Роль специальных методик в преподавании химии при формировании первоначальных химических понятий у детей с нарушениями слуха.
материал по химии

Материал содержит рекомендации по формированию первоначальных химических понятий у детей с нарушениями слуха с применением специальных методик при преподавании в школе для детей с нарушениями слуха. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль специальных методик в преподавании химии при формировании первоначальных химических понятий у детей с нарушениями слуха.

 Учебная дисциплина «Химия» играет важную роль в личностном и когнитивном развитии глухих обучающихся, содействуя формированию в их сознании химической картины мира, развитию научного мировоззрения в целом.

Благодаря химическому образованию у глухих обучающихся создаются отчётливые представления относительно роли химии для решения многих проблем, стоящих перед человечеством: медицинских, экологических, продовольственных, сырьевых и иных. Приобретаемый обучающимися объём химических знаний необходим им для овладения социальными компетенциями. Это в полной мере касается освоения способов безопасного поведения в повседневной жизненной практике, обогащения представлений о здоровом образе жизни. Овладение фундаментальными знаниями по химии, включая химические теории, законы, факты, понятия, символику и др., позволяет вырабатывать у глухих обучающихся адекватные представления о составе веществ, их строении, превращениях, использовании на практике. Кроме того, на основе этих знаний осознают опасность, которую могу представлять химические вещества и процессыХочу поделиться опытом своей работы применения специальной методики в преподавании химии в школе для детей с нарушениями слуха.

Эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания. 

        Специальную группу представляют методы, применяемые при изучении того или иного учебного предмета, предусмотренного учебным планом школы для глухих детей. Характерные особенности содержания учебного материала и особенности усвоения его глухими школьниками обусловливают необходимость использования особых методов, методических приемов и организационных форм обучения.

          К специфическим следует отнести те методы, которые используются сурдопедагогами в процессе проведения специфических разделов работы (формирование словесной речи глухих учащихся как средства общения, развитие и использование слухового восприятия, обучение чтению с губ и произношению).

         

Хочу поделиться опытом работы по формировании первоначальных химических понятий у детей с нарушениями слуха.

 Наиболее распространенным средством изложения материала на уроках химии является устная речь, которую учитель должен всемерно использовать на уроке. Однако для установления лучшего контакта между обучающимися и учителем используются особые вспомогательные средства: жестовая речь, дактилология, четкая артикуляция учителя, обеспечивающая чтение с губ, использование индивидуальных слуховых аппаратов.

           Основной речевой материал на уроках химии воспринимается детьми слухо-зрительно, в помощь используется дактилология или письменная речь. Так как у наших учащихся хорошо развита слухо-зрительная память, использование табличек, на которых записываются химические термины и записи на доске, способствуют лучшему усвоению программного материала.

      Введение нового термина, химического понятия проводится на основе объяснения учителя (в ряде случаев может быть использована дактильная и при необходимости, жестовая речь, как вспомогательное средство обучения) с использованием слайдов и презентаций.

       Химия — один из самых сложных общеобразовательных предметов. Даже учащимся массовой школы успешно овладеть базовым школьным курсом химии бывает нелегко. Поэтому при преподавании химии в школе для детей с нарушениями слуха  возникает необходимость адаптации рабочей программы по химии в связи с  замедленным темпом прохождения учебного материала, так как с самого начала обучения ведется большая работа по овладению необходимой химической лексикой и терминологией.

         Учебники, предназначенные для общеобразовательных школ, не всегда в полной мере пригодны для обучения глухих, поскольку словарный запас и понимание многих словосочетаний глухими весьма ограничены. Поэтому много времени уходит на объяснение учащимся с нарушением слуа  химических терминов и понятий.

В процессе освоения нового словаря обучающимся прививается:

1) считывание новых слов с губ учителя;

2) правильное их произнесение;

3) правильное и активное использование терминов в предложениях.

         Словарный минимум повторяется из урока в урок с последующим добавлением новых слов.

Усвоение программного материала усваивается учащимися, благодаря применению специальной методики –многократной обработке речевого материала, закреплению навыка считывания с губ учителя.

Запоминая названия и символы химических элементов , учащиеся тренируются в его правильном написании, произношении, что способствует укреплению различных типов памяти.

      Учащимся с нарушениями слуха очень трудно учить большой объем совершенно нового, незнакомого материала по новому предмету.             Основными задачами при обучении химическому языку на первоначальном этапе являются:

 -усвоение учащимися алфавита химического языка (совокупности знаков химических элементов),

 -овладение правилами составления химических формул и уравнений,

          Для выработки первоначальных умений и навыков овладения и использования химического языка учащимися  необходимо отработать следующие умения:

-произносить химические знаки;

- воспринимать их на слух;

- называть химические знаки под диктовку.

         Учащиеся вместе с учителем читают название, химического элемента, запоминают химческий знак, символ, проговаривают произношение элемента.

Например, водород-Н –аш, кислород-О (о),  калий –К (калий).

Для заучивания химической символики помогает прием работы с карточками

 На одной стороне карточки пишется символ элемента, на другой - русское название и произношение.

     Для проверки знаний учащиеся воспринимают задания учителя на слухозрительной основе. Учитель произносит название элемента или читает произношение элемента- учащиеся поднимают карточку, показывая символ элемента. Если учитель показывает карточку с символом элемента -учащиеся называют какой это элемент.

Также провожу слухозрительные  диктанты, в содержание которого входит написание химических знаков по их произношению и названию элементов, которые способствуют закреплению словаря обучающихся и проверке их знаний по химии.

    Химические диктанты закрепляют навыки чтения с губ учителя. Выполняя соответствующие упражнения, учащиеся учатся произносить химические знаки. Химическая лексика вводится в речь учащихся и закрепляются посредством выполнения постепенно усложняющихся заданий. Содержание этих заданий должно учитывать, что овладение учащимися химическим языком происходит во всех видах речевой деятельности. Используют ее для индивидуальной и фронтальной проверки умений произносить химические знаки, давать названия химическим элементам по их знаку. В конце изучения химической символики каждый ученик сдает зачет.

  Наиболее ответственным этапом в овладении химическим языком является изучение первоначальных химических понятий, поэтому желательно при календарно-тематическом планировании запланировать уроки-практикумы, уроки-зачеты, использовать различные методы, формы и приемы контроля знаний учащихся.

Для успешного формирования химического языка необходимо внедрять в школьную практику проблемные и игровые ситуации, элементы занимательности. Реализация специфических задач урока химии в школе глухих заключается в максимальном наполнении занятий учебным материалом, в правильном распределении времени на уроке и ускорении темпа на каждом этапе, в повышении занятости учащихся, в осуществлении индивидуального подхода к обучению, в большем (по сравнению с обучением слышащего ребенка) объеме работы по повторению пройденного. Решающую роль в решении специфических задач урока оказывает насыщение его наглядным материалом общего и индивидуального пользования: карточками с индивидуальными заданиями, индивидуальными справочниками, опорными схемами, инструктивными карточками, сопоставительными таблицами и др.

Успешное усвоение темы "Первоначальные химические понятия» учащимися с нарушениями слуха является основным фундаментом для дальнейшего овладения предметом химии. Применение специальных методик в преподавании химии имеет огромное значение. Применение специальной  методики в преподавании химии (формирование словесной речи учащихся на уроках, развитие слухового восприятия)     помогает лучшему усвоению программного материала, улучшению качества знаний, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке и позволяет учащимся с нарушениями слуха более свободно осуществлять выбор учебного заведения для профессионального обучения, включая медицинские учебные заведения.          

Наши выпускники окончили Ульяновский, Уфимский , Амурский медицинские колледжи, получили  специальность “ Лабораторная диагностика”,”Зубной техник”,  трудоустроены , работают по специальности в учреждениях здравоохранения РТ.                                               В настоящее время среди выпускников есть студенты Тувинского государственного университета (специальность Биология и химия), Уфимского медицинского колледжа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный тест по химии 8 класса по теме "Первоначальные химические понятия.Атомы химических элементов"

Тест используется для проверки знаний учащихся по теме "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов". Данный тест предназначен для учащихся, изучающих химию по программе О.С.Габриеля...

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

Вопросы для самоподготовки по химии по теме: "Первоначальные химические понятия"

Вопросы для самоподготовки по химии по теме: "Первоначальные химические понятия"...

Урок по химии, 8 класс «Первоначальные химические понятия», Дифференцированный зачет с использованием элементов игровых технологий

УРОК ТРЕБУЕТ НЕКОТОРОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ: ИНФОРМИРОВАНИЕ О ЗАЧЕТЕ ВЫВЕШИВАЕТСЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ ПЕРЕД ИЗУЧЕНИЕМ ТЕМЫ, ПОДГОТОВИТЬ ДИФФЕРЕЦИРОВАННЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ВЫБРАТЬ ПОМОЩНИОВ ИЗ СТАРШ...

Контрольная работа по химии 8 класс " Первоначальные химические понятия"

Контрольная работа №1 по химии в 8 классепо теме «Первоначальные химические понятия» (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г). I вариант.1.ТЕСТ: выберите правильные утверждения.А)Кислород – это сло...

Методика изучения обработки информации в электронных таблицах MS Excel для детей с нарушениями слуха

При подходе к обучению слабослышащих и глухих детей необходимо учитывать, что при нарушении слуха аномально развивается не только речь, но и общая познавательная деятельность учащихся, что проявляется...

МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ ПО ТЕМЕ «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ» 8 КЛАСС

Работа предназначена для проведения контрольной работы по теме "Первоначальные химические понятия"...