Методика подготовки к государственной итоговой аттестации по биологии и химии
методическая разработка по химии

Обощение опыта по подготовке обучающихся к ГИА по химии и биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Каракульская СОШ»

Кызыма Н.С.

Обобщение педагогического опыта

Тема: « Методика подготовки к итоговой аттестации учащихся по биологии и химии с использованием современных педагогических технологий и методов обучения»

Автор опыта: Кызыма Наталья Сергеевна,

учитель химии биологии

высшей квалификационной категории

МОУ «Каракульская СОШ»

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

мы украдём у детей завтра» Джон Дьюи.

Аннатация .

Я работаю учителем биологии и химии уже 25 лет. За время существования ЕГЭ и ОГЭ универсального метода нет. За эти годы перепробовано много методик, приемов изучено много литературы. Но главной целью моей профессиональной деятельности, связанной с образованием учащихся, является развитие положительной мотивации к учению, формирование умений самостоятельно приобретать новые знания для осмысления и решения современных проблем, формировать основы здорового образа жизни. Также свою миссию как учителя вижу в том, чтобы учащиеся достигали высоких предметных и мета предметных результатов в освоении образовательной программы и, как следствие этого, высоких результатов на ОГЭ и ЕГЭ. Работа над популяризацией знаний биологии и химии и их практической направленности - неотъемлемая часть моего педагогического труда.

Актуальность .

Данная разработка создана с учетом спецификации экзамена по биологии и химии в 11 классе профильного уровня. Главное назначение разработки – обеспечение гарантий получения обучающимися необходимого объема знаний по предметам для успешной сдачи ЕГЭ.

На сегодняшний день Единый Государственный Экзамен стал единственной формой итоговой аттестации выпускников школ, кроме того, по результатам ЕГЭ российские вузы набирают абитуриентов. А учащимся 9 класса для получения аттестата необходимо сдать два экзамена по выбору. Поэтому самой актуальной проблемой преподавателей стала качественная подготовка учащихся к экзамену в формате ЕГЭ и ОГЭ.

ЕГЭ и ОГЭ по биологии и химии предусматривает участие выпускников, выбравших биологию в качестве профильного предмета. В моей методике подготовки к экзамену основной акцент делается на освоение понятий биологии и способности применять знания для объяснения биологических процессов и явлений решать цитологические и генетические задачи работать с биологической информацией, в виде таблиц, текстов, рисунков, схем, диаграмм. По химии больше уделяю внимание решению нестандартных задач и проведению эксперимента. Каждый ученик мечтает хорошо сдать ЕГЭ и ОГЭ, получить высокие баллы и поступить в вуз. В последние три года на переход новых стандартов ФГОС учащиеся сталкиваются с трудными вопросами ЕГЭ , по разделам генетики и цитологии (решение задач). Реакции подтверждающие взаимосвязь органических соединений и установление молекулярной и структурной формулы вещества . Поэтому приходится использоватьсовременные педагогические технологии и методы .

Цели и задачи методической разработки – это повышение качества образования, повышение профессионального мастерства педагога, обеспечение достижения учащимися результатов освоения содержания образования на базовом и повышенном уровне, обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования.

Введение.

Современные педагогические технологии на уроках химии и биологии.

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения.

Система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ предусматривает наряду с традиционными технологиями, использование современных технологий, таких как:

1. Тестовые технологии

2. Групповые технологии

3. Информационно-коммуникационные технологии

4. Технология дифференциации

5. Здоровьесберегающие технологии

Основная часть

#1057;истемный подход.

Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать активность учащихся при решении практических и теоритических задач по генетике. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала.

Главный итог подобного подхода к обучению: опора на предыдущие знания, работа над системой общих понятий ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления, и, следовательно, к более высоким результатам в обучении.

2. Информационно-коммуникационные технологии.

Использование компьютера на этапе объяснения нового материала.

ИКТ также играет не мало важную роль в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Я активно использую ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке,как к урокам, так и к экзамену.

Применение новых ИКТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю ученикам выполнять их в домашних условиях. Опыт показывает, что учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и часто обращаются за консультациями по поводу трудностей.

Для самоподготовки Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты ГИА-9, ФИПИ, «Решу ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ».

Для самоподготовки обучающимся рекомендую он-лайн тестирование в системе интернет-ресурсов :

, , , , , и других.

