Информационно - коммуникационные технологии в обучении химии.
учебно-методический материал по химии
Статья посвящена вопросам применения информационных технологий на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ikt.docx | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно - коммуникационные технологии в обучении химии.
Балкарова Светлана.Николаевна
Учитель химии высшей квалификационной
категории МКОУ «СОШ №2 г.п. Терек»
Почетный работник общего образования РФ
Статья посвящена вопросам применения информационных технологий на уроках химии.
« Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить
то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»
В.О. Ключевский
Самым главным моментом в работе учителя, считаю стремление к постоянному совершенствованию своего мастерства. Я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требованиям[1], но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников. Мой кабинет оснащен современным лабораторным оборудованием и компьютером с выходом в интернет. Всё это позволяет мне выстраивать обучение предмету на высоком современном уровне с учётом целей обучения. В практике своей работы наряду с иллюстративно – объяснительными методами обучения[2],, активно использую информационные технологии. Организация работы на уроке с применением ИКТ помогает решить проблемы, связанные с мотивацией учения, с подготовкой обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, подготовкой к олимпиадам и конкурсам. Происходит интеграция с современными педагогическими технологиями. В своей работе я использую как готовые образовательные ресурсы, так и созданные самостоятельно, например, на основе платформы «1С: Образование» или любой другой программы[3].
Основные направления использования мною компьютерных технологий.
1.Тематическое планирование уроков
Производя тематическое планирование, которое ориентировано на конкретную структуру урока и планируемые результаты обучения, обязательно указываю ссылки на ЦОРы, необходимые для конкретной темы или урока, т.е. пытаюсь создать собственный электронный дидактический материал. ЦОРы служат дополнением к учебникам и учебным пособиям. Они делают уроки ярче и современнее[4].
2.Проведение уроков различных типов. Компьютер в образовательном процессе можно использовать при подготовке и проведении различных форм урока: урока – лекции с мультимедийной презентацией, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии[3]. Это могут быть уроки :
-Урок в компьютерном классе
-Урок с компьютерным сопровождением;
2.Проведение уроков различных типов. В работе я использую готовые программные продукты, Интернет-ресурсы, презентации, разработанные мной и моими учащимися. При изучении новой темы, одной из форм является урок – лекция с мультимедийной презентацией, которая позволяет акцентрировать внимание на значимых моментах излагаемой информации. Учебную презентацию можно использовать для фронтальной, парной, групповой и индивидуальной работы[5]. Каждый учитель знает, как оживляет урок использование аудио и видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Некоторые разделы урока лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать, поэтому параллельно рассказу демонстрирую видеоопыт, который из-за токсичности реактивов продемонстрировать на уроке невозможно. А единая коллекция ЦОР предлагает в огромном количестве такие опыты, которые можно использовать при отсутствии реактивов.
Материал о значении и применении веществ есть в каждой теме, а так как временные рамки урока ограничены, то на одном слайде можно разместить многие сведения о веществе (например уроки химии в 9 классе по теме «Углерод и его соединения» «Применение алюминия»). Практикую давать учащимся опережающие задания: изучить тему и составить презентацию, в которой будут фотографии, таблицы, опыты для её представления на уроке. При этом ребята могут создать презентацию самостоятельно или в паре по любой теме программы и изученному на уроке материалу. Материалы и слайды этой презентации ученики используют при представлении на уроке. Поэтому они не боятся выступать на уроке по новой теме, имея такие «шпаргалки» и проявляют устойчивый интерес к изучению химии[8]. Интерактивные элементы позволяют перейти от пассивного усвоения к активному. Таким образом, учениками были подготовлены презентации по темам: «Алкены», «Ароматические углеводороды», «Белки» и др. Схемы и таблицы, слайды очень выручают на уроках обобщения знаний, где очень большой объём информации. Компьютерную презентацию сочетаю с использованием единой коллекции ЦОР на сайте htpp:| school-сollection.edu.ru ., и на сайте федерального центра информационно-образовательных ресурсов- http://fcior.edu.ru. В соответствии с целями и задачами урока необходимо тщательно подбирать цифровые образовательные ресурсы. Но при этом надо не подменять урок на образовательный ресурс, а грамотно распределить ЭОР на все этапы урока.
В начале урока целесообразно применять те ресурсы, которые будут способствовать повышению мотивации, заинтересованности школьников, а выполнение виртуальных лабораторных работ - в середине урока[7]. В индивидуальной работе предпочитаю более камерную обстановку, которую легко организовать за моим компьютером.
3. Уроки контроля знаний. Тестирование и проверку разного рода заданий, часто провожу дистанционно. Использование компьютера позволяет иметь возможность проконтролировать каждый шаг работы ученика в классе с помощью программ для тестирования. Сайт ЯКласс помогает мне мгновенно подготовить и проверить домашние задания в режиме «онлайн». Также в практике своей работы я использую образовательный портал "Учи. ру". Там можно назначить работу классу или отдельным ученикам, а также можно задавать домашнюю работу из карточек по определенным темам. Программа фиксирует количество вопросов, количество правильных ответов, время выполнения заданий, выставляет оценку. Я часто использую на уроках тесты по химии. Кроме готовых, использую тестовые задания и на бумажном носителе, составленные мной с помощью программ MS Office Word, Microsoft Publisher). Уроки контроля знаний уже немыслимы без тестирования, которое стало неотъемлемой формой подготовки к ГИА и ЕГЭ.
В компьютерном классе учащиеся работают в сети Интернет с онлайн-тестами при подготовке к ЕГЭ и ГИА по предмету в интерактивной форме. При этом учащиеся знакомятся с требованиями и уровнем знаний, необходимыми для успешной сдачи тестов. Также во время подготовки учащихся к ЕГЭ я использую и авторские материалы с сайтов моих коллег и размещенных на портале festival. 1 September.ru. О результативности такой работы свидетельствуют результаты экзаменов по химии в форме ЕГЭ учащихся нашей школы.
4. Внеклассные мероприятия. Использование сетевых технологий играет немаловажную роль для подготовки внеклассных мероприятий[6]. Чаще всего я использую следующие сайты, где, как мне кажется, информация по химии наиболее подготовлена к применению и требует лишь небольшой коррекции: Алхимик http://www.alhimik.ru; Мир химии http://www.chem.km.ru; Электронная бибилиотека по химии http://www.chemnet.ru/rus/elbibch.html; сайт «Издательский дом «Первое Сентября»www.1september.ru. С помощью компьютерных программ разрабатываю сама и с ребятами сценарии внеклассных мероприятий, готовим презентации и видеоролики к тематическим классным часам, слайд - шоу электронного фотоальбома класса. Понятнее и доступнее становятся лекции о жизни и деятельности ученых - химиков, когда сопровождаются фильмами, демонстрацией фотографий. Эффективность такой работы подтверждается повышением познавательной активности обучающихся.
5. Проектная и творческая работа. Исследовательский метод ярко реализуется в проектной деятельности моих учащихся и развивает их интеллектуальные способности. В нашей школе на протяжении многих лет функционирует научное общество учащихся, в которой представлена и секция химии. Функционирование нашего НОУ осуществляется благодаря использованию метода проектов. Работа при подготовке проекта позволяет наполнить досуг учащихся занятием по интересу, удовлетворить свои потребности в получении большего, чем может дать урок. В процессе подготовки проекта, учащиеся сами приобретают знания из разных источников, работают в группах, развивают коммуникативные и исследовательские умения (проблема, сбор информации, наблюдения, анализ) [9]. Они приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности. Работы моих учеников представлены в различных конкурсах, начиная от школьного уровня и до Всероссийского, в том числе, отправляя работы на заочные Интернет –конкурсы и олимпиады. Например, научно – исследовательские работы: «Рациональное питание школьников - важнейшее направление валеологического подхода в школьном образовании и воспитании», «Влияние различных сортов мыла на кожу подростков», «Оценка качества витаминизированных продуктов питания функционального назначения», «Исследование современных жидких моющих средств для мытья посуды». Выводы и рекомендации использую при проведении классных часов, и на своих уроках, так как они способствуют формированию основ здорового образа жизни. С рассказом о своей работе, выводах, перспективах школьники выступают перед другими ребятами, «заражая их» творчеством. В результате из одной группы исследователей, могут образоваться несколько новых, работающих по своим направлениям. В качестве результатов применения ИКТ-технологии могу отметить позитивную динамику в повышении мотивации к обучению, увеличение числа школьников, занятых научно-практической деятельностью.
Обобщение педагогического опыта на различных уровнях.
В условиях современного уровня преподавания, использование сетевых технологий играет немаловажную роль. Одной из сторон моей работы, как учителя является представление, обобщение, распространение своего педагогического опыта, публикации на различных уровнях. Потому без компьютера совсем не обойтись: это и набор текстов для отчетов, выступлений, презентаций, их демонстрация слушателям. Я размещаю свои материалы на своем сайте, на сайте школы, нахожу помощь в подготовке таких материалов у других коллег через Интернет, повышаю своё методическое мастерство с помощью использования различных Интернет-ресурсов, участвую в обсуждениях и форумах, лекциях сетевых образовательных ресурсов. С помощью электронной почты я общаюсь с коллегами, учениками, пересылаю творческие работы учащихся на различные интернет-конкурсы.
Информационно- коммуникативные технологии несомненно относятся к развивающимся технологиям[10]. Опыт использования такой технологии говорит о том, что ИКТ надо все шире внедрять в процесс обучения. Включение в процесс обучения информационно – коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами преподавания повышает его результативность, помогает расширить кругозор как педагогов, так и обучающихся, способствует обмену мнениями и опытом с коллегами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Поташник, М.М. Требования к современному уроку / Поташник М.М. - Москва : Центр педагогического образования, 2013. - 270 с. 2.Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2007– 156 с/ 3.Леташкова Екатерина Владимировна «Использование информационных технологий на уроках химии», http://festival.1september.ru
4.Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах [Текст]/А.В. Осин. - М.: Агентство "Социальный проект", 2007. - 32 с.
5.Журавлёва, С.В. Использование компьютерных презентаций в изучении химии [Электронный ресурс] / С.В. Журавлева, И.Л. Каусова .‒ Режим доступа: http: // www.festival@1september.ru, 24.09.2009 6. Панкова В.П. Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся с помощью сетевых проектов.// Издательский дом «Первое сентября». Химия. №13, 2010. с30. 7. Платонова Т.И. Об использовании электронной презентации на уроке// Журнал «Химия в школе» №9, 2007, с.25-29. 8.Красновидова, Е.В. Различные формы работы с компьютерными презентациями [Электронный ресурс] / Е.В. Красновидова. ‒ Режим доступа: http: // www.agatik69@mail.ru 01.10.2009. 9.Эпштейн М.М., Юшков А.Н. Исследования и проекты детей и подростков: содержательные, дидактические, возрастные аспекты. - Народное образование. - № 6, 2014 - С.151-160. 10.Конев, М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения / М.Н. Конев // Химия в школе. ‒ 2008. ‒ № 5. ‒ С. 12-14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (из опыта работы)
В статье отображены методы и приемы создания мотивации общения на иностранном языке в учебных условиях: различные виды работ с киносюжетами, входящими в УМК и видеофильмом, созданным и снятом са...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИБлажец В. В., учитель химии МОУ ЦО №9 г. Пятигорска Химия занимает особое место среди школьных дисциплин. Она создает у учащихся представле...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии»
Сегодня имеет место тенденция понижения интереса к изучению химии. В последние десятилетие изменилась структура школьного химического образования: вместо линейной системы преподавания предмета введена...
статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии"
В статья рассказывается о том,как повысить интерес учащихся к предмету посредством информационных технологий....
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»
В XXI веке произошла информатизация общества. Это затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...
«Формирование информационно-коммуникационных компетентностей при обучении химии.»
Модернизация общего образования, в связи с переходом на профильное обучение, требует от учителя высокого уровня преподавания с использованием различных методик и технологий обучения. В условиях вариат...
Статья Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии
об использовании современных педагогических технологий...