопросы, изучаете их. Для того чтобы вернувшись в группы вы рассказали свой вопрос другим учащаемся.
Ученики под №1 – физические свойства металлов
Ученики под №2 – роль металлов 1 группы в ВОВ
Ученики под №3 - роль металлов 2 группы В ВОВ
Ученики под №4 - роль металлов побочных подгрупп
Учащиеся возвращаются в свои группы и в течении 10 минут слушают каждого учащегося, по своему вопросу оценивают друг друга на оценочных листах и схематично изображают роль металлов в ВОВ.
Выслушать заключения каждой группы и просмотреть их схематичное изображение: «Металлы в ВОВ»
Учитель: в книге Альберта Валентинова “Металла огненный поток” есть такой занимательный рассказ. “В один из морозных зимних дней царила паника. Складской сторож, отставной солдат, доживающий свой век “при должности”, обалдело привалился к штабелю ящиков и тупо глядел перед собой пустыми глазами. Даже его холеные бакенбарды и те обвисли, вытянулись грустными сосульками и сильно смахивали на банную мочалку, небрежно приклеенную к помертвевшему лицу.
Неподалеку пять или шесть чиновников военного ведомства столпились вокруг открытых ящиков и, забыв про респектабельность, возбужденно размахивали руками. Да и было от чего прийти в волнение: на складе пропали…пуговицы. Да, да, блестящие оловянные солдатские пуговицы таинственным образом исчезли из ящиков. Мало того, что государству нанесен убыток, поскольку олово стоит немало, но сам факт случившегося внушал тревогу: сегодня злоумышленник похитил пуговицы, а завтра, глядишь, и оружие заберет.
А этот злоумышленник оказался очень уж нахальным. Мало того, что выгреб все пуговицы, он еще, словно в насмешку, насыпал в ящики какой-то серый порошок. Нет, это был явно опасный тип. А олух-сторож имеет наглость уверять, что караулил исправно и не допускал к дверям склада никого из посторонних. И как теперь докладывать генералу, начальнику департамента, который потребует немедленно изловить похитителя?
История не донесла до нас, как вышли чиновники из этого положения и какое наказание понес сторож. Случай с пуговицами наделал много шума, но постепенно о нем забыли.
Скажите, кто же виноват в этой истории и почему?
Учитель выслушивает ответы и делает вывод: Дело в том, что при низкой температуре атомы олова перестраивают свою кристаллическую решетку и металл разрушается, “заболевает”. Название этой болезни – оловянная чума. Солдатские пуговицы нельзя хранить на морозе.
Учитель: В войну многие ваши сверстники, ребята, в военные годы, во время налетов дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы, предназначенные для вызывания пожаров и разрушения оборудования воздействием высоких температур. Чем были опасны эти бомбы?
Ученик: Начинкой таких бомб была смесь порошков: алюминия, магния и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламенявший зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. Горячий зажигательный состав нельзя потушить водой, так как раскаленный магний реагирует с водой. На доске:
4Al+ 3O2 = 2Al2O3
2Mg + O2 = 2MgO
3Fe3O4 + 8Al = 9Fe + 4Al2O3
Mg+ 2H2O = Mg(OH)2+ H2
Учитель: А чем же тогда можно было потушить зажигательную бомбу? (Песком)
Итоги урока.
(Если время есть то вывод делают учащиеся, если времени нет, то итоги подводит учитель. На доске каждая группа вывешивает свои стенгазеты).
На митинге советских ученых в 1941 году академик А.Е. Ферсман сказал: “Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. Потребовался целый ряд новых металлов для авиации, бронебойной стали; магний, стронций для осветительных ракет и факелов; больше йода и самых разнообразных веществ. Необходимо было своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды, чтобы снова наука могла спокойно заниматься своим мирным трудом, чтобы она могла поставить на службу человечеству всю сумму природных богатств, положить всю менделеевскую таблицу к ногам освобожденного и радостного человечества”.
И, конечно же, Великая победа это заслуга того, что металлы попали в руки умелых рабочих и отважных воинов, отличных специалистов, которые и принесли нам победу.
Учитель. Хотелось услышать от вас о нашем уроке – что понравилось, что надо переделать. Выразите свое отношение к уроку поднятием вверх цветных карточек : красные – понравился урок; зеленые – не совсем понравился.
Домашняя работа.
Записать ОВР всех уравнений, которые были записаны во время урока.
Повторить главу: «Металлы и их соединения»
Приготовить кроссворд на тему: «Металлы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...
Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Советские самолёты времен Великой Отечественной войны)
Советские самолёты времен Великой Отечественной войны...
Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Техника СССР во Время Великой Отечественной войны)
Классификация техники; Легкие танки, Средние танки, Тяжелые танки, ПТ - САУ(противотанковые самоходные артиллерийские установки), САУ(самоходные артиллерийские установки), Тяжелые танки...
Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны
Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...
Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.
Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...
Паспорт проекта «Фестиваль военной песни», посвященный 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
Актуальность Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития совре...
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Дети и подростки - герои Великой Отечественной войны.
Каждый год мы вспоминаем войну 1941-1945 гг., унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну. ...