На этапе объяснения нового материала можно использовать следующие виды учебной деятельности:

1. Цветные рисунки и фото. Использование компьютера на уроках позволяет при объяснении нового материала использовать большой иллюстративный материал, что способствует лучшему усвоению материала.

2. Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, так как позволяют иллюстрировать богатый живой мир.

#1042;идеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень.

Видеофрагменты с использованием компьютера, позволяют использовать видеоматериал как сверхэффективное средство создания проблемной ситуации на уроке.

4. Анимации , виртуальные лаборатории по химии, видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, по химии различные способы получения веществ.

5. Интерактивные модели и рисунки, схемы. Интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы, фрагменты коротких анимации.

6. Мультимедийные презентации.

Создание уроков-презентаций требует умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в аналогичном порядке. Использовать ряд индивидуальных (групповых) заданий и задач разного типа. Среди них могут быть тестовые задания; теоретические вопросы, ответы на которые можно проверить при обращении к компьютерным моделям и вопросы, направленные на понимание проиллюстрированного моделями теоретического материала. Этот этап требует тщательной подготовки дифференцированных заданий и бланков для оформления отчетов о проделанной работе, так как на «бумажную» работу у учащихся может не остаться ни времени, ни желания.

На этапе закрепления материала можно использовать следующие виды учебной деятельности.

#1056;абота с заданиями с выбором ответа.

2. Работа с тренажерами. Данный вид работы позволяет закрепить знания учащихся и отработать умения определять части и органы живых организмов.

3. Выполнение виртуальных лабораторных работ позволяют кроме закрепления знаний и отработки умений, значительно сократить время на проведение лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы.

4. Работа с интерактивными заданиями – задания (система заданий), в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа. Интерактивные задания могут содержать фото-, видео- и анимационные объекты. Такие задания переводят эти объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. В своей работе я использую индивидуальный и дифференцированный подход в к подготовке к ЕГЭ. Использую внутреннюю (уровневую дифференциацию) - различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс) и внешнюю (профильную дифференциацию)- обучение разных групп учащихся по программам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала.Цели дифференцированного обучения:

Для 1-й группы учащихся:

  • пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями; ликвидировать пробелы в знаниях и умениях; сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для 2-й группы учащихся:

  • развить устойчивый интерес к предмету; закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала; сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством.

C:\Users\PC\Desktop\

Разно уровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышения познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня.

Индивидуальная работа с обучающимися .

Решению химических задач также уделяю большое внимание, начиная с 8 класса, так как считаю это умение важнейшим критерием эффективности усвоения химических знаний.

В 9 классе начинаю использовать задания «Выбери три ответа из шести», а также разнообразные задания по теме «Теория электролитической диссоциации» и «Окислительно-восстановительные реакции».

Уже с 8 класса применяю все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ЕГЭ и ГИА в 9 классе.

Тесты использую на разных этапах урока: и во время проверки домашнего задания, и в момент актуализации знаний, и на этапах изучения и закрепления нового материала. Но перегружать урок тестами не следует. Оптимальное их количество в 8-9 классах – 5-7 за урок. Задания пишу заранее на доске, печатаю на карточках или создаю мультимедийные слайды.В КИМах ГИА в 9 классе используются текстовые задания 22, которые требуют узнавания вещества и описания его химических свойств в виде уравнений химических реакций. Подобное задание проверяет следующие умения:

- быстро читать и извлекать необходимую для ответа информацию из незнакомого текста, представленную в скрытом или явном виде,

- отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тесте информацию;

- соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста.

В учебном процессе при подготовке к экзаменам целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, что должно обучить школьников находить нужную информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос.

Задание. Вставь в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения (тема «Строение клетки»).

#1050;летки бактерий, грибов и растений, кроме мембраны имеют еще и ___________(А). Полужидкое содержимое клетки_____________(Б). В ней находятся различные ____________(В). Генетический аппарат-важнейшая часть клетки. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружен мембраной и называется __________(Г). В нем расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом______(Д).

1) Вакуоли 2)Цитоплазма 3)Клеточная мембрана 4)Ядро 5)Хромосомы 6)Клеточная стенка 7)Органоиды.

#1042; растительных клетках содержатся овальные тельца зелёного цвета — ___________ (А). Молекулы ___________ (Б) способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют ___________ (В) из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г). Она выполняет важные функции.

1) хромопласт 2) вакуоли 3) хлоропласт 4) хлорофилл 5) митохондрии 6) целлюлоза 7) гликоген 8) глюкоза.

Особое внимание обращаю на формирование умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Этому способствует составление плана к параграфам учебника, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в специально подобранных текстах, заполнение таблиц, схем, конспектирование материала, комментированное чтение, составление к тексту вопросов творческого характера, составление кроссвордов. Сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов является основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.

В старших классах при подготовке к ЕГЭ я практикую зачёты по биологии и химии где от каждого ученика стараюсь добиться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем; провожу семинары, к которым ребята готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (раздаю листы с вопросами в качестве домашнего задания).


Зачетная работа по теме « Биосинтез белка » дата_________________

Ф.И. ученика__________________________ СОШ № _____ класс

Задание1. Выберите три правильно названных свойства генетического кода.

A) Код характерен только для эукариотических клеток и бактерий

Б) Код универсален для эукариотических клеток, бактерий и вирусов

B) Один триплет кодирует последовательность аминокислот в молекуле белка

Г) Код вырожден, так аминокислоты могут кодироваться несколькими кодонами

Д) Код избыточен. Может кодировать более 20 аминокислот

Е) Код характерен только для эукариотических клеток

Задание 2. Постройте последовательность реакций биосинтеза белка.

A) Снятие информации с ДНК

Б) Узнавание антикодоном т-РНК своего кодона на и-РНК

B) Отщепление аминокислоты от т-РНК

Г) Поступление и-РНК на рибосомы

Д) Присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента

Задание 3. Постройте последовательность реакций трансляции.

A) Присоединение аминокислоты к т-РНК

Б) Начало синтеза полипептидной цепи на рибосоме

B) Присоединение и-РНК к рибосоме

Г) Окончание синтеза белка

Д) Удлинение полипептидной цепи

Задани 4. Найдите ошибки в приведенном тексте.

  1. Генетическая информация заключена в последовательности нуклеотидов в молекулах нуклеиновых кислот. 2. Она передается от и-РНК к ДНК. 3. Генетический код записан на «языке «РНК». 4. Код состоит из четырех нуклеотидов. 5. Почти каждая аминокислота шифруется более чем одним кодоном. 6. Каждый кодон шифрует только одну аминокислоту. 7. У каждого живого организма свой генетический код.

1. В некоторой молекуле ДНК на долю нуклеотидов с Тимином приходится 14%. Определите процентное содержание нуклеотидов с Гуанином, входящих в состав этой молекулы. В ответе запишите только соответствующее число______________

2. Сколько нуклеотидов в гене кодируют последовательность 60 аминокислот в молекуле белка. В ответ запишите только соответствующее число_____________

3. Сколько кодонов кодируют фрагмент полипептида, состоящий из 367 аминокислот? В ответе запишите только соответствующее число______________

4. В двух цепях молекулы ДНК насчитывается 3000 нуклеотидов. Информация о структуре белка кодируется на одной из цепей. Подсчитайте сколько закодировано аминокислот на одной цепи ДНК. В ответ запишите только соответствующее количеству аминокислот число_____________

5. Какой триплет на ДНК соответствует кодону УГЦ на и-РНК?______________

6. Сколько нуклеотидов во фрагменте матричной цепи ДНК кодируют 55 аминокислот во фрагменте полипептида? В ответе запишите только соответствующее число_____________

7. Какой процент составляют нуклеотиды с Тимином в молекуле ДНК, если нуклеотиды с гуанином и Цитозином вместе составляют 24 %? В ответе запишите только соответствующее число_____

8. Сколько нуклеотидов в участке гена кодируют фрагмент белка из 25 аминокислотных остатков? В ответ запишите только соответствующее число_______

9. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с Тимином в этой молекуле. В ответ запишите только соответствующее число___

10. В двух цепях молекулы ДНК насчитывается 3000 нуклеотидов. Информация о структуре белка кодируется на одной из цепей. Подсчитайте сколько закодировано аминокислот на одной цепи ДНК. В ответ запишите только соответствующее количеству аминокислот число____

Задание 5 Известно, ч то в се в иды Р НК синтезируются н а Д НК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли т -РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь смысловая, нижняя транскрибируемая).5’-ТАЦГАТЦГАТЦГЦАТ-3’

3’-АТГЦТАГЦТАГЦГТА-5’

Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте, обозначьте 5’ и 3’ концы этого фрагмента и определите аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5’ конца соответствует антикодону т-РНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.Генетический код (и-РНК)

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

2. Некоторые вирусы в качестве генетического материала несут РНК. Такие вирусы, заразив клетку, встраивают ДНК-копию своего генома в геном хозяйской клетки. В клетку проникла вирусная РНК следующей последовательности:

5’ — ГАУЦГАУГЦАУГЦУУ — 3’.

Определите, какова будет последовательность вирусного белка, если матрицей для синтеза и-РНК служит цепь, комплементарная вирусной РНК. Напишите последовательность двуцепочечного фрагмента ДНК, укажите 5’ и 3’ концы цепей. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

3. Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь — смысловая, нижняя — транскрибируемая):

5’ − АЦАТГГГАТЦЦТАТАТЦГЦГ − 3’

3’ − ТГТАЦЦЦТАГГАТАТАГЦГЦ − 5’

Ген содержит информативную и неинформативную части для трансляции. Информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту Мет. С какого нуклеотида начинается информативная часть гена? Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

4. Молекулы т- РНК, несущие соответствующие антикодоны, входят в рибосому в следующем порядке: ЦГЦ, ЦЦУ, АЦГ, АГА, АГЦ. Определите последовательность нуклеотидов смысловой и транскрибируемой цепей ДНК, и-РНК и аминокислот в молекуле синтезируемого фрагмента белка. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При выполнении задания учитывайте, что антикодоны т-РНК антипараллельны кодонам и-РНК.

Особое внимание в процессе деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности, который должен быть системным и комплексным. В связи с этим на каждого учащегося заводится диагностическая карта, куда в течение двух лет вносятся результаты диагностических, самостоятельных, контрольных работ, причем по каждой теме. Это позволяет проследить степень подготовки учащегося по той или иной теме и контролировать отработку навыков, готовить индивидуальные задания, дифференцированно подходить к планированию урока. Все тренировочные тесты, выполненные на листочках или на бланках ЕГЭ, учащиеся собирают в папки, которые хранятся в кабинете. Собирая тренировочные тесты, я могу отслеживать динамику роста у отдельных учеников, контролировать выполнение работы над ошибками, выявлять темы, которые на данном этапе обучения плохо усвоены, для корректировки процесса обучения через повторение, использовать для организации индивидуальной работы. Кроме того, мне нужно это для работы с родителями.


Технологическая карта урока с применением современных педагогических технологий и методов обучения .

Урок по теме: «Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора»

Цель: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, возможные степени окисления фосфора на основании строения его атома, физические и химические свойства. Познакомиться с аллотропией фосфора и областями применения фосфора.

Задачи:

  • Рассмотреть особенности строения атома фосфора.,
  • Познакомиться со свойствами простых веществ, сравнить аллотропные модификации фосфора,.
  • Изучить химические свойства и получение фосфора.
  • Показать применение и значение фосфора в природе и жизни человека.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся..
  • совершенствовать познавательный интерес учащихся к предмету химии и информатики, стимулировать к поиску дополнительной информации и краеведческого материала.
  • Прививать навыки работы в парах.
  • воспитывать у учащихся любовь к предмету

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Личностные УУД:

#1059;становление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; эстетическое оценивание учебного материала, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; осознание смысла познания данной темы урока.

Познавательные УУД:

#1060;ормулирование познавательной цели

Постановка и формулирование проблемы

Поиск необходимой информации по данной теме о фосфоре и его соединениях

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

#1057;овершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, видеоматериалом.

Коммуникативные УУД:

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД:

  1. Постановка учебной задачи,
  2. Составление плана исследовательской деятельности
  3. Прогнозирование результата
  4. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Предметные результаты: 1) формировать умения отличать аллотропные модификации фосфора

2) формировать умения понимать смысл биологическое значение фосфора в природе и жизни человека

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, таблицы « Фосфор и его соединения».

#1054;рганизационный момент. Мотивация к учебной деятельности, проверка готовности к уроку.

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке речь пойдет о химическом элементе, участвующем в детективной истории. Кто знает, в какой скверной истории оказался замешан элемент №15. ? Попробуйте его назвать. (высказывания учащихся). Если у вас возникли затруднения, то я вам подскажу.

«Светоносный» в переводе.
Элемент такой в природе.
Осветить пространство просто.
Нам поможет в этом (фосфор).

Демонстрация видеофрагмента об открытии фосфора Г. Брандтом.

Тема урока «Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора ».

Откройте тетради и запишите тему урока.

Цель нашего урока: получить знания о химическом элементе, простом веществе фосфоре, его аллотропных модификациях, химических свойствах, применении и значении фосфора в природе и жизни человека. Сегодня мы вместе с вами попробуем взглянуть на фосфор глазами историка, геолога, физика, химика, биолога, медика.

#1057;оздание проблемной ситуации Проблема: почему не светится фосфор, нанесенный на боковую сторону спичечной коробки? Какие версии возникают? Как разрешить проблему?

Задание 1.

Составьте «Кластер»

#1060;осфор - химический элемент по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Укажите:

1. Порядковый номер, номер периода, группа, подгруппа;

2. Заряд ядра, электронная формула,

3. Валентность.

4. Формула летучего водородного соединения и высшего оксида.

#1055;ервичное усвоение новых знаний. Путешествие по станциям.

(работа в парах)

Станция «Историческая».

Познакомьтесь с историей открытия фосфора. Внимательно прочитайте текст.

( приложение №1)

Дополните «Кластер»

#1044;ата открытия элемента.#1050;то открыл фосфор.#1063;то означает название элемента.

Станция « Геологическая »

(работа с учебником п.29 стр.102 приложение №2)

Дополните «Кластер»

#1060;осфор в природе встречается в соединениях

2. Природные минералы – фосфориты и апатиты. Их химические формулы.

Станция «Физическая».

Речь на ней мы поведем о фосфоре как о простом веществе. Необычное

светящееся вещество - белый фосфор. Кроме белого, есть еще красный

фосфор. Ребята, как называется явление существования нескольких простых

веществ, образованных одним химическим элементом? (Аллотропия).

Просмотр видеофрагмента (Белый и красный фосфор).

Заполнить таблицу приложение №3.

Станция «Химическая».

Дополните «Кластер» химическими свойствами фосфора.

#1056; + 5О2 = 2Р2О5

2. 3 Mg + 2P = Mg3P2

3. 5KClO3 + 6P = 3P2O5 + 5KCl (с бертолетовой солью)

Такая реакция происходит, когда мы зажигаем спички. В головке спичек

содержится бертолетова соль, в намазке шкурки -красный фосфор.

#1042; промышленности фосфор получают из фосфоритов и апатитов, нагревая

их в электрической печи без доступа воздуха в присутствии оксида кремния

(IV) иугля.

Ca3(PO4)2 + 3SiO2 + 5C = 3CaSiO3 + 2P + 5CO

Станция «Практическая»

Применение фосфора и его соединений

Великий Гетте сказал: «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать».

На этой станции вы узнаете, где используются вещества, содержащие фосфор.

На урок я подготовила небольшую выставку предметов из области применения фосфора посмотрите.

Станция «Биологическая».

Давайте используем прием «Покопаемся в памяти».

Вспомните, что вам известно о значении фосфора в живой природе.

(Сообщение учащихся).

Первичное закрепление знаний, проверка понимания.

Станция « Конечная».

Давайте сравним:

а) неметаллические свойства азота и фосфора как элементов;

б) химическую активность азота и фосфора как простых веществ.

3. Составить формулы веществ, образующих генетический ряд фосфора.

4. Вычислить чему равна (%) массовая долю фосфора в оксиде фосфора (V).

Сделайте вывод.

Рефлексия.

#1050;акое открытие я сегодня сделал для себя?

#1057;амым трудным для меня сегодня было?

3. Я узнал много нового.

4. Мне это пригодится в жизни.

5. На поставленные вопросы я получил ответы.

6. На уроке работал (с интересом, без удовольствия)

7. Цели урока (достигнуты, не достигнуты).

6. Самооценка ( проверка теста)..

#1044;/з: п 29 (стр.105 задача №4).

Выполнить творческую работу ( составить рассказ о фосфоре).

Список использованной литературы

1. Г.Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. Химия 9 класс. Москва «Просвещение»2018г

2А.С.Корюшенко, А.В. Химия 9класс ФГОС. Москва. Издательство «Экзамен»2016г.

Приложение №1

Из всех древних элементов только фосфор имеет точную дату открытия -1669 год.

В поисках эликсира молодости и попытках получения золота алхимик XVII столетия ГеннингБранд из Гамбурга пытался изготовить "философский камень". Для этой цели он собрал около тонны мочи из солдатских казарм и выпаривал ее до образования сиропообразной жидкости. Эту жидкость он подверг сильному прокаливанию в смеси с песком и древесным углем без доступа воздуха. В результате Бранд получил вещество, обладающее необыкновенными свойствами: оно светилось в темноте.к новому веществу был огромный, и Бранд надеялся извлечь из своего открытия изрядную прибыль: недаром он был в прошлом гамбургским купцом. Сохраняя способ изготовления в строжайшей тайне, Бранд показывал новое вещество за деньги. А желающим продавал его небольшими порциями только за чистое золото. Спустя некоторое время Бранд продал также и секрет изготовления фосфора дрезденскому химику Крафту, который, подобно Бранду, стал ездить по дворцам влиятельных особ, показывая фосфор за деньги, наживая огромное состояние. Конец «философскому бизнесу» положил английский химик Роберт Бойль, который в 1680 году опубликовал в научном журнале более простую и доступную методику получения фосфора.

Наименование элемента происходит от греческих слов «фос» - свет и «форос»-,несущий. В России термин фосфор введен в 1746 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

Приложение№2

Фосфор принадлежит к весьма распространённым в природе элементам. Он

занимает 13 место среди всех элементов. Вследствие высокой химической

активности фосфор в свободном состоянии в природе не встречается. Он

содержится не менее чем в 190 минералах, из которых главнейшими являются апатиты и фосфориты. В 1935 году было открыто очень крупное

месторождение фосфоритов Карата .Одно из природных соединений фосфора

-газообразный фосфористый водород, особенность которого состоит в том, что он легко воспламеняется на воздухе. Это свойство фосфористого водорода объясняет появление болотных, блуждающих или могильных огней. Огни на болотах и свежих

могилах действительно бывают. Это не фантазия и не выдумка. В теплые

темные ночи на свежих могилах иногда наблюдаются бледно голубоватые, слабо мерцающие огоньки. Это "горит" фосфористый водород. Образуется он при гниении отмерших растительных и животных организмов. Фосфорные соединения, входящие в состав трупов животных и человека, под действием грунтовых вод разлагаются с образованием фосфористого водорода, который, выйдя на поверхность, воспламеняется. Таким образом, огни на могилах и болотах - не "чудо", не следы таинственных духов, не привидения, не признак святости или греховности умершего, а результат химической реакции.

Приложение №3 Фосфор как простое вещество.

Характеристика вещества.

Свойства

Белый

фосфор -Р4

Красный

фосфор Рх

Черный

фосфор

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Кристаллическая решетка

Растворимость в Н2О

Действие на организм

Приложение 4.

Биологическая роль фосфорной кислоты.

Фосфорная кислота входит в состав нуклеиновых кислот,играющих важную роль в биологических процессах воспроизведения живых организмов.

Сказка о фосфорной кислоте.

Жила-была одна несчастливая семья. Рос в ней сын Фосфор. Он был очень красивым и умным мальчиком, только друзей у него не было, т.к. Фосфор был ядовитым. Каждый, кто прикасался к нему, становился лягушкой.

Когда Фосфор ходил на дискотеку, он освещал все помещение, потому что в темноте светился. Однажды его пригласили на бал. Надел Фосфор белый костюм и пошел.
На балу Фосфор сидел в уголке и смотрел на одну прекрасную девушку, которая тоже смотрела на него.

В зале горел свет, было очень душно, т. к. воздух в закрытое помещение не поступал.Фосфор весь истомился от жары и духоты, а когда посмотрел на свой костюм, то увидел, что тот стал темно-красного цвета.

«Как же так? Что за чудеса?» – подумал он. Тут внезапно подошла та девушка, которая ему понравилась, и между ними завязался разговор. Она протянула к Фосфору руку, но он вскрикнул:

–Не дотрагивайтесь до меня!Я ядовит!
– Что за ерунду вы говорите? Я вижу, что вы хороший шутник! Пойдемте танцевать!Фосфор закрыл глаза, чтобы не видеть, как девушка превращается в лягушку. «Но что это такое? Превращения не произошло. Опять чудеса!» – подумал он. Они протанцевали весь вечер. Фосфор забыл о своем горе. Он не знал, как все это произошло, т. к. в то время плохо был знаком с химической наукой.Теперь Фосфор стал самым счастливым человеком на свете, он очень изменился: стал не ядовит и даже не светился в темноте. Родители его им очень гордятся. Фосфор много сил приложил для изучения сложной, но интересной науки химии и теперь стал крупным специалистом в технологии получения фосфорной кислоты и в спичечном производстве.

Приложение №5

Тест

#1050; аллотропным модификациям фосфора относят:

а) фосфор кристаллический, б) фосфор черный, в) фосфор ромбический

2. Формула белого фосфора: а) Рх ,б) Р4 , в) Р

#1057;тепень окисления фосфора в веществе Na3РO4 равна: а) + 1 б) + 3 в) +5

#1060;ормула фосфида алюминия: а) AlРО4, б) АlР, в) Аl(РO3)3

#1060;ормула ортофосфорной кислоты а) H2РO4 ,б) HРO3, ,в) H3РO4

6. Вещество, применявшееся для создания дымовых завес во время ВОВ

а) Р2O3 ,б) Р красный , в) Р2O5

7. Вещество, применяющееся для осушения газов и жидкостей:

а) Р черный ,б) Р белый ,в) Р красный

8. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора:

а) 2,8,3; б) 2,5; в) 2,8,5; г) 2,8,8,5

9. Общая формула, соответствующая высшему оксиду фосфора:

а) R2O б) RO; в) R2O3 г) R2O5

10. Чтобы получить белый фосфор нужно:

а) нагреть красный фосфор без доступа кислорода

б) охладить красный фосфор

в) нагреть черный фосфор без доступа воздуха

г) растворить красный в воде.

3 этап- Применение знаний и умений в новой ситуации,

Как же изменяются свойства?

#1047;ависимость орбитальных радиусов атомов от порядкового номера элемента

Умение выполнять лабораторный опыт.

4 этап первичная проверка и закрепление

Решение теста :

Среди огромного количества пособий по подготовке к ЕГЭ по химии предпочтение отдаю подборке учебно-тренировочных материалов под авторством В.Н. Доронькина, А. Г. Бережной, Т.В. Сажневой, В.А. Февралевой; А.А. Кавериной, а по биологии В.С.Рохлова; А.А.Кириленко, С.И. Колесников. Эти пособия предоставляют достоверную информацию о содержании единого государственного экзамена, так как к их составлению были привлечены специалисты Федерального института педагогических измерений. К экзамену можно готовиться и по другим пособиям, включенным в перечень, размещенный на сайте ФИПИ .

Успех на ЕГЭ и ОГЭ во многом зависит и от организационной подготовки, от того насколько выпускники информированы о технологии проведения экзамена. Ежегодно в государственной итоговой аттестации по химии и биологии участвуют учащиеся 9,11 классов , где наблюдается положительная динамика результатов. Учащиеся показывают знания выше муниципального и краевого уровня. Результатом моей работы является высокий результат ЕГЭ по биологии (96 баллов) показала Клесова Анна и (92 балла ) ЕГЭ по химии Рыбалкина Анастасия. Среди учащихся 9 классов наивысшие результаты ОГЭ по химии (34 балла) показали Мурзинов Николай и Булгаков Максим.

Список используемых источников.

#1057;айт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): .

2. Официальный информационный портал Единого государственного экзамена: Главный портал по ЕГЭ Информационная поддержка ЕГЭ и ГИА:

#1057;айт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме: Сайт Центра оценки качества образования: Аналитические отчеты по результатам ЕГЭ, тестам PISA и др

#1041;ольшая коллекция материалов по ЕГЭ и ГИА и подготовке к ним:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки к государственной (итоговой) аттестации учащихся по биологии

Представляю свой опыт работы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов. Данное выступление было представлено на межрайонном семинаре обмена опытом....

Материалы проблемно-тематического семинара «Методика организации подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся по информатике в основной школе»

В архиве, размещенном на Яндекс диск размещены методические материалы, адресованные учителям информатики общеобразовательных учреждений Московской области.Данные материалы призваны помочь в подготовке...

Подготовка к государственной итоговой аттестации по биологии за курс основной школы

Данный материал содержит вопросы и ответы части С контрольно-измерительных материалов....

«Системный подход в подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии»

Маштакова Галина Геннадьевна;МАОУ «СОШ № 27 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Балаково; учитель биологии. Итоговая аттестация учащихся в формате ГИА и ЕГЭ сего...

Методика организации подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся в основной школе

Первоочередная задача изучения курса математики – это качественное изучение предмета на базовом уровне